В) Принцип активности субъекта

Познающий субъект активен. Это еще одно, почерпнутое также из Гегеля, но материалистически переосмысленное положение диалектического материализма. Гегель говорил об активности субъекта как условии познания, но у него эта активность понималась как чисто духовная, мыслительная, интеллектуальная. По Гегелю, человек как представительобщества и природы несет в себе частицу творческого саморазворачивания собственного интеллекта, он сущностно любопытен, стремится к универсальному знанию («Хочу всё знать!» – это, в сущности, гегельянский лозунг). Абсолютная идея, управляющая природой, сама себя познает человеческим познанием. Круг идеализма замыкается: сознание познает сознание. И стимул этого – самолюбопытство, или, лучше сказать, самолюбование абсолютной идеи. Марксистская философия разрывает этот идеалистический круг. Источником и стимулом познания являются насущные задачи человека по строительству общества, собственной социальности, цивилизации. Это стремление вырваться за пределы животного образа жизни ведет человека на путь познания. Человек опережает природу своими запросами к ней. Внедряется в нее, чтобы извлечь из нее нужную для ее переделки информацию. Человек не созерцает природу, а стремится ее переделать. И только реализация этого стремления раскрывает ему внутреннее содержание предметов. Этим человек отличается от животного: последнее лишь реагирует на то, что непосредственно дано, а человек сам создает для себя объекты внимания как источники информации. Понятно ведь: сколько ни созерцай работу инженера, скрипача, их ремеслу не научишься. Есть такой анекдот: «Вы играете на скрипке?» - «Не знаю, не пробовал». Если вам жизненно важно не нужен предмет, вы не станете тратить силы на его изучение. Так что не воздействие предмета на человека дает процесс и эффект познания, а, главным образом, воздействие человека на предмет, его опережающая активность. Звездное небо, небесные светила люди видели всегда, но специально изучать фазы луны или вращение небесной сферы люди начали только тогда, когда возникла нужда в определении сроков сельских работ или необходимость путешествовать на большие расстояния.

Такое понимание вопроса существует только в марксизме. Другие современные философские системы его не признают и не ориентируют человека на активные усилия в процессе познания. Это проявляется в педагогических теориях развития личности через активизацию ее якобы изнутри заложенного интереса к познанию. Это так называемая «педагогика развития». Надо-де развить изначальные, природой (или богом) заложенные в человеке предрасположенности («диспозиции») к познанию. Проще говоря, активизировать природное любопытство, «рефлекс «что такое»», как называл его И. П. Павлов. Психолог-марксист Л. С. Выготский в своих классических для психологии и педагогики работах показал, что на этом пути никакого нужного обществу обогащения личности не получится. Сегодня ребенок проявил «диспозицию» к отрыванию лапок у мухи («Ах, он будет энтомологом!»), но уже завтра этот предмет любопытства забыт и вытеснен другой «диспозицией». Только постановка воспитуемого перед важной социальной задачей и включение его в активное взаимодействие с предметом даст подлинный процесс воспитания и развитие знаний учащегося.

Итак, активность социального субъекта. Познавательно активным делает человека общество. А лучше сказать – общество познает мир активностью отдельных людей, превращаемых им в субъектов познания.

Г) Принцип практики

Из сказанного видно, что человеческая познавательная активность – практична. К познанию мира человека ведет не свободное самодвижение «субъективного духа», несущего в себе искру духа Абсолютного и даже Абсолютной идеи, управляющей миром, как это представлено у Гегеля. И не априорный синтез категорий, по Канту. И не разворачивание («развитие») природой заданных «диспозиций» к познанию, как это представляют современные экзистенциализм и философская антропология. Познание практично. Познание – это сторона, свойство и следствие практической деятельности человека по перестройке природы в общество, по «осуществлению потенциального гуманизма природы» (К. Маркс). Человек познает не для того, чтобы знать, а для того, чтобы на основании знания действовать. Без этого последнего познания нет, оно становится ненужным и засыпает, если и начиналось. «Любопытство не порок, но большое свинство» – говорят в народе.

Так что же такое практика и какое ее понимание является философски прогрессивным?

Практикой в диалектико-материалистическом понимании является вся совокупность человеческой преобразовательной деятельности, всякая преобразующая мир (природу, общество и человека) деятельность людей, взятая во всей ее всемирной истории. Именно это в марксизме называется практикой, а не «практический опыт» индивида по удовлетворению своих частных потребностей. Практика – это всемирно-историческая деятельность человечества по преобразовании. Природы в социальное бытие. Так понимаемая практика стимулируется всеобщими задачами бытия мира как целого, с ним скоррелирована и им оценивается на предмет адекватности и успешности. Эта практика вбирает в себя отдельные практические действия и деяния обществ, государств, отдельных групп людей и человеческих индивидуумов. Последним может казаться, что их деятельность не имеет никакого отношения к бытийственным задачам, решаемым человечеством как универсальным субъектом общеисторической практики. Но это не отменяет итоговую, в конечном счете включенность действий каждого человека в унивесальный процесс общеисторической практики человечества – или же степень невключенности человеческих индивидуальных действий в этот универсальный процесс.

Рассмотрим вопрос о соотношении практики и процесса познания. Здесь, прежде всего, надо сказать, что практика находится не вне процесса познания, равно как и познание протекает не вне практики, а они представляют собой единство: практика – сознантельна и познавательна, а познание – практично и без практики не существует. В конкретных отдельных случаях мы видим «отставание» практики от познания (научные открытия лишь через некоторое время внедряются в практику) или опережения ею познавательных достижений людей (паровозы уже ходили по рельсам лет 30, но теория парового двигателя сложилась только в 50-е годы Х1Х века). В целом же, в общеисторическом плане терия и практика, познание и практика находятся во взаимном единстве и взаимообусловленности. В широком, философском смысле практика это и есть познание, а познание это и есть человеческая практика. Практика познавательна, познание практично. Тут нет отношения сторон, которые будто бы существуют вне друг друга. Эти стороны лишь умопостигаемы, интеллигибельны или даже умосозидаемы, конструируются для удобства исследовательского внимания, тогда как на самом деле это одно и то же – цельный, единый процесс познавательной деятельности, деятельного познания. Практика – это, как говорил Г. Гегель, единство распредмечивания природы и опредмечивания человеческих знаний. В практике раскрывается структура и сущность предмета, то есть рождаются знания и одновременно человеческая практическая деятельность невозможна без знаний, без них она превратится в бессмысленные операции по схеме «мартышка и очки». В практике опредмечиваются человеческие знания, создается, созидается новый предмет, новое, не бывалое в природе.

Тем не менее, можно выделить формы соотношения познания и практики. Практика является

1. Источником познания;

2. Инструментом познания;

3. Критерием истинности полученных знаний.

Как источник познания практика стимулирует исследовательскую активность человека. Не «познавательный инстинкт», не «рефлекс что такое», не обывательское любопытство, а именно практическая нужда, практическая задача подвигает человека (и человечество) к познавательной деятельности. Практика слишком трудна и непроизводительна, «малорентабельна» для того, чтобы стимулироваться подобными мотивами. Любопытство быстро угасает, пасует перед трудностями исследовательской работы, те более слабы «познавательные» инстинкты и рефлексы. А практическая задача никогда не иссякает в своей мощи, и эта мощь даже взвинчивается от эпохи к эпохе. Людям для поддержания своего человеческого (социального) состояния нужно все больше благ, техничеких средств и искусственных форм поведения. Наши предки работали гораздо меньше нас, и чем дальше в древность, тем меньше. И в будущем люди будут работать еще более напряженно, чем мы сегодня. «То ли еще будет!» - давно уже пела Алла Борисовна.

Практики – инструмент познания. Практика не только стимулирует познание, но и постоянно поставляет человечеству инструменты познания. Элементарное каменное рубило, палка-копалка для взрыхления почвы под посев злаков – это уже инструменты изучения свойств обрабатываемых предметов. В дальнейшем практически применяемые рычаги, электрические и электронные устройства становятся средствами измерения, тестирования, наблюдения предметов.

Практика – критерий истинности знаний. Критериями (способами проверки истинности) знаний могут быть а) логическая их обоснованность; б) договоренность людей относительно того, что считать истиной; в) простая вера в истинность своих рассуждений, доверие своей (или чужой) «правде»; г) ссылка на авторитет (в Средние века это звучало: magistro dixi – учитель сказал); соответствие смыслу априорных категорий рассудка (по Канту); воля «вмешавшегося в дело начальства» (тоже по Канту) и т. д. Наконец, это может быть и «практика» единичного субъекта, «на себе» испытывающего истинность (или ложность) той или иной мысли или доктрины. Один студент возразил мне во время лекции на то, что курение вредно. Он сказал, что ему курение реально облегчает работу, когда он, например, далеко за полночь выполняет чертежи или прочие домашние задания. Бывает, совсем устал, говорил он, но покуришь – и сил прибавляется. Здесь студент подменил философское понятие практики бытовым фактом индивидуальной деятельности. Он и не знал, что такую же подмену совершают те профессиональные философы, которые вводят так называемый «принцип верификации»: истинными («осмысленными») являются те высказывания, которые можно проверить в индивидуальном чувственном опыте. Фразу «За окном идет дождь» можно проверить («верифицировать») просто высунув руку в форточку. Но об этом речь пойдет в третьей части нашей лекции.

Диалектический материализм понимает практику как всемирно-исторический процесс человеческого (общественного) преобразования природы и общества и только в этом смысле утверждает практику как критерий истинности идей, высказываний и теорий. Проверка идей на истинность в таком случае происходит не вдруг и не одноразово, такая проверка совершается в историческом плане, «в конечном счете», таким образом, когда говорят: «История нас рассудит», то есть когда проверяемая истина подвергнется многократным, тысяче- и миллионократным испытаниям. Так проверяется истинность математических аксиом. «Практика, миллиарды раз повторяясь, откладывается в сознании человечества в виде фигур логики» – писал В. И. Ленин. Своей всеобщностью практика делает проверенные ею истины конкретными, то есть богатыми, полными, всесторонними в отличие от абстрактных истин единичного опыта, в которых сознание отвлечено (абстрагировано) от массы разнообразных случаев, от множества событий, делающих истину статистичной. Критерий практики, таким образом, статистичен и потому несомненен, критерий верификации – единичен и ненадежен.

Наши рекомендации