Примерный перечень тестовых заданий
1.Гносеология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
2. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
3. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
г) сенсуализма;
д) гедонизма.
4. Дедукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
5. Индукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
6. Метод познания в философии и науке, когда мысль движется от общих положений к частным выводам:
а) индукция;
б) дедукция;
в) анализ;
г) синтез.
7. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
а) слово;
б) категория;
в) дефиниция;
г) термин;
д) имя.
8. Эмпиризм — это:
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
9. Агностицизм — это:
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.
10. В философии «агностицизм» понимается как:
а) рассмотрение процесса познания;
б) рассмотрение объектов познания;
в) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
г) сомнение в возможности познания;
д) метод познания.
11. Высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины – это:
а) рассудок;
б) разум;
в) чувство;
г) переживание;
д) интуиция.
12. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):
а) агностицизм;
б) эмпириокритицизм;
в) скептицизм;
г) гносеологический оптимизм;
д) гедонизм.
13. Учение, утверждающее об ограниченных возможностях человека в познании мира, называется:
а) материализм;
б) скептицизм;
в) эмпиризм;
г) идеализм;
д) рационализм.
14. Какое из понятий лишнее в данном перечне?
а) гносеологический оптимизм;
б) агностицизм;
в) скептицизм;
г) антропоцентризм.
15. Уровни научного познания (укажите все варианты):
а) эмпирический;
б) религиозный;
в) теоретический;
г) мифологический;
д) диалектический.
16. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
в) представление;
г) объяснение;
д) ноумен.
17. К основным формам живого созерцания (в теории познания как отражения) не относится:
а) представление;
б) восприятие;
в) идея;
г) ощущение.
18. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
а) понятие;
б) представление;
в) умозаключение;
г) суждение;
д) восприятие.
19. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
а) абстрактным;
б) теоретическим;
в) обыденным;
г) научным;
д) божественным.
20. Практика по своим функциям в процессе познания не является:
а) основой познания и его движущей силой;
б) целью познания;
в) критерием истины;
г) успешной заменой теоретических исследований и научного творчества.
21. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
а) абстрактна;
б) объективна;
в) субъективна;
г) абсолютна;
д) божественна.
22. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
а) пропаганда;
б) заблуждение;
в) суждение;
г) предрассудок;
д) иллюзия.
23. Совокупность подходов, приемов, способов решения различных практических и познавательных проблем — это:
а) методика;
б) развитие;
в) навык;
г) механизм;
д) процесс.
24. К какой форме научного познания относится концепция инопланетного происхождения жизни на Земле?
а) гипотеза;
б) теория;
в) проблема;
г) парадигма;
д) модель.
25. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:
а) античности;
б) средних веков;
в) Возрождения;
г) Нового времени;
д) в ХХ веке.
26. Стурктурными компонентами теоретического научного познания являются (укажите все правильные варианты):
а) проблема;
б) боль;
в) вера;
г) гипотеза;
д) теория.
27. Учение, утверждающее, что критерием истины является признание в научном сообществе, называется:
а) конвенционализм;
б) релятивизм;
в) рационализм;
г) агностицизм;
д) скептизизм.
28. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода:
а) аналогии;
б) индукции;
в) дедукции;
г) анализа;
д) математического анализа.
29. В теории познания исключающие друг друга, но одинаково доказуемые понятия, носят название:
а) категорий;
б) универсалий;
в) модусов;
г) антиномий;
д) законов.
30. Какое из определений рациональности рассматривается в философии в качестве основного?
а) расчет адекватных средств для данной цели;
б) наилучшая адаптивность к обстоятельствам;
в) логическая обоснованность правил деятельности;
г) способность разума к целостному охвату природы, общества и собственной субъективности.
31. К эмпирическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
а) анализ;
б) наблюдение;
в) эксперимент;
г) измерение;
д) моделирование.
32. К теоретическим методам познания относятся (укажите все правильные ответы):
а) анализ;
б) наблюдение;
в) идеализация;
г) измерение;
д) моделирование.
33. При использовании этого метода происходит замена отдельных свойств изучаемого объекта символами или знаками:
а) индукции;
б) дедукции;
в) идеализации;
г) наблюдении;
д) анализе.
34. Научные знания отличаются от других знаний (укажите все правильные ответы):
а) точностью;
б) обоснованностью;
в) большой предсказательной способностью;
г) большой степенью фантазии (не обязательно обоснованной);
д) своей исключительной эстетической ценностью.
35. В концепции Т. Куна парадигма трактуется как:
а) абсолютная истина;
б) эмпирически достоверное знание;
в) математически обоснованное знание;
г) заблуждение;
д) совокупность предпосылок, признанных на данном этапе и определяющих конкретное научное исследование.
36. В этой научной картине мира используются такие общенаучные понятия как неустойчивость, неравновесность, нелинейность, необратимость:
а) доклассическая;
б) классическая;
в) неклассическая;
г) постнеклассическая.
37. Науке присущи такие основные функции, как (укажите все правильные ответы):
а) мировоззренческая;
б) методологическая;
в) эстетическая;
г) политическая;
д) предсказательная.
38. На самых ранних этапах человеческой истории важную роль играли такие формы познания, как:
а) научное;
б) обыденно-практическое;
в) игровое;
г) философское;
д) мифологическое.
39. К основным концепциям истины относят:
а) конвенциональную;
б) прагматическую;
в) системную;
г) соответствия;
д) аналитическую.
40. Понятие «практика» в философии может быть обозначено такими терминами (укажите наиболее правильный ответ):
а) действие;
б) познание;
в) опыт в целом;
г) физическая жизнь;
д) истина.