Античная философия, проблемы, школы, представители
Фалес (ок. 624 – 547 гг. до н.э.) много сделал для развития математических, астрономических, метеорологичеких и физических знаний. Он по справедливости снискал себе славу одного из «семи мудрецов» древней Греции. Изучив приемы измерения площадей, применявшиеся в Египте, Фалес построил элементарную геометрию; опираясь на астрономические знания вавилонян, он положил начало древнегреческой астрономии и прославился предсказанием полного солнечного затмения. Все возникает из воды и все в нее превращается, говорил Фалес. Учение Фалеса о воде как о первовеществе восходит к более древним представлениям греков, а также египтян и других народов Востока. Фалес отличал душу от тела, но и ее считал материальной. Душа, с его точки зрения, - это движущее начало всех явлений природы. Учение Фалеса о воде, как о бесконечно движущейся материи, как первооснове, из которой происходят все вещи и в которую они возвращаются, является ярким первоначальным наброском материалистического понимания перехода материи из одного состояния в другое.
Анаксимандру (ок. 610 – 546 гг. до н.э.) принадлежит древнейшая, из известных нам, догадка о множественности миров и попытка дать естественнонаучное объяснение развития животных. Он полагал, что животные рождаются из влаги под действие солнечных лучей: первые животные обитали в воде и были покрыты чешуей, затем некоторые виды вышли на сушу, изменили образ жизни и внешний вид; человек произошел от рыбы. Анаксимандр ввел в употребление солнечные часы и гномон (астрономический инструмент), сделал модель небесной сферы и составил первую в Греции географическую карту. Дальнейший шаг в развитии материализма сделал ученик Фалеса Анаксимандр. Единой и вечной первоосновой природных явлений он считал апейрон (неопределенную и беспредельную материю). Это понятие материи лишено уже той чувственной конкретности, которая присуща первовеществу в учении Фалеса. Процесс возникновения и уничтожения отдельных вещей, согласно Анаксимандру, протекает с необходимостью. Из апейрона выделяются заключенные в нем противоположности теплого и холодного, сухого и влажного и образуются все вещи. В этих высказываниях заключалась догадка о диалектике единого и множественного. Из апейрона возникает и гибнет бесчисленное количество миров. Погибают они по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех. Боги не принимают никакого участия ни в возникновении, ни в развитии, ни в уничтожении бесчисленных миров единой и бесконечной вселенной.
Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.) впервые стал проводить различие между планетами и звездами. Анаксимен объяснял вечное изменение явлений природы сгущением и разряжением воздуха. Разрежаясь воздух становится огнем, сгущаясь же превращается в ветер, затем в облако, далее – в воду, землю и, наконец, в камни. Боги возникли из материального первоначала – воздуха. Все космические изменения объясняются не вмешательством богов, а движением материи.
Гераклит (ок. 530 – 470 гг. до н.э.) принадлежал к аристократическому роду Кодридов, представители которого являлись басилевсами (правителями) Эфеса. По сохранившимся сведениям звание басилевса Гераклит уступил своему брату. Из сочинения «О природе» сохранилось 130 фрагментов.
Единой и всеобщей основой всех явлений природы, их материальным первоначалом Гераклит считал огонь. Изменения природы в направлении: земля, вода, воздух, огонь – Гераклит называл «путем вверх», в обратном направлении «путем вниз». Гераклит учил, что все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного. Стихийная диалектика выступает и в догадках Гераклита о роли противоположностей во всеобщем изменении природы, об «обмене противоположностей», и их борьбе. «Одно и то же в нас – живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно, то, изменившись, есть это». Гераклит боролся как против тех древних мыслителей, которые отрицали наличие противоположностей в природе, так и против тех, которые признавали противоположности, но отрицали их взаимосвязь между противоположными явлениями. Одну из сторон стихийной диалектики Гераклита составляло признание конкретности истины, ее зависимости от определенных условий. «Прекраснейшая обезьяна отвратительна по сравнению с человеком», «Ослы золоту предпочтут солому». Закономерность расхождения, борьбы и соединения противоположностей Гераклит называл «всеобщим логосом».
Считая предметом знания космос, материальный мир, природу,Гераклит говорил, что природа познается посредством чувств; важное значение в познании действительности он придавал мышлению. Простое накопление фактов недостаточно, необходимо разумное познание космоса, его изучение на основе увиденного, услышанного.
Жизнь Пифагора приходится на период приблизительно между 584 - 500 гг. до н.э.
Пифагор занимался решением геометрических задач, но пошел дальше. Он исследует взаимоотношение чисел. Изучение зависимости между числами требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он изучал характер чисел и отношений между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Гноссеология. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Так, например, единица означала начало всего, непрерывность, положительность, всеобщую сущность. Двойка означала противоположность, различие. Пифагор полагал основными первые четыре числа арифметического ряда. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая, квадрат (плоская фигура), куб (пространственная фигура). Сумма этих чисел дает 10, которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, - такое число , на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.
Все пифагорейское учение о сущности бытия имеет отчетливо выраженный спекулятивный характер и является исторически первой попыткой (за искл. Анаксимена) постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. Возможность мысленной манипуляции с числами ( как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Отсюда остается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. Именно это и делается в философии Пифагора. При этом существующие противоположности подчиняются всеобщей универсальной гармонии космоса, они не сталкиваются, но борются, но подчинены гармонии сфер.
Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Его учение о бессмертии души ( и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам. Пифагор выдвинул реакционное учение о порядке под которым понимал власть аристократов.
Мораль у Пифагора была обоснованием определенной "социальной гармонии", опирающейся на абсолютное подчинение демоса и аристократии. Поэтому ее важнейшей частью было безусловное подчинение.
Старшая группа софистов: Протагор (481-413), Горгий, Гиппий и Продик.
Протагор доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему.
Горгий разработал утверждение, в котором он доказывал: ничто не существует; если и есть нечто существующее, то оно не познаваемо; если даже оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.
Софисты младшей группы. В учениях младших софистов /4 в. до н.э. - о которых сохранились крайне скудные данные, особенно выделяются их этические и социальные идеи: Ликофрон, Алкидамант, Антифонт, Фразимах.
Сократ /469-399/ – способствовал возникновению учений объективного идеализма.
Философия – не просто рассмотрение природы, а учение о ком, как следует жить. Главному практическому вопросу философии должен предшествовать вопрос о сущности знания. Знание Сократ понимает как усмотрение общего /или единого/ для целого ряда вещей /или их признаков/. Знание есть – понятие о предмете и достигается при определении понятия.
Метод Сократа – диалектический. Диалектика – великое достижение философии Сократа; излагал свое учение только устно ,в форме беседы или спора.
Главным предметом речей и бесед Сократа были вопросы этики, вопросы о том, как следует жить.
По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи (реальность – ex: стол) непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины – бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом. Эти причины или формы, Платон называет видами (эйдосами) и, гораздо реже, идеями. Каждому классу чувственных предметов соответствует в бестелесном, нечувственном мире некоторая идея. По отношению к чувственным вещам идеи суть одновременно и их причины, и образцы,по которым были созданы эти вещи, и цели, к которым стремятся существа чувственно воспринимаемого мира, и понятия об общей основе вещей каждого класса. Однако, по Платону, одного лишь существования идей недостаточно для объяснения вещей чувственно воспринимаемого мира. Так как эти вещи преходящи, изменчивы, то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие Платон отождествляет с материей, которая, согласно его учению, есть область непрекращающегося движения, возникновения и изменения. Материя принимает на себя идеи и превращает каждую идеюво множество чувственных вещей, обособленных друг от друга по месту, занимаемому ими в пространстве.