Основные закономерности развития и общие методологические проблемы научного познания

1. Достоверность научного знания — важнейшая проблема методоло­гии науки.

2. Проблема наглядности научного знания.

3. Соотношение факта и закона в научном познании.

4. Философия и конкретно-научное знание.

5. Безграничность человеческого познания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аристотель. Метафизика./Соч. в 4-х Т. — Т. 1. — М: Мысль, 1976.

2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974:

3. Баранов Т.С. Научная метафора: модельно-семиотический подход. — Кемерово; Ч. 1. — 1992; Ч. 2. — 1993.

4. Белов В.А. Образ науки в ее ценностном измерении. Философский ана­лиз. — Новосибирск: Наука, 19.95.

5. Бердяев Н.А. Человек и машина. // Вопросы философии. 1989. — № 2.

6. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи. — М.: Прогресс, 1976. — 142 с.

7. Быков В.В. Методы науки. — М.: Наука, 1974. — 215 с.

8. Бэкон Ф. Новый органон./Соч. в 2 т. — М., 1972. — Т. 2.

9. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. — М.: Прогресс, 1988.

10. Вахтомин Н.К. Генезис нового знания. Факт, идея, теория. — М.: Наука,—286 с.

11. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики,- М., 1974

12. Герцен А.И. Письма об изучении природы. (письмо 1 и 2)/Избранные фи­лософские произведения в 2 т. Т. 1. — М., 1950 (или любое другие изда­ние).

13. Горохов В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. — М.: Высшая школа, 1984. — 111 с.

14. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. — М., 1984.

15. Декарт Р. Рассуждение о методе./Избр. произв. — М., 1950.

16. Диалектика познания. — Л., 1988.

17. Идеалы и нормы научного исследования. — М., 1981.

18. Колеватов В.А. Социальная память и познание. — М.. Мысль, 1984.

19. Кондратьев Н.Д. Основные учения о законах развития общественной жизни./Избр. соч. — М : Экономика, 1993. — С. 84-115.

20. Кондратьев Н.Д. Проблема предвидения./Избр. соч. — М.: Экономика, 1993. — С. 116-165.

21. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. — М.: Мысль, 1974.

22. Крымский С Б. Научное знание и принципы его трансформации. — Ки­ев, 1974.

23. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977.

24. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. — М.: Наука, 1980

25. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм./Полн. собр. соч. — Т.18

26. Логические методы и формы научного познания. — Киев: Вища школа, 1974

27. Мантатов В.И. Образ, знак, условность. — М , 1980.

28. Минский М. Фреймы для представления знаний. — М., 1979.

29. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания, — Л.: Лениздат, 1972.

30. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. — М-, 1981.

31. Нарский И.С. Современные проблемы теории познания. — М., 1989.

32. Полани М. Личностное знание. — М., 1985.

33. Пуанкаре А. О науке. — М., 1990.

34. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс, 1983.

35. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. — М.: Мысль, 1977.

36. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. — Но­восибирск, 1986.

37. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. —М.: Мысль, 1974.

38. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. — М.: Наука, 1976.

39. Соловьев B.C. Кризис западной философии. Против позитивистов.

40. Степин B.C. Становление научной теории. — Минск, 1986.

41. Степин B.C., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск: Вышэйшая школа, 1974.

42. Тулмин С.Э. Человеческое понимание. — М., 1984.

43. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986.

44. Фейербах Л. Основные положения философии будущего./Избр. филос. произв. В 2 т. Т. 1. — М„ 1955.

45. Философские вопросы технического знания. — М.: Наука, 1984.

46. Фофанов В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. — Новосибирск, 1979.

47. Французова Н.П. Исторический метод в научном познании. — М.: Мысль, 1972.

48. Чудинов Э.М. Природа научной истины. — М., 1977.

49. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. — М.

50. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. — М., 1978.

51. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. — М., 1978.

52. Энгельс Ф. Диалектика природы/Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т.20.

53. Яхиел Н. Социология науки. — М., 1977.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ: ТРИ ИПОСТАСИ НАУКИ.. 4

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 7

Метод и методология. 8

Виды познания и знания. 12

Философское познание. 15

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 17

Предмет научного исследования. 18

Субъект и объект познания. 20

Критерий истины в научном познании. 23

ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 27

Научный факт. 27

Наблюдение. 28

Измерение. 30

Эксперимент. 31

Социальный эксперимент. 34

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ ОПЫТА. СПЕЦИФИКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ЗАКОНОВ.. 36

Анализ и синтез. 37

Индукция и дедукция. 39

Классификация и систематизации. 41

Специфика эмпирических понятий и законов. 43

МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 45

Теоретический базис науки и научная картина мира. 46

Абстрагирование и идеализация. 49

Соотношение абстрактного и конкретного. 51

Исторический и логический методы.. 53

Научная теория. 54

Роль гипотез. 55

ЯЗЫК НАУКИ.. 57

Язык как знаковая система. 57

Естественный язык. 59

Искусственные языки. 59

Формализация и ее границы.. 60

Графические средства познания. 61

РОЛЬ МОДЕЛЕЙ В ПОЗНАНИИ.. 63

Понятие модели и моделирования. 63

Проблема классификации моделей. 65

Условные и безусловные моделирующие системы.. 68

Изобразительная модель в научном исследовании. 72

Модель как опредмеченное знание. 75

Модель и теория. 78

Эвристическая ценность изобразительного моделирования. 83

Имитационное моделирование. 90

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ.. 94

Необходимость системного подхода. 94

Понятие системы и системного метода. 97

Соотношение общенаучных методов и системного подхода. 99

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 101

Общие методологические параметры научного знания. 101

Взаимодействие философии. 103

и конкретно-научного знания в процессе их развития. 103

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 104

ЛИТЕРАТУРА.. 108

[1] См.: "Философские науки", 1991.— №6.-С. 139-150

Во многих западных странах, физики по традиции получают ученую степень доктора философии. (В англоязычных странах часто используется сокращенное название этой уче­ной степени но начальным буквам слов D.Ph. От этих букв образовано жаргонное словосочетание Daddy Phaddy, что можно передать как "Папа Федя").

Наши рекомендации