Основные закономерности развития и общие методологические проблемы научного познания
1. Достоверность научного знания — важнейшая проблема методологии науки.
2. Проблема наглядности научного знания.
3. Соотношение факта и закона в научном познании.
4. Философия и конкретно-научное знание.
5. Безграничность человеческого познания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель. Метафизика./Соч. в 4-х Т. — Т. 1. — М: Мысль, 1976.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974:
3. Баранов Т.С. Научная метафора: модельно-семиотический подход. — Кемерово; Ч. 1. — 1992; Ч. 2. — 1993.
4. Белов В.А. Образ науки в ее ценностном измерении. Философский анализ. — Новосибирск: Наука, 19.95.
5. Бердяев Н.А. Человек и машина. // Вопросы философии. 1989. — № 2.
6. Боно Эдвард де. Рождение новой идеи. — М.: Прогресс, 1976. — 142 с.
7. Быков В.В. Методы науки. — М.: Наука, 1974. — 215 с.
8. Бэкон Ф. Новый органон./Соч. в 2 т. — М., 1972. — Т. 2.
9. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. — М.: Прогресс, 1988.
10. Вахтомин Н.К. Генезис нового знания. Факт, идея, теория. — М.: Наука,—286 с.
11. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики,- М., 1974
12. Герцен А.И. Письма об изучении природы. (письмо 1 и 2)/Избранные философские произведения в 2 т. Т. 1. — М., 1950 (или любое другие издание).
13. Горохов В.Г. Методологический анализ научно-технических дисциплин. — М.: Высшая школа, 1984. — 111 с.
14. Готт B.C., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки. — М., 1984.
15. Декарт Р. Рассуждение о методе./Избр. произв. — М., 1950.
16. Диалектика познания. — Л., 1988.
17. Идеалы и нормы научного исследования. — М., 1981.
18. Колеватов В.А. Социальная память и познание. — М.. Мысль, 1984.
19. Кондратьев Н.Д. Основные учения о законах развития общественной жизни./Избр. соч. — М : Экономика, 1993. — С. 84-115.
20. Кондратьев Н.Д. Проблема предвидения./Избр. соч. — М.: Экономика, 1993. — С. 116-165.
21. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки. — М.: Мысль, 1974.
22. Крымский С Б. Научное знание и принципы его трансформации. — Киев, 1974.
23. Кун Т. Структура научных революций. — М.: Прогресс, 1977.
24. Лекторский В. А. Субъект, объект, познание. — М.: Наука, 1980
25. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм./Полн. собр. соч. — Т.18
26. Логические методы и формы научного познания. — Киев: Вища школа, 1974
27. Мантатов В.И. Образ, знак, условность. — М , 1980.
28. Минский М. Фреймы для представления знаний. — М., 1979.
29. Мостепаненко М.В. Философия и методы научного познания, — Л.: Лениздат, 1972.
30. Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. — М-, 1981.
31. Нарский И.С. Современные проблемы теории познания. — М., 1989.
32. Полани М. Личностное знание. — М., 1985.
33. Пуанкаре А. О науке. — М., 1990.
34. Поппер К. Логика и рост научного знания. — М.: Прогресс, 1983.
35. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный подход. — М.: Мысль, 1977.
36. Розова С.С. Классификационная проблема в современной науке. — Новосибирск, 1986.
37. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. —М.: Мысль, 1974.
38. Славин А.В. Проблема возникновения нового знания. — М.: Наука, 1976.
39. Соловьев B.C. Кризис западной философии. Против позитивистов.
40. Степин B.C. Становление научной теории. — Минск, 1986.
41. Степин B.C., Елсуков А. Н. Методы научного познания. — Минск: Вышэйшая школа, 1974.
42. Тулмин С.Э. Человеческое понимание. — М., 1984.
43. Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки. — М., 1986.
44. Фейербах Л. Основные положения философии будущего./Избр. филос. произв. В 2 т. Т. 1. — М„ 1955.
45. Философские вопросы технического знания. — М.: Наука, 1984.
46. Фофанов В.П. Экономические отношения и экономическое сознание. — Новосибирск, 1979.
47. Французова Н.П. Исторический метод в научном познании. — М.: Мысль, 1972.
48. Чудинов Э.М. Природа научной истины. — М., 1977.
49. Швырев B.C. Научное познание как деятельность. — М.
50. Швырев B.C. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. — М., 1978.
51. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. — М., 1978.
52. Энгельс Ф. Диалектика природы/Маркс К., Энгельс Ф. Соч.- Т.20.
53. Яхиел Н. Социология науки. — М., 1977.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ: ТРИ ИПОСТАСИ НАУКИ.. 4
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 7
Метод и методология. 8
Виды познания и знания. 12
Философское познание. 15
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 17
Предмет научного исследования. 18
Субъект и объект познания. 20
Критерий истины в научном познании. 23
ЭМПИРИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 27
Научный факт. 27
Наблюдение. 28
Измерение. 30
Эксперимент. 31
Социальный эксперимент. 34
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ ОПЫТА. СПЕЦИФИКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ЗАКОНОВ.. 36
Анализ и синтез. 37
Индукция и дедукция. 39
Классификация и систематизации. 41
Специфика эмпирических понятий и законов. 43
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.. 45
Теоретический базис науки и научная картина мира. 46
Абстрагирование и идеализация. 49
Соотношение абстрактного и конкретного. 51
Исторический и логический методы.. 53
Научная теория. 54
Роль гипотез. 55
ЯЗЫК НАУКИ.. 57
Язык как знаковая система. 57
Естественный язык. 59
Искусственные языки. 59
Формализация и ее границы.. 60
Графические средства познания. 61
РОЛЬ МОДЕЛЕЙ В ПОЗНАНИИ.. 63
Понятие модели и моделирования. 63
Проблема классификации моделей. 65
Условные и безусловные моделирующие системы.. 68
Изобразительная модель в научном исследовании. 72
Модель как опредмеченное знание. 75
Модель и теория. 78
Эвристическая ценность изобразительного моделирования. 83
Имитационное моделирование. 90
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ.. 94
Необходимость системного подхода. 94
Понятие системы и системного метода. 97
Соотношение общенаучных методов и системного подхода. 99
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.. 101
Общие методологические параметры научного знания. 101
Взаимодействие философии. 103
и конкретно-научного знания в процессе их развития. 103
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 104
ЛИТЕРАТУРА.. 108
[1] См.: "Философские науки", 1991.— №6.-С. 139-150
Во многих западных странах, физики по традиции получают ученую степень доктора философии. (В англоязычных странах часто используется сокращенное название этой ученой степени но начальным буквам слов D.Ph. От этих букв образовано жаргонное словосочетание Daddy Phaddy, что можно передать как "Папа Федя").