Натурфилософия возрождения, развитие нового естествознания

Идеи гуманистов с их верой в неограниченные возможности человека я способ­ность познать себя и окружающий мир получили свое естественное продолжение в на­турфилософии и новом естествознании.

Ряд оригинальных идей содержится в работах видного натурфилософа Возрож­дения Николая Кузанского (Кребса) (1401-1464). Следуя теологическим традициям. Н.Кузанский видел в Боге универсальный объединяющий принцип. Но вместе с тем в своем главном труде "Об ученом незнании" Н.Кузанский стремился не противопостав­лять Бога-творца и мир - его творение, как того требовало религиозное мировоззрение. но объединять их. Таким образом. Н.Кузанский являлся сторонником пантеизма, ото­ждествлявшего Бога и природу. Отступая от неоплатонизма, Кузанский снимает про­тивоположность единого и "иного". Согласно его взглядам, "единое есть всё". Оно тождественно бесконечному, то есть "абсолютному максимуму". Само же единое ста­новится "минимум". "Максимум" и "минимум", таким образом, совпадают. Патеисги-ческие взгляды отодвинули на второй план вопрос о сотворении мира Богом, Бог в единстве с миром.

Замечательной идеей Кузанского было представление о человеке как микрокосмо­се, то есть миниатюрном повторении всей природы. Философ ясно выразил главную идею Возрождения - человек стоит выше всех остальных творений, являясь централь­ным звеном природы.

Вопрос о познании, достижении истины, тесно связан у Кузанского с учением о "совпадении противоположностей". Суть состоит в том, что истина неотделима от за­блуждения (своей противоположности). Для разума постижение истины означает все большее приближение к абсолюту, хотя и не завершение этого процесса. Таким обра­зом, вывод из этого рассуждения Кузанского таков: способность человеческою ума к бесконечному углублению своих знаний важнее попыток рассудка получить оконча­тельную истину.

В понимании природы, истолковании ее тайн, философия Ренессанса сделала зна­чительный шаг вперед. В первую очередь это касалось астрономии. Это означало со­вершенно иной взгляд на мироздание, чем тот. что имел место в средневековье. Ари-стотелевско-птодемеевское понимание космоса было основано на представлении о Зем­ле как центре Вселенной.

Великий польский астроном Николай Коперник (1473-1543) опроверг геоцентри­ческую систему, господствовавшую более 1500 лет. Свои взгляды польский астроном изложил в главном своем труде "Об обращении небесных сфер", вышедшем в год его смерти - в 1543 году. Система Коперника была гелиоцентрической, то есть прямой про­тивоположностью уже известной и имела огромное мировоззренческое значение. Она показала, прежде всего, неисчерпаемые возможности человеческого разума, могущего осмыслить сложные вопросы мироздания, и во многом предопределила решение вопро­са о том, что истолкование природы может быть дано без ссылок на философские и религиозные авторитеты.

Философские идеи Н.Кузанского и Н.Коперника, а также идеалы итальянского гуманизма оказали благотворное влияние на одного из выдающихся представителей пантеистической философии Возрождения - Джордано Бруно (1548-1600).

Судьба Бруно трагична. Доминиканский монах, он, вступив в конфликт с церко­вью, отказывается от сана и покидает Италию. По возвращению на Родину по доносу предстает перед судом инквизиции, а затем мужественно принимает смерть на костре. Это случилось в Риме в 1600 году.

Ряд плодотворных идей, высказанных еще Н.Кузанским, получили свое логиче­ское продолжение в работах Д. Бруно. Одна из них - мир не имеет фиксированного центра, поскольку центром мира является Бог. Земля, следовательно, не есть центр ми­ра, а значит не противопоказано движение. Вторая идея - земной и- небесный миры не имеют принципиального различия, поэтому возможно существование множества ми­ров. Вселенная не имеет границ. Однако идею бесконечности Вселенной нельзя понять с точки зрения обыденного сознания, которое формируется на основе опыта. Здесь необ­ходим философский разум.

Бруно - крупнейший представитель пантеизма - стремился устранить Бога, стоя­щего над миром, превратив его в жизненное начало самих вещей. В своих основных работах: "О причине, начале и едином", "О бесконечности, Вселенной и мирах" Бруно видит основу в Едином, материи, являющейся причиной, началом всего сущего. А су­ществующая внутри материя и господствующая над ней мировая душа слиты воедино. В конечном итоге философ приходит к идее всеобщей одушевленности материи.

Выдающимся ученым и мыслителем эпохи Ренессанса был Галилео Галилей (1564-1642), основная заслуга которого состоит в обосновании экспериментально-математического естествознания. Путем экспериментальных исследований (он изобрел телескоп в 1609 г. и мог наблюдать планеты) и математических расчетов он подтвердил справедливость открытия Коперника, его гелиоцентрической системы. Галилей нагляд­но показал, что природные явления, как бы не были они сложны для понимания, могут быть постигнуты человеческим разумом, если применить для этого эксперимент и ма­тематику. Природные процессы возможно измерить и математически описать на осно­вании существующих законов.

Мысли Галилея. изложенные им в основных его работах: "Звездный вестник". "Пробирщик", "Послание к Франческе Инголи" и др. имели в мировоззренческом пла­не далеко идущие последствия для дальнейшего развития естествознания. Не случайно католическая церковь преследовала Галилея, вынудив его отречься от своих взглядов.

Наши рекомендации