Лекция 14. философия марксизма

Вопросы:

1. Методологические принципы марксизма.

2. Материалистическая диалектика как теория и метод познания.

3. Сущность материалистического понимания истории.

4. К. Маркс об отчужде­нии человека.

Основателями философии марксизма были Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс(1820–1895). Традиции классической философии защищал и развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.

Марксизм вырос из недр немецкой классической философии. Диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха – основные источники синтеза, давшего оригинальную философию – диалектический материализм.

Материалистическая диалектика.Разрабатывая философ­ские и социальные вопросы, Маркс и Энгельс показали, что действительным всеобщим методом познания и практики мо­жет быть только материалистическая диалектика как наука о развитии. С точки зрения диалектики развитие всегда есть самодвижение, поскольку источником его являются внутренние противоречия предмета. Начальным этапом материалистической диалекти­ки Энгельс называл природу. Природный мир – не застывшее бытие, а непрерывный про­цесс возникновения и уничтожения, бесконечное переход от низшего к высшему, от простого к сложному. Субстрат, «носитель» саморазвивающейся системы взаимо­связанных, взаимодействующих явлений, сторон, граней дей­ствительности, образующих единое, органическое целое. Мир, с позиций диалектики, внутренне противоречив. Он есть вре­менной процесс, а не только развертывание в пространстве.

Диалектическое понимание природы значительно расширяет понимание сущности и природы материи и движения. Мате­рия – объективная реальность в бесконечном многообразии своих форм и проявлений. Движение – не только перемещение в про­странстве, но внутреннее свойство материи к изменению и пре­образованию. Движение, как и материя, неуничтожимо: неуничтожима внутренняя потенция саморазвития – к порождению новизны, к скачкам, к переходам в противоположность.

Значительный вклад в разработку материалистической диалектики внес Ф.Энгельс. В работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIX века.

Исторический материализм. В качестве реальной основы, базиса об­щества для Маркса выступает не сознание людей, государствен­но-политические институты, а материальная сторона жизни обще­ства, материальное производство, материальные обществен­ные отношения, которые складываются между людьми объек­тивно, независимо от их воли и сознания.

Философское мировоззрение Маркса характеризуется со­вершенно иным, чем прежде, пониманием человеческой дея­тельности. Радикальная перестройка в истолковании ее при­роды осуществляется в ходе рассмотрения вопросов о субъек­те и объекте общественного развития. Отношение человека как субъекта к природе как объекту Маркс называет трудом и считает его фундаментом всей социальной и культурно-исторической деятель­ности. Поэтому и вся история человека оценивается как порожде­ние человека трудом. В труде человек утверждает себя не как сводимое к природе существо. Природа, которая становится объектом деятельности человека в практическом или духовном плане, превращается в неорганическое тело человека. Таким образом, человек едино природой, человек есть природное существо, но сам способ этого единства приводит к его отличию от нее.

Анализ деятельности выявляет ее отдельные момен­ты, существующие с самого начала истории: производство средств, необходимых для удовлетворения жизненных потреб­ностей, порождение новых потребностей, производство других людей. Устанавливается, что производство собственной и чу­жой жизни всегда связано с определенным способом совмест­ной деятельности, с определенным общественным состоянием. Производство непосредственной жизни обеспечивает не толь­ко физическое состояние индивидов, оно одновременно функ­ционирует как определенный образ жизни. Каждый способ деятельности представляет собой ступень в человеческой исто­рии и характеризуется прежде всего специфическим отношени­ем людей к природе и друг к другу.

В ходе анализа трудового отношения в различных формах его исторической модификации устанавливается роль разделе­ния труда в качестве конструктивной основы исторического процесса. С помощью категории «разделения труда» объясня­ется природа таких социальных образований, как собственность, классы, государство, отчуждение, революция, различные состо­яния сознания, а также намечается периодизация всемирно-исторического процесса.

История человеческого общества – естественноисто­рический процесс. Законы истории объективны. В советской литературе была принята схема деления исторического процесса на общественно-экономические формации. Выделялось пять формаций – первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. При этом утверждалось, что ни одна общественная формация не погиб­нет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточного простора, и новые более высо­кие производственные отношения никогда не появляются рань­ше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества.

Создание материалистического понимания истории открыло уникальную возможность для практического применения философской теории, философского обоснования творческой деятельности по воплощению гуманистических принципов в жизнь.

Проблема отчуждения. В 1844 г. К. Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ – «Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. В отличие от предшественников (Гегеля, Фейербаха) в качестве главного вида отчуждения Маркс выделяет отчуждение труда. В условиях частной собственности чем больше трудится рабочий, тем сильнее над ним власть капитала. Маркс выделяет различные аспекты отчуждения труда: отчуждение как опредмечивание труда, самоотчуждение труда, отчуждение от рабочего его родовой человеческой сущности, отчуждение между людьми. Отчужденный труд воспроизводит зависимость человека, делая его неполным, «частичным» существом. Отсюда вывод о необходимости революционного устранения отчуждения, частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений, где каждый сможет свободно трудиться и развивать свои способности, присвоить себе свою человеческую сущность и стать универсальным существом.

Таким образом, постановка в марксизме чувственно-материальной деятельности людей в центр философских размышлений и олицетворение этой клю­чевой идеи в материалистическом понимании истории позво­лили достичь естественного единства материализма и диалек­тики. Четко «высветилось» то обстоятельство, что органичес­кое соединение диалектики и материализма возможно только на основе принципа практики как чувственно-предметной дея­тельности. Оказалось, что диалектика в своем высшем совер­шенствовании и развитии неотрывна от материализма, а ма­териализм достигает своего самого зрелого уровня в диалектике, которая тем самым полностью совпадает с учением о раз­витии бытия и познания.

Только разработка исторического материализма и на этой основе последовательное проведение принципа отражения по­зволили обнаружить, что законы диалектики общи бытию (при­роде и обществу) и мышлению. Впервые это глубоко осознал и реализовал в «Капитале» К. Маркс, где применена к одной на­уке логика, диалектика и теория познания материализма и где материалистическое понимание истории превратилось из гипо­тезы в теорию, ставшую «ядром», сущностью диалектико-материалистического метода как целостной системы.

Литература

Глядков В.А. Феномен марксистской философии. М., 1992.

Грицанов А.А., Овчаренко В.И. Человек и отчуждение. Минск, 1991.

Зиновьев А.А. Коммунизм как реальность. Кризис коммунизма. М., 1994.

Скоробогацкий В.В. По ту сторону марксизма. Свердловск, 1992.

Наши рекомендации