XXXIV. О богатстве

Не могу назвать богатство иначе как обузой добродетели. А еще болееподходит ему латинское слово "impedimenta"[158]. Ибо богатство длядобродетели то же, что обоз для армии: без него не обойтись, нельзя также ибросить его, но он затрудняет движение, а забота о нем стоит подчас победы. В большом богатстве нет иной пользы, кроме возможности раздавать его;остальное же все -- суета. Как говорит Соломон: "Умножается имущество,умножаются и потребляющие его; и какое благо для владеющего им -- разветолько смотреть своими глазами"[159]. Никто не может из большихбогатств извлечь много для себя лично. Можно быть их хранителем, можнораздавать их, можно тщеславно ослеплять ими, но в чем истинная польза их длясамого владельца? А дутые цены на камушки и редкости или пышные здания,возводимые напоказ, -- разве не для того все это, чтобы найти большимбогатствам хоть какое-то применение? Вы скажете, что они могут пригодитьсяна то, чтобы выручить людей из беды или опасности. Говорит же Соломон:"Имение богатого -- крепкий город его и как высокая ограда в еговоображении"[160]. Но недаром сказано, что это в воображении, аотнюдь не всегда на деле, ибо большое богатство гораздо чаще губит, нежеливыручает. Не стремись к чванным богатствам, но лишь к таким, какие можешьприобрести честно, тратить благоразумно, раздавать от души и оставить безсожалений. И все же не питай к ним философского или монашеского презрения.Умей различать тех, кто, как Рабирий Постум, по удачному выражению Цицерона"in studio rei amplificandae apparebat non avaritiae praedam, sedinstrumentum bonitati quaeri"[161]. Прислушайся также к словамСоломона и остерегайся поспешного накопления: "Qui festinat ad divitias, nonerit insons"[162]. Поэты сочинили, будто Плутос (т. е. богатство)хром и медлителен, когда его посылает Юпитер, но быстроног, когда посланПлутоном. Это означает, что богатство, добытое правыми путями и честнымтрудом, приходит медленно; а когда достается с чьей-нибудь смертью (понаследству, завещанию и тому подобное), то сваливается внезапно. Но можнотакже толковать Плутона как дьявола, ибо, когда богатство достается отдьявола (мошенничеством, вымогательством и всякими неправыми путями), онолетит как на крыльях. Способов обогатиться существует много, и большой частью гнусных. Из нихскупость является одним из лучших; но и этот способ нельзя считать невинным,ибо он препятствует щедротам и милосердию. Наиболее естественный путь кбогатству лежит через увеличение плодородия почвы, ибо это есть дар земли,великой матери нашей; но это способ медленный. И все же, когда люди сбольшими капиталами берутся за сельское хозяйство, это весьма умножает ихбогатства. Я знавал в Англии вельможу, имевшего больше доходов, чем любой измоих современников: были у него и пастбища, и овцы, и лес, и зерно, икаменноугольные копи, и свинцовые и железные рудники, и еще многое другое.Земля была для него словно океаном, откуда вылавливал он все новые ценности.И правильно заметил некто, что нажить малые деньги ему было трудно, абольшие -- легко. Ибо, когда у человека запасено столько, что он можетдожидаться самой высокой цены, заключать такие крупные сделки, которые немногим под силу, и пользоваться плодами усердия более мелких дельцов, оннепременно богатеет все более. Обычный доход от торговли и ремесла есть доход честный, приумножаемыйдвумя путями: прилежным трудом и славой честного дельца. Более сомнительныбарыши от выгодных сделок: когда пользуются чужим несчастьем, действуютчерез подставных лиц, хитростью отделываются от менее выгодных покупателейили пускаются на другие бесчестные проделки. Что касается посредничества,когда товар покупается не для себя, а для перепродажи, то здесь обычнонаживаются и на продавце, и на покупателе. Хорошим средством обогащенияявляются товарищества, если иметь дело с людьми надежными. Ростовщичествоесть наиболее верный способ разбогатеть, но один из гнуснейших, иборостовщик ест свой хлеб "in sudore vultus alieni"[163] и к тому жене соблюдает дня субботнего. Однако, как ни надежен этот путь, все же и нанем есть свои тернии, ибо посредники ради собственной выгоды могутпоручиться за людей несостоятельных. Кому выпадет счастье опередить других в каком-нибудь изобретении илипривилегии, может иной раз нажить несметные богатства, как это было спервым, кто стал добывать сахар на Канарских островах. Так что, если человекокажется подлинно искусным в логике и проявляет как здравое суждение, так иизобретательность, ему суждены большие дела, особенно когда времена этомублагоприятствуют. Кто ищет одних лишь верных прибылей, навряд ли станеточень богат; а кто вкладывает все имущество в рискованные предприятия,зачастую разоряется и впадает в нищету; поэтому надлежит сочетать риск сизвестным обеспечением на случай убытков. Верным путем к обогащению являютсятакже монополии и исключительное право скупки товара, когда они ничем неограничены, особенно если располагать сведениями насчет будущего спроса изапастись этим товаром заранее. Богатство, приобретенное службой; хотя инаиболее почетно, все же, когда добыто лестью, угождением и иными рабскимиуслугами, может быть причислено и к наиболее постыдным. Что же касаетсяохоты за завещаниями и должностью душеприказчика (как это делал Сенека, пословам Тацита: "Testamenta et orbos tanquam indagine capi"[164]),это и того хуже, ибо тут приходится угождать более недостойным людям, нежелипри исполнении службы. Не слишком верь тем, кто заявляет о своем презрении к богатству, ибопрезирают его те, кто отчаялся его добыть; и нет их хуже, когда случится имвдруг разбогатеть. Не будь копеечником. У богатства есть крылья: иногда оноулетает само; иногда же приходится пустить его в далекий полет, чтобы онопривлекло еще большее богатство. Оставляют богатство либо родичам, либообществу; в обоих случаях умеренные доли больше идут впрок. Наследник,получивший большое состояние, -- приманка для всех окрестных хищников, еслитолько он годами и разумом не является более обычного зрелым. Точно так жероскошные дары и пожертвования обществу подобны жертвоприношениям без солиили гробам повапленным, в которых даяние скоро обращается в прах и тлен.Поэтому меряй дары свои не количественной мерой, но сообразуй с надобностью;и не откладывай даяний до смертного часа, ибо, если поразмыслить, человек,поступающий так, щедр уже более за чужой счет, нежели за собственный.

Наши рекомендации