Иррационалистические направления в философии ХХ века (философия жизни, экзистенциализм, психоанализ)

Ф-я жизни: 1)противопост понятия жизнь Гегел-му Абс духу: Шопенгауэр: жизнь-это воля, Ницше:ж-это воля к власти, Бергсон: ж-это поток переживаний, Гельтей: ж-это эмоции. Выбор жизни в кач-ве субст-ии связан с тем что она первицнее субъекта, Абс духа и т.д.2)Интуитивизм: ж познается не логич-ми категориями а интуицией как непосредств-й формой воспият-я 3)Эстетизм т.е. требование воплощать рез-ты интуитивного познания в худож образах.Шопенгауер1788-1860 Предпосылки: 1)мир есть моё представ-е а не разворач-е Абс духа 2)Восприят-м руководит воля => она субс-ия мира 3)Пессимизм. Отрицает законы и познаваемость мира, который принципиально непознаваем. Существует понятие - вещь в себе (это воля - объективное в конкретных объектах). Воля неразумна, слепа, бессознательна находится в разладе сама с собой, неистовствует против себя. Волящий субъект бесконечно несчастен. Последователь Буддизма, на путь в нирвану - отказ от воли. Работа: "Мир как воля и представления. Фридрих Ницше 1844-1900Основ х-ка личности - воля к власти (якро выражена у полководцев и у правителей). Глваный критерий в умении владеть собой. Весь мир - неприрывная борьба квантов власти (каждый стремится занять главенствующее положение). Ницше поднимает проблему страдания и сострадания. Страдание возвышает человека. Высший способ преодолеть боль и болезни. Сострадание унижает человека. Отношение к слабым - презрение. Мораль - выдумка слабых. Сильные не должны ей руководствоваться. Они стоят по ту сторону добра и зла. Христианство сформирует слабую личность. Работы: "По ту сторону добра и зла", "Генеология морали". Положения: 1) воля к влас как исход категор жизни 2)христ мораль-система огранич волю к влас она: принижает ч (ч –тварь Б), стадная и отчуждающая мораль 3)«Бог умир и это вы его убили» 4)Место Бога должен занять сверхчел-к. Психоанализ это клинич-ая практика и ф-кая концепция ч считающ бессознат-е доменантой чел сущ-я и состав-ая в его анализе. Бессоз- это проц-сы осознания кот оваз-ют огром влияние на повед-е ч но не контролир-ся им. Фрейд Зигмунд 1856-1939Выделил 2 компонента бессоз: эрос, тонатос. Структура личности: ОНО - сфера бессознательного, руководствуется принци-пами удовольствия. Я - сознательное начало лич-ности(контролер позволяющ-й выпускать парОНО). СВЕРХ Я - моральный цензор человека (совесть). Если господствует ОНО, то человек - преступник; если господствует Сверх Я, то человек - невротик: вытеснение; образование противоположной позиции; проекция; рационализация; сублимация. Метод лечения неврозов - психоонализ (где было ОНО должно стать Я), человек должен осознать свои импульсы. Эмоция высказанная вслух, гаснет. Работы: "Я и ОНО", "Психология маски", "Анализ человеческого Я". Экзистенциализм это направ формир-ся м/д 1 и 2 миров войнами иотраж-т трагичес мироощущение ч. Положения: 1)деление мира на объек-й и субъек-й подлиный презнаётся субъек-й в котором чел свободен 2)для чел существование предшествует сущности 3)Индетерменизм- представ-я об абсол свободе чел 4)Заброшенность чел в мире 5)абсурдность мира и необход-ть наполнения его лич смыслами. Представ-ли: Хайдеггер, Сартр, Камю. Глав внимание уделяется ими дух-й активности и выдержке чел заброшенного в иррацион-й поток событий и радикально разочар-ого в истории. Новейш история Европы обнажила неустойч-ть, хрупкость, неустранимую конечность всякого чел сущ-я. Глав пробл: онталогия (уч о быт)Карл Ясперс1883-1969"Жить одним днем"- расплата за необоснованное доверие к истории. Это не сказка, а дорога, вымощенная разбитыми ценностями. Люди превратятся в выродков или станут конформистами. Установитель тоталитарный режим. Человеку присущи страхи: бытовой, онкологический, страх не понять, не найти идеала, ради которого можно пожертвовать жизнью. Идеалы надо искать в своей иррациональной экзистенции. Пограничная ситуация в которой проявляются все установки личности. Вводятся понятия: судьба - ситуация и судьба - экзистенция. Работы: "Духовная ситуация эпохи". Жан Поль Сартр1905-1980Существует противопоставление молчаливого, стерильного мира и активного порыва человека. Существует два вида восприятия: бытие в себе и бытие вне себя. Доктрина экзистенционализма - неучастие истории. Она объединяет людей диаметрально противоположных взглядов. Имеет место нравственный моральный релятивизм.

Наши рекомендации