Основные этапы философской эволюции Ф. Шеллинга

Основные этапы философской эволюции Ф. Шеллинга
Основные этапы философской эволюции Ф. Шеллинга - student2.ru Периоды

Основные этапы философской эволюции Ф. Шеллинга - student2.ru Основные этапы философской эволюции Ф. Шеллинга - student2.ru Основные этапы философской эволюции Ф. Шеллинга - student2.ru Основные этапы философской эволюции Ф. Шеллинга - student2.ru Основные этапы философской эволюции Ф. Шеллинга - student2.ru Основные этапы философской эволюции Ф. Шеллинга - student2.ru

Философия природы (1797-1799)     Идеализм трансценденталь­ный (1800)     Философия тождества (1801-1804)     Философия откровения (1804-1811)  
     
Основные положения ▫ природа — само­стоятельный пред­мет изучения ▫ материя ду­ховна ▫ природе прису­ще развитие ▫ природе прису­щи динамические противоположно­сти (учение о ди­алектических противоположностях) Философия при­роды (= идеалис­тическая диалек­тика природы) отвечает на воп­рос: каким обра­зом развитие бес­сознательно-ду­ховной природы приводит к появ­лению сознания, как из объектив­ного возникает субъективное?     Основные положения ▫ субъективное есть первичное ▫ субъективное есть единствен­ная основа всей реальности ▫ из субъектив­ного «Я» выво­дится объектив­ное ▫ познание есть непосредствен­ное созерцание разумом самого предмета («ин­теллектуальная интуиция»)   Трансценденталь­ная философия отвечает на воп­рос: как субъек­тивное становит­ся объективным     Основные положения ▫ Идея тождества (духа и природы) - основная про­блема всей фило­софии. ▫ Исходное поня­тие — «Абсолют­ный разум». ▫ В Абсолютном разуме субъект и объект неразрывно связаны, образуют «целостную нераз­личимость субъ­ективного и объек­тивного».   ▫ Философия при­ходит к истинно­му «в себе» суще­му, которое есть тождество субъек­тивного и объек­тивного.   Основные положения ▫ Самосознание разума есть са­мосознание Бога ▫ Бог есть ра­зум. ▫ Бог не толь­ко чистый Дух, но и Природа. ▫ Бог — антеце­дент, предпо­сылка вещи — следствию. ▫ Бог как «лич­ность», но эта Личность-Которая-Делает-Себя. ▫ Богу пред­шествует тьма, свет извлекает из ночной тьмы Его суть. ▫ В Боге те же начала, что и в нас.  

9.11. «Феномен духа» Г.В.Ф. Гегеля

ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) - немец­кий философ, объективный идеалист, представитель немецкой клас­сической философии. Впервые в философии Г. Гегель в системати­ческой форме изложил диалектическое миропонимание и соответ­ствующий ему диалектический метод исследования. Основные труды: «Феноменология духа» (1807), «Наука логики» (1812— 1816), «Философия права» (1812), «Энциклопедия философских наук» (1817)
 
Основные черты философии Г.В.Ф. Гегеля
▫ Основные части философской системы Г. Гегеля - логика, философия при­роды и философия духа, к которой непосредственно примыкают филосо­фия права, философия истории, эстетика, философия религии, история философии. ▫ В работе «Феноменология духа» Г. Гегель обосновывает исходный прин­цип своей философии — тождество бытия и мышления, в котором изна­чально наличествует различие между объективным и субъективным, но само это различие существует лишь в мышлении. Мышление — это не только субъективная (человеческая) деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего существующего. Это некое духовное начало, основа всех явлений природы и общества, есть Абсолют («Мировой разум», «Мировой дух», «Абсолютная идея»), который существует изначально до реального мира, природы и общества. Мышление «отчуждает» свое бытие в виде материи, природы, которая есть «инобытие» этого объективно существующего мышления (Абсолютной идеи). Абсолют­ная идея — не только начало, но и развивающееся содержание всего миро­вого процесса; она же и высшая ступень его развития. Эту высшую ступень развития «Абсолютной идеи» составляет «Абсолютный дух» - человечество, человеческая история.   ▫ Феноменологию можно разделить на три раздела. Первый раздел трактует о сознании, самосознании, разуме; здесь рассматри­вается движение индивидуального сознания от чувственной достоверности до познания разумной действительности. Второй раздел посвящен характеристике духа; здесь кратко охарактеризова­ны в форме определенных образов сознания отдельные этапы истории. Содержание третьего раздела — религия, абсолютное знание. В этом разделе анализируются формы общественного сознания.

Наши рекомендации