Философские школы Древнего Китая.
Оформить теоретические вопросы в виде презентации с сопровождающим текстом.
Практические задания выполняются в письменном виде в любых вариантах.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.
Тема: «Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества»
- Мировоззрение. Типы мировоззрения. Философия как тип мировоззрения.
- Понятие «философия». Предмет и объект философии. Задачи, методы и функции философского знания.
Выпишите высказывания 2-3 философов о том, как они понимают философию.
- Природа философских проблем. Специфика и структура философского знания.
- Связь философии с другими предметами.
Практическое задание.
1. Оформите в виде таблицы основные типы мировоззрения, указав для каждого типа мировоззрения основные отличительные черты.
2. Письменно ответьте на вопрос: является ли философия наукой. В качестве обоснования попытайтесь определить сходства и различия философии и науки.
Литература:
1. Бессонов, Б.Н.
История и философия науки : учеб. пособие для вузов : для магистров / Б. Н. Бессонов. - М. : Юрайт, 2012. - 394с. - (Магистр). - ISBN 978-5-9916-1890-8 : 263=23. - ISBN 978-5-9692-1341-8 : 263=23.
Кол-во экз: 3
2. Гуревич, П.С.
Философия : учебник для вузов : для бакалавров / П. С. Гуревич. - М. : Юрайт, 2012. - 574с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1869-4 : 314=05.
Кол-во экз: 5
3. Липский, Б.И.
Философия : учебник для вузов : бакалавров / Б. И. Липский, Б. В. Марков. - М. : Юрайт, 2012. - 495с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1838-0 : 283=58.
Кол-во экз: 3
4. Спиркин, А.Г.
Философия : учебник для вузов : для бакалавров / А. Г. Спиркин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2012. - 828с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1553-2 : 466=62. - ISBN 978-5-9692-1265-7 : 466=62.
Кол-во экз: 14
5. Философия : учебник для вузов : для бакалавров / под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2012. - 561с. - (Бакалавр). - ISBN 978-5-9916-1757-4 : 314=05. - ISBN 978-5-9692-1318-0 : 314=05.
Кол-во экз: 14
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Философия: актуальные проблемы. – М.: Омега-Л, 2012. – 368 с.
2 . Костылева В.Ю. Теоретический курс философии. Конспект лекций. Учебное пособие для студентов Института Экономики. – Астрахань: изд-во АГТУ, 2009. 144 с.
3. Марков Б.В. Философская антропология: Учебное пособие. / Б.В. Марков. – СПб: Питер, 2008. –352 с.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2.
Тема: «Философия Востока», Тема: «Античная философия».
Тема: «Философия Востока»
1. Своеобразие Востока: общие черты философии Древней Индии и Древнего Китая.
2. Философия Древней Индии: характерная черта древнеиндийского общества, мировосприятие, философские системы (даршаны):
астика и настика.
3. Древнекитайская философия: становление, мировоззрение, периоды и школы.
Ключевые понятия:автохтомность, самобытность, традиционность, Варны, юга, карма, сансара, майя, мокша, Веды, даршаны, нирвана, ведизм, брахманизм, касты, дхарма, Брахман, Атман, ци, ян, инь, Дао, цзин, ванну, долг, ритуал, Жень.
Практическое задание.
1. Заполните таблицу:
Философские группы школ Древнего Индии.
1 группа: Ортодоксальные школы (астика) | санкхья | йога | ньяя | вайшешика | Пурва-миманса | веданта | |
Когда и кем основана школа | |||||||
Основные идеи | |||||||
2 группа: неортодоксальные группы (настика) | буддизм | джайнизм | локаята | ||||
Основатель и время зарождения учения | |||||||
Источники и основные положения учения | |||||||
Философские школы Древнего Китая.
Школы | Конфуцианство | Моизм | Номинализм | Даосизм | Легизм | Чань-буддизм | Натурфилософы |
Основатель и время зарождения учения | |||||||
Основные положения учения |
2. Основу формирования стратегического менеджмента во многих современных организациях представляют древнекитайские стратагемы, которые представляют собой систему военных хитростей. Ваша задача - выбрать пять наиболее понятных высказываний и попробовать объяснить их значение применительно к вашей жизни:
1. Обмануть Императора, чтобы он переплыл море. Например, здесь можно воспринять содержание таким образом, что эффект самопрезентации всегда срабатывает: необходимо себя показывать себя всегда лучше, чем ты есть на самом деле. Особенно это касается того, когда вы занимаетесь поиском работы.
2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао.
3. Убить чужим ножом.
4. В покое ожидать утомленного врага. Например, решать проблемы по мере их поступления. Если не можешь повлиять на ситуацию, но ее надо отпустить, тогда решение придет само собой чуть позже.
5. Грабить во время пожара.
6. На востоке поднимать шум, на западе нападать.
7. Извлечь нечто из ничего.
8. Для вида чинить деревянные мостки, втайне выступить в Чэньцан.
9. Наблюдать за огнём с противоположного берега.
10. Скрывать за улыбкой кинжал.
11. Сливовое дерево засыхает вместо персикового. Например, здесь речь идет о том, что лучше пожертвовать чем-то меньшим сейчас, чем потерять больше потом.
12. Увести овцу легкой рукой.
13. Бить по траве, чтобы вспугнуть змею.
14. Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу.
15. Сманить тигра с горы на равнину.
16. Если хочешь что-нибудь поймать, сначала отпусти.
17. Бросить кирпич, чтобы получить яшму.
18. Чтобы обезвредить разбойничью шайку, сначала надо поймать главаря.
19. Тайно подкладывать хворост под котел другого.
20. Ловить рыбу в мутной воде.
21. Цикада сбрасывает свою золотую кожицу.
22. Закрыть дверь и поймать вора.
23. Объединиться с дальним врагом, чтобы побить ближнего. Например, здесь речь идет о партнерских, договорных соглашения с конкурентами.
24. Объявив, что только собираешься пройти сквозь государство Го, захватить его.
25. Украсть балки и заменить их гнилыми подпорками. Например, может подразумеваться и такой смысл, что своим конкурентам нет необходимости демонстрировать свою силу. Гораздо эффективнее показывать свою нестабильность, чтобы усыпить бдительность окружающих.
26. Скрыть акацию и указать на тутовое дерево.
27. Делать безумные жесты, не теряя равновесия.
28. Заманить на крышу и убрать лестницу. Например, смысл состоит в том, чтобы создавать такие условия своим партнерам, чтобы у них не осталось выбора принять решение именно то, которое вам необходимо. Это также, как мы приходим в большие магазины купить какую-нибудь мелочь, а покупаем значительно больше, т.к. на наш покупательский спрос влияет ассортимент товаров.
29. Украсить сухие деревья искусственными цветами.
30. Превратить роль гостя в роль хозяина.
31. Стратагема красотки.
32. Стратагема открытых городских ворот.
33. Стратагема сеяния раздора.
34. Стратагема самострела.
35. Стратагема «цепи».
36. Бегство (при полной безнадёжности)
Литература:
1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: история, религия, философия, эпос, литература, наука, встреча культур. – М., 2000.
2. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник.- М., 2012.
3. Канке В.А. Философия. – М., 2010.
4. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.- М., 2000.
5. Священные писания Востока. Краткий путеводитель.- М., 2004.
6. Степанянц М.Т. Восточная философия. – М., 2023.
7. Философия. Учебник./ Под ред. Губина Л.В. – М., 2011.
8. Философия. Учебник./ Под ред. Кохановского А.А. – М.. 2010.
- Философия. Учебник./ Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – М., 2012.
Тема: «Античная философия».
- Зарождение античной философии: причины, генезис, периодизации, их критерии и проблемы.
- Становление раннегреческой философии (Милетская школа, диалектик и материалист Гераклит, атомистический материализм Демокрита, пифагорейцы, элеаты, софисты).
- Классический период развития античной философии (познание объективного мира):
1) диалектика Сократа. Добродетели и майевтика;
2) объективный идеализм Платона;
3) метафизика Аристотеля.
4. Философские школы Эллинистического периода (этизирование, скептицизм): перипатетика, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм.
Ключевые понятия: архе, атом и пустота, благо, добродетель, душа, единое и многое, космос, логос, Ликей, Академия, первоначало, созерцание.
Практическое задание
Составьте собственный диалог с учетом нижеследующих приемов.
Приемы, стимулирующие общение:
♦ Открытость для убедительных аргументов.
♦ Условность принятия доводов оппонента (например, «Допустим, что вы правы...», «Предположим, что это так...» и др.).
♦ Обращение за советом.
♦ Вовлечение клиента в совместную выработку решения (попросите его поделиться своими соображениями).
♦ Настройка на волну оппонента.
♦ Использование «метода Сократа» (с самого начала беседы не давайте собеседнику повода сказать «нет», а для этого с помощью открытых вопросов нужно получить необходимую информацию у собеседника и его же доводами аргументировать свою позицию).
Пример ваших фраз для диалога:
1.Вы ведь заинтересованы в квалифицированном сотруднике?
2.А хотели бы вы, чтобы процесс работы осуществлялся слаженно?
3.Вы ведь предпочитаете уважительное к себе отношение?
4.Вы хотите быть довольны результатом?
5.Вас все устраивает?
Составьте собственный диалог с учетом нижеследующих приемов.
Приемы, стимулирующие общение:
♦ Открытость для убедительных аргументов.
♦ Условность принятия доводов оппонента (например, «Допустим, что вы правы...», «Предположим, что это так...» и др.).
♦ Обращение за советом.
♦ Вовлечение клиента в совместную выработку решения (попросите его поделиться своими соображениями).
♦ Настройка на волну оппонента.
♦ Использование «метода Сократа» (с самого начала беседы не давайте собеседнику повода сказать «нет», а для этого с помощью открытых вопросов нужно получить необходимую информацию у собеседника и его же доводами аргументировать свою позицию).
Пример ваших фраз для диалога:
1. Вы ведь заинтересованы в квалифицированном сотруднике?
2. А хотели бы вы, чтобы процесс работы осуществлялся слаженно?
3. Вы ведь предпочитаете уважительное к себе отношение?
4. Вы хотите быть довольны результатом?
5. Вас все устраивает?
Литература:
Учебные пособия
- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник.- М., 2013.
- Канке В.А. Философия. – М., 2010.
- Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.- М., 2010.
- Философия. Учебник./ Под ред. Губина Л.В. – М., 2011.
- Философия. Учебник./ Под ред. Кохановского А.А. – М.. 2010.
- Философия. Учебник./ Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – М., 2012.
Источники
- Аристотель. Метафизика. // Соч. В 4-х т. М., 1994.
- Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.
- Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях древних философов. М., 1996.
- Платон Собр. соч. В 4-х т. М., 1990.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3.
Тема: «Средневековая философия и философия Возрождения».
1. Историческая характеристика эпох Средневековья и Возрождения.
2. Основные Особенности, этапы и школы Средневековой философии:
1) I этап – патристика (Аврелий Августин, Иоанн Дамаскин);
II этап – схоластика (Фома Аквинский – 5 доказательств существования Бога; как решает проблему человеческой души).
2) Спор номиналистов, реалистов и концептуалистов (спор об универсалиях).
3. Основные особенности философии Возрождения.
4. Раскройте суть гуманизма, антропоцентризма и гуманистического неоплатонизма. В качестве примеров рассмотрите философские воззрения таких философов, как Н. Кузанский, Дж. Бруно, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли.
Ключевые понятия:теоцентризм, креационизм, провиденциализм, персонализм, патристика, схоластика, универсалии, номинализм, реализм, концептуализм, экзегетика; антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.
Литература:
Учебные пособия
- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник.- М., 2012.
- Канке В.А. Философия. – М., 2010.
- Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.- М., 2011.
- Философия. Учебник./ Под ред. Губина Л.В. – М., 2011.
- Философия. Учебник./ Под ред. Кохановского А.А. – М.. 2010.
- Философия. Учебник./ Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – М., 2012.
- Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. –М., 2010.
Источники
- Аврелий Августин. О граде Божием. - М., 1994.
- Гайденко П.П. Понимание бытия у Фомы Аквинского. // Западноевропейская средневековая словесность. – М., 1994.
Практическое задание:
1. См. произведение Ф. Аквинского «Онтология и теория познания». – М, 2001., где вам необходимо прочитать страницы 50-59 и ответить на вопрос: насколько доказательными являются утверждения философа, обосновывающие существование бога?
2. Прочитайте Глава XVIII. О том, как государи должны держать слово или Глава XXIII. Как избежать льстецов из Макиавелли Н. Государь Государь. // Избранные произведения. М., 1982. В чем вы видите актуальность рассуждений философа для современного человека.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 4: «Философия Нового времени».
1. Историческая характеристика эпохи.
2. Начало философии (Р. Декарт, Фр. Бэкон): основные особенности учений. Идолы разума по Бэкону, гносеология и антропология Декарта.
3. Рационалистическая метафизика Б. Спинозы.
4. Английский эмпиризм: Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм.
5. Немецкая классическая философия:
а). Критический и докритический периоды научного творчества И. Канта;
б). Г.В.Ф. Гегель – объективный идеалист и диалектик.
в). Антропологическая философия Л. Фейербаха.
Ключевые понятия:рационализм, разум, познание, метод, эмпиризм, сенсуализм, идолы, опыт, дедукция, индукция, механистический материализм, агностицизм, «вещь в себе», «вещь для нас», априорное знание.
Литература:
- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник.- М., 2012.
- Канке В.А. Философия. – М., 2014.
- Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.- М., 2010.
- Философия. Учебник./ Под ред. Губина Л.В. – М., 2011.
- Философия. Учебник./ Под ред. Кохановского А.А. – М.. 2010.
- Философия. Учебник./ Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – М., 2012.
- Кузнецов В.Н., Мейеровский В.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVI-XVII веков. М., 2013.
Контрольные вопросы:
- Какие главные проблемы решали философы Нового времени?
- В чем состоит учение Ф. Бэкона о призраках разума?
- Каковы основные идеи эмпиризма?
- Что такое «война всех против всех»? В чем заключаются основные идеи теории общественного договора и естественного права?
- Как концепция рационализма развивается в философии Спинозы? В чем состоит учение о субстанции?
- В чем состоит теория сенсуализма Д. Локка?
- В чем состоит концепция агностицизма Д. Юма?
- Чем различаются философские взгляды И. Канта в критический и докритический период?
- Как И. Кант обосновывал идею непознаваемости мира для человека?
- Как И. Кант описывал ступени человеческого познания?
- Что такое вещь в себе, априорность, антиномии чистого разума?
- В чем различие философских концепций Гегеля и Канта?
- Каковы взгляды Гегеля на человека, общество и процесс познания?
Практические задания:
6. В чем проявляется различие традиций в философских произведенияхР. Декарта, Ф. Бэкона? См.: Декарт Р. Рассуждения о методе. – М., 1953. С. 39-53; Бэкон Ф. Сочинения в 2-ух тт. Т. 1. – М., 1971. С. 68-72.
7. В чем суть отличия методов И. Канта иГ.В.Ф. Гегеля? См.: Кант И. Критика чистого разума. – М., 1999. С. 66-68; Г.В.Ф. Гегель Феноменология духа. – М., 2000. С. 65-71.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 5: «Постклассическая философия (XIX в.) и постнеклассическая современная философия (ХХ в.)».
I Постклассическая философия жизни:
- Философия иррационализма:
1) «Мировая воля» А. Шопенгауэра;
2) Ф. Ницше – учение о сверхчеловеке;
3) Экзистенции С. Кьеркегора.
- Философия рационализма: позитивизм О. Конта.
- Диалектический материализм К. Маркса.
II Постнеклассическая философия:
- Прагматизм (Д.Дьюи, Ч. Пирс, У. Джемс);
- Феноменология (Э. Гуссерль);
- Психоанализ (З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг…);
- Аналитическая философия (Б. Рассел, Л. Витгенштейн);
- Постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос)
- Экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр…;
- Философская герменевтика (Х.Г. Гадамер, П. Рикер);
- Неотомизм как философско-теологическое направление в современной философии.
- Структурализм (К. Леви-Стросс, Ж. Лакан), постструктурализм (Ж. Делез), деконструктивизм (Ж. Деррида), постмодернизм (Ж.-Ф. Лиотар).
Литература:
Основная литература:
- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник.- М., 2012.
- Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки.- М., 2010.
- Философия. Учебник./ Под ред. Губина Л.В. – М., 2011.
- Философия. Учебник./ Под ред. Кохановского А.А. – М.. 2010.
- Философия. Учебник./ Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – М., 2012.
- Кузнецов В.Н., Мейеровский В.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия XVI-XVII веков. М., 2013.
Дополнительная литература:
- Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 2003.
- Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М., 2001.
- Камю А. Творчество и свобода. М., 2000.
- Кун Т. Структура научных революций. М., 2005.
- Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ. М., 2006.
- Фрейд З. Введение в психоанализ. М., 2002.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 2003.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление: В 2 т. М., 2000.
Практические задания:
1. Подготовить таблицу по этапам развития философского знания (основные особенности):