Эволюция представлений о свободе и в философии сопряжена с развитием идеи об уникальности человека

В древних цивилизациях,– (человек - элемент природы и космоса, значим не в своей отдельности и особенности, а в сопричасности единым процессам жизни). Здесь была важна не свобода. Высшая сила – судьба – определяла все метаморфозы человеческой жизни и была «гарантом космическо справедливости» :-)

Средние века, в христианском вероучении – человек наделяется свободой воли - как способностью самостоятельного выбора между добром и злом.При этом победа добра над злом могла осуществиться лишь при соучастии в свободном выборе высших сил.

Рационализм (новоевропейская философия). Мышление и разум, ставшие здесь сущностными характеристиками человека, обусловливают свободный выбор суждения, лежащего в основании любого поступка.Правомерность выбора обеспечивается соотнесением его со строгими законами разума.

Неклассическая философия : 1) Свобода здесь – это то, что реализуется в человеке не благодаря, а вопреки общему закону и необходимости. Подлинная свобода возможна лишь как акт экзистенциального выбора, но не с изначально заданными абсолютами добра и зла, а в ситуации индивидуального конструирования своей шкалы ценностей. 2)Свобода – это творчество, обращающее человека к новому пониманию себя, других и мира.

Постмодернизм: Невозможность абсолютной личной свободы и творчества в условиях техногенного общества. Постмодернизм предпочитает говорить вместо свободы понятие игры (для описания механизма человеческих действий и поступков.)Игра вбирает в себя традиционные оппозиции индивидуального и всеобщего. В рамках ее пространства находят примирение и судьба, вмешивающаяся в жизнь силой слепого случая, и закон, конкретизирующийся в обязательности игровых правил, и творчество, позволяющее человеку по-новому реализовать себя и обеспечивающее неожиданность и притягательность всякой отдельной игры. Вместе с тем ощущение свободы, даруемое игрой, достаточно условно. Игра, освобождая от гнета повседневности, одновременно подчиняет человека своей стихии, где обязательными признаками игры являются наличие у нее своего временного ритма, закрепленного в особых правилах, и пространства, в пределах которого эти правила действуют с непреложностью закона.

Экзистенциализм

Экзистенциали́зм — направление в философии, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека.Экзистенциализм как течение современной западной философии оформился в 20-е гг 20 века в Германии и позже во Франции. Экзи­стенциальная философия исходила из того, что познание является лишь одним из проявлений человеческого существования и основано в нем. Центральное понятие экзистенциализма является - "экзистенция" (позднелат. existentia - существование) - характеризует собственный опыт человека, в котором фундаментальные возможности его бытия осуществляются или упускаются; акцентирует внимание на реализующейся в человеческих поступках возможности быть самим собой. Структура экзистенции описывается через ряд модусов челове­ческого существования: свобода(как возможность выбора); страх(как чувство, обусловленное конечностью бытия человека и осознанием человеком временности, бренности существования); любовь(как забо­та, как отношение к Другому, разрушающее замкнутость индивиду­ального мира и отчужденность от человека); коммуникация (как меха­низм отношений в системе "я - Другой").

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким».Экзистенциальная философия – это не отрицание науки, но выходящее за ее пределы мышление, которое не познает предметы, а проясняет существование самого мыслящего человека. Соответственно, экзистенциальная философия не считает себя обладающей объективным знанием того, что есть человек, скорее, она имеет характер обращенного к человеку призыва: «стань самим собой!», «сбудься!». И здесь невозможен никакой окончательный результат, экзистенциальная философия, как и человеческое существование, открыты и не завершены.

Представители в Германии Мартин Хайдеггер – игровая модель жизни и Карл Ясперс, а во Франции Жан-Поль Сартр и Альбер Камю.

37. Социокультурные параметры человеческого бытия

План:

· Суть Ф. антрапологии

· Природа и сущность человека

· «экзистенциалы», «модусы»

· Сущность социокультурных параметров: социализация, образование, коммуникация, деятельность

· Три аспекта рассмотрения

Проблема человека традиционно является одной из центральных в философии.Философская антропология (греч. anthropos - человек) - учение о человеке и о фундаментальных основах его бытия. Круг проблем философской антропологии:

1. природа и сущность человека.

2. происхождение человека и его положение в мире.

3. возможности и способности человека.

4. жизненное предназначение человека.

Цель антропологического подхода - решение следующих проблем:

1. очертить основания и сущность человеческого существования, человеческой индивидуальности, человеческих возможностей.

2. сделать человека «мерой всех вещей» и через эту меру представить бытие в целом. Мир предстает в очеловеченной форме.

Наши рекомендации