Семинарское занятие № 2 ОСОБЕННОСТИ САТИРЫ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
КАЗАХСТАНСКИЙ ФИЛИАЛ
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА
Кафедра филологии
РАБОЧАЯ
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX В. (Ч.3)
Специальность: Филология
Курс 3 | ||
Семестр 6 | ||
Лекции 32 | ||
Семинарские занятия 32 | ||
Всего: 64 часа |
Астана - 2010
Рабочая программа составлена на основании типовой программы дисциплины
История русской литературы. М.: МГУ, 2003.
Рабочую программу подготовила д.ф.н. Т.В. Кривощапова
подпись ______________
дата_________________
Зав. кафедрой филологии Г.И. Власова
I. ПоЯСНИТЕЛЬНАЯ записка
Курс «История русской литературы XIX века (третья треть)» - фундаментальная дисциплина на факультете филологии и журналистики, завершающий этап изучения русской классической литературы XIX века. Данный курс является частью общего базового курса «История русской литературы», что предполагает определенную преемственность в изучении учебного материала. Кроме того, курс организован таким образом, что рассмотрение тем во многом основывается на актуализации знаний, полученных при изучении смежных дисциплин («Введение в литературоведение», «Отечественная история XIX века» и др.).
По учебному плану данный курс рассчитан на преподавание в течение одного учебного семестра и составляет 70 часов аудиторных занятий (54 -лекции, 16 - семинары) на дневном отделении и 40 часов аудиторных занятий (32 - лекции, 8 - семинары) на заочном отделении. Основная форма контроля – экзамен. В процессе освоения материала курса также предполагаются написание контрольных работ (заочное отделение), составление рефератов, обсуждение одной из трудных для изучения тем на коллоквиуме, углубленное рассмотрение основных тем на индивидуальных консультациях. Самостоятельная работа студентов организуется с ориентацией на освоение предложенных в курсе тем и заданий.
Курс «История русской литературы XIX века (третья треть)» читается в VI семестре студентам 3 курса филологического факультета (специальности: 021700) и относится к циклу «общепрофессиональные дисциплины».
Принципом построения программы курса является деление историко-литературного процесса XIX века на 3 части, приблизительно соответствующее трем третям столетия. При всей условности границ можно говорить об определенной смене основных литературных эпох XIX в.
Последняя треть XIX века – время создания вершинных произведений русского реализма, начало мирового признания русской литературы, период, когда получают развитие и различные формы натуралистической литературы, и на рубеже веков неоромантические тенденции.
При освоении материала курса студенты должны получить представление об историко-литературном процессе в целом и о творческой индивидуальности отдельных писателей (Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова и др.). Целью курса и является изучение творческого пути писателей "первого ряда" на фоне широкого историко-литературного контекста, а также постижение типологических особенностей развития реализма данного периода. Преимущественное внимание в курсе уделяется эволюции эпических жанров, с которыми связаны наиболее значительные достижения художественной литературы в это время. Жанровая система реализма в последней трети XIX века необычайно сложна и характеризуется расцветом романа (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский), широким распространением прозаического цикла (М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский). В связи с этим в центре лекционного курса оказываются проблемы типологии русского реалистического романа. Большое внимание также уделяется рассмотрению динамики малых жанров (прозаических) - рассказу, повести, психологической новелле, приобретающих ведущее место в 1880-е годы. Таким образом, хотя ряд тем "Истории русской литературы" изучается монорафически (творчество Ф. Достоевского, Л. Толстого и др.), типологический подход все-таки предопределяет основные цели курса и позволяет органически связать материал с предшествующими курсами «Истории русской литературы», а также наметить литературные тенденции, которые получат развитие в XX веке.
В задачи курса входит не только освоение научной базы, но и развитие навыков анализа художественного текста, творческих способностей студентов, активизация их познавательной деятельности, чему во многом способствуют проблемный характер лекционного материала, творческие задания на коллоквиумах, практических занятиях. Вопросы курса, связанные с переосмыслением культурного наследия в сегодняшние дни, выводят к духовным задачам нашего общества на данном этапе и могут сыграть положительную роль в нравственном воспитании студентов. Особое внимание в курсе уделяется изучению того материала, который необходим будущим учителям-словесникам для работы в общеобразовательных школах.
В рабочей программе указанные выше особенности литературного движения XIX века раскрываются на конкретном материале. Специфика историко-литературного образования будущих филологов предполагает задачу всестороннего и детального изучения, во-первых, художественного произведения, во-вторых, жизненного и творческого пути писателя и, наконец, знание особенностей литературного процесса эпохи. Отсюда – различные творческие задания (индивидуальные и коллективные, устные и письменные), обширная библиография к каждому разделу учебного материала, включающая как классические исследования, так и “новые”, которые возможно найти в журнальной периодике и в редких изданиях “возвращенной” критической мысли.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Семинарское занятие № 1
Цикл о «праведниках» в творчестве Н.С. Лескова
(«Павлин», «Очарованный странник», «Несмертельный Голован»)
1. Литературная судьба Лескова: «прозеванный гений» (И. Северянин), «неукротимый ересиарх» (А. Лесков). «Лесков – писатель будущего…» (Л.Толстой). «Национальное и мифологическое» в творчестве писателя.
2. «Герои времени» и праведники в русской литературе XIX века. Лесковская концепция праведничества. Состав цикла о «праведниках». Сборник Лескова «Три праведника и один Шерамур» (1889). Состав цикла при опубликовании 2-го тома (прижизненного) собрания сочинений (1889-1896).
3. Миф о великом грешнике в «Павлине». Ономапоэтика рассказа. Лесковский бестиарий. Христианские мотивы произведения: христианское бестиарное предание о павлине, мотив ап. Павла, мотив мытаря, мотив жертвоприношения, кенозиса и др. Сюжетно-композиционные особенности.
4. Поэтика названия повести «Очарованный странник» (1879). Сюжетно-композиционные особенности повести. Мифопоэтические традиции в произведении Лескова. Фольклорный мотив поединка богатыря со смертью.
5. «Как складывается легенда..» (художественное раскрытие проблемы мифотворчества народа в рассказе «Несмертельный Голован»). Особенности повествования. Архетипические мотивы и символы. Своеобразие художественного пространства. Житийные традиции в рассказе «Несмертельный Голован».
6. Творчество Лескова – тенденция к демифологизации в русской литературе или нет? Лесков и Достоевский.
Литература
1. Андреева Г.Т. Творчество Лескова. Иркутск, 1992.
2. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.
3. Кедров К. Фольклорно-мифологические мотивы в творчестве Н. С. Лескова // В мире Лескова. М., 1983. С. 58-73.
4. Климова М.Н. Сюжетная схема «великодушный старик» в контексте мифа о великом грешнике // Сюжет и мотив в контексте традиции. Новосибирск. 1998. С. 64-74.
5. Майорова О.Е. Рассказ Н.С.Лескова «Несмертельный Голован»: житийная традиция // Русская литература. 1987. № 3.
6. Старыгина Н.Н. Рассказ Н.С. Лескова «Однодум» // Литература в школе. 1998. № 3. С. 90-96.
7. Сухачев Н.П., Туниманов В.А. Развитие легенды у Лескова // Миф-фольклор-литература. Л., 1978. С. 114-136.
8. Телегин С.М. Национальное и мифологическое у Лескова. «Очарованный странник» // Литература в школе. 1996. № 1. С. 16-24.
9. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995. С. 48-69.
10. Хализев В., Майрова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. М., 1983. С. 196-232.
11. Хализев В.Е. «Герои времени» и праведничество в освещении русских писателей XIX в. // Русская литература XIX в. и христианство. М., 1997. С. 111-119.
Дополнительная литература
1. Гинзбург Л.О. О литературном герое. Л., 1979.
2. Горелов А.А. «Праведники» и «праведнический» цикл в творческой эволюции Н. С. Лескова // Лесков и русская литература. М., 1988. С. 39-62.
3. Горелов А.А. Н.С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
4. Гримстад К.А. Полиэтничность как религиозная проблема в «Очарованном страннике» Н.С. Лескова // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 454-461.
5. Дмитриенко С. Художественное сознание Лескова: постигнутое и постигаемое // Вопросы литературы. 1985. № 11.
6. Дыханова В.С. В поисках своего голоса (Из наблюдений над стилем Лескова) // Вопросы литературы. 1981. № 2. С. 189-212.
7. Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Лескова // Лесков и русская литература. М., 1988. С. 12-21.
8. Прокофьев Н.П. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н. Лескова // Лесков и русская литература М., 1988. С. 118-136.
9. Старыгина Н.Н. Методика анализа сказа: На материале анализа повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983.
10. Столярова Н.В. В поисках идеала. Л., 1978. С. 78-216.
11. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
12. Туниманов В. Рассказы и легенды Лескова о праведниках // Лесков Н.С. На краю света. Л., 1985. С. 575-583.
Семинарское занятие №1 (вариант)
ТВОРЧЕСТВО Н.С. ЛЕСКОВА 1870-1890-Х ГГ. (ОСНОВНЫЕ ЦИКЛЫ)
1. Лесковский цикл о «праведниках» и народная культура. Интерес Н. Лескова к расколу, «народному» христианству. Тема старообрядчества, встречи двух культур в «Запечатленном ангеле». Житийные традиции в произведении (лесковский Памва и Серафим Саровский). Мотив чуда и особенности финала. Ориентация структуры повести на иконную композицию и жанр «сказания о чудесных иконах».
2. Поэтика сказовой повести Лескова («Левша»).
3. Жанр легенды в творчестве Лескова («Аскалонский злодей», «Лев старца Герасима», «Скоморох Памфалон»). «Пролог» как главный источник лесковских сюжетов.
4. «Святочные рассказы» Лескова. Объединение рассказов автором в сборник 1886г. Канонические требования к святочным рассказам, с точки зрения писателя («сюжет, смягчающий сердце», трактовка его «в духе Евангелия» и пр.). Состав цикла: «Дух госпожи Жанлис», «Привидение в Инженерном замке», «Жемчужное ожерелье», «Зверь» и др. Мотив чуда в святочных рассказах Лескова. Христианские мотивы в рассказах «Христос в гостях у мужика», «Под рождество обидели». Н. Лесков и традиция русского святочного рассказа.
5. Лесковские «рассказы кстати». Сопряженность точно фиксируемых явлений современности и возникающих ассоциаций как общая особенность композиции рассказов. Диалог Лескова с Достоевским и Толстым («По поводу «Крейцеровой сонаты»).
Литература
1. Андреева Г.Т. Творчество Лескова. Иркутск, 1992.
2. Водолазкин Е.Г. Образ Серафима Саровского в «Запечатленном ангеле» Лескова // Русская литература. 1997. № 3. С 136-141.
3. Горелов А.А. Н. С. Лесков и народная культура. Л., 1988.
4. Душечкина Е.В. «От святочного рассказа непременно требуется…» (Н. С. Лесков и традиция русского святочного рассказа) // Русская литература и культура нового времени. СПб., 1994. С. 94-108.
5. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб., 1995.
6. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н. С. Лескова. М., 1980.
7. Дыханова Б.С. В зеркалах устного слова. Воронеж, 1994.
8. Евдокимова О. Диалог Н.С.Лескова с Л.Н.Толстым и Ф.М.Достоевским. Рассказ Н.С.Лескова «По поводу «Крейцеровой сонаты» как образ памяти писателя // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 95-110.
9. Евдокимова О.В. Живописание в структуре произведений Н.С. Лескова // Русская литература и изобразительное искусство. Л., 1988. С. 184-201.
10. Кретова А.А. Христианские заповеди в святочных рассказах Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1998. С. 471-478.
11. Попова Е.А. От первого лица. Сказ у Н.С.Лескова // Русская речь. 2002. № 5. С. 9-15.
12. Старыгина Н.Н. Из сказок жизни // Литература в школе. 1992. № 5-6. С. 23-27 («Христос в гостях у мужика»).
13. Столярова И.В. Н.С.Лесков и русское литературно-общественное 1880-1890-х гг. СПб., 1992.
14. Троицкий В.Ю. Лесков-художник. М., 1974.
15. Шатин Ю.В. Жанровый тип и художественная целостность произведения (на материале «Левши») // Типологические категории в анализе литературного произведения как целого. Кемерово, 1983. С. 14-21.
Дополнительная литература
1. Бухштаб Б.Я. Об источниках «Левши» Н.С. Лескова // Бухштаб Б.Я. Библиографические разыскания по русской литературе XIX в. М., 1966.
2. Костршица В. О жанровом своеобразии прозы Н.С.Лескова // Филологические науки. 1974. № 2.
3. Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Икона и иконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. С.272-315.
4. Макарова Е.А. Старообрядческая «модель» человека в эстетике Н.С.Лескова // Проблемы метода и жанра. Томск, 1994. С 183-192.
5. Макарова Е.А. Старообрядческая культура в эстетическом сознании Лескова. Автореф. дисс. … канд. филол. наук. Томск, 1993.
6. Полозкова С.А. О финале рассказа Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» // Литература Древней Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 301-310.
Семинарское занятие № 2 ОСОБЕННОСТИ САТИРЫ М.Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА
1. Понимание Щедриным предмета и задач сатиры.
2. «Теория призраков» как философско-эстетическая основа сатиры Щедрина. Концепция двух действительностей (оппозиция мнимой и «живой жизни») как определяющее начало поэтики писателя.
3. Гротеск как принцип типизации в творчестве Щедрина.
4. «История одного города» как роман-гротеск.
5. Особенности сюжета и конфликта романа «Господа Головлевы».
6. Смысл эпилога «Господ Головлевых». Евангельские мотивы романа.
7. Особенности повествования в «Сказках» Щедрина.
Литература
1. Бухштаб Б.Я. Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина. Л., 1962.
2. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С. 135-144.
3. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. 1990. С.216-227.
4. Мысляков В. Искусство сатирического повествования. Саратов, 1966.
5. Николаев Д. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. М., 1997.
6. Николаев Д. Смех Щедрина. М., 1988.
7. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы ХIХ века. Кемерово,1977. С.60-71.
Семинарское занятие №3
ПОЭТИКА РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО "ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ"
1. Герой и позиция автора по отношению к герою.
2. Особенности сюжета. "Состояние колебания и составляет роман" (Достоевский). Фольклорно-мифологический сюжет смерти-воскресения, разворачивающийся в романе не как последовательность, а как одновременность. «Условный» эпилог.
3. Функция "роковых" случайностей в сюжете.
4. "Сюжетная аура". "Событийность" истины у Достоевского (М. Бахтин). Ситуация «несоревнующегося» (А.П. Скафтымов), эмпатического общения. "Общее" и "проникновенное" слово в романе. Идея "почвы", аксиологическая функция и конкретно-художественное выражение мотива «жизни» в романе.
5. Преступление как сюжетная основа романа. Отличие "Преступления и наказания" от традиционных типов романа: авантюрно-детективного, философского, психологического и др. Своеобразие мотива тайны в романе "Преступление и наказание".
6. "Целестремительность" романов Достоевского: герой-тайна как центр романа и его "другой" (К. Мочульский, Н. Бердяев). Сюжетно-композиционная роль диалогов Раскольникова и Порфирия Петровича, Раскольникова и Сони Мармеладовой др.
7. Система двойников в романе. Функции двойничества у Достоевского.
8. Архетипическая основа мотивной структуры романа (мотивы Каина, Иова, договора с дьяволом и др.). Символика романа (камень, арифметика, угол, аршин пространства, паук и пр.). Символы онтологического порога.
9. Пасхальный архетип в романе. Эпизод чтения Евангелия как «романная формула» Достоевского (И. Есаулов). Мотив воскрешения Лазаря в произведении.
10. Мотив сакрального заступничества и чуда в романе. Архетипическая основа образа Сони Мармеладовой.
11. Пространственно-временная организация романа.
12. "Слово" у Достоевского. Концепция М. Бахтина.
13. Раскольников как герой-идеолог.
14. Жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание". М. Бахтин о природе полифонического романа Достоевского. Другие типологические концепции романа писателя: роман-трагедия (Вяч.Иванов), идеологический (Б.Энгельгардт), социально-философский (В.Этов) и пр.
Литература
1. Андерсон Р. О визуальной композиции "Преступления и наказания"// Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т.11. С. 89-95.
2. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
3. Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения: Логика положений// Достоевский: Материалы и исследования. СПб., 1997. Т.14. С.117-129.
4. Есаулов И.А. Пасхальный архетип в поэтике Достоевского // Евангельский текст в
5. Карасёв Л. О символах Достоевского// Вопросы философии. 1994, № 10. С. 80-122. Или: Карасёв Л. Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995.
6. Касаткина Т. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С 67-82.
7. Кунильский А.Е. Ценностный анализ литературного произведения (роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Петрозаводск, 1988.
8. Меднис Н.Е. Sacra и inferno в художественном пространстве романов Ф.М. Достоевского // Ars interpretandi. Новосибирск, 1997. С. 174-184.
9. Новикова Е. Софийность русской прозы второй половины XIX в.: евангельский текст и художественный контекст. Томск, 1999. С. 92-136.
10. Печерская Т.И. Мотив смерти-воскресения в поэтике сна Ф.М.Достоевского// От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. С. 140-147.
11. Тамарченко Н.Д. Целостность как проблематика этики и формы в произведениях русской литературы XIX века. Кемерово,1977.
12. Топоров В.Н. О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического мышления («Преступление и наказание») // Топоров В. Миф. Ритуал. Символ. Образ. М., 1995. С. 193-258.
13. Трофимов Е. О логистичности сюжета и образов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 167-188.
Дополнительная литература
1. Альтман М.С. Достоевский: По вехам имён. Саратов, 1975.
2. Арбан Д. "Порог" у Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1976. Т.2. С. 19-29.
3. Белов С. В. Роман Достоевского "Преступление и наказание": Комментарий. Л., 1979.
4. Галкин А. Музыкальное мышление Достоевского и лейтмотивность композиции его романов // Достоевский и мировая культура. М., 1994. № 3. С. 65-120.
5. Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Вопросы литературы. 2003. № 1. С. 176-208.
6. Клейман Р.Я. Лейтмотивная вариативность времени-пространства в поэтике Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1997. Т. 14. С 71-76.
7. Кожинов В. "Преступление и наказание" Достоевского // Три шедевра русской классики. М., 1971.
8. Селезнев Ю. Избранное. М., 1987. С. 218-229; 142-148; 289-291; 322-328. Тамарченко Н.Д. О жанровой структуре "Преступления и наказания" (К вопросу о типе романа у Достоевского) // Проблемы жанра в истории русской и зарубежной литературы. Кемерово, 1976.
9. Тамарченко Н.Д. Случай и необходимость в романе "Преступление и наказание» и «Войне и мире» // Проблемы творчества Ф.М.Достоевского. Поэтика и традиции. Тюмень, 1982. С. 11-24.
10. Тихомиров Б. К осмыслению глубинной перспективы романа "Преступление и наказание"// Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 251-269.
11. Томпсон Д.О. Проблема совести в "Преступлении и наказании"// Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков. Петрозаводск, 1999. С. 348-362.
12. Фаликова Н.Э. Американские мотивы в поздних романах Ф.М.Достоевского // Новые аспекты в изучении Достоевского. Петрозаводск, 1994. С.199-241.
13. Хоц А.Н. Структурные особенности пространства в прозе Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 51-80.
14. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М., 1967.
Семинарское занятие №4
РОМАН Ф.ДОСТОЕВСКОГО «ИДИОТ»
1. Эстетические взгляды Ф. Достоевского ("реализм в высшем смысле").
2. Христология Ф. Достоевского (христоцентричность религиозных взглядов писателя).
3. Архетипическая основа сюжета романа (дионисийский миф, миф о распятии Христа и пр.). "Идиот" как "роман распятия и жертвоприношения" (К. Степанян). Евангельские мотивы.
4. Мотив кенозиса в романе. Богословско-философская трактовка этого христологического понятия. Смирение, жертвенность, страдание, "благодатный идиотизм" как условия кенотического преображения личности у Достоевского. Особенности "кенотического" сюжета романа "Идиот" (разные точки зрения).
5. Князь Мышкин как "юродивый герой" (по типологии В.В. Иванова). Семантика имени главного героя. Лексема "князь" в контексте произведений Достоевского.
6. Система персонажей в романе. Герои-двойники.
7. Живописный образ Христа в структуре романа.
8. Жанровое своеобразие романа.
9. Роман «Идиот» в современном литературоведении.
Литература
1. Бурдина И. Живописный образ Христа в структуре романа Ф.М.Достоевского "Идиот" // Достоевский и мировая культура. М., 1998. Альманах. № 10. С.44-53.
2. Ермилова Г. Христология Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 37-42.
3. Котельников В.А. Кенозис как творческий мотив у Достоевского// Достоевский: Материалы и исследования. СПб.,1996. Т. 13.С. 194-200.
4. Кунильский А.Е. О христианском контексте в романе Ф.М.Достоевского "Идиот" // Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков. Петрозаводск, 1998. С.391-408.
5. Кунильский А.Е. Принцип "снижения" в поэтике Достоевского (роман "Идиот") // Жанр и композиция литературного произведения. Петрозаводск, 1983. С.28-52.
6. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С.285-315.
7. Натова Н. Метафизический символизм Достоевского // Достоевский: Материалы и исследования. СПб.,1997. Т.14. С.26-45.
8. Роземблюм Л.М. "Красота спасет мир" // Вопросы литературы. 1991 № 11-12. С.142-180.
9. Степанян К.А. К пониманию "реализма в высшем смысле"// Достоевский и мировая культура. М.,1998.Альманах № 10. С.54-64.
Дополнительная литература
1. Буданова Н.Ф. От «общечеловека» к «русскому скитальцу» и «всечеловеку» (Лексические заметки) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1996. Т. 13. С. 200-212.
2. Ермилова Г. Трагедия «русского Христа», или о «неожиданности окончания» «Идиота» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001. С. 446-461.
3. Иванов В.В. Безобразие красоты. Достоевский и русское юродство. Петрозаводск, 1993.
4. Криницын А.Б. О специфике визуального мира у Достоевского и семантике «видений» в романе «Идиот» // Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. М., 2001. С. 170-205.
5. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в творчестве Достоевского. Челябинск, 1994. С.115-135.
6. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: Раздумья, проблемы. Иваново, 1999.
7. Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа "Идиот" // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 23-83.
Семинарское занятие № 5
РОМАН Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "БЕСЫ"
1. Литературная судьба романа. "Бесы" как роман-памфлет. Его место в ряду антинигилистических романов XIX века.
2. Смысл названия, эпиграфов.
3. Апокалиптические мотивы. "Бесы" как роман об антихристе и "апостолах" новой веры.
4. Философия нигилизма в романе. Проблема духовного наследия (С. Верховенский и молодое поколение). Тургеневская тема в романе. "Русская трагедия" в понимании писателя. Роман "Бесы" в осмыслении русской религиозной философии.
5. Основной миф в романе "Бесы" (точка зрения В. Иванова).
6. Ставрогин как "лицо трагическое", "явление серьёзное" (Ф. Достоевский). Н. Бердяев о Ставрогине.
7. Двойники Ставрогина в романе. Смысл философского самоубийства Кириллова. Шатов как герой-идеолог. Теория Шигалева-Верховенского. Особенности двойничества в "Бесах".
8. Мотив Матери - сырой земли - Богородицы в романе "Бесы''.
9. "Загадка" Хромоножки (разные концепции). Марья Лебядкина и Ставрогин. Ясновидение юродивой. Символичный смысл наименования Ставрогина "князем". Точка зрения, согласно которой юродивая прозревает только самозванство героя (Н. Ашимбаева и др.). Иная интерпретация: видение Лебядкиной идеальной сущности Ставрогина (В.Михнюкевич и др.).
10. Мистериальное начало романа. Особенности финала.
Литература
1. Бердяев Н. Ставрогин // Наше наследие.1991. № 6. С.76-79. То же: Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. М., 1994.Т.1.С.177-186.
2. Буданова Н.Ф. О некоторых источниках нравственно-философской проблематики романа «Бесы» // Достоевский. Материалы исследования. СПб., 1997. Т. 14. С. 93-106.
3. Булгаков С. Русская трагедия // Достоевский Ф.М. "Бесы". "Бесы": Антология русской критики. М.,1996. С.489-508. То же: О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931гг. М.,1990.С.193-214.
4. Иванов Вяч. Основной миф в романе «Бесы» // Достоевский Ф.М. «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. М., 1996. С. 508-513. То же: Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.,1994. С.306-311.
5. Касаткина Т.А. Об одном свойстве эпилогов пяти великих романов Достоевского // Достоевский в конце XX века. М.,1996. С.82-93.
6. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М.Достоевского. Челябинск, 1994. С.136-178.
7. Пигин А. В. Роман Ф.М.Достоевского "Бесы" и видение рая и ада // Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. Петрозаводск,1991.С.136-139.
8. Померанц Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М.,1990.
9. Сальвестрони С. Новый Завет в романе Ф.М. Достоевского «Бесы» // Христианство и русская литература. М., 2002. С. 336-362.
10. Сараскина Л. "Бесы": роман-предупреждение. М.,1990.
Дополнительная литература
1. Ашимбаева Н.Т. Лексема "князь" в контексте произведений Достоевского // Достоевский и мировая культура. СПб.,1997. Альманах № 9. С.57-66.
2. Багно В.Е. Самозванство «апостолов» новой веры (Новозаветные мотивы в «Бесах») // Пути и миражи русской культуры. СПб., 1994. С. 241-255.
3. Баршт К. "Повесть безвременных лет" (о романе Ф.М.Достоевского "Бесы"). СПб.,1994.
4. Борисова В.В. Национальное и религиозное в творчестве Достоевского (Проблема этноконфессионального единства и многообразия) // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.,1997. Т.14.С.58-70.
5. Евлампиев И.И. Кириллов и Христос. Самоубийцы Достоевского и проблема бессмертия // Вопросы философии. 1998. № 3. С. 18-34.
6. Кантор В.К. Карнавал и бесовщина // Вопросы философии. 1997. № 5. С.44-57.
7. Примечания // Достоевский Ф.М. ПСС: В 30-ти т. Л., 1975. Т. 12. С. 161-274.
8. Телегин С.М. Жизнь мифа в художественном мире Достоевского и Лескова. М., 1995. С. 23-47.
Семинарское занятие № 6
РОМАН Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО "БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ"
1. Творческие замыслы Достоевского последних лет и роман "Братья Карамазовы».
2. Архетипические мотивы романа. Метафизический смысл ситуации отцеубийства в "Братьях Карамазовых".
3. Система персонажей. Концепция "соборной личности" (К.Мочульский). Что такое "карамазовщина"?
4. Две философские концепции мира в романе "Братья Карамазовы". Иван Карамазов как герой-идеолог. "Легенда о великом инквизиторе" и её сюжетная роль в романе. Коллизия Иван - Смердяков. Роль диалогов героев в сюжете.
5. Сюжетная роль "Русского инока" в романе. Русский космизм, софиология и "Братья Карамазовы". Проблема "положительно прекрасного человека" в последнем романе Достоевского. Старец Зосима - Алёша. Житийные традиции в "Братьях Карамазовых".
6. Два суда в романе ("церковный суд" в келье старца Зосимы и юридический суд над Дмитрием в финале); их сюжетно-композиционная соотнесённость; роль, которую они играют в создании "смыслового единства романа" (Г.Щенников). Статья Ивана о церковном суде в структуре произведения.
7. Поэтика названия романа. Смысл эпиграфа. Сюжетно-композиционная соотнесённость названия, эпиграфа и финала романа.
8. Жанровое своеобразие последнего романа Достоевского.
Литература
1. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
2. Ветловская В. Поэтика романа Достоевского "Братья Карамазовы". Л.,1977
3. Ветловская В.Е. Литературные и фольклорные источники "Братьев Карамазовых» (Житие Алексея человека божия и духовный стих о нём) // Достоевский и русские писатели. М., 1971. С. 325-354.
4. Ветловская В.Е. Творчество Достоевского в свете литературных и фольклорных параллелей. "Строительная жертва" // Миф. Фольклор. Литература. Л., 1978, С.81-113.
5. Карсавин Л. Фёдор Павлович Карамазов как идеолог любви // О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг. М., 1990 С.264-277.
6. О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. Леонтьев, Соловьёв, Розанов, Булгаков, Бердяев, Франк. М., 1991.
7. Пономарёва Г.Г. Житийный круг Ивана Карамазова// Достоевский: Материалы и исследования. Л.,1991. Т. 9. С. 144-164.
8. Тарасов Ф. К вопросу о евангельских основаниях "Братьев Карамазовых"// Достоевский в конце XX века. М., 1996. С. 330-342.
9. Шатин Ю.В. Архетипические мотивы и их трансформация в новой русской литературе // "Вечные" сюжеты русской литературы. Новосибирск,1996. С. 29-41.
10. Щенников Г.К. Мысль национальная в романе "Братья Карамазовы" и функции повествования в сценах двух судов // Достоевский: Материалы и исследования. СПб..1997. Т.14. С.164-170.
Дополнительная литература
1. Буланов А.М. Статья Ивана Карамазова о церковно-общественном суде в идейно-художественной структуре последнего романа Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.,1996. Т. 12. С. 125-136.
2. Бэлнеп Р. Структура «Братьев Карамазовых». СПб., 1997.
3. Гачева А. Новые материалы к истории знакомства Ф.М.Достоевского с идеями Н.Ф. Федорова // Достоевский и мировая культура. СПб., 1999. Альманах № 13. С. 205-232.
4. Егоренкова Г.П. Поэтика сюжетной ауры в романе "Братья Карамазовы"// Филологические науки. 1971. № 5. С. 27-40.
5. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995. С.117-134.
6. Ефимова Н. Мотив библейского Иова в "Братьях Карамазовых"// Достоевский Материалы и исследования. СПб., 1994. Т. 11. С. 122-131.
7. Кантор В. Роман Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы". М., 1983.
8. Левина Л.А. "Новый Иов" в творчестве Достоевского и в русской литературе XX века // Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 1994. С. 204-220.
9. Мочульский К. Гоголь, Соловьёв, Достоевский. М.,1993.
10. Пономарёва Г.Б. "Житие великого грешника": структура и жанр // Исследования по поэтике и стилистике. Л., 1972, С.66-86.
11. Семёнова С.Г. "Высшая идея существования" у Достоевского // Вопросы литературы.1988. № 11. С.166-195.
Семинарское занятие №8-9
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Л.Н. ТОСТОГО «ВОЙНА И МИР»
1. Замысел и история создания романа.
2. Проблема «история и искусство» в творческом сознании Л. Толстого. «Война и мир» как «новая разновидность романа»: «роман-поток» (Н. Гей), «отрицательное повествование» (Г. Морсон) и другие жанровые концепции.
3. Война и мир» как «роман-эпопея» (концепции А.В. Чичерина, А.А. Сабурова и др.). Принципы анализа романа в работах С.Г. Бочарова.
4. Философия истории Л. Толстого. Проблемы свободы и необходимости, «общего блага» и пр. в историософских взглядах писателя и общей структуре романа.
5. Кутузов и Наполеон. «Историческое» и «частное», «общее» и «личное» в романе.
6. Принцип создания характеров. Герои «пути».
7. Своеобразие «сюжета поисков истины» в романе. Особенности психологизма («диалектика души»).
8. Эпилог в «Войне и мире» и проблема романного завершения.
Литература
1. Бахтин М. Эпос и роман // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
2. Билинкис Я. Русская классика и изучение литературы в школе. М., 1986. С. 116-130.
3. Бочаров С.Г. Роман Л. Толстого «Война и мир». М., 1978.
4. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 76-125.
5. Гей Н.К. О поэтике романа («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» Л.Н. Толстого) // Известия АН СССР. Сер. «Литература и язык». 1978. Т. 37. № 2. С. 121-132.
6. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1977.
7. Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.
8. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978. С. 127-196.
9. Купреянова Е.Н. О проблематике и жанровой природе романа Л. Толстого «Война и мир» // Русская литература. 1985. № 1. С. 161-172.
10. Курляндская Г.Б. Концепция человека и психологизм Толстого. «Диалектика души» и проблема свободной воли. // Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Толстого и Ф.М.Достоевского. М., 1988. С. 35-58.
11. Лурье Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого // Русская литература. 1989. № 1. С. 26-43.
12. Одиноков В. Поэтика романов Л. Толстого. Новосибирск, 1978. С.
13. Опульская Л.Д. Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир». М., 1987.
13. Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. М., 1959.
14. Серых Е. Роман-эпопея или «историческая пародия»? // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1990. № 3. С. 7-12.
15. Скафтымов А. Нравственные искания русских писателей. М., 1972.
16. Хализев В.Е., Кормилов С.Е. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М., 1983.
17. Чичерин А. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.
18. Чичерин А. Стилистическое единство «Войны и мира» // Чичерин А. Ритм образа. М., 1973. С. 60-73.
17. Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л.Н. Толстого // Русская литература. 1998. № 3. С. 33-42.
Семинарское занятие №10
ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Л.Н. ТОЛСТОГО «АННА КАРЕНИНА»
1. История создания произведения. Замысел романа из частной, семейной жизни.
2. Семейная тема в русском романе 70-х годов («Господа Головлевы» Салтыкова-Щедрина, «Подросток», «Братья Карамазовы» Достоевского) и толстовская трактовка этой темы («мысль семейная»).
3. Опыт работы над романом-эпопеей при обращении к семейной теме в 70-е годы и то новое, что писатель внес в разработку темы.
4. «Анна Каренина» и традиции западноевропейского романа (семейный английский роман и адюльтерный французский роман). «Анна Каренина» как «бесконечный» лабиринт сцеплений» (Л. Толстой). Некоторые «законы, которые служат основанием этих сцеплений».
5. Метафоричность, мифологичность поэтики Толстого (метафора у писателя как форма авторского сознания, способ мышления, освоения и понимания реальности; герменевтический статус метафоры: и средство интерпретации мира, и модель изменения читательского способа видеть мир). Концептуальные метафоры в романе «Анна Каренина» («пучина жизни», «паутина лжи», «путь жизни», «сон жизни» и др.).
6. Другие особенности сюжетно-композиционного строения романа («замок сцепления» сюжетных линий Анны и Левина, роль 8-ой части, проблема финала и пр.).
7. Мотивная структура «Анны Карениной» (мотивы вины, круга, игры и др.).
8. Авторская концепция жизни – искусства (мотив «снятия покровов»). Тема творчества в романе.
9. Три портрета Анны. Картина Михайлова на сюжет «увещания Пилатом».
10. Своеобразие авторской позиции в романе. Смысл эпиграфа.
11. Психологическое мастерство Л. Толстого в «Анне Карениной».
12. Жанровое своеобразие романа (жанровые особенности в системе толстовских романов; «роман поиска» (В. Шкловский), «роман конца» (Н. Гей) и др. жанровые концепции романа).
Литература
1. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого. М., 1978.
2. Бабаев Э.Г. Очерки эстетики и творчества Л.Н. Толстого. М., 1981. С. 169-192.
3. Бабаев Э.Г. Роман и время. Тула, 1975.
4. Билинкис Я.С. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого и русская литература 1870-х годов. Лекция. Л., 1970.
5. Ветловская В.Е. Поэтика «Анны Карениной» (система неоднозначных мотивов) // Русская литература.1979. № 4. С. 17-37.
6. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л., 1981. С. 128-164.
7. Гей Н. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Романный триптих: «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение» // Л.Н. Толстой и современность. М., 1981. С. 103-130.
8. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971.
9. Жданов В. Творческая история «Анны Карениной». Материалы и наблюдения. М., 1957.
10. Купреянова Е. Выражение эстетических воззрений и нравственных исканий Л. Толстого в романе «Анна Каренина» // Русская литература. 1960. № 3. С. 117-136.
11. Купреянова Е.Н. «Анна Каренина» Л. Толстого // История русского романа: В 2-х т. М.-Л., 1964. Т. 2. С. 323-349.
12. Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. М.-Л., 1966. С. 247-272.
13. Ломунов К. Эстетика Льва Толстого. Л, 1972. С. 186-206.
14. Маймин Е.А. Л. Толстой. Путь писателя. М., 1978. С. 109-132.
15. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978. С. 92-128.
16. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. 1990. № 3. С. 34-47.
17. Чернец Л.В. «…Бесконечный лабиринт сцеплений» («Анна Каренина» и ее первые читатели) // Русская словесность. 1998. № 6. С. 11-17.
18. Чуприна И.В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. Саратов, 1974.
19. Шкловский В.Б. Лев Толстой. М., 1963. Ч. 3.
20. Эйхенбаум Б. Л. Толстой. 70-е годы. Л., 1974. С. 107-126, 160-173.
Семинарское занятие № 12
ПОЭТИКА ПОЗДНЕЙ ПОВЕСТИ Л. ТОЛСТОГО
(«Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник», «Отец Сергий», «После бала»)
1. История создания повести «Смерть Ивана Ильича». Направления изменения первоначальной редакции произведения. Поэтика названия.
2. Система персонажей и сюжетно-композиционные особенности произведения. Сюжетная функция таких персонажей, как Шварц, Петр Иванович.
3. Притчевое начало повести. Обращение к «готовому» образу для того, чтобы через подобие охарактеризовать нечто, «не допускающее знакового выражения». Метафоричность поэтики Толстого. Мотивы евангельских притч. Образ «болящего, страдающего тела» как образ бытия. Толстовская поэтика телесности.
4. Мотивная структура повести «Смерть Ивана Ильича». Мотив маски (французская речь как маска; другие случаи словесной маскировки истинного смысла жизни; маскировка смерти – истины в плане фразеологии). Мотив жизни – игры в повести: тема карт и карточной игры; тема театра и «ролевого» поведения, жизнь как сценическая игра. Мотив поиска и обретения истины.
5. Концепция смерти и бессмертия «позднего» Толстого. Смерть как финалообразующее событие. Неоднозначные истолкования финала («пессимистическое» и «оптимистическое») повести «Смерть Ивана Ильича».
6. Архетипические мотивы «После бала».
7. Сюжет «прозрения» повести «Отец Сергий». Мотив «ухода» в позднем творчестве Толстого («Записки сумасшедшего», «После бала»).
Литература
1. Галаган Г.Я. Л.Н. Толстой. Художественно-этические искания. Л.,1981.
2. Донсков А. «Драматическое присутствие» в повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Русская литература. 1993. № 3. С.149-153.
3. Еремин М. Подробности и смысл целого. Из наблюдений над текстом повести «Смерть Ивана Ильича» // В мире Толстого. М., 1978. С. 221-247.
4. Жолковский А.К. Морфология и исторические корни «После бала» // Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. Или то же самое: Даугава, 1990. № 12. С.80-93.
5. Кедров К. «Уход» и «воскресение» героев Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С. 248-273.
6. Партэ К. Метаморфоза смерти у Л.Н. Толстого // Русская литература. 1991. № 3. С.107-112.
7. Фет Н.А. О поэтике повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича»: автореф. дисс…. канд. пед. наук. СПб, 1995.
8. Фет Н.А. Поэтика телесности в повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» // Ars interpretandi. Сборник статей к 75-летию профессора Ю.Н. Чумакова. Новосибирск, 1997. С. 208-220.
9. Юртаева И.А. «Смерть Ивана Ильича» Л.Н. Толстого и «Кроткая» Ф.М.Достоевского (к проблеме «романизации» жанра повести) // Типологический анализ литературного произведения. Кемерово,1982. С. 75-81.
Дополнительная литература
1. Лотман Ю.М. «Пиковая дама» и тема карт и карточной игры в русской литературе в начале XIX века // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3-х т. Таллинн, 1993. Т. 2. С. 389-415.
2. Вишневская И. Театр в прозе Толстого // В мире Толстого. М., 1978. С. 351-384.
3. Козлова С.М. Морфология и мифопоэтика сюжета о поисках и обретении истины // Материалы к «Словарю сюжетов и мотивов русской литературы»: От сюжета к мотиву. Новосибирск, 1996. С.34-64.
4. Лекманов О.А. Три смерти (Иван Ильич, Андрей Фомич, Анна Ивановна) // Лотмановский сборник. М., 1997. Т. 2. С. 340-343.
5. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. М., 1998. С. 307-315.
6. Паттерсон Д. От культурного к человеческому: случай Ивана Ильича // Слово и мысль Льва Толстого. Казань, 1993. С. 48-56.
7. Фигут Р. Страх перед телом у Толстого // Логос. 1999. № 2. С. 50-55.