Очищение ума
Насколько необходима чистота, очищение тела, настолько же необходимо, чтобы ум также был чист и очищен, и, может быть, даже в большей степени. Как нерегулярность в работе физического организма, так и любое его загрязнение вызывают заболевания. В равной степени это применимо и к уму. Существуют такие загрязнения, относящиеся к уму, которые могут привести к различным заболеваниям, а очищая ум, можно помочь созданию и физического и умственного здоровья. Под здоровьем я имею в виду естественное состояние. А что есть духовность, как не естественность?
Очень немногие думают таким образом. Большинство людей считает, что быть духовным означает быть способным творить чудеса, видеть необыкновенные вещи, удивительные явления; и лишь немногие знают, как это просто и что быть духовным означает быть естественным.
Очищение ума может быть проведено тремя различными способами. Первый путь – успокоение ума, поскольку очень часто именно его активность является причиной загрязнений. Успокоение ума устраняет загрязнения; это подобно настройке ума на его естественный основной тон. Ум как водоем: когда вода в нем спокойна, отражение ясное. Если ум в беспокойном состоянии, человек не может ясно воспринимать ни предчувствие, ни вдохновение. Как только ум становится спокойным, он принимает ясное отражение, словно озеро, когда вода в нем спокойна.
Такое состояние ума вызывается практикой физического покоя. Определенная сидячая поза создает определенное воздействие. Мистикам известно множество способов сидеть в молчании, и каждый способ имеет определенное значение. И это значение не только воображаемое, каждый способ приводит к точному результату. У меня было много опытов как своих, так и с другими людьми, подтверждающих, что определенный способ сидения изменяет склад ума человека. В старину люди знали об этом и нашли различные сидячие позы для различных людей. Была поза воина, ученика, медитативного человека, бизнесмена, рабочего, юриста, судьи, изобретателя. Вообразите, как прекрасно, что то огромное воздействие, которое оказывает определенная поза на человека, и в особенности на его ум, мистик обнаружил и испытывал в течение тысячи лет.
Мы испытываем это воздействие в нашей повседневной жизни, но не думаем о нем. Нам случается сидеть неким образом, и мы чувствуем тревогу; нам случается сидеть другим способом, и мы ощущаем спокойствие. Определенная позиция заставляет нас чувствовать себя вдохновленными, другой способ сидеть приводит к чувству потери энергии, отсутствию энтузиазма. Посредством успокоения ума с помощью определенной позы человек способен очистить ум.
Второй путь очищения ума основывается на способе дыхания. Для восточного человека очень интересно отмечать, как иногда на Западе люди в своих изобретениях бессознательно применяют принципы из мистических сфер. У них есть аппарат, который чистит ковры, всасывая пыль. Это та же система, вывернутая наизнанку: правильный способ дыхания высасывает пыль из ума и выбрасывает ее. Ученые продвинулись настолько, что говорят о выдыхании двуокиси углерода; вредный газ выводится из тела человека при выдохе. Мистики идут дальше, говоря, что выведение происходит не только из тела, но и из ума также. Если бы человек знал, как удалять загрязнения, он мог бы удалить больше, чем мог бы вообразить. Загрязнения ума возможно вывести посредством правильного способа дыхания; вот почему мистик сочетает позу с дыханием. Поза помогает успокоению ума, дыхание – очищению ума; они действуют вместе.
Третий путь очищения ума основывается на отношении, на правильном отношении к жизни. Это путь морали и королевская дорога к очищению. Человек может дышать и сидеть в молчании в тысячах поз, но, если он не имеет правильного отношения к жизни, он никогда не будет развиваться; это принципиальная вещь. Но вопрос в том, что есть правильное отношение. Правильное отношение зависит от того, насколько благосклонно человек относится к своим собственным недостаткам. Очень часто мы готовы оправдываться за собственные недостатки и ошибки и охотно превращаем свое заблуждение в правоту. Однако у нас нет такого же отношения к другим. Мы сделаем им выговор, когда дойдет до нашего мнения о них. Так легко осудить других! Так легко сделать один шаг и невзлюбить других и совсем нетрудно сделать еще один шаг и возненавидеть других людей. И, поступая так, мы не думаем, что делаем что-то неправильное. Хотя это то состояние, которое развивается внутри, мы только видим его снаружи; все дурное, накапливающееся внутри, мы видим в других. Следовательно, человек постоянно пребывает в иллюзии; он всегда доволен собой и всегда порицает других. И самое удивительное, что больше всех достоин порицания тот, кто больше всех порицает. Но лучше выразить это по-другому: поскольку человек порицает больше всех, он становится достойным наибольшего порицания.
Есть красота формы, цвета, линии, манер, характера. В некоторых людях недостает красоты, в других ее больше; только сравнение заставляет нас считать, что один человек лучше другого. Если бы мы не сравнивали, тогда каждый был бы хорош; именно сравнение заставляет нас считать одну вещь красивее другой. Но если мы посмотрим более внимательно, мы увидим, что красота есть и в той, другой, вещи. Очень часто наше сравнение неправильно по той причине, что хотя сегодня мы и определяем в нашем уме, что является хорошим и красивым, но можем изменить эти понятия в течение месяца, года. Это показывает нам, что мы способны оценить то, на что смотрим, в том случае, когда красота этой вещи проявляется в нашем поле зрения.
Нет ничего удивительного в том, что если один человек достигает той стадии, когда он говорит: "Все, что я вижу в этом мире, я люблю, несмотря на боль, борьбу и трудности; все это стоит того", то другой говорит: "Все это печально, жизнь безобразна; в этом мире нет ни крупицы красоты". Каждый прав со своей точки зрения. Они оба искренни. Но они отличаются друг от друга, поскольку смотрят на мир по-разному. У каждого из них есть своя причина для одобрения жизни и ее порицания. Только один извлекает для себя пользу из видения красоты, а другой теряет ее от недооценки жизни, от того, что не видит в ней красоты.
Следовательно, из-за неправильного отношения человек накапливает в своем уме нежелательные впечатления, приходящие от людей, поскольку никто не совершен в этом мире. У каждого есть сторона, которую можно критиковать и желать исправить. Когда кто-либо смотрит на эту сторону, он накапливает впечатления, которые делают его все более и более несовершенным; и затем это становится его миром. И когда ум превращается в губку, наполненную нежелательными впечатлениями, тогда то, что он испускает из себя, также становится нежелательным. Никто не может говорить плохо о другом без того, чтобы это не становилось его собственным, поскольку говорящий плохо о других плох сам.
Таким образом, очищению ума с моральной точки зрения необходимо учиться в своей повседневной жизни, пытаясь рассматривать вещи с симпатией, благожелательно: смотря на других людей так, как мы смотрим на себя, ставя себя на их место, а не обвиняя других, когда мы видим их слабости. Души, рожденные на земле, несовершенны и проявляют несовершенство, и из этого состояния они развиваются естественным образом, приходя к совершенству. Если бы мы все были совершенны, не было бы цели в нашем сотворении. И проявление таково, что каждое существо здесь может подняться от несовершенства к совершенству. Это – цель и радость жизни, и для этого был создан этот мир. Если мы предположим, что каждый человек совершен и условия совершенны, тогда не будет ни радости в жизни, ни цели в приходе сюда. Очищение ума, следовательно, означает очищение его ото всех нежелательных впечатлений; и не только от недостатков других, ибо необходимо достичь той стадии, когда человек забывает и свои собственные недостатки также. Я видел справедливых людей, которые обвиняли себя в своих ошибках до тех пор, пока сами не стали ошибками. Постоянная концентрация на ошибке означает ее запечатление в уме. Лучший принцип – забыть других и себя, настроить наши умы на накопление всего, что есть благого и красивого.
У уличных мальчишек в Индии есть очень важный род занятий. Они берут землю с какого-то места, чтобы найти в этой земле немного металла типа золота или серебра, и на протяжении всего дня их руки в пыли. Но что они ищут? Они ищут золото и серебро.
Когда в этом мире несовершенства мы ищем все, что есть благого и красивого, у нас много шансов на разочарование. И в то же время, если мы продолжаем искать золото, не глядя на пыль, мы найдем его. И как только мы его отыщем, так будем находить все больше и больше. Здесь приходит момент в жизни человека, когда он может видеть нечто хорошее в наихудшем человеке в мире. И когда человек достигнет этой точки, он возложит свою руку на благо, даже если бы оно было укрыто тысячью покровов, ибо он искал благое и притягивал то, что им было.