О первой части, то есть об алфавите данного искусства

Мы так составили в этом Искусстве алфавит, чтобы его можно
было использовать при образовании фигур, а также при смеше-
нии принципов и правил с целью исследования истины. Ибо по-
средством одной буквы, имеющей множество значений, разум
становится более универсальным к восприятию обозначенного
множества', так же как и к приобретению знания. И данный алфа-
вит необходимо выучить наизусть. Иначе мастер не сможет над-
лежащим образом употреблять это Искусство.

ПРОЛОГ

Мы написали это «Краткое искусство», чтобы облегчить пони-
мание «Великого искусства»3. Ибо после того, как овладеешь
«Кратким искусством», вышеназванное «Искусство» (то есть «Ве-
ликое искусство». — В. К.), а также и другие искусства легче мо-
гут быть поняты и выучены.

Предмет данного искусства состоит в поиске ответов на все во-
просы, заменяя через имя то, что говорится, на то, что нам известно4.

Эта книга делится на XIII частей, подобно тому как разделено
«Великое искусство».

Первая часть — об алфавите. Вторая — о фигурах. Третья — об
определениях. Четвертая — о правилах. Пятая — о таблице. Шес-
тая — об исчерпании третьей фигуры. Седьмая — об умножении
четвертой фигуры. Восьмая — о смешении принципов и правил.

© В. Кульматов, перевод, примечания, 2001

1 Перевод выполнен по изданию: СССМ. 1984. V. 38. Р. 192-217.

2 Для Луллия его Ars — это совершенно новая наука, сочетающая в себе
метафизику, логику и математику, представляет все возможные мыслитель-
ные процессы в логико-математической форме. В этом и состоят функции ал-
фавита и таблиц, и вообще всего Искусства комбинаций в системе Великого
искусства. С точки зрения Луллия, именно в таком виде данная наука способ-
на служить ключом к тайнам мироздания.

3 Здесь: Ars magna = Ars generalis ultima.

' T. e. подводя под известные 10 всеобщих вопросов и их виды (см. часть IV)
какой-либо частный вопрос.

Алфавит

В — обозначает доброту, различие, [вопрос] так ли?, Бога,
справедливость и алчность.

С — обозначает величие, согласие, [вопрос] что?, ангела, бла-
горазумие и чревоугодие.

D — обозначает вечность или пребывание, противоречие, [во-
прос] из чего?, небеса, стойкость, вожделение.

E — обозначает власть, начало, [вопрос] почему?, человека,
умеренность и гордость.

F — обозначает мудрость, середину, [вопрос] сколько?, пред-
ставляющее, веру и леность.

G — обозначает волю, конец, [вопрос] какое?, чувственное, на-
дежду и зависть.

H — обозначает силу, большинство, [вопрос] когда?, расти-
тельное, милосердие и гнев.

Т — обозначает истину, равенство, [вопрос] где?, элементное,
терпение, ложь.

К — обозначает славу, меньшинство, [вопрос] как? и [вопрос]
с чем?, инструментальное, сострадание и непостоянство.

1 Вначале буква как бы свертывает обозначаемое множество, заменяя его
собой, а затем разум, зная наизусть алфавит, может развертывать из данной
буквы все свернутое в ней множество.






II О ЧЕТЫРЕХ ФИГУРАХ

1. О первой фигуре, обозначенной через «А»

Эта часть состоит из четырех разделов, по одному на каждую из
четырех фигур. Первая фигура — А, и она содержит девять прин-
ципов, а именно доброту, великость и т. д., и девять букв, а имен-
но В, С, D, E и т. д. Данная фигура — круговая. Круг показывает,
как субъект становится предикатом и наоборот, например, когда
говорится: «Доброта есть великая; великость есть добрая» и так
же об остальных. В этой фигуре, кроме того, мастер ищет естест-
венное соединение субъекта и предиката, а также их взаимное
расположение и соответствие, так чтобы найти средний термин
и таким образом прийти к умозаключению.

о первой части, то есть об алфавите данного искусства - student2.ru

Каждый принцип, взятый сам по себе, является всеобщим, на-
пример, когда говорится «доброта», «великость». Когда же один
принцип присоединяется к другому, тогда он становится подчи-
ненным, например, когда говорится «великая доброта» и т. д. А в
том случае, когда какой-либо принцип применяется к единично-
му, тогда он становится совершенно частным, например, когда мы
говорим: «Доброта Петра — велика». И таким образом разум име-
ет лестницу для восхождения и нисхождения; как, например, ког-
да он нисходит от полностью всеобщего принципа к не полностью
всеобщему, к не полностью частному, и от принципа не полно-
стью всеобщего, не полностью частного к принципу полностью
частному.

И подобным образом можно обсуждать любую ступень этой
лестницы.

Все, что существует, содержится в принципах этой фигуры.
Ибо все есть или доброе, или великое и т. д., как, например, Бог
и ангел, которые суть добрые, великие и т. д. Поэтому все, что су-
ществует, сводимо к вышеупомянутым принципам.

Наши рекомендации