Систематизация теологии Оригеном

Различительный признак теологии, отделяющий ее от любой нетеологической формы теоретизирования по поводу религии [Лекция 3.3] - наличие специфической предметно-дисциплинарной структуры. Определение теологии a posteriori как предполагающее осмысление этой авторефлексии в качестве "дискурса Церкви" [Лекция 2.2]. Характеристика данной рефлексии как теоретической [Лекция 1.1] - исходный пункт для периодизации теологии как теоретической дисциплины знания.
4.1. Прямые аналогии с историей становления философских дисциплин. Единичность случаев совпадения начала соответствующего философского дискурса с его "самоосознанием" и дисциплинарной идентификацией (этика). Норма - наличие многих промежуточных стадий. Онтологический дискурс начиная с Парменида и "онтология" как результат структуризации метафизики в XVII в., эстетические воззрения начиная с Аристотеля и "эстетика" в вольфианской систематизации философии XVIII в., аксиологические идеи начиная со стоиков и "аксиология" как философская специализация с начала XX вв. (ср. "философско-религиозные" воззрения начиная с античности и "философия религии" со второй половины XVIII в. [Лекции 1.1, 3.2]). Закономерная стадиальность авторефлексии теологии в систематизации теологических дисциплин в аналогичной исторической последовательности. Первая стадия: II - XVII вв.
Начальные школы преподавания богословия. Александрийская школа при Клименте: первый опыт тематизированного преподавания богословия. Четыре ступени богословских дисциплин - то, что соответствует апологии христианского учения и жизни ("Протрептик"), христианской этике ("Педагог"), догматике ("Строматы") и библеистике, каждая из которых преподавалась на своем курсе [Лекция 2.2]. Концепция этой последовательности: восхождение по ступеням христианского познания истины (Педагог I.1). Сходный "богословский состав" в сочинениях Оригена и, вероятно, в его преподавании: "Истинное слово" против Цельса и апологетика, "О началах" и догматика, сочинение по аскетике, библейская текстология ("Гекзаплы"), экзегеза книг Ветхого и Нового Заветов (схолии, гомилии, комментарии)64. Предварение пастырского богословия в школе бл. Августина.
Петр Абеляр (1079 - 1142): первый опыт разработки теологии как "рациональной дисциплины", содержащей дифференциацию методов богопознания. Задачи теологии до Абеляра - апологетическая и "положительная", после Абеляра - также логическая (обоснование системы богословского знания и ее "дедуцирование") и критическая65. Этика и логика как методологические стадии богопознания. Первый опыт "Введения в теологию" (introductio ad theologiam). Догматические проблемы - "О единстве и троичности Бога", "Теология высшего блага", "Христианская теология"; этические - "Этика или познай самого себя" (с начальным различением этической теории и практики); пастырско- канонические - "Любому ли настоятелю принадлежит право связывать и разрешать?" (ср. экзегетические - схолии к книге Пророка Иеремии и т.д.).
Четыре книги "Сентенций" Петра Ломбардского (ок.1100 - 1160), обобщающие результаты святоотеческого богословия под углом зрения католической доктрины [см. Введение]. "О таинстве Троицы" и "О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом"- догматическая тематика (о Боге-Троице, троичной терминологии, о творении мира невидимого и видимого и о человеческой душе как образе и подобии Божием, о грехопадении человека, свободе воли и благодати). "О воплощении Слова" - догматическо-этическая (христология, основные христианские добродетели и заповеди). "О таинствах" - догматическо-эсхатологическая.
Догматическая, этическая и апологетическая проблематика у Фомы Аквинского в "Сумме против язычников" (1259 - 1264). "Сумма теологии" (1265 - 1273): о Боге как таковом, о Св. Троице, о Божественном действии в мире (догматическая проблематика), об антропологии и этике (нравственно-богословская), о Воплощении, Искуплении, церковных таинствах (догматическая).
Основные предметы теологии в немецких университетах к началу XVII в.: богословие "схоластическое", полемическое, нравоучительное. Логическая обоснованность трехчастного куррикулума преподавания теологии - основные задачи богословия как апология и распространении христианской истины, ее раскрытие и "разработка" ее применения в жизни.
4.2. Новый период (с XVII в.): научно-критическая эксплицитная дисциплинарная идентификация предметностей богословского дискурса с целью создания системы богословских наук. Три основных стимула: 1) успехи в отделении метафизики от богословия и в структуризации предметов самой метафизики, в которую включается и "естественная" теология во второй схоластике (cр. грандиозные "Метафизические рассуждения" (1597) Ф. Суареса66) и в университетской немецкой философии XVII в.; 2) претензии религиозных рационалистов на построение теологии "в пределах одного только разума" (ср. "естественная религия")67, побуждавшие противопоставить им научно построенную теологию "основающуюся на Откровении"; 3) конкуренция протестантской и католической теологии. Наиболее убедительные способы деления предметов метафизики у немецких философов. Р.Гоклений (1613): рациональная натурфилософия, онтология, рациональная теология (theologia rationis); И. Микраэлий (1653): метафизика общая (онтология) и метафизика специальная (рациональная теология, пневматология и антропология) - схема, популярная и в XVIII в.; И.Б. дю Хальде (1678): онтология, этиология68, философская теология (theologia naturalis)69.
Начальная инициатива лютеранских богословов в структуризации "богословской теологии" как системы научно организованного знания. Георг Калликст (1586 - 1656), последователь Мелахтона [см. Введение], впервые четко отделивший "теологию" от "веры", и его "Конспекты нравственного богословия" (1634) - различение theologia dogmatica как исследование положений вероучения и theologia moralis как исследование христианской нравственности70 (христианская этика как объединяющий фактор, призванный сбалансировать конфессиональные конфронтации). Г. Альтинг, автор "Исторического богословия" (1635): постановка вопроса о целесообразности различения теологии догматической и исторической (богословское осмысление Св. Писания и истории Церкви). Л.Ф. Рейнхарт, автор "Свода христианского догматического богословия" (1659): выяснение предметности догматического богословия как важнейшей из богословских наук наряду с богословием "церковным" (дидактическое, "положительное"), истолковательным, историческим и апологетическим. Появление к этому же времени деления на "теоретическую теологию" и "практическую науку" в богословии. Иезуит Дионисий Петавий, автор "О богословских догматах" (1644 - 1650): систематизация догматов Церкви как предмет догматического богословия. Основной итог классификационной работы - отделение систематической теологии от исторической, а в рамках систематической различение догматического и нравственного богословия.
Устойчивость этих принципов деления до критики их "рационализма" Ф. Шлейермахером (1768 - 1834) с позиций христианской "философии жизни" [см.. Лекция 1.1], а также экклезионизма - рассмотрение теологического знания в перспективе задач и функций Церкви (не "преподавния христианской религии")71. Последователи Шлейермахера. А. Неандер (1789 - 1850), "отец новейшей церковной истории": задача богословского образования - образование христианской жизни (Lebensgestaltung) в человеке, поскольку он формируется в церкви, а не просто усвоение определенных истин (ср. Баумгартен-Крузий). Конкретный результат данной тенденции - введение в круг теологических дисциплин осмысление и организацию "правил церковных искусств" (praktische Theologie). Противоположная тенденция (не без влияния немецкой классической философии) - стремление ввести в теологию "христианскую философию", прежде всего христианскую философию истории и культуры (spekulative Theologie). Попытки синтеза обеих тенденций.
"Синтетическая" классификация теологических дисциплин у Л. Пельта (1848, 1862). Предмет теологии - научное самосознание Церкви как осознание ею своего самосозидания, отсюда "приоритет в последовательности" за исторической теологией. Историческая теология: 1) "Библейская теология Ветхого и Нового Завета" (каноника - изучение сложения корпуса библейских текстов, исагогика - введение в библейские книги, герменевтика - их филологическо-богословское истолкование), 2) "Историко-церковная теология" (история церкви; история догматов; история церковной нравственности, литературы и искусства; источниковедение, церковная география и хронология72); 3) "Церковная статистика" (изучение образовавшихся конфессий и деноминаций и их сложившихся символов веры, а также их географии). Переход от "церковной статистики" к систематической теологии. Систематическая теология: (1) "Теологическое учения об первопринципах или основах" образовавшихся форм христианства (учение о церковном предании; "систематическая символика"73; полемика - учение об этических и догматических искажениях в истории церкви); (2) "Тетическая теология" как наука о догматическом и этическом содержании этих принципов (догматика - изучение основной истины Царства Божия, этика - изучение осуществления ее в христианской жизни); (3) "Христианская философия" - система знаний о Боге и божественном в контексте целостного человеческого знания (спекулятивная теология, которая зарождается в мистике, эксплицируется в тео-софии, утверждается в "критике", оформляется в "умозрении", прежде всего в философии истории, представляя христианство как высшую религию, научную систему и завершение культуры). Переход от систематики к практической теологии: осуществление "спекулятивного" идеала в жизни церкви. Практическая теология: (1) "Принципы практической теологии" (от раскрытие того, как человек приходит к Богу через Самого Бога до обоснования церковной организации как условия этого процесса); (2) "Церковное право и церковное управление" (церковная "политика" и душепопечительство);

(3) "Теории церковных искусств" ( искусство богослужения - литургика, искусство проповеди - гомилетика, искусства педагогики, катехизации, миссионерской деятельности и христианского образования)74.
Некоторые методологические тенденции, характерные для немецкой систематизации богословских дисциплин в XIX в. Обобщение самой классификации богословских наук (в контексте определения задач теологии как таковой) в специальную пропедевтическую метадисциплину "теологическая энциклопедия" (см. Введение) - иногда со статусом третьей систематической дисциплины (наряду с догматикой и этикой)75; специальное место, уделяемое "спекулятивной теологии" (см. выше) и "теологии христианских памятников" (всестороннее изучение памятников христианской архитектуры и искусства и их богословское осмысление). Общая западная тенденция к рубежу XIX - XX вв.: потребность включать в систему богословских дисциплин также "естественную теологию" [Лекция 3.2] (сохранявшуюся и в составе философской метафизики - см. выше) в качестве апологетики, основного богословия, "фундаментального богословия". Дискуссии относительно целесообразности этого новшества и способов его инкорпорирования в систему богословских дисциплин.
4.3. Основные способы деления теоретических дисциплин в русском богословии, опиравшиеся на немецкий преимущественно опыт в преподавании введения в богословские науки76. "Учебный" принцип деления митр. Макария (Булгакова) и его последователей:
Дисциплины основные Дисциплины вспомогательные
1) предварительные:
герменевтика введение в книги Св. Писания
экзегетика библейская археология
патристика патрология
символика история символов веры
2) составные:
догматическое богословие история догматов, сравнительная догматика
нравственное богословие
литургика церковная археология, сравнительная литургика
каноническое право история права, сравнительное право
3) прикладные:
пастырское богословие
гомилетика история красноречия
аскетика история аскетизма77

С.С. Глаголев: принцип деления исходя из трех основных вопросов (и "запросов") богословия. Вопрос "Как следует верить?" - богословие теоретическое (догматическое и "основное" - почему надо верить? и как надо верить? включая "сравнительное" - сопоставление вероучительных и духовно-практических "разночтений" православия, католицизма и протестантизма); вопрос "Как верили и верят?" - богословие историческое (библейская и церковная история включая патристику); вопрос "Что нужно делать, чтобы жить по вере и приводить к ней других?" - богословие практическое (нравственное, литургическое, церковное право, пастырское, гомилетика, аскетика)

Интересна позиция и другого выдающегося учителя христианской церкви III в. - Оригена. Прежде всего, необходимо заметить, что если Тертуллиан в основном шёл по пути осмысления и объяснения уже имевшихся воззрений церкви, то Ориген часто позволял себе развивать концепции, которые не находили прямого подтверждения в Писании. Мысль Оригена устремлялась в бесконечные пространства непознанного, рисуя временами замысловатые, но исключительно внутренне логичные картины мироздания. Однако необходимо заметить, что в целом не следует преувеличивать умозрительность теологии Оригена. Его важной особенностью было прекрасное владение Писанием и постоянное апеллирование к нему. Временами Оригена отличает даже некоторый буквализм в понимании Библии, хотя это и плохо вяжется со стереотипом, что Ориген был больше философом, чем собственно богословом. Например, Ориген отрицательно относился к молитвам, обращённым к Иисусу Христу. «Если же мы разумеем, что такое молитва (προσευχη), то, конечно, никогда и никто не будет обращаться с молитвами ни к какому творению, даже и к самому Христу, но только к Богу, [Господу] вселенной и Отцу, к Которому… наш Спаситель как Сам молился, так и нас научил молиться». Из анализа аргументации этого вывода видно, что она носит именно строго библейский, но никак не отвлечённо философский характер [7] Конечно, можно заподозрить, что за этой аргументацией незримо присутствуют философские «неоплатонические», или же стоические убеждения, подспудно или даже прямо обуславливающие мнение Оригена, но это, впрочем, лишь предположение, не имеющее непосредственного подтверждения в данном источнике. Несомненно одно - мысль Оригена здесь строга, логична и чётко подтверждена многими местами Писания.

Но что полагал Ориген о рассматриваемом здесь вопросе? Прежде всего, необходимо отметить, что именно он ввёл ту грекоязычную терминологию, которую впоследствии использовали каппадокийские отцы:

ουσια

/ | \

υποστασις υποστασις υποστασις

Однако эти понятия у Оригена носят ярко выраженный синонимический характер, они взаимозаменяемы (это отличает Оригена от каппадокийцев). Впрочем, до Василия Великого, эти термины традиционно были почти что взаимозаменяемыми, в частности, Плотин, который широко пользовался ими, не проводил между ними чёткого разграничения, хотя и придавал каждому из них особое значение[8]. Несмотря на то, что у Оригена присутствуют элементы тринитарной системы, для его богословской картины также в некотором смысле характерен так называемый субординационизм. Сын и Св. Дух не являются тварными существами, они вместе с Отцом принадлежат к сфере божества и составляют поклоняемую Троицу, однако, Ориген утверждает, что Сын и Св. Дух отнюдь не равны Отцу. Сын и Дух лишь отражения, а Отец - выше и превосходнее их. Все свойства в Отце первоначальны и принадлежат Ему в цельном виде, во всей полноте их идеального содержания, Ему одному и не могут быть переданы другим. В Отце всё первоначально и непроизводно[9].

Таким образом, двигаясь всё ближе к первоисточникам раннего христианства, мы обнаруживаем, что учение о равенстве Отца, Сына и Духа отсутствовало в творениях таких крупных учителей как Тертуллиан и Ориген. Несмотря на то, что как у Тертуллиана, так и у Оригена Сын и Дух выводятся за рамки тварного, качественно отличаются от всего, что существует вне их, они не приобретают такого же величия и высшей степени божественности, какой обладает Отец. Составляя вместе божественную Троицу и обладая общей природой (substantia, φυσις) ипостаси Троицы не равны по полноте божества, которое в высшем и непостижимом виде содержится только в Отце.


Различительный признак теологии, отделяющий ее от любой нетеологической формы теоретизирования по поводу религии [Лекция 3.3] - наличие специфической предметно-дисциплинарной структуры. Определение теологии a posteriori как предполагающее осмысление этой авторефлексии в качестве "дискурса Церкви" [Лекция 2.2]. Характеристика данной рефлексии как теоретической [Лекция 1.1] - исходный пункт для периодизации теологии как теоретической дисциплины знания.
4.1. Прямые аналогии с историей становления философских дисциплин. Единичность случаев совпадения начала соответствующего философского дискурса с его "самоосознанием" и дисциплинарной идентификацией (этика). Норма - наличие многих промежуточных стадий. Онтологический дискурс начиная с Парменида и "онтология" как результат структуризации метафизики в XVII в., эстетические воззрения начиная с Аристотеля и "эстетика" в вольфианской систематизации философии XVIII в., аксиологические идеи начиная со стоиков и "аксиология" как философская специализация с начала XX вв. (ср. "философско-религиозные" воззрения начиная с античности и "философия религии" со второй половины XVIII в. [Лекции 1.1, 3.2]). Закономерная стадиальность авторефлексии теологии в систематизации теологических дисциплин в аналогичной исторической последовательности. Первая стадия: II - XVII вв.
Начальные школы преподавания богословия. Александрийская школа при Клименте: первый опыт тематизированного преподавания богословия. Четыре ступени богословских дисциплин - то, что соответствует апологии христианского учения и жизни ("Протрептик"), христианской этике ("Педагог"), догматике ("Строматы") и библеистике, каждая из которых преподавалась на своем курсе [Лекция 2.2]. Концепция этой последовательности: восхождение по ступеням христианского познания истины (Педагог I.1). Сходный "богословский состав" в сочинениях Оригена и, вероятно, в его преподавании: "Истинное слово" против Цельса и апологетика, "О началах" и догматика, сочинение по аскетике, библейская текстология ("Гекзаплы"), экзегеза книг Ветхого и Нового Заветов (схолии, гомилии, комментарии)64. Предварение пастырского богословия в школе бл. Августина.
Петр Абеляр (1079 - 1142): первый опыт разработки теологии как "рациональной дисциплины", содержащей дифференциацию методов богопознания. Задачи теологии до Абеляра - апологетическая и "положительная", после Абеляра - также логическая (обоснование системы богословского знания и ее "дедуцирование") и критическая65. Этика и логика как методологические стадии богопознания. Первый опыт "Введения в теологию" (introductio ad theologiam). Догматические проблемы - "О единстве и троичности Бога", "Теология высшего блага", "Христианская теология"; этические - "Этика или познай самого себя" (с начальным различением этической теории и практики); пастырско- канонические - "Любому ли настоятелю принадлежит право связывать и разрешать?" (ср. экзегетические - схолии к книге Пророка Иеремии и т.д.).
Четыре книги "Сентенций" Петра Ломбардского (ок.1100 - 1160), обобщающие результаты святоотеческого богословия под углом зрения католической доктрины [см. Введение]. "О таинстве Троицы" и "О творении и формировании материальных и духовных существ и о многом другом"- догматическая тематика (о Боге-Троице, троичной терминологии, о творении мира невидимого и видимого и о человеческой душе как образе и подобии Божием, о грехопадении человека, свободе воли и благодати). "О воплощении Слова" - догматическо-этическая (христология, основные христианские добродетели и заповеди). "О таинствах" - догматическо-эсхатологическая.
Догматическая, этическая и апологетическая проблематика у Фомы Аквинского в "Сумме против язычников" (1259 - 1264). "Сумма теологии" (1265 - 1273): о Боге как таковом, о Св. Троице, о Божественном действии в мире (догматическая проблематика), об антропологии и этике (нравственно-богословская), о Воплощении, Искуплении, церковных таинствах (догматическая).
Основные предметы теологии в немецких университетах к началу XVII в.: богословие "схоластическое", полемическое, нравоучительное. Логическая обоснованность трехчастного куррикулума преподавания теологии - основные задачи богословия как апология и распространении христианской истины, ее раскрытие и "разработка" ее применения в жизни.
4.2. Новый период (с XVII в.): научно-критическая эксплицитная дисциплинарная идентификация предметностей богословского дискурса с целью создания системы богословских наук. Три основных стимула: 1) успехи в отделении метафизики от богословия и в структуризации предметов самой метафизики, в которую включается и "естественная" теология во второй схоластике (cр. грандиозные "Метафизические рассуждения" (1597) Ф. Суареса66) и в университетской немецкой философии XVII в.; 2) претензии религиозных рационалистов на построение теологии "в пределах одного только разума" (ср. "естественная религия")67, побуждавшие противопоставить им научно построенную теологию "основающуюся на Откровении"; 3) конкуренция протестантской и католической теологии. Наиболее убедительные способы деления предметов метафизики у немецких философов. Р.Гоклений (1613): рациональная натурфилософия, онтология, рациональная теология (theologia rationis); И. Микраэлий (1653): метафизика общая (онтология) и метафизика специальная (рациональная теология, пневматология и антропология) - схема, популярная и в XVIII в.; И.Б. дю Хальде (1678): онтология, этиология68, философская теология (theologia naturalis)69.
Начальная инициатива лютеранских богословов в структуризации "богословской теологии" как системы научно организованного знания. Георг Калликст (1586 - 1656), последователь Мелахтона [см. Введение], впервые четко отделивший "теологию" от "веры", и его "Конспекты нравственного богословия" (1634) - различение theologia dogmatica как исследование положений вероучения и theologia moralis как исследование христианской нравственности70 (христианская этика как объединяющий фактор, призванный сбалансировать конфессиональные конфронтации). Г. Альтинг, автор "Исторического богословия" (1635): постановка вопроса о целесообразности различения теологии догматической и исторической (богословское осмысление Св. Писания и истории Церкви). Л.Ф. Рейнхарт, автор "Свода христианского догматического богословия" (1659): выяснение предметности догматического богословия как важнейшей из богословских наук наряду с богословием "церковным" (дидактическое, "положительное"), истолковательным, историческим и апологетическим. Появление к этому же времени деления на "теоретическую теологию" и "практическую науку" в богословии. Иезуит Дионисий Петавий, автор "О богословских догматах" (1644 - 1650): систематизация догматов Церкви как предмет догматического богословия. Основной итог классификационной работы - отделение систематической теологии от исторической, а в рамках систематической различение догматического и нравственного богословия.
Устойчивость этих принципов деления до критики их "рационализма" Ф. Шлейермахером (1768 - 1834) с позиций христианской "философии жизни" [см.. Лекция 1.1], а также экклезионизма - рассмотрение теологического знания в перспективе задач и функций Церкви (не "преподавния христианской религии")71. Последователи Шлейермахера. А. Неандер (1789 - 1850), "отец новейшей церковной истории": задача богословского образования - образование христианской жизни (Lebensgestaltung) в человеке, поскольку он формируется в церкви, а не просто усвоение определенных истин (ср. Баумгартен-Крузий). Конкретный результат данной тенденции - введение в круг теологических дисциплин осмысление и организацию "правил церковных искусств" (praktische Theologie). Противоположная тенденция (не без влияния немецкой классической философии) - стремление ввести в теологию "христианскую философию", прежде всего христианскую философию истории и культуры (spekulative Theologie). Попытки синтеза обеих тенденций.
"Синтетическая" классификация теологических дисциплин у Л. Пельта (1848, 1862). Предмет теологии - научное самосознание Церкви как осознание ею своего самосозидания, отсюда "приоритет в последовательности" за исторической теологией. Историческая теология: 1) "Библейская теология Ветхого и Нового Завета" (каноника - изучение сложения корпуса библейских текстов, исагогика - введение в библейские книги, герменевтика - их филологическо-богословское истолкование), 2) "Историко-церковная теология" (история церкви; история догматов; история церковной нравственности, литературы и искусства; источниковедение, церковная география и хронология72); 3) "Церковная статистика" (изучение образовавшихся конфессий и деноминаций и их сложившихся символов веры, а также их географии). Переход от "церковной статистики" к систематической теологии. Систематическая теология: (1) "Теологическое учения об первопринципах или основах" образовавшихся форм христианства (учение о церковном предании; "систематическая символика"73; полемика - учение об этических и догматических искажениях в истории церкви); (2) "Тетическая теология" как наука о догматическом и этическом содержании этих принципов (догматика - изучение основной истины Царства Божия, этика - изучение осуществления ее в христианской жизни); (3) "Христианская философия" - система знаний о Боге и божественном в контексте целостного человеческого знания (спекулятивная теология, которая зарождается в мистике, эксплицируется в тео-софии, утверждается в "критике", оформляется в "умозрении", прежде всего в философии истории, представляя христианство как высшую религию, научную систему и завершение культуры). Переход от систематики к практической теологии: осуществление "спекулятивного" идеала в жизни церкви. Практическая теология: (1) "Принципы практической теологии" (от раскрытие того, как человек приходит к Богу через Самого Бога до обоснования церковной организации как условия этого процесса); (2) "Церковное право и церковное управление" (церковная "политика" и душепопечительство); (3) "Теории церковных искусств" ( искусство богослужения - литургика, искусство проповеди - гомилетика, искусства педагогики, катехизации, миссионерской деятельности и христианского образования)74.
Некоторые методологические тенденции, характерные для немецкой систематизации богословских дисциплин в XIX в. Обобщение самой классификации богословских наук (в контексте определения задач теологии как таковой) в специальную пропедевтическую метадисциплину "теологическая энциклопедия" (см. Введение) - иногда со статусом третьей систематической дисциплины (наряду с догматикой и этикой)75; специальное место, уделяемое "спекулятивной теологии" (см. выше) и "теологии христианских памятников" (всестороннее изучение памятников христианской архитектуры и искусства и их богословское осмысление). Общая западная тенденция к рубежу XIX - XX вв.: потребность включать в систему богословских дисциплин также "естественную теологию" [Лекция 3.2] (сохранявшуюся и в составе философской метафизики - см. выше) в качестве апологетики, основного богословия, "фундаментального богословия". Дискуссии относительно целесообразности этого новшества и способов его инкорпорирования в систему богословских дисциплин.
4.3. Основные способы деления теоретических дисциплин в русском богословии, опиравшиеся на немецкий преимущественно опыт в преподавании введения в богословские науки76. "Учебный" принцип деления митр. Макария (Булгакова) и его последователей:
Дисциплины основные Дисциплины вспомогательные
1) предварительные:
герменевтика введение в книги Св. Писания
экзегетика библейская археология
патристика патрология
символика история символов веры
2) составные:
догматическое богословие история догматов, сравнительная догматика
нравственное богословие
литургика церковная археология, сравнительная литургика
каноническое право история права, сравнительное право
3) прикладные:
пастырское богословие
гомилетика история красноречия
аскетика история аскетизма77

С.С. Глаголев: принцип деления исходя из трех основных вопросов (и "запросов") богословия. Вопрос "Как следует верить?" - богословие теоретическое (догматическое и "основное" - почему надо верить? и как надо верить? включая "сравнительное" - сопоставление вероучительных и духовно-практических "разночтений" православия, католицизма и протестантизма); вопрос "Как верили и верят?" - богословие историческое (библейская и церковная история включая патристику); вопрос "Что нужно делать, чтобы жить по вере и приводить к ней других?" - богословие практическое (нравственное, литургическое, церковное право, пастырское, гомилетика, аскетика)

Интересна позиция и другого выдающегося учителя христианской церкви III в. - Оригена. Прежде всего, необходимо заметить, что если Тертуллиан в основном шёл по пути осмысления и объяснения уже имевшихся воззрений церкви, то Ориген часто позволял себе развивать концепции, которые не находили прямого подтверждения в Писании. Мысль Оригена устремлялась в бесконечные пространства непознанного, рисуя временами замысловатые, но исключительно внутренне логичные картины мироздания. Однако необходимо заметить, что в целом не следует преувеличивать умозрительность теологии Оригена. Его важной особенностью было прекрасное владение Писанием и постоянное апеллирование к нему. Временами Оригена отличает даже некоторый буквализм в понимании Библии, хотя это и плохо вяжется со стереотипом, что Ориген был больше философом, чем собственно богословом. Например, Ориген отрицательно относился к молитвам, обращённым к Иисусу Христу. «Если же мы разумеем, что такое молитва (προσευχη), то, конечно, никогда и никто не будет обращаться с молитвами ни к какому творению, даже и к самому Христу, но только к Богу, [Господу] вселенной и Отцу, к Которому… наш Спаситель как Сам молился, так и нас научил молиться». Из анализа аргументации этого вывода видно, что она носит именно строго библейский, но никак не отвлечённо философский характер [7] Конечно, можно заподозрить, что за этой аргументацией незримо присутствуют философские «неоплатонические», или же стоические убеждения, подспудно или даже прямо обуславливающие мнение Оригена, но это, впрочем, лишь предположение, не имеющее непосредственного подтверждения в данном источнике. Несомненно одно - мысль Оригена здесь строга, логична и чётко подтверждена многими местами Писания.

Но что полагал Ориген о рассматриваемом здесь вопросе? Прежде всего, необходимо отметить, что именно он ввёл ту грекоязычную терминологию, которую впоследствии использовали каппадокийские отцы:

ουσια

/ | \

υποστασις υποστασις υποστασις

Однако эти понятия у Оригена носят ярко выраженный синонимический характер, они взаимозаменяемы (это отличает Оригена от каппадокийцев). Впрочем, до Василия Великого, эти термины традиционно были почти что взаимозаменяемыми, в частности, Плотин, который широко пользовался ими, не проводил между ними чёткого разграничения, хотя и придавал каждому из них особое значение[8]. Несмотря на то, что у Оригена присутствуют элементы тринитарной системы, для его богословской картины также в некотором смысле характерен так называемый субординационизм. Сын и Св. Дух не являются тварными существами, они вместе с Отцом принадлежат к сфере божества и составляют поклоняемую Троицу, однако, Ориген утверждает, что Сын и Св. Дух отнюдь не равны Отцу. Сын и Дух лишь отражения, а Отец - выше и превосходнее их. Все свойства в Отце первоначальны и принадлежат Ему в цельном виде, во всей полноте их идеального содержания, Ему одному и не могут быть переданы другим. В Отце всё первоначально и непроизводно[9].

Таким образом, двигаясь всё ближе к первоисточникам раннего христианства, мы обнаруживаем, что учение о равенстве Отца, Сына и Духа отсутствовало в творениях таких крупных учителей как Тертуллиан и Ориген. Несмотря на то, что как у Тертуллиана, так и у Оригена Сын и Дух выводятся за рамки тварного, качественно отличаются от всего, что существует вне их, они не приобретают такого же величия и высшей степени божественности, какой обладает Отец. Составляя вместе божественную Троицу и обладая общей природой (substantia, φυσις) ипостаси Троицы не равны по полноте божества, которое в высшем и непостижимом виде содержится только в Отце.

Наши рекомендации