Вочеловечение
Воплощение Бога в человеке.
ГЕТИК (перс.)
Земной мир, в котором мы живем и который воспринимаем органами чувств.
ГОЙ (др.-евр.; мн.: гойим)
He-еврей, иноверец, язычник.
ДЖАХИЛИЙА (араб.)
Эпоха неведения. В исламе это понятие означает доисламский период жизни Аравии.
ДОГМА (греч.)
Понятие, закрепленное в христианстве за прикровенными, тайными истинами вероучения, которые открываются лишь мистическому постижению и могут быть выражены только символически. На Западе догма стала со временем обозначать общий свод категорических и официально утвержденных мнений.
ДХИКР (араб.)
"Памятование" о Боге, предписанное Кораном. В суфийской практике – повторение имени Бога как мантры.
ЗИККУРАТ
Шумеро-вавилонская башня-храм, чей облик типичен для пирамид, обнаруженных в самых разных уголках мира. К вершине зиккурата, где люди могли встречаться со своими богами, вела большая каменная лестница.
ЗАННА (араб.)
Букв, "догадки". Этим словом в Коране именуются бессмысленные богословские построения.
ИДЖТИХАД (араб.)
Независимое суждение.
ИДОЛОПОКЛОНСТВО
Поклонение рукотворному божеству, а не трансцендентному Богу.
ИЛМ (араб.)
Тайные "знания" о Боге, которым, по мнению мусульман-шиитов, владеют только имамы.
ИМАМ (араб.)
В шиизме: потомки Али, зятя Пророка Мухаммада. Имамов чтят как воплощения Божества. У суннитов имамом называют того человека, который руководит молением в мечети.
ИПОСТАСЬ (греч.)
Внешнее проявление внутренней природы человека. По значению противоположно понятию ousia, означающему то, что есть человек или предмет в самом себе. Ипостась – то в предмете постижения, что доступно постижению извне. Греки использовали это понятие для обозначения трех проявлений сокровенного естества Бога, который открывается постижению как Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
ИСИХАЗМ
От греческого исихия: внутреннее молчание, спокойствие. Безмолвное созерцание, которому предавались греко-православные мистики, избегавшие слов и понятий.
ИСЛАМ
Отвержение себя, полнейшая покорность Богу.
ИШРАК (араб.)
Озарение. Ишракская школа философии и духовности была основана Йахйя Сухраварди.
ЙОГА (инд.)
Древнеиндийское учение: "единение" сил разума. Пользуясь йогическими методами сосредоточения, йог развивает обостренное восприятие действительности, приносящее покой, блаженство и безмятежность.
КААБА (араб.)
Гранитная святыня кубической формы в Мекке.
КАЛАМ (араб.)
Букв. "споры". Исламское богословие, которое строится на рациональном толковании Корана.
КЕНОЗИС (греч.)
Букв. "самоопустошение". В христианской теологии – добровольное Самоуничижение Божества, принявшего на Себя (в лице Иисуса Христа) всю полноту и тягость человеческой природы.
КЕРИГМА (греч.)
Понятие, которым греко-христиане обозначали общедоступное учение Церкви, выражаемое ясным и понятным языком. По смыслу противоположно понятию догма.
ЛИЦО
Понятие, которым в западном христианстве обозначаются три ипостаси Троицы: Отец, Сын и Дух Святой.
ЛОГОС (греч.)
Рассудок; определение; слово. В греческом богословии "Логос" Бога отождествляется с Божественной Премудростью, фигурирующей в Ветхом Завете, а также Словом, о котором говорится в начале Евангелия от Иоанна.
МАНА
Первоначально этим словом называли на островах Южных морей незримые силы, пронизывающие весь материальный мир и вызывающие ощущение чего-то священного, божественного.
МЕДРЕСЕ (араб.)
Школа исламских наук.
МЕНОК (перс.)
Небесная, архетипическая сфера бытия.
МИЦВА (др.-евр.; мн.: мицвот)
Заповедь.
МИШНА (др.-евр.)
Свод иудейских законов, составленный первыми раввинами (тан-найм). Установления Мишны делятся на шесть крупных частей и шестьдесят три малых. Мишна является основой законодательных положений и комментариев Талмуда.
МУСЛИМ (араб.)
Мусульманин, т.е. исповедующий ислам, – тот, кто вверил себя Богу.
МУТАЗИЛИТЫ (араб.)
Исламская секта, представители которой сводили богословскую проблематику к рационалистическому толкованию Корана.
НИРВАНА (инд.)
Букв, "угасание", исчезновение. Буддийское понятие, обозначающее высшую реальность, цель и завершение человеческой жизни, прекращение страданий. Нирвана, как и Бог (высшая цель монотеизма), недоступна определению в рациональных категориях, поскольку относится к принципиально иному измерению.
ОЙКУМЕНА (греч.)
Цивилизованный мир.
ОМОУСИЯ (греч.)
Единосущность (греч. homousion – букв. "сделанный из того же вещества"). Заведомо парадоксальное понятие, введенное Афанасием и его сподвижниками, которые выражали с его помощью убежденность в том, что Иисус имеет ту же сущность (усию; см.), что и Бог Отец, и потому в той же мере есть Божество.
ОРТОДОКСИЯ (греч.)
Букв. "правильное учение", православие. Этим понятием греко-христиане закрепили отличие приверженцев церковной доктрины от еретиков (например, ариан или несториан). Ортодоксальным провозглашает себя также традиционный иудаизм, где исповедуется строжайшее соблюдение Закона.
ОСЕВАЯ ЭПОХА (ОСЕВОЕ ВРЕМЯ)
Принятое у историков название переломного периода с 800 по 200 гг. до н.э., когда в цивилизованном мире появились и начали развиваться мировые религии.
ПАРЦУФ (др.-евр.; мн.: парцуфим)
Лик; внешний облик; то же, что лицо в Троице. По учению отдельных школ каббалы, непостижимый Бог раскрывает Себя человеку различными "ликами", каждый из которых обладает своими характерными свойствами.