Лекция 7. философия европейского средневековья
Вопросы:
1. Возникновение религиозной философии в средневековой Европе.
2. Бог, человек и мир как основная проблема средневековой философии.
3. Феномен патристики. Философия Аврелия Августина.
4. Схоластика как специфическая форма философствования: главные направления и проблемы.
Духовная культура средних веков (V–XV вв.) была подчинена интересам и контролю христианской церкви, а философия была «служанкой богословия» и должна была защищать и обосновывать религиозные догматы о Боге и творении мира. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог, а не космос представляются первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром силой. Источниками средневековой европейской философии выступили преимущественно идеалистические или идеалистически истолкованные философские воззрения античности, особенно учения Платона и Аристотеля.
Основными принципами средневековой философии были: креационизм – идея сотворения мира Богом из ничего; провиденциализм – понимание истории как осуществления заранее предусмотренного Богом плана спасения человека; теодицея – как оправдание Бога; символизм – своеобразное умение человека находить скрытое значение того или иного предмета; откровение – непосредственное волеизъявление Бога, принимаемое субъектом как абсолютный критерий человеческого поведения и познания.
В развитии средневековой философии можно выделить два этапа – патристику и схоластику.
Патристика.В период борьбы христианства с языческим политеизмом (со II по VI век н.э.) возникла литература апологетов (защитников) христианства. Вслед за апологетикой возникла патристика – сочинения так называемых Отцов и Учителей христианской церкви, которые в своих произведениях заложили основы христианской философии. Основными представителями патристики были Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Иероним, Августин Аврелий и др.
Аврелий Августин(354–430) в своих работах «Исповедь» и «О граде Божьем» развил основные начала христианской религиозной философии.
Для Августина Бог – исходное и единственное начало философии (теоцентрической картины мира).Предмет социальной этики – град земной (мирское, языческое государство) и град Божий (незримое сообщество праведных людей). История представляет процесс восхождение человека и общества к моральному идеалу, необходимость нравственного самоусовершенствования человека
Божественная опека над историей, помощь Бога человеку – благодать, посылаемая избранным, обращающая их разум к истинному порядку мировых ценностей. История – процесс, в котором осуществляется божественное предопределение, но оно осуществляется через свободную волю человека творить добро.
Схола́стика(греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») – систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Специфические черты схоластики:
· Традиционализм и ретроспективность
· Экзегетика (как искусство правильного толкования и разъяснения положений Священного Писания)
· Самоотчуждение личности мыслителя
· Склонность к назидательности и учительству, морализаторство
Главные направления схоластики
· Центральным вопросом этого периода была проблема универсалий, общих понятий: существуют ли общие понятия в реальности, предшествуя единичным предметам, или они не имеют никакого реального содержания, существуя в лучшем случае в познающем уме.
· Реализм и номинализм – два направления в решении этого вопроса.
· Реализм давал утвердительный ответ на этот вопрос. Философские истоки реализма восходят к учению Платона об идеях как первичной реальности, предшествующей вещам.
· Номинализм считал, что реальным существованием обладают только единичные предметы. Общие понятия объявлялись продуктом человеческого ума. Познаются вещи, а не формы, порожденные умом.
Самым видным представителем схоластики являлся Фома́ Акви́нский (иначе Фома Аквинат или Томас Аквинат, лат. Thomas Aquinas) (1225, замок Роккасекка, близ Аквино, недалеко от Неаполя – 7 марта 1274, монастырь Фоссануова, около Рима) – первый схоластический учитель церкви, «princeps philosophorum» («князь философов»); с 1879 года признан официальным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля.
Учился в Кёльне, Болонье, Риме, Неаполе и в Париже. Он написал более 60 трудов, из которых наиболее важными являются «Сумма теологии» и «Сумма против язычников».
Фома Аквинский стремился согласовать учение Аристотеля с требованиями католической веры достигнуть исторического компромисса между верой и разумом, теологией и наукой. Он известен тем, что развил пять "онтологических" доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог есть "форма всех форм"; Бог есть перводвигатель, т.е. исток всего; Бог – высшее совершенство; Бог – высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира.
Философия и религия, по его мнению, имеют ряд общих положений, которые открываются и разумом, и верой в тех случаях, когда представляется возможность выбора: лучше понимать, чем просто верить. На этом основывается существование истин разума. Учение Фомы, получившее название томизма, стало идеологической опорой и теоретическим орудием католицизма.
В качестве итога можно зафиксировать следующие моменты средневековой философии:
· Глубокое усвоение культурного и философского наследия античности и его переработка в соответствии с принципами нового, христианского мировоззрения;
· Обоснование субстанциального единства мира и идеи универсальной закономерности, ставших позднее основополагающими принципами классической науки и философии Нового времени;
· Разработка диалектики рассуждения, аристотелевской логики в период схоластики, способствовавшая дисциплине мышления и возникновению точного знания;
· Обоснование в рамках номиналистической философии эмпирического подхода в философии и науке, перехода к опытному познанию;
· Открытие личности и ее свободы как фундаментального принципа бытия, ставшего идейной основой гуманизма эпохи Возрождения;
· Разработка исходных начал объективного идеализма, получивших продолжение в философии Лейбница, Шеллинга и Гегеля.
Литература
Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1995.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 2000.