Тестовые задания по философии
Тестовые задания по философии
Для студентов факультета
I вариант
1. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира:
1) методологическая;
2) мировоззренческая;
3) прогностическая;
4) критическая.
2. Космическое духовное начало, безличный абсолют в индийской философии:
1) брахман;
2) атман;
3) дхарма;
4) карма.
3. Первая философская школа Древней Греции:
1) элейская;
2) пифагорейская;
3) милетская;
4) платоновская.
4. Первоначалом сущего считал воду:
1) Гераклит;
2) Анаксимен;
3) Анаксимандр;
4) Фалес.
5. Автор высказывания «Одно и то же есть мысль и бытие …»:
1) Сенека;
2) Парменид;
3) Гераклит;
4) Анаксагор.
6. Представители средневековой философии:
1) Аврелий Августин;
2) Фома Аквинский;
3) Диоген Лаэртский;
4) Гераклит Эфесский.
7. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …:
1) природы;
2) человека;
3) бога;
4) космоса.
8. Высшая человеческая способность по Аврелию Августину …:
1) чувство юмора;
2) возможность познания;
3) чувство прекрасного;
4) вера в Бога.
9. Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась …:
1) происхождением;
2) личными заслугами;
3) социальной принадлежностью;
4) соответствием общественным нормам.
10.Термин «возрождение» означает восстановление интереса к …:
1) античности;
2) первобытности;
3) средневековью;
4) христианству.
11.Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения:
1) Кампанелла;
2) Фичино;
3) Петрарка;
4) Макиавелли.
12.Эпоха Нового времени в философии начинается с … в.:
1) XVIII;
2) XV;
3) XVI;
4) XVII.
13.Способ познания у Спинозы, предоставляющий адекватное знание:
1) индукция;
2) интуиция;
3) анализ;
4) синтез.
14.Основные неотчуждаемые, естественные права человека по Дж. Локку:
1) жизнь;
2) свобода;
3) собственность;
4) равенство.
15.Представители немецкой классической философии:
1) О. Шпенглер;
2) Ф. Шеллинг;
3) Г.В.Ф. Гегель;
4) Н. Макиавелли.
16.Последователь марксистской философии:
1) К. Леонтьев;
2) Ф. Ницше;
3) В. Дильтей;
4) Г. Плеханов.
17.Критический рационализм как направление оформилось в …:
1) структурализме;
2) постпозитивизме;
3) экзистенциализме;
4) неотомизме.
18.Мыслитель, определявший задачей философии не достижение истины, а анализ логической структуры языка:
1) Витгенштейн;
2) Хайдеггер;
3) Ницше;
4) Лакатос.
19.Течение русской социально-философской мысли, определявшее самодержавную монархию как единственную форму правления, способную обеспечить целостность и устойчивость России:
1) либерализм;
2) космизм;
3) консерватизм;
4) западничество.
20.Атрибут материи:
1) хаотичность
2) время;
3) сознание;
4) движение.
21.Мыслитель, который ввел слово «диалектика» в философию:
1) Платон;
2) Сократ;
3) Аристотель;
4) Пифагор.
22.Форма чувственного познания:
1) восприятие;
2) понятие;
3) суждение;
4) умозаключение.
23.Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы:
1) аналогия;
2) абстрагирование;
3) анализ;
4) индукция;
5) дедукция.
24.Сторона социального познания, рассматривающая ценностные ориентиры общественных явлений:
1) антропологическая;
2) онтологическая;
3) гносеологическая;
4) аксиологическая;
5) социологическая.
25.Эпоха, характеризующаяся рассмотрением человека и природы как единого, гармонически взаимосвязанного целого:
1) средневековье;
2) античность;
3) Возрождение;
4) Просвещение;
5) Новое время.
26.Общественное устройство, характеризуемое Кропоткиным как «полная свобода, отсутствие власти»:
1) анархия;
2) монархия;
3) олигархия;
4) тирания;
5) демократия.
27.Особенность морали, заключающаяся в проникновении моральных требований во все сферы человеческой жизни:
1) рациональность;
2) воспитательный характер;
3) всеобъемлющий характер.
28.Вера в существование сверхъестественной связи группы людей с каким-то видом животных:
1) религия;
2) фетишизм;
3) анимизм;
4) тотемизм.
29.Философ античности, считавший, что ценности носят абсолютный характер:
1) Аристотель;
2) Платон;
3) Диоген;
4) Гераклит.
30.Мыслитель, видевший смысл всемирной истории в религиозной эволюции и духовном совершенствовании человечества:
1) Тойнби;
2) Шпенглер;
3) Поппер;
4) Вебер.
Тестовые задания по философии
Для студентов факультета
II вариант
1. Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей:
1) аксиологическая;
2) мировоззренческая;
3) методологическая;
4) прогностическая;
5) критическая.
2. Закон воздаяния в индийской религиозной философии, определяющий характер нового рождения, перевоплощения:
1) мокша;
2) карма;
3) сансара;
4) дхарма.
3. Первоначалом сущего считал огонь:
1) Анаксимандр;
2) Анаксимен;
3) Фалес;
4) Гераклит;
5) Пифагор.
4. Пифагор утверждал, что …:
1) бытие есть единая неделимая сущность;
2) все состоит из атомов;
3) мир есть гармония чисел;
4) все понятия заключены в самом человеке.
5. Философ – софист:
1) Протагор;
2) Сократ;
3) Платон;
4) Аристотель;
5) Фалес.
6.Представители средневековой философии:
1) Диоген Лаэртский;
2) Уильям Оккам;
3) Иоанн Росцеллин;
4) Гераклит Эфесский;
5) Марк Аврелий.
7. Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …:
1) утверждения гуманистических идеалов;
2) развития частных наук;
3) построения основ общества;
4) обоснования догматов веры;
5) постижения сущности прекрасного.
8. Средневековый автор изречения «верую, чтобы понимать» …:
1) Пьер Абеляр;
2) Фома Аквинский;
3) Августин Блаженный;
4) Иоанн Росцеллин.
9. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
1) гуманизм;
2) природоцентризм;
3) теоцентризм;
4) идеализм.
10.Характерная черта Ренессанса:
1) теоцентризм;
2) антропоцентризм;
3) космоцентризм;
4) природоцентризм;
5) наукоцентризм.
11.Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилась в …:
1) утверждении авторитета церкви;
2) принятии философии средневековья;
3) развитии атеистических воззрений;
4) критике средневековой философии.
12.Причина возникновения вида заблуждений «призраки пещеры» по Бэкону:
1) особенности социальной жизни;
2) несовершенство органов чувств;
3) особенности воспитания;
4) слепая вера в авторитеты.
13.Философ, рассматривавший общественные явления с позиции механистического материализма:
1) Т. Гоббс;
2) Д. Бруно;
3) Г. Галилей;
4) И. Фихте.
14.Представители философии Французского Просвещения:
1) Лейбниц;
2) Руссо;
3) Вольтер;
4) Кампанелла.
15.Немецкая классическая философия – преемница идей:
1) Средневековья;
2) Возрождения;
3) Реформации;
4) Просвещения;
5) Античности.
16.Деятельность человека как основа познания действительности в марксистской философии:
1) духовная;
2) созерцательная;
3) практическая;
4) культовая.
17.Мыслитель философии жизни, рассматривавший волю как главный принцип жизни и познания:
1) А. Шопенгауэр;
2) О. Шпенглер;
3) В. Дильтей;
4) Г. Зиммель;
5) А. Бергсон.
18.Фамилия мыслителя, разработавшего идею многообразия типов культур:
1) Достоевский;
2) Данилевский;
3) Григорьев;
4) Страхов;
5) Чернышевский.
19.Основная проблема, рассматриваемая Федоровым в его учении:
1) бытия;
2) познания;
3) сознания;
4) бессмертия;
20.Застой в обществе, экономике, производстве:
1) прогресс;
2) регресс;
3) стагнация;
4) революция.
21.Ключевым моментом диалектической концепции является принцип …:
1) противоречия;
2) дополнительности;
3) запрета;
22.Форма рационального познания:
1) ощущение;
2) понятие;
3) восприятие;
4) представление.
23.Отрасль философского знания, изучающая совокупность приемов научного исследования:
1) праксиология;
2) аксиология;
3) мировоззрение;
4) методология.
24.Функция социальной философии, позволяющая проникнуть вглубь социальных процессов и судить о них на уровне теории:
1) прогностическая;
2) методологическая;
3) теоретическая;
4) гуманистическая.
25.Эпоха, центральной идеей которой явилось покорение природы человеком:
1) Новое время;
2) Возрождение;
3) Средневековье;
4) Античность.
26.Ниспровержение существующего социально-политического строя силовыми методами:
1) реформа;
2) революция;
3) эволюция;
4) стагнация;
27.Функция морали, обеспечивающая регулирование поведения людей в обществе и саморегулирование поведения индивида:
1) коммуникативная;
2) прогностическая;
3) познавательная;
4) регулятивная.
28.Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного:
1) Сократ;
2) Платон;
3) Аристотель;
4) Эпикур.
29.Философия, которая стремилась показать единство исторического процесса, усматривая отправной пункт в развитии человечества в явлении Христа:
1) западноевропейская христианская;
2) немецкая классическая;
3) марксистская.
30.Глобальные проблемы человечества связаны с …:
1) антропосоциальными проблемами;
2) взаимодействием общества и природы;
3) взаимодействием общества и государства;
4) повышением уровня культуры народонаселения.