Лексика (словарный запас, богатство языка). СЛОВО. РЕЧЬ. ЯЗЫК
Средства выразительности
«Эпитеты – одежда слов» В художественных произведениях язык служит материалом, из которого создаётся картина жизни. Для этой цели существуют особые способы употребления слов, помогающие наиболее ярко нарисовать картину и передать мысль. Они называются средствами художественной изобразительности. К ним относится и эпитет. В художественном произведении благодаря эпитетам изображаемое оживает, предстаёт наглядно. Также эпитет даёт возможность читателю почувствовать отношение автора к предмету речи. Не случайно известный поэт и писатель В.А.Солоухин сказал: «Эпитеты – одежда слов». Эпитет – это определение, подчёркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность. Обратимся к тексту русского писателя Шима Эдуарда Юрьевича. Главными героями представленного нашему вниманию эпизода являются мальчик Гоша и девочка Вера – «загадочное существо тринадцати лет». В предложениях 4-5 автор текста для создания образа этой героини использует словосочетания, в которых основным средством выразительности является эпитет: «загадочное существо», «невероятная красавица», «с тонюсенькой талией». Эпитетом может быть не только определение, но и обстоятельство, образно рисующее действие. Вера, разговаривая с Гошей, заставляет его беспрекословно выполнять свои распоряжения. Она командует, говорит с мальчиком очень властно. И в предложении № 27 эпитет «сурово» («наблюдает сурово») очень ярко характеризует поведение девочки. Отношение читателя к ней меняется. А эпитет «беспомощно» в предложении № 33 («Гоша топчется беспомощно»), характеризующий действия мальчика, несомненно, выражает авторское отношение к герою. В последнем абзаце, чтобы вызвать удивление читателя от поступка Гоша, создать эффект неожиданности, писатель использует целый ряд эпитетов для завершения образа своего героя: «тихий, застенчивый, боязливый». Этот, казалось бы, спокойный и нерешительный мальчишка в одну секунду смог принять по-настоящему мужское решение. Итак, эпитетами могут быть слова как в прямом, так и в переносном значении. В художественном произведении эпитеты усиливают выразительность, образность языка произведения; придают художественную, поэтическую яркость речи; обогащают содержание высказывания; выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. | Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г. Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Есть область словесности (словесного творчества), в которой язык играет особую роль. Это художественная словесность. С помощью слов и предложений, то есть языка, писатель строит придуманный им мир. Он использует способность слов называть предметы, их признаки и действия и способность предложений передавать мысль и чувство. Художник слова, по мнению современного лингвиста Г.Я.Солганика, «мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Притягательная сила художественного слова – в его образности. Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств. Далее писать о тех средствах выразительности, которые есть в тексте. Одно из таких средств – сравнение (если оно есть в тестовом тексте, выражено с помощью союзов как, словно, будто; не путать с придаточной частью!!!). В сравнении явление сопоставляется с другим явлением, это позволяет увидеть его главные признаки и понять мысль, заключённую в предложении. Например, в тексте ___________ в предложении ___________ использовано сравнение ___________. Благодаря данному тропу мы (понимаем, представляем) _____________. Понятна мысль автора о том, что _________________. Сравнение помогло создать картину и выразить мысль. Эпитет – это определение, подчёркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность. Например, для создания образа ____________ автор данного текста использовал эпитет _________ (ищем прилагательные, причастия). Данные эпитеты помогают понять __________________________. Эпитетом может быть не только определение, но и обстоятельство, образно рисующее действие. Например, _____________________ (ищем глагол с наречием). Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Ещё Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство». В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. Например, в предложении ___________ встречаем метафору ___________. (Для чего автор качества одного предмета перенёс на другой?) Итак, автор художественного произведения выбирает такие средства языка, которые помогают ему наиболее ярко нарисовать картину, выразить чувства, мысли героя и самого автора. |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». | Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». |
Лексика (словарный запас, богатство языка). СЛОВО. РЕЧЬ. ЯЗЫК.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». В любом художественном произведении в отличие, например, от научного произведения с прагматизированным тандемом «писатель-читатель» к ним присоединяется и персонаж, и таким образом тандем превращается в «трио» - «писатель – персонаж – читатель». В этом случае читатель входит в контакт с писателем через персонажей. Поэтому, как правило, в художественном произведении изображению персонажей на первом плане уделяется особое внимание. Читатель контактирует с персонажем двумя способами: 1) с помощью автора, 2) без помощи автора, напрямую. Средством непосредственной связи читателя с персонажем без помощи автора является речь персонажей. В Литературной энциклопедии об этом сказано так: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Герой художественного произведения разговаривает, и особенность его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т. п.) дают читателю живое представление о нем самом — его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика. Наблюдать за речью персонажа — значит обратить внимание не только на «прямое» значение произнесенных им слов, но и на «подтекст», т. е. увидеть, кто говорит, и понять, почему, с какой целью он так говорит. В тексте __________________ в диалог вступают ______________________. Темой разговора персонажей является _________________. (Как тема разговора характеризует персонажей?) В диалоге _________ (имя персонажа) употребляет такие слова: _________________. (Как это его характеризует?) Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора. | Н.М.Шанский: «В монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь) - вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте. Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица, которое характеризуется относительной протяженностью (может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи. Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника. Наиболее полное развитие монологическая речь получила в художественной речи, где темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания. Зачастую при этом законченная мысль не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных собой по смыслу и грамматически предложений. Обратимся к тексту современного писателя В.П.Крапивина. Весь текст представляет собой монолог героя-рассказчика. В предложениях № 1-3 повествователь делится своими впечатлениями от нового дома, в который он переехал с мамой. Особенное впечатление произвёл на рассказчика двор. Для его описания автор в монологе главного героя использовал предложения № 1-2, связанных между собой по смыслу и грамматически. Средством связи предложений является местоимение «он». Рассказывая о своих новых друзьях, герой снова не ограничивается одним предложением (предложения № 4-10). В качестве средств связи нескольких предложений, которые необходимы для выражения законченной мысли, используются личные местоимения, риторический вопрос в предложении № 7, глаголы прошедшего времени в предложениях № 7-10. Этими темами монологическая речь рассказчика в данном тексте не ограничивается. Итак, «в монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений» (Н.М.Шанский). |
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». | Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». |