Часть 2. дискуссионный анализ

Следующие 5 минут мы будем анализировать дискуссию. Мы определим стадии и процесс наших размышлений, оценим наше мышление и попытаемся сформулировать, что нам нужно, чтобы более эффективно мыслить и выражать свои мысли. То, чему мы научимся, мы используем в следующей дискуссии.

Я жду от вас следующего.

• Уважайте других. Это не означает, что вы должны соглашаться с чьей-либо точкой зрения, но вы должны дать высказаться другим и не переходить на личную критику.

• Задавайте любые вопросы, если что-то непонятно. Если что-то вас беспокоит, вы должны сказать мне об этом.

• Иногда во время дискуссии я буду говорить «СТОП!» Это значит, что мы должны прерваться, чтобы записать то, что обсуждали.

А чего вы ждете от меня?

Заключение

Это может быть очень полезный опыт для всех участников. Это наш шанс изучить вопросы и идеи, задействовав свой интеллект. У нас будет возможность подумать об идеях, которые волнуют всех, но которые лишь немногие могут глубоко изучить в учебной обстановке. Моя роль – помочь вам сформулировать свои мысли и дать вам метод для критического оценивания своих идей. Но это все, что я могу сделать. В конце концов, вы должны взять ответственность за свое обучение на себя. Так что, возможно, нашим первым вопросом будет: «Что это значит – брать ответственность за обучение на себя?»

Вопросы для обсуждения

Вот вопросы, которые мы зададим себе в течение курса. Я перечислю названия книг, где можно найти эти вопросы, если вы захотите прочитать об этом сами. Если не указан кто-то другой, значит, работа принадлежит Платону.

• Что значит быть человеком? Что значит быть добродетельным? («Апология», «Менон»).

• Что такое смелость? («Лахет»).

• Совершают ли люди плохие поступки сознательно? («Горгий», «Протагор», «Гиппий Больший»).

• Что такое поступать правильно? («Государство»).

• Ответственны ли люди за то, какими стали? («Государство»).

• Может ли человек быть несправедлив к себе? Может ли человек быть слишком скромным? («Метафизика добродетели» в первой части «Метафизики нравственности» Иммануила Канта, «Горгий», «Никомахова этика» Аристотеля).

• Почему нужно соблюдать закон? («Критон», «Государство»).

• За что стоит умереть? («Апология», «Критон»).

• Когда наказание оправданно? («Горгий», «Критон»).

• Насколько важна личная ответственность? Что значит «важен характер»? («Государство», «Горгий», «Законы»).

• Важны ли обычаи и традиции? Какие обычаи и традиции существуют (стили, образы действий, законы, социальный класс)? («Государство»).

• Что такое лучшая жизнь? Какие возможные жизни мы можем вести? Является ли жизнь тирана лучшей жизнью? («Государство»).

• Насколько сильно мы контролируем то, кем являемся? («Государство»).

• Какие обязательства у нас есть перед другими? («Государство»).

• Каковы требования лояльности и дружбы? («Государство», «Лисид»).

• Какие обязательства есть у нас перед нашими семьями? («Государство»).

• Какая жизнь привлекает нас? Что заставляет людей вести интересный для них образ жизни? («Государство»).

Приложение В.

Схема антиклерикализма

Схема

часть 2. дискуссионный анализ - student2.ru

Глоссарий

Августин Блаженный (354–430)

Средневековый христианский философ, пользующийся большим влиянием и авторитетом.

Агностик

Человек, не знающий, существует ли Бог (боги).

Апологетика

Защита веры. (Термин «апологетика» часто ошибочно понимают как извинение за веру.)

Апория

Замешательство, загадка, недоумение. Состояние паузы, вызванное философским анализом.

Атеист

1. Человек, который не считает, будто есть достаточные доказательства для обоснования веры в Бога (богов), но который готов поверить, если таковые будут представлены.

2. Человек, который не притворяется, будто знает то, чего не знает, – применительно к создателю Вселенной.

Бог

Необнаружимая метафизическая сущность, которая создала все живое, но которую никто не создавал.

Бред

1. Современное определение бреда приведено в DSM-IV.

2. Немецкий психиатр и философ Карл Ясперс (1883–1969) предложил три критерия бреда: убежденность (человек совершенно уверен в истинности своего убеждения); невозможность коррекции (разубедить человека невозможно) и абсурдность (крайне неправдоподобные идеи) (Maher, 2001).

Бхагавата-Пурана (тж Шримад-Бхагаватам)

Индуистский священный текст. (История, описанная в третьей главе, имеет отношение к Дакше и его дочери Дакшаяни, одно из имен которой – Сати. Она была женой Шивы и считается богиней семейного счастья. Она сожгла себя на погребальном костре своего мужа, продемонстрировав абсолютную преданность, и позже перевоплотилась как Паравати. Проходящая тот же ритуал женщина совершает то же действие, что и божественный прототип, описанное в одном из древнейших индуистских текстов. Бхагавату иногда называют пятой Ведой – отсылка к древности этого текста.)

Вера

1. Притворяться, что знаешь то, чего не знаешь.

2. Убеждение без доказательств.

3. Иррациональный скачок через вероятности.

Витгентштейн, Людвиг (1889–1951)

Австрийский философ. Одна из наиболее важных фигур в философии XX века, чьи работы продолжают влиять на современных мыслителей.

Вмешательство (см. Терапия)

Генетическая ошибка

Принятие или отвержение заявления, основанное на прошлом, а не на его сути. Оригинальный источник идеи является или не является надежным базисом для оценки истинности. Например, представитель Массачусетса в палате конгресса Майкл Капуано выступает за высокие налоги для богатых; Маркс рассуждал подобным образом; следовательно, Капуано не прав.

Герменевтический круг

Невозможность отступить от своего опыта и объективно интерпретировать текст, произведение искусства, событие или феномен.

«Глубость»

Утверждение, кажущееся глубоким, но являющееся тривиальным на одном уровне и бессмысленным на другом.

Гуманизм

Практика и мировоззрение, фокусирующееся на гуманистических ценностях, вопросах и проблемах. Гуманисты приходят к решениям, в частности нравственным решениям, совершенно независимо от размышлений о сверхъестественном.

Дипак Чопра

Американец индийского происхождения. Духовный лидер «Нью эйдж». Черный пояс «глубости».

Доказательство

То, что обосновывает убеждение и ведет к истине.

Доксастическая замкнутость

Убеждение или система убеждений, которые не могут быть пересмотрены. (Системы убеждений и отдельные убеждения имеют уровни замкнутости.)

Доксастическая открытость

Убеждение или система убеждений, которые могут быть пересмотрены. (Системы убеждений и отдельные убеждения имеют уровни открытости.)

Доксастический

Убеждение и размышления об убеждении. Слово образовано от древнегреческого doxa , что значит «убеждение».

Занде

Этническая группа численностью около одного миллиона человек, живущая в Центральной Африке.

Заявление об истине

Утверждение о факте.

Заявление о знании

Независимые, объективные утверждения об окружающей действительности.

Знание

Обоснованное Истинное Убеждение (З = ОИУ). Заявления о знании должны удовлетворять этим трем критериям: они должны быть обоснованными, истинными и убедительными. Это определение знания впервые было сформулировано в платоновском диалоге «Теэтет».

Истина

Убеждения, которые обоснованно согласуются с реальностью.

Квантовая механика

Раздел физики, который математически описывает поведение и взаимодействие энергии и материи на атомном и субатомном уровнях.

Книга Урантии

«Книга Урантии, впервые опубликованная в 1955 году фондом Урантии, утверждает, что ее написали божественные существа, явившие откровение нашей планете, Урантии. Писания в “книге Урантии” повествуют о возникновении, истории и предназначении человечества и о взаимоотношениях с Богом-Отцом. Она содержит уникальное и подробное описание жизни и учения Христа. Она открывает новые перспективы времени и вечности для человеческого духа и предлагает новые подробности нашего восходящего путешествия в дружелюбно и заботливо управляемой Вселенной». Фонд Урантии, хранитель и издатель «Книги Урантии»: http://www.urantia.org/urantia-book

Когерентная теория истины

Утверждает, что предложение истинно, если оно логически согласовано с другими предложениями.

Критическое мышление

Набор умений и взгляд на мир. Описание и определение идеального критического мыслителя приведено в приложении А.

Круз, Том (человеческое тело: 1962–) (Тэтан: несколько миллиардов лет)

Популярный американский киноактер и продюсер. В 2004 году получил медаль Свободы от церкви сайентологии.

Логическая возможность

Логически возможное утверждение без применения противоречия. Например, «Существует золотая гора» – логически это возможно. Может существовать гора, созданная из золота. Однако заявление «Квадрат – это круг» логически невозможно, поскольку определение квадрата не дает ему возможность быть кругом. (Если вы можете представить себе что-то, что не противоречит законам логики.)

Лютер, Мартин (1483–1546)

Немецкий теолог. Центральная фигура в протестантизме.

Ману

Понятие индуистской мифологии; боги создали Ману, ставшего прародителем человечества.

Мем

Идея или образ, которые распространяются от человека к человеку.

Метафизика

Раздел философии, изучающий «бытие», «первопричину» и «что существует».

Мультикультурализм

Доктрина, утверждающая, что возможно создать общество, в котором многие культуры будут мирно уживаться друг с другом.

Наблюдательный совет института (Institutional Review Board; IRB)

Выдает разрешения, отслеживает и рецензирует все исследования, в которых в качестве испытуемых выступают люди.

Научный метод

Процедура, используя которую, можно провести объективное исследование.

Оборонительная тактика

Самозащита от критицизма, личных недостатков, всего, что не соответствует картине мира или воспринимается как угроза ей.

Обоснование

Достаточные основания для убеждения.

Одитинг

Религиозная практика сайентологов, во время которой одитор (священник) задает преклиру (человеку, который получает одитинг) стандартизированные вопросы или дает указания.

Основание

Достаточное обоснование для заявления.

Ошибка выборки

«Ошибка выборки бывает в двух случаях: 1) самоотбор индивидов для участия в опросе или экспериментальном исследовании; 2) использование учеными выборок или исследований, подтверждающих конкретную гипотезу». Словарь скептиков: http://skepdic.com/selectionbias.html

Патогенное убеждение

Убеждение, которое прямо или косвенно ведет к эмоциональной, психологической или физической патологии.

Педагогика

Методология и практика преподавания.

Переносчик

Организм, который переносит заразные болезнетворные микроорганизмы, но не демонстрирует симптомов.

Пифия

Также известная как дельфийский оракул. Пифия была жрицей храма Аполлона в Дельфах, на склоне горы Парнас; мудрая женщина и прорицательница.

Плюрализм

Мирное сосуществование двух и более государств, существ, культур или феноменов.

Предвзятость подтверждения

Тенденция подтверждать информацию, которая соответствует убеждениям человека.

Просвещение (Новое Просвещение)

«Стадия взросления в развитии человечества, его решимость отказаться от детских вещей, твердо встать на ноги, отказаться от опеки и, прежде всего, использовать свой разум и думать самостоятельно» (Thrower, 2000).

Релятивизм

Абсолютной истины не существует, либо ее невозможно установить.

Сверхъестественное

Находящееся за пределами существования реального мира.

Субъективное заявление

Заявление о предпочтениях, которое не является ни истинным, ни ложным.

Теорема Байеса

Определяет вероятность какого-либо события на основе множества расчетов.

Терапевтический альянс

Связь между терапевтом и клиентом, позволяющая клиенту достичь терапевтических успехов. Впервые этот термин (терапевтический альянс, или терапевтические отношения) появился в статье Эдварда Бордина в 1979 году «Генерализируемость психоаналитического концепта рабочего союза» (Bordin, 1979).

Терапия

Терапевтический процесс, ведущий к восстановлению чего-то поврежденного.

Тэтан

Убеждение сайентологов о духе, «застрявшем» в человеческом теле.

Фальсифицируемый

Способный доказать свою ложность. Обычно применяется к гипотезам.

Феминизм

Равные права для женщин.

Фундаментализм (в эпистемологии) (также фундаменталистская теория истины)

Убеждения обосновываются на базе «фундаментальных» убеждений.

Хадис

Действия или высказывания, приписываемые мусульманскому пророку Мухаммеду, не отраженные в Коране.

Херефон

Близкий друг Сократа. Фигурирует в платоновских диалогах «Апология», «Хармид» и «Горгий».

Четыре всадника

Ричард Докинз, Дэниел Деннет, Сэм Харрис и Кристофер Хитченс. Выражение «Четыре всадника» взято из Книги Откровения Нового завета.

Шермер, Майкл (р. 1954)

Издатель-основатель журнала «Sceptic», исполнительный директор Общества скептиков, автор ежемесячной колонки в «Scientific American», организатор Общества скептиков и автор многочисленных бестселлеров.

Эмпирическое заявление

Заявление об окружающем мире.

Эпистемологический

Связанный с познанием.

Эпистемология

Наука о познании.

Список литературы

Acock, А. С, & Bengston, V.L. (1980). Socialization and attribution processes: Actual versus perceived similarity among parents and youth. Journal of Marriage and Family, 42, 501–515.

Agee, J. (2009). A death in the family (Centennial ed.). New York, NY: Penguin Books.

Ali, M., & Ali, H.Y. (2004). The soul of a butterfly: Reflections on life s journey . New York, NY: Simon & Schuster.

American Philosophical Association. (1990). Critical thinking: A statement of expert consensus for purposes of educational assessment and instruction. “The Delphi Report.” Millbrae, CA: The California Academic Press.

American Psychiatric Association. (2000). Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders DSM-IV (4th ed.). Washington, DC: American Psychiatric Association.

American Psychiatric Association (2012). АРА DSM-5. Frequently Asked Questions. URL: http://www.dsm5.org/ABOUT/Pages/faq.aspx

Anderson, S.D. (2010). Living dangerously: Seven keys to intentional discipleship. Eugene, OR: Wipf & Stock Pub.

Andrews, D.A., & Friesen, W. (1987). Assessments of Anticriminal Plans and the Prediction of Criminal Futures. Criminal Justice and Behavior, 14(1), 33–37.

Andrews, D.A., Zinger, I., Hoge, R.D., Bonta, J., Gendreau, P., & Cullen, F.T. (1990). Does correctional treatment work? A clinicallyrelevant and psychologically-informed meta-analysis. Criminology, 28(3), 369–404.

Andrews, S. (2013). Deconverted: A journey from religion to reason. Denver, Colorado: Outskirts Press.

Argyle, M. (2000). Psychology and religion: An introduction. London, England: Routledge.

Baltag, A., Rodenhauser, В., & Smets, S. (2011). Doxastic attitudes as belief-revision policies. (Unpublished manuscript). ILLC, University of Amsterdam Amsterdam, Netherlands.

Bandura, A. (1990). Mechanisms of moral disengagement. InW. Reich (Ed.), Origins of terrorism: Psychologies, ideologies, theologies, states of mind (pp. 161–191). Washington, DC: Woodrow Wilson Center Press.

Bandura, A. (1999). Moral disengagement in the perpetration of inhumanities. Personality and Social Psychology Review, 3, 193–209. doi:10.1207/s15327957pspr0303_3

Bandura, A. (2002). Selective moral disengagement in the exercise of moral agency. Journal of Moral Education, 31(2), 102–119. doi:10.1080/ 0305724022014322

Bartlett, T. (2012, August 13). Dusting off God: A new science of religion says God has gotten a bad rap. The Chronicle of Higher Education. URL: http://chronicle.com/article/Does-Religion-Really-Poison/133457/

Barker, D.L. (Performer). (2012). Making the case for atheists. [Web Video]. URL: http://www.youtube.com/watch?v=e7y5slOkwaU&feature=player_embedded

Barker, D. (2008). Godless: How an evangelical preacher became one of America’s leading atheists. Berkeley, CA: Ulysses Press.

Bausell, R.B. (2007). Snake oil science: The truth about complementary and alternative medicine. Oxford: Oxford University Press.

Bering, J. (2011). The belief instinct: The psychology oj souls, destiny, and the meaning of life. New York, NY: W.W. Norton & Company, Inc.

Berns, G.S., Bell, E., Capra, С M., Prietula, M.J., Moore, S., Anderson, B.,… Atran, S. (2012). The price of your soul: Neural evidence for the non-utilitarian representation of sacred values. Philosophical Transactions of The Royal Society, 367(1589), 754–762. doi:10.1098/rstb.2011.0262

Bernstein, R., & Gaw, A. (1990). Кого: Proposed classification for DSMIV The American Journal oj Psychiatry, 747(12), 1670–1674.

Bishop, B. (2008). The big sort: Why the clustering oj like-minded America is tearing us apart. New York, NY: Houghton Mifflin Company.

Blackford, R. (2012a, August, 8). Islam, racists, and legitimate debate. Talking Philosophy: The Philosophers’ Magazine Blog. URL: http://blog.talkingphilosophy.com/?p=5305

Blackford, R. (2012b). Freedom of religion and the secular state. West Sussex, England: Wiley-Blackwell.

Blume, A.W., Schmaling, К.В., & Marlatt, G.A. (2000). Revisiting the self-medication hypothesis from a behavioral perspective. Cognitive and Behavioral Practice, 7(4), 379–384. doi:10.1016/S1077–7229(00)80048–6

Boghossian, P.A. (2006c). Fear of knowledge: Against relativism and constructivism. Oxford: Clarendon Press.

Boghossian, P. (2002a). Socratic pedagogy, race and power. Education Policy Analysis Archives, 10, 3. URL: http://epaa.asu.edu/ojs/article/view/282

Boghossian, P. (2002b). The Socratic method (or, having a right to get stoned). Teaching Philosophy, 25(4), 345–359. doi:10.5840/teachphil200225443

Boghossian, P. (2003). How Socratic pedagogy works. Informal Logic, 23(2), TS17–25.

Boghossian, P. (2004). Socratic pedagogy, critical thinking, moral reasoning and inmate education: An exploratory study. (Unpublished doctoral dissertation). Portland State University. Portland, OR.

Boghossian, P. (2006a). Socratic pedagogy, critical thinking, and inmate education. Journal oj Correctional Education, 57(1), 42–63.

Boghossian, P. (2006b). Behaviorism, constructivism, and Socratic pedagogy. Educational Philosophy and Theory, 38(6), 713–722. doi: 10.1111/j. 1469–5812.2006.00226.x

Boghossian, P. (2010). Socratic pedagogy, critical thinking, and offender programming. Offender Programs Report, 13(5), 65–80.

Boghossian, P. (2011a). Critical thinking and constructivism: Mambo dog fish to the banana. Journal of Philosophy of Education, 46(1), 73–84. doi: 10.1111/j. 1467–9752.2011.00832.x

Boghossian, P. (2011b). Socratic pedagogy: Perplexity, humiliation, shame and a broken egg. Educational Philosophy and Theory, 44(7), 710–720. doi:10.1111/j.1469–5812.2011.00773.x

Boghossian, P. (2011c, July). Should we challenge student be1iefs? Inside Higher Ed. URL: http://www.insidehighered.com/views/2011/07/192/boghossian

Boghossian, P. (2012). Faith no more. The Philosophers’ Magazine, 59, 15–16.

Bogue, В., Diebel, J., & O’Connor, T.P. (2008). Combining officer supervision skills: Anew model for increasing success in community corrections. Perspectives, Spring, 2(32), 30–45.

Bonta, J., & Andrews, D. (2010). Viewing offender assessment and rehabilitation through the lens of the risk-needs-responsivity model. In F. McNeill, P. Rayner & С Trotter (Eds.), Offender supervision: New directions in theory, research and practice (pp. 19–40). New York: Willan Publishing.

Bordin, E.S. (1979). The generalizability of the psychoanalytic concept of the working alliance. Psychotherapy: Theory, Research, and Practice, 16(3), 252–260.

Bortolotti, L. (2010). Delusions and other irrational beliefs. Oxford: Oxford University Press.

Bostrom, N. (2003). Are you living in a computer simulation? Thе Philosophical Quarterly, 53(211), 243–255.

Bostrom, N. (May/June 2008). Where are they?: Why I hope the search for extraterrestrial life finds nothing. MIT Technology Review. URL: http://www.technologyreview.com/article/409936/where-are-they/

Boyer, P. (2001). Religion explained: The evolutionary origins of religious thought. New York, NY: Basic Books.

Boyer, P. (2004, March/April). Why is religion natural? Skeptical Inquirer, 28.2, URL: http://www.csicop.org/si/show/why_is_religion_natural/

Braithwaite, V. & Levi, M. (Eds.). (1998). Trust and governance (Russell Sage Foundation series on trust, volume I). New York, NY: Russell Sage Foundation.

Brock, T.C., & Balloun, J.L. (1967). Behavioral receptivity to dissonant information. Personality and Social Psychology, 6(4, Pt.l), 413–428. doi:10.1037/h0021225

Brodie, R. (1996). Virus of the mind: The new science of the тете. Carlsbad, CA: Hay House, Inc.

Brown, S. (2012, October 2). The 10 most dangerous religious right organizations. Network for Church Monitoring. URL: http://www.alternet.org/belief/10-most-dangerous-religious-right-organizations

Brutus, S. (2012). Religion, Culture, History: A Philosophical Study of Religion. Portland, OR: Daimonion Press.

Carrier, R. (2012). Atheism IS an Identity. URL: http://freethoughtblogs.com/carrier/archives/337/

CBS News. (2012, August 16). More Americans identifying as atheists. URL: http://www.cbn.com/cbnnews/us/2012/August/More-Americans-Identifying-as-Atheist/

CDC. (2012). Centers for Disease Control and Prevention. URL: http://www.cdc.gov/24–7/CDCFastFacts.html

Chambers, A. (2009). Eats with sinners: Reaching hungry people like Jesus did. Cincinnati, OH: Standard Pub.

Christian, J.L. (Ed.). (2011). Philosophy: An introduction to the art of wondering. (11th ed., pp. 51). Boston, MA: Wadsworth.

Christina, G. (2012). Why are you atheists so angry? 99 things that piss off the Godless. Charlottesville, : Pitchstone.

Clarke, M.L. (1968). The Roman mind: Studies in the history of thought from Cicero to Marcus Aurelius . New York, NY: W.W. Norton & Company, Inc.

Clark, С.M. (1992). Deviant adolescent subcultures:

Assessment strategies and clinical interventions. Adolescence, 27(106), 283.

Clifford, W. (2007). The ethics of belief. In D. Basinger, W. Hasker, M. Peterson & B. Reichenbach (Eds.), Philosophy of religion: Selected readings (3rd ed., pp. 104–109). New York, NY: Oxford University Press, Inc.

CNN. (2008). Election exit polls. URL: http://www.cnn.com/ELECTION/2008/results/polls/

Comfort, R. (2009). You can lead an atheist to evidence, but you can’t make him think. Los Angeles, CA: WorldNetDaily.

Coffey, С (2009). ,4s / see it. Bloomington, IN: AuthorHouse.

Covey, S.R. (2004). The 7 habits of highly effective people. New York, NY: Free Press.

Cragun, R., Yeager, S., & Vega, D. (2012). How secular humanists (and everyone else) subsidize religion in the United States. Free Inquiry, 32(4). URL: http://www.secularhumanism.org/index.php?section=fi&page=cragun_32_4

Craig, W.L. (ad.). Christian apologetics: Who needs it? Reasonable Faith. URL: http://www.reasonablefaith.org/christian-apologetics-who-needs-it

Craig, W.L. (2003). Hard questions, real answers, (pp. 35). Wheaton, IL: Crossway Books.

Curtis, J.Т., Silberschatz, G., Sampson, H., Weiss, J., & Rosenberg, S.E. (1988).

Developing reliable psychodynamic case formulations: An illustration of the plan diagnosis method. Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training, 25(2), 256–265.

Dacey, A. (2012). The future of blasphemy: Speaking of the sacred in an age of human rights. London: Continuum

Davis, R. (2012, February 28). Apology for Afghan Quran burning was right. The Daily Athenaeum. URL: http://issuu.com/dailyathenaeum/docs/20122902

Dawkins, R. (Performer). (2005). Richard Daw kins: Why the universe seems so strange. [Web Video]. URL: http://www.ted.com/talks/richard_dawkins_on_our_queer_universe.html

Dawkins, R. (2006a). The god delusion. London, England: Bantam Press.

Dawkins, R. (2006b). Why I Won’t Debate Creationists. The Richard Dawkins Foundation for Reason and Science. URL: http://old.richarddawkins.net/articles/119-why-i-won-39-t-debate-creationists

Dawkins, R. (2007, October). In WH. Pryor (Moderator) debate between Richard Dawkins and John Lennox. The God delusion debate, Birmingham, AL. URL: http://old.richarddawkins.net/audio/1707-debate-between-richard-dawkins-and-john-lennox

Dawkins, R., & McKean, D. (2011). The magic oj reality: How we know what’s really true. New York, NY: Free Press.

Dennett, D. (2007). Breaking the spell: Religion as a natural phenomena. New York, NY: Penguin Group.

Dennett, D., & LaScola, L. (2010). Preachers who are not believers. Evolutionary Psychology, 8(1), 121–50.

DeWitt, J., & Brown, E. (2013). Hope after faith: An ex-pastor ‘s journey from belief to atheism. Cambridge, MA: Da Capo Press.

DiClemente, С. С, & Prochaska, J.O. (1998). Toward a comprehensive, transtheoretical model of change: Stages of change and addictive behaviors. In W.R. Miller & N. Heather (Eds.) Treating Addictive Behaviors (2nd ed.) (pp. 3–24). New York, NY: Plenum Press.

Doumit, P.E. (2010). A unification of science and religion. Pittsburg, PA: RoseDog Books.

Dozier, V. (2006). C.L. Shattuck & EH. Thompsett (Eds.), Confronted by God: The essential Verna Dozier (pp. 118). New York, NY: Church Publishing Inc.

Dubrow-Eichel, S.K. (1989). Deprogramming: An investigation of change processes and shifts in attention and verbal interactions (pp. 43–49, 52–53, 182–216). Philadelphia, PA: University Of Pennsylvania.

Dye, J. (2007, February 7). Socratic method and scientific method. URL: http://www.niu.edu/~jdye/method.html

Earley, D., & Wheeler, D. (2010). Evangelism is …: How to share Jesus with passion and confidence. Nashville, TN: B&H Academic Publishing Group.

Edwards, J.W. (1984). Indigenous Кого, a genital retraction syndrome of insular Southeast Asia: A Critical Review. Culture, Medicine and Psychiatry, 8, 1–24.

Erikson, J.A. (1992). Adolescent religious development and commitment: A structural equation model of the role of family, peer group, and educational influences. Journal for the Scientific Study of Religion, 37(2), 131–152.

Faccini, L. (2009). The incredible case of the shrinking penis: A Koro-like syndrome in an [sic] person with intellectually disability. Sexuality and Disability, 27(3), 173–178. doi:10.1007/slll95–009–9120–5

Falk, R. (2012, March 9). Koran burning in Afghanistan: Mistake, crime, and metaphor. [Web log message]. URL: http://richardfalk.wordpress.com/2012/03/09/koran-burning-in-afghanistan-mistake-crime-and-metaphor/

Faircloth, S. (2012). Attack of the theocrats! How the religious right harms us all —and what we can do about it. Charlottesville, VA: Pitchstone.

Fish, S. (2007, June 17). Atheism and evidence. [Web log message]. URL: http://opinionator.blogs.nytimes.com/2007/06/17/atheism-and-evidence/

Foerst, A. (2001). Do androids dream of bread and wine? In W. Richardson & G. Slack (Eds.). Faith in science: Scientists search for truth (pp. 197). New York, NY: Routledge.

Frankfurt, H.G. (2006). On truth. New York, NY: Alfred A. Knopf.

Frojan-Parga, M.X., Calero-Elvira, A., & Montano-Fidalgo, M. (2011). Study of the Socratic method during cognitive restructuring. Clinical Psychology & Psychotherapy, 18(2), 110–123.

Gal, D., & Rucker, D.D. (2010). When in doubt, shout!: Paradoxical influences of doubt on proselytizing. Psychological Science, 27(11), 1701–1707.

Gamponia, H.L. (2010). Great prescriptions to a better you. Pittsburgh, PA: RoseDog Books.

Gassner, S., Sampson, H., Weiss, J., & Brumer, S. (1982). The emergence of warded-off contents. Psychoanalysis and Contemporary Thought, 5(1), 55–75.

Gervais, W.M., & Norenzayan, A. (2012). Analytic thinking promotes religious disbelief. Science, 336(6080), 493–496. doi: 10.1126/science. 1215647

Grimley, D., Prochaska, J.O., Velicer, W.E., Blais, L.M., & DiClemente, С.С. (1994). The Transtheoretical Model of Change. In T.M. Brinthaupt & R.R. Lipka (Eds.). Changing the self: Philosophies, techniques, and experiences (pp. 201–228). Albany, NY: SUNY Press.

Gross, N., & Simmons, S. (2007). “The social and political views of American professors.” Unpublished manuscript, Harvard University, Cambridge, MA.

Haberrnas, G.R. (1996). The historical Jesus: Ancient evidence for the life of Christ. Joplin, MO: College Press Publishing Company, Inc.

Haberrnas, G.R. (1997). In defense of miracles: A comprehensive case for God’s action in history. Downers Grove, IL: InterVarsity Press.

Haberrnas, G.R., & Licona, M.R. (2004). The case for the resurrection of Jesus. Grand Rapids, MI: Kregel Publications.

Hallowell, B. (2012, May 15). A world without faith would be a world on the path to tragedy & disaster. The Blaze. URL: http://www.theblaze.com/stories/tony-blair-a-world-without-faith-would-be-a-world-on-the-path-to-tragedy-disaster/

Hanson, R. (1998, September 15). The great filter: Are we almost past it? URL: http://www.webcitation.org/5n7VYJBUd

Harris, A. (forthcoming). / Wonder.

Harris, S. (2004). The end of faith: Religion, terror and the future of reason. New York, NY: W.W. Norton & Company, Inc.

Harris, S. (2007, April 18). The empty wager [Web log message]. URL: http://newsweek.washingtonpost.com/onfaith/panelists/sam_harris/2007/04/the_cost_of_betting_on_faith.html

Harris, S. (2007b). Aspen Ideas Festival. URL: http://www.youtube.com/watch?v=KtN4-lwnHX4

Harrison, G.P. (2008). 50 reasons people give for believing in a god. Amherst, NY: Prometheus Books.

Harrison, G.P. (2013). 50 simple questions for every Christian. Amherst, New York: Prometheus Books.

Haught, J.F. (2008). God and the new atheism: A critical response to Dawkins, Harris, and Hitchens. Louisville, KY: John Knox Press.

Henriques, D.B. (2006a, October 11). Religion-based tax breaks: Housing to paychecks to books. The New York Times. URL: http://www.nytimes.com/2006/10/11/business/11religious.html?_r=2&oref=slogin&pagewanted=all

Henriques, D.В. (2006b, October 9). Where faith abides, employees have few rights. New York Times. URL: http://www.nytimes.com/2006/10/09/business/09religious.html?pagewanted=all

Hitchens, С (1995). The missionary position: Mother Teresa in theory and practice. London: Verso.

Hitchens, С (2007). The portable atheist: Essential readings for the nonbeliever. Philadelphia, PA: Da Capo.

HOfele, A., & Laque, S. (Eds.). (2011). Humankinds: The renaissance and its anthropologies. Berlin/New York: Walter de Gruyter GmbH.

Hoge, D.R., Petrillo, G., & Smith, E. (1982). Transmission of religious and social values from parents to teenage children. Journal of Marriage and the Family, 44, 569–579.

Holt, J. (2012, August 2). The basic question: Why does the world exist? The New York Times. URL: http://www.nytimes.com/2012/08/05/books/review/why-does-the-world-exist-by-jim-holt.html?pagewanted=all

Horowitz, L.M., Sampson, H., Siegelman, E.Y., Weiss, J., & Goodfriend, S. (1978). Cohesive and dispersal behaviors: Two classes of concomitant change in psychotherapy. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 46(3), 556–564.

Horvath, А.О., & Luborsky, L. (1993). Journal oj Consulting and Clinical Psychology, 67(4), 561–573. doi:10.1037/0022–006X.61.4.561 Iannaccone, L.R. (1990). Religious practice: A human capital approach. Journal for the Scientific Study of Religion, 29, 297–314.

Jacobsen, K.A. (2011). Yoga powers: Extraordinary capacities attained through meditation and concentration. Leiden, Netherlands: Brill.

James, W. (1897). The will to believe: And other essays in popular philosophy. New York, NY: Longmans Green and Co.

Jaschik, S. (2012, October 24). Survey finds that professors, already liberal, have moved further to the left. Inside Higher Ed. URL: http://www.insidehighered.com/news/2012/10/24/surveyfinds-professors-already-liberal-have-moved-further-left

Johnson, N. (2001). Living with diabetes: Nicole Johnson, Miss America 1999. Washington, DC: LifeLine Press.

Jones, J.M. (2011, July 8). In U.S., 3 in 10 say they take the Bible literally. Gallup. URL: http://www.gallup.com/poll/148427/say-bible-literally.aspx

Kahneman, D. (2011). Thinking, fast and slow. New York, NY: Farrar, Straus and Giroux.

Keohane, J. (2010, July 11). How facts backfire: Researchers discover a surprising threat to democracy. Boston Globe. URL: http://www.boston.com/bostonglobe/ideas/articles/2010/07/11/how_facts_backfire/

Kim, B. (1979). Religious deprogramming and subjective reality. Sociological Analysis, 40(3), 197–207.

Kinast, R.L. (1999). Making faith-sense: Theological reflection in everyday life. Collegeville, MN: The Liturgical Press.

Krauss, L. (2012). A universe from nothing: Why there is something rather than nothing. New York, NY: Free Press.

Kilbler-Ross, E., & Kessler, D. (2005). On grief and grieving: Finding the meaning of grief through the five stages of loss. New York, NY: Scribner.

Kurtz, H. (2005, March 29). College faculties a most liberal lot, study finds. The Washington Post. URL: http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/articles/A8427-2005Mar28.html

Lamb, С.M. (1981, March). Legal foundations of civil rights and pluralism in America. The ANNALS of the American Academy of Political and Social Science, 454(, 13–25. doi:10.1177/000271628145400103

Law, S. (2011). Believing bullshit: How not to get sucked into an intellectual black hole. Amherst, NY: Prometheus Books.

Law, S. (2012). Really, really big questions. New York, NY: Kingfisher books.

Leiter, B. (2012). Why tolerate religion? Princeton, NJ: Princeton University Press.

Lindsay, J.A. (2012, December 8). Defining faith via Bayesian reasoning. God Doesn’t; We Do . URL: http://goddoesnt.blogspot.com/2012/12/defining-faith-via-bayesian-reasoning.html

Livneh, H. (2009). Denial of chronic illness and disability part I. Theoretical, functional, and dynamic perspectives. Rehabilitation Counseling Bulletin, 225–236. doi:10.1177/0034355209333689

Loftus, J.W. (2008). Why I Became an Atheist: Personal Reflections and Additional Arguments. Victoria, ВС: Trafford.

Loftus, J.W. (2010). The Christian Delusion: Why Faith Fails. Amherst, NY: Prometheus Books.

Loftus, J.W. (2012). Victor Reppert now says he doesn’t have faith! Debunking Christianity. URL: http://debunkingchristianity.blogspot.com/2012/10/victor-reppert-now-says-he-doesnt-have.html

Loftus, J.W. (2013). The outsider test for faith: How to know which religion is true. Amherst, NY: Prometheus Books.

Longsine, G., & Boghossian, P. (2012, September 27). Indignation Is Not Righteous. Skeptical Inquirer. URL: http://www.csicop.org/specialarticles/show/indignation_is_not_righteous/

Luce, M.R., Callanan, M.A., & Smilovic, S. (2013). Links between parents’epistemological stance and children’s evidence talk. Developmental Psychology, 49(3), 454–461. doi:10.1037/a0031249

Lukianof F.G. (2012). Unlearning liberty: Campus censorship and the end of American debate. New York, NY: Encounter Books.

Maher, B.A. (2001). Delusions. In H.E. Adams & P.B. Sutker (Eds.), Comprehensive handbook of psychopathology, third edition (3rd ed., pp. 312). New York, NY: Springer Science.

Malik, M. (2010, September 14). Benghazi murders: revisit free speech. SFGate. URL: http://www.sfgate.com/opinion/article/Benghazi-murders-Revisit-free-speech-3866748.php

McCormick, M.S. (2011). The defeasibility test. http://www.provingthenegative.com/2011/02/defeasibility-test.html

McCormick, M.S. (2012). Atheism and the case against Christ. Amherst, NY: Prometheus Books.

McCreight, J. (2012, August 19). Atheism+. Freethought Blogs. URL: http://freethoughtblogs.com/blaghag/2012/08/atheism/

McElveen, F. С (2009). Faith of an atheist: Do you have enough faith to be an atheist? (pp. 11). Riverside, CA: Big Mac Publishers.

McGowan, D. (2007). Parenting beyond belief: On raising ethical, caring kids without religion. New York: American Management Association.

McGowan, D. (2009). Raising freethinkers: A practical guide for parenting beyond belief. New York: AMACOM, American Management Association.

McLaren, B.D. (1999). Finding faith: A search for what is real. (p. 3). Grand Rapids, MI: Zondervan.

McNamara, P. (2009). The neuroscience of religious experience. Cambridge, MA, MA: Cambridge University Press.

McNeil, E., Raynor, P., & Trotter, С. (Eds.). (2010). Offender Supervision: New Directions in Theory, Research and Practice. New York: Willan Publishing.

Mehta, H. (2012). The young atheist’s survival guide: Helping secular students thrive. Engelwood, Colorado: Patheos Press.

Mele, A.R. (2009). Have I unmasked self-deception or am I selfdeceived? Гп С Martin (Ed.). The philosophy of deception. New York, NY: Oxford University Press, Inc.

Meiland, J.W., & Krausz, M. (1982). Relativism, cognitive and moral. Notre Dame, IN: University of Notre Dame Press.

Migliore, D.L. (1991). Faith seeking understanding: An introduction to Christian theology. (2nd ed.). Grand Rapids, MI: Wm B. Eerdmans Publishing Co.

Miller, W.R., Rollnick, S. (2002). Motivational interviewing: Preparing people for change, vol. 2. New York: Guilford.

Miller, R. (2006). Why Christian’s don’t vote for Democrats. Maitland, FL: Xulon Press.

Moberg, D.O. (1962). The church as a social institution; the sociology of American religion. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall.

Muran, C., & Barber, J. (Eds.). (2010). The therapeutic alliance: An evidence based guide to practice. New York, NY: The Guilford Press.

Myers, S.M. (1996). An interactive model of religiosity inheritance: The importance of family context. American Sociological Review, 61, 858–866.

Newberg, A. (2006). The neurobiology of spiritual transformation. In J. Chioino, P.J. Hefner (Eds.). Spiritual transformation and healing: Anthropological, theological, neuroscientific, and clinical perspectives (p. 189–205). Lanham, MD: AltaMira Press.

Norville, R., Sampson, H., & Weiss, J. (1996). Accurate interpretations and brief psychotherapy outcome. Psychotherapy Research, 6(1), 16–29.

Nussbaum, M. (1994). The therapy of desire: Theory and practice in Hellenistic ethics. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Orenstein, A. (2002). Religion and paranormal belief. Journal for the Scientific Study of Religion, 41, 301– 311.

Partlow, J., & Londono, E. (2011, April 1). Mob protesting Koran burning kills 7 at UN compound in Kabul. The Washington Post. URL: http://www.washingtonpost.com/world/12-killedin-attack-on-un-compound-in-northern-afghanistan/2011/04/01/AFrb5iHC_story.html

Paulos, J.A. (2008). Irreligion: A mathematician explains why the arguments for God just don’t add up. New York, NY: Hill and Wang.

Pigliucci, M. (2012, August 29). On A+, with a comment about Richard Carrier’s intemperance. Rationally Speaking. URL: http://rationallyspeaking.blogspot.com/2012/08/on-with-comment-about-richard-carriers.html

Plantinga, A. (2000). Warranted Christian belief. New York, NY: Oxford University Press.

Pariser, E. (2012). The filter bubble: What the Internet is hiding from you. New York, NY: The Penguin Group.

Previc, F.H. (2006). The role of the extrapersonal brain systems in religious activity. Consciousness and Cognition, 15, 500–539.

Prochaska, J.O., Norcross, J.C., & DiClemente, С.С. (1994). Changing for good: The revolutionary program that explains the six stages of change and teaches you how to free yourself from bad habits. New York: W. Morrow.

Rawls, J. (2005). A theory of justice. Boston, MA: Belknap Press of Harvard University Press.

Ray, D.W. (2009). The God virus: How religion infects our lives and culture. Bonner Springs, KS: IPC Press.

Robbins, Т., & Anthony, D. (1982). Deprogramming, brainwashing, and the medicalization of deviant religious groups. Social Problems, 29(3), 283–297.

Rothman, S. Lichter, S.R., & Nevitte, N. (2005). Politics and professional advancement among college faculty. The Forum, 3(1), 1–16.

Ryan, A. (2012). The making of modern liberalism. Princeton, NJ: Princeton University Press.

Sampson, H. (1994). Repeating pathological relationships to disconfirm pathogenic beliefs: Commentary on Steven Stern’s “needed relationships.” Psychoanalytic Dialogues, 4(3), 357–361.

Sausa, D. (2007). The Jesus tomb: Is it fact or fiction? Scholars chime in. Fort Meyers, FL: The Vision Press.

Schick, Т., & Vaughn, L. (2008). How to think about weird things: Critical thinking for a new age. (5th ed.). New York, NY: McGraw-Hill Education.

Secular News Daily. (September 6, 2012). “I Wonder” by Annaka Harris teaches children it’s OK to question and not know. URL: http://www.secularnewsdaily.com/2012/09/i-wonder-by-annaka-harris-teaches-children-its-ok-to-question-and-not-know/

Shermer, M. (1997). Why people believe weird things: Pseudoscience, superstition, and other confusions oj our time. New York, NY: Henry Holt and Company, LLC.

Shermer, M. (2012). The believing brain: From ghosts and gods to politics and conspiracies: How we construct beliefs and reinforce them as truths. New York, NY: Henry Holt and Company, LLC.

Sieff, K. (2012, February 21). Afghans protest burning of Korans at U.S. base. The Washington Post. URL: http://www.washingtonpost.com/world/asia_pacific/afghans-protest-improper-disposal-of-koran-at-us-base/2012/02/21/gIQAjhBqQR_story.html

Silberschatz, G., Curtis, J.Т., Sampson, H., & Weiss, J. (1991). Mount Zion Hospital and Medical Center: Research on the process of change in psychotherapy. In L.E. Beutler & M. Crago (Eds.), Psychotherapy research: An international review of programmatic studies (p. 56–64). Washington, DC: American Psychological Association.

Skonovd, L.N. (1981). Apostasy: The Process of Defection from Religious Totalism. Ph.D. thesis. University of California, Davis.

Smith, G.H. (1979). Atheism: The case against God. Amherst, NY: Prometheus Books.

Solomon, L.D. (2006). From Athens to America: Virtues and the formulation of public policy. Lanham, MD: Lexington Books.

Souter, A. (1917). A pocket lexicon to the Greek New Testament. Oxford: Clarendon Press.

Stefanelli, A. (2011). A Voice Of Reason In An Unreasonable World: The Rise Of Atheism On Planet Earth. Fairbanks, AK: UAF Publications.

Stefanelli, A. (2012a). Free thoughts —A collection of essays by an American atheist. Fairbanks, AK: UAF Publications.

Stefanelli, A. (2012b, October 31). When religious people attribute the acts of Hitler, Stalin and Pol Pot to atheism. God Discussion. URL: http://www.goddiscussion.com/103457/when-religious-people-attribute-the-acts-of-hitler-stalin-and-pol-pot-toatheism/

Stenger, V.J. (2007). God: The failed hypothesis: How science shows that God does not exist. Amherst, NY: Prometheus Books.

Stenger, V.J. (2011). The fallacy of fine-tuning: Why the universe is not designed for us. Amherst, NY: Prometheus Books.

Stenger, V.J. (2013). God and the atom. Amherst, NY: Prometheus.

Stenger, V.J., & Barker, D. (2012). God and the folly oj faith: The incompatibility of science and religion. Amherst, NY: Prometheus Books.

Stewart, K. (2012). The Good News Club: The Christian Right’s Stealth Assault on America’s Children . New York, NY: PublicAffairs.

Strobel, L. (2004). The case for a creator: A journalist investigates scientific evidence that points towards God. Grand Rapids, MI: Zondervan.

Sunstein, С.R. (2009). Going to extremes: How like minds unite and divide. Oxford: Oxford University Press.

Szimhart, J. (2009). Razor’s Edge Indeed: A Deprogrammer’s View of Harmful Cult Activity. Cultic Studies Review, 8(3), 231–265. URL: the TESC Online Journal database.

Tassi, A. (1982). Modernity as the transformation of truth into meaning. International Philosophical Quarterly, 22(3), 185–193.

The Global Religious Landscape. (2012, December 18). Pew Forum on Religion & Public Life. URL: http://www.pewforum.org/global-religious-landscape.aspx

Thrower, J. (2000). Western atheism: A short history. Amherst, NY: Prometheus Books.

Tillich, P. (1957). Dynamics of faith. New York, NY: Harper Collins Publishers, Inc.

Tobin, G.A., & Weinberg, A.K. (2006). Political beliefs & behavior of college faculty. Institute for Jewish & Community Research.

Torres, P. (2012). A crisis of faith: Atheism, emerging technologies, and the future of humanity. England: Dangerouslittlebooks.

Turner, S., & Ehlers, Т.B. (2003). Sugar’s life in the hood: The story of a former welfare mother. Austin, TX: University of Texas Press.

United States Department of State, Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. (2011a). July-December, 2010 international religious freedom report (Excerpt). URL: http://translations.state.gov/st/english/texttrans/2011/09/20110913111820su0.204366.html

United States Department of State, Bureau of Democracy, Human Rights and Labor. (2011b). International religious freedom report for 2011 (192947.pdf). URL: http://www.state.gov/documents/organization/192947.pdf

Vos, M.S., & de Haes, J. С (2007). Denial in cancer patients, an explorative review. Psychooncology, 16(1), 12–25.

Wade, N. (2009). The faith instinct: How religion evolved and why it endures. New York, NY: The Penguin Press.

Warraq, I. (2003). Leaving Islam: Apostates speak out. Amherst, NY: Prometheus Books.

Warren, R. (2002). What on Earth am I here for? Grand Rapids, MI: Zondervan.

Weiss, J., & Sampson, H. (1986). The psychoanalytic process: Theory, clinical observation, and empirical research. New York: Guilford Press.

Williams, T. (2012, March 9). Koran-burning & sacrilege: Religion matters in diplomacy. Capital Commentary. URL: http://www.capitalcommentary.org/afghanistan/koran-burning-sacrilege-religion-matters-diplomacy

Winell, M. (1993). Leaving the fold. Oakland, CA: New Harbinger Publications.

Wittgenstein, L. (2009). Philosophical investigations. (G.E.M. Anscombe, P.M.S. Hacker, J. Schulte, Trans.). (4th ed.). Maiden, MA: Blackwell Publishing Ltd.

Wright, L. (2013). Going Clear: Scientology, Hollywood, and the Prison of Belief. New York: Alfred A. Knopf.

Zuckerman, P. (2009). Why are Danes and Swedes so irreligious? Nordic Journal of Religion and Society, 22(1).

Об авторе

Питер Богоссян – преподаватель философского факультета Портлендского государственного университета. Был исключен из докторской программы философского факультета Университета Нью-Мексико.

[1]Неофит (греч. neophytes) – новообращенный в какую-либо религию; новый сторонник какого-либо учения, общественного движения; новичок в чем-либо. – Примеч. ред

[2]Апология (Сократа) – произведение Платона, его версия речи, которую произнес Сократ в 399 году до н.э. в свою защиту против предъявленных ему обвинений. – Примеч. ред.

[3]Таким образом здесь и далее обозначены ссылки на примечания автора, расположенные в конце главы. – Примеч. ред.

[4]Речь идет о Книге Мормона, текст которой якобы представляет собой перевод писаний с золотых пластин, полученных Джозефом Смитом-младшим от ангела. – Примеч. перев.

[5]Эгалитаризм (фр. égalitarisme, égalité – равенство) – представления о необходимости равенства в распределении богатства и дохода. – Примеч. ред.

[6]Циничный детектив из романов Раймонда Чендлера. – Примеч. перев.

[7]Локус-контроль – понятие, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи либо внутренним, либо внешним факторам. – Примеч. ред.

[8]Агностицизм (греч. agnōstos – непознаваемый) – философское учение, отрицающее познаваемость объективного мира и объективное значение истины. Агностик – сторонник агностицизма. – Примеч. ред.

[9]Более подробно эта тема изложена в книге американского математика Джеймса А. Линдси «Определение веры через систему аргументации Байеса» («Defining Faith via Bayesian Reasoning», Lindsay, 2012), где Линдси приводит убедительный анализ веры, используя теорему Байеса.

[10]Фома Аквинский – авторитетный философ и теолог Средних веков. – Примеч. ред.

[11]Пари Паскаля – предложенный математиком и философом Блезом Паскалем аргумент для демонстрации рациональности религиозной веры. —Примеч. ред.

[12]Ансельм Кентерберийский, или Ансельм из Аосты, – католический богослов, средневековый философ, архиепископ Кентерберийский. Представитель реализма и один из основоположников схоластики. Сформулировал онтологическое доказательство бытия Бога в трактате «Proslogion» (1077–1078). – Примеч. ред.

[13]Тонкая настройка Вселенной (от англ. fine-tuning) – концепция в теоретической физике, согласно которой в основе Вселенной и ряда ее составляющих лежат не произвольные, а строго определенные значения фундаментальных констант, таких как скорость света, гравитационная постоянная, постоянная Планка, массы электрона и протона и заряд электрона. —Примеч. ред.

[14]Форма космологического доказательства. Была сформулирована арабскими философами в Средние века. – Примеч. ред.

[15]Креационизм – религиозное учение о сотворении мира. – Примеч. ред.

[16]Книга Мормона – наиболее раннее из уникальных писаний движения святых последних дней, секты которого обычно относятся к ней не только как к священному тексту, но и как к исторической записи отношений между Богом и древними обитателями Америки. – Примеч. ред.

[17]Эленхос – опровержение в форме силлогизма. – Примеч. перев.

[18]Койне – общий язык, образующийся на основе смешения ряда родственных диалектов и заменяющий их все (например, греческий в позднеантичную – эллинистическую эпоху). – Примеч. ред.

[19]Мозг в колбе – разновидность мысленных экспериментов, иллюстрирующих зависимость человека в понимании действительности от его субъективных ощущений, часто используется для иллюстрации скептицизма. – Примеч. ред.

[20]Прагматизм (греч . pragma – дело, действие) – направление в философии, согласно которому истинным считается не то, что соответствует объективной действительности, а то, что дает практически полезные результаты. Фаллибилизм (от англ . fallible – подверженный ошибкам, ненадежный) – тезис о том, что человеческое познание не может быть безошибочным, что его универсальный способ развития – метод проб и ошибок. Интуитивизм – философское течение, которое рассматривает процесс познания мира как процесс его непосредственного постижения через интуицию. – Примеч. ред.

[21]Эндемический (греч . endēmos) – местный, свойственный данной местности. – Примеч. ред.

[22]Строки из Корана, вычеркнутые в окончательной редакции. Мухаммед якобы призывал языческих богинь («ангелов чтимых»), чтобы обрести мир с соплеменниками, но впоследствии отказался от своих слов и назвал их внушенными сатаной. – Примеч. ред.

[23]Энциклика (лат . encyclica, греч . enkyklios – общий, для всех) – послание папы римского к католикам, пишется на латыни и называется по первым словам ее текста. —Примеч. ред.

[24]Библейский пояс – районы на Юге и Среднем Западе США. – Примеч. ред.

[25]Вербальное поведение (лат. verbalis – устный, словесный) – речевое поведение (говорение, реакция на слова, запоминание слов, решение задач, предъявляемых испытуемому в словесной форме и т.д.). – Примеч. ред.

[26]Бред, или синдром, Капгра (бред отрицательного двойника) – синдром из области психиатрии, при котором больной верит, что кого-то из его окружения (мужа, жену, родителей и т.п.) или его самого заменил его двойник. – Примеч. ред.

[27]Бред, или синдром, Котара – депрессивный бред в сочетании с идеями громадности. Некоторые психиатры говорят о синдроме Котара как о зеркальном отражении или негативе маниакального бреда величия. Иногда больные утверждают, что они уже давно умерли, что они трупы, их организм давно разложился, что их ждут тяжелейшие наказания за все зло, которое они принесли человечеству. —Примеч. ред.

[28]Отключение моральной ответственности (moral disengagement – свобода от моральных норм). – Примеч. ред.

[29]Акрасия (греч . ἀκρασία – слабоволие, несдержанность) – действие вопреки лучшему варианту, выбор худшего из двух вариантов. – Примеч. ред.

[30]Термин используется по отношению к заболеванию или состоянию человека, которое вызвано неустановленной причиной или возникло самопроизвольно. – Примеч. ред.

[31]Эго (лат . ego – «я») – часть человеческой личности, которая осознается как «Я» и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Нарциссизм – черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюбленности. – Примеч. ред.

[32]Диалог Платона «Горгий». – Примеч. ред.

[33]Ху́ту (также упоминаются как бху́тту) – народ в центральной Африке, основное население Руанды и Бурунди. Ту́тси (также упоминаются как вату́тси, бату́тси) – народ в центральной Африке (Руанда, Бурунди, Демократическая Республика Конго). – Примеч. ред.

[34]Динеш д’Соуза – американский писатель и оратор индийского происхождения, бывший научный сотрудник Института Гувера при Стэнфордском университете. Рави Захариас – профессор теологического колледжа Оксфордского университета; автор более 20 книг, основатель и руководитель «Международного служения». – Примеч. ред.

[35]Начос – мексиканские кукурузные чипсы. – Примеч. ред.

[36]В классическом варианте самовоспроизводящийся зонд исследует целевую систему и передает информацию обратно в систему, из которой пришел. Если он обнаруживает свидетельства существования примитивной жизни (или примитивной культуры), то в соответствии с программой может пассивно покоиться, тихо наблюдать, попытаться вступить в контакт или даже вмешаться в ход эволюции. – Примеч. ред.

[37]Патернализм (лат . paternus – отцовский, отеческий) – покровительство, опека старшего по отношению к младшим, подопечным. – Примеч. ред.

[38]В переводе «Нью Эйдж» – «Новое Время» или «Новый Век». Используются также названия: движение «Эра Водолея», группы «Эры Водолея». Возникло в западном обществе. Соединяет несколько верований, чуждых христианству и Библии, в том числе оккультизм, учение восточных гуру и закон кармы и перевоплощения. – Примеч. ред.

[39]Ислам обещает каждому мученику мужского пола 72 девственницы в раю. – Примеч. ред.

[40]Чувство божественного. Кальвин использовал это выражение, чтобы описать врожденное знание человека о Боге. – Примеч. ред.

[41]Последователи солипсизма. Солипсизм (лат . solus – единственный, ipse – сам) – доведенный до крайних выводов субъективный идеализм; признание единственной реальностью только своего «я», индивидуального сознания, отрицание существования внешнего мира. – Примеч. ред.

[42]Деист – последователь религиозно-философского учения, распространенного в XVII–XVIII веках. Бог признавался творцом мира, но его участие в жизни природы и общества отвергалось. Деисты считали бога безличной первопричиной, отвергали религиозный фанатизм, отстаивали свободу вероисповедания. – Примеч. ред.

[43]Теист – представитель религиозно-философского учения, считающего бога абсолютной бесконечной личностью, стоящей над миром и человеком. В отличие от деизма рассматривает мир как осуществление божественного промысла. – Примеч. ред.

[44]Джон Уэйн Боббит и Лорена Боббит – американская супружеская пара, получившая известность после того, как в 1993 году Лорена в ответ на домашнее насилие со стороны Джона отрезала ему ножом половой член. Они предстали перед судом по обвинению в насилии друг против друга, но были оправданы. – Примеч. перев .

[45]Анасази, или предки пуэбло, – индейская культура, существовавшая на юго-западе США, территория, известная как Четыре угла (штаты Колорадо, Юта, Аризона, Нью-Мексико). – Примеч. ред.

[46]Конкордат (лат . concordare, быть согласным) – договор между правительством и Ватиканом, определяющий взаимоотношения государства и католической церкви в данной стране. – Примеч. ред.

[47]Катехизис (греч . katēchēsis, наставление, поучение) – краткое изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов. – Примеч. ред.

[48]Медикализация – закрепление медицинских «ярлыков» за теми типами поведения, которые считаются социально или нравственно нежелательными. Возникает ощущение, что современная медицина претендует на исцеление общества от всех проблем (включая вандализм, алкоголизм, гомосексуализм, опасную езду или политическую девиантность), стоит только признать их «болезнями». – Примеч. ред.

[49]Тавтология в логике – логическая ошибка в определении понятия, когда определение подменяется изменением словесной формы определяемого понятия: сказуемое повторяет другими словами то, что высказано в подлежащем. В математической логике – высказывание, функция истинности которого является положительной для всех ее значений. – Примеч. ред.

[50]Паррезия (греч .) – прямодушие, откровенность, искренность в речах. – Примеч. ред.

[51]Ричард Докинз . Магия реальности. Как мы узнаем истину. 2013.

[52]Меритократия – общественная система, при которой высшие должности занимают наиболее талантливые люди. – Примеч. ред.

Наши рекомендации