Текст для обязательного прочтения

Текст для обязательного прочтения

В.Шекспир. Ромео и Джульетта (любое издание).

Литература

1. Аникст А. А. Творчество Шекспира. М., 1963.

2. Аникст А. А. Трагедия Шекспира «Гамлет».М., 1986.

3. Гилилов И.М. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса. М., 1997.

4. Дубашинский И. А. Вильям Шекспир. Очерк творчества. М., 1965.

5. Пинский Л. Е. Шекспир. Основные начала драматургии. М., 1974.

6. Смирнов А. Шекспир. М.-Л., 1963.

7. Шведов Ю.Ф. Эволюция шекспировской трагедии. М.,1975.

8. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир // История всемирной литературы: В 9 т. Т.З. М.,1985. С. 317-330.

В.ШЕКСПИР «ГАМЛЕТ»

1. Философская интерпретация пьесы. В. Белинский и Гете о «Гамлете».

2. Вопросы к анализу трагедии: Какое событие является завязкой трагедии? Чем был отец для Гамлета, какие качества он более всего ценил в отце? Какие три удара ожидают Гамлета в Эльсиноре после возвращения из университета?

3. Назвать трех молодых героев пьесы, потерявших отцов при трагических обстоятельствах. Как каждый из них решает для себя проблему мести? Какие качества (черты) характера Гамлета проявляются при его встрече с призраком отца, в наставлениях актерам, в сцене «мышеловки», в разговорах с Офелией, Горацио, в последующих эпизодах, когда он застает короля во время молитвы (Ш, 3), в спальне матери (III, 4), во время путешествия в Англию (V, 2), в финальном поединке с Лаэртом (V, 2). Безумен ли Гамлет в действительности или притворяется безумным? В таком случае зачем? Как понимает Гамлет свою жизненную цель, в каких словах она выражена? Смысл монолога Гамлета «Быть или не быть» (III, I) и при виде войска Фортинбраса (III, 4). Действует ли в трагедии народ, как он относится к Гамлету, а Гамлет - к народу?

4. В чем состоит объективная сущность трагедии Гамлета? Как характеризуют Гамлета и обстановку, в которой он живет, следующие высказывания героя: «Быть честным - значит быть выуженным из десятка тысяч» (II, 2); «Крупица зла все доброе проникнет подозреньем и обесславит» (I, 4); «Дания - тюрьма, а если весь мир-тюрьма, то Дания - из худших» (II, 2); «Век расшатался, и скверней всего, что я рожден восстановить его» (I, 5).

4. Ваше мнение о других действующих лицах трагедии: Клавдии, Полонии и Горацио; Гертруде и Офелии. Прав ли Г. Гейне, охарактеризовавший Офелию как «добрую Офелию», «прелестную девушку», «бедное дитя»? Мастерство В. Шекспира-драматурга (захватывающий драматизм действия, насыщенность трагедии мыслью, вопросы любви, дружбы, долга, мести, верности). Могут ли размышления Гамлета, его поиски смысла жизни, сомнения и страдания взволновать сегодняшнего читателя?

Текст для обязательного прочтения

В.Шекспир. Гамлет.

В. Шекспир «Отелло». «Король Лир»

Вопросы к трагедии «Отелло»:

1. Где происходит действие трагедии? Назовите основные действующие лица.

2. Отелло и Яго как два противоположных характера, порожденных эпохой Возрождения. Их жизненный опыт и нравственные принципы.

3. Чем явилась для Отелло любовь Дездемоны? За что они полюбили друг друга?

4. Прав ли А. Блок, считавший, что «в Дездемоне Отелло нашел душу свою, без которой он - погибший, потерянный, несчастный человек» (Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т.6. М.-Л., 1962. С.387).

5. Прав ли Отелло, называя Яго «честным»? За что Яго ненавидит Отелло? Почему он в качестве способа погубить Отелло выбирает клевету на его жену? Какую роль в трагедии играют образы животного мира, метафоры и сравнения?

6. Согласны ли вы с А. Пушкиным, утверждавшим, что «от природы Отелло не ревнив, напротив: он доверчив»? Докажите свое согласие или несогласие с этой точкой зрения.

7. Какую цель преследует Отелло, карая Дездемону за измену, в которую он поверил? Можно ли утверждать, что Отелло не только жертва, но и сам виновник трагедии?

8. В чем заключается трагизм пьесы?

Вопросы к трагедии «Король Лир»:

1. Почему образ бури является господствующим в трагедии («буря» в семье короля, потрясение охватывает все государство, судьбы героев решаются в столкновении двух королевств)?

2. Какова основная тема трагедии: семейные отношения, государственный порядок или сущность человека, его место в жизни и цена в обществе?

3. Когда и где происходит действие в трагедии? На какие два лагеря делятся действующие лица? С какими нравственными понятиями связываются добро и зло в трагедии?

4. Дать характеристику Гонерилье, Регане, Эдмонду как носителям разрушительного, безнравственного начала; Корделии, Эдгару, Кенту, шуту как олицетворению благородства, порядочности, самоотверженности.

5. Место короля Лира в системе образов трагедии. Как вы понимаете высказывание Н. Добролюбова о том, что король Лир отказался от власти, «полный гордого сознания, что он сам по себе велик»?

6. Ваше мнение о характере, нравственном облике короля Лира в тот момент, когда он делит государство и требует уверений от дочерей в любви и покорности?

7. Какие жизненные удары и разочарования обрушились на короля Лира вскоре после отказа от власти?

8. Мнимое или подлинное безумие овладевает Лиром (бурная ночь в степи)? Как характеризует Лира монолог о «бездомных, нагих горемыках» (III, 4)? Волновали ли Лира судьбы бедняков в то время, когда он был королем?

9. Как и почему меняется отношение Лира к Корделии? Чем становится Корделия для Лира? Почему самая страшная трагедия для Лира - потерять Корделию?

10. Докажите примерами из текста, что Лир под влиянием потрясений переосмысливает весь свой жизненный опыт (III, 4; IV, 6 и др.) Какова роль шута в трагедии, почему он «исчезает» после «прозрения» Лира?

11. Ваше отношение к трагедии и ее героям.

Наши рекомендации