Уровни и формы познавательной деятельности
В процесс познания включается вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание.
Формы чувственного познания:
-ощущения;
-восприятие;
-представления.
Познание с помощью органов чувств, оно дает непосредственное знание о предметах их свойствах и протекает в 3-ех формах.
ОЩУЩЕНИЕ – чувственный образ, определяющий предмет, свойства. Человеческий организм – самонастраивающаяся система.
Целостный образ предметов, возникающий в результате непосредственного воздействия органов чувств, называется ВОСПРИЯТИЕМ. Оно формируется на основе ощущений, представляет их комбинацию.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ – высшая форма чувственного познания, сохранившая в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшегося человеком ранее.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ
Абстрактное мышление, опосредованно знаниями, полученными с помощью органов чувств и выражается в основном в логических формах:
-понятие;
-суждение;
-умозаключение.
В ПОНЯТИЯХ отображаются существенные признаки предметов, выступающие как абстракции, существующее в нашем сознании. Более высокими ступенями логического мышления являются суждения и умозаключения.
СУЖДЕНИЯ – мысль, в которой содержится утверждение или отрицание чего-либо и дается оценка. При наличии суждений раскрывается какие-то стороны предмета, явления, выражающие наличие, отсутствие у этого предмета какого-то признака. Данный признак – существенен, не сущесвеннен.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – логический процесс, когда из 2-х или большего числа суждений, выводится заключение. Отделить суждение от умозаключения можно лишь с большой долей условности. Однако необходимо отличать его от псевдосуждения и от псевдоумозаключения.
Чувственное и рациональное познание составляет стороны, моменты процесса познания данного, отражая объект с внешней поверхностной стороны. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. В свою очередь рациональное познание включает в себя момент чувственного, ориентирует и обуславливает его. Хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, оно выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый позновательный процесс.
ИСТИНА – КАК ПРОЦЕСС И ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ. ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ ИСТИНЫ.
Цель познания – достижение истины.
Познание – сложный, противоречивый процесс, несвободный от заблуждений и ошибок.
Аристотель: истина – соответствие мысли объекту, т.е. соответствие знания действительности.
Эта концепция признана классической, признается большинством философов (мысль – объект). Различия между ними состоят в понимании действительности.
Для Беркли и Маха – действительность комбинация отношений.
Для Платона – познание идей.
Для Гегеля – развивающийся Мировой разум.
В материалистических учениях действительность рассматривается как объективная реальность, существующая вне человека и его сознания. При таком понимании истина– адекватное отражение объективной реальности, познающим субъектом.
Характеристика истины:
- Объективность – истина далеко не произвольна, в ней отражается реальный, вне нас существующий мир
- Постоянное развитие – характеризуется понятием абсолютной и относительной истин. Относительная истина – это знание, которое приближенно и неполно воспроизводит объективный мир. Абсолютная истина– знание которое содержит в себе элементы, которые никогда не отбрасываются, выступая предпосылкой дальнейшего познания. В абсолютной истине содержится элемент относительной и наоборот.
ИСТИНА И ЗАБЛУЖДЕНИЕ.
Заблуждение– искаженное представление о действительности. Естественный этап в освоении новых неизвестных сфер бытия. Например: история алхимии Востока.
ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕ ИСТИНЫ
Стремление к истине связано с ее критериями. Агностики отрицали такой критерий…, другие считали, что им может быть…
Понятие истины не является строго научным и следовало бы изменить это (Поппер).
Установить сколько истинного в той или иной системе взглядов, особенно если она занимает передовой край науки крайне трудно. Лишь дополнительные исследования позволяют обнаружить моменты ложного. Выявить качественные моменты между истиной и заблуждениями позволяет практика. Далеко не каждое утверждение может быть проверено на практике, например данные в астрономии. И далеко не все нуждается в практической проверке. Практика будучи критерием истины не является абсолютным критерием. Важное значение играют вторичные категории: принципы ясности, предопределенность, эффективность.
ПРАКТИКА
- это специфический способ бытия в мире, представляющий собой деятельность со следующей организацией.
Она включает:
- Реальное преобразование данной человеческой деятельности.
- Общение людей в процессе и по поводу этого преобразования.
- Совместимость норм и ценностей, которые существуют в виде образов и обеспечивают целенаправленной характер деятельности.
В содержание понятия «практика» должны входить виды человеческой деятельности, направленные на изменение и развитие реальных условий существования человека.
Значение практики: практика – это точка, на которой оттачивается эффективность способа деятельности.