Ролевая проблемная урок-игра с элементами дискуссии

Суд над Сократом

Короткова М. В.

Цель занятия: реконструировать в игровой ситуации историческое событие, бывшее, в действительности - суд над мудрецом Сократом. Игра строится на основе включения выступлений вымышленных и реальных персонажей, действия и речи которых призваны нюансировать происходящее событие с точки зрения с точки зрения греков и современных людей. Урок является реконструкцией по характеру воображаемой ситуации, ибо суд над мудрецом действительно имел место, но основан не только на воспроизведении спора обвинителей и защитников Сократа, но и включает в себя элементы дискуссии. Занятие призвано способствовать развитию образных, логических и оценочных умений школьников.

Опережающее задание и подготовка. Повторить материал о Сократе и греческой философии. Заранее распределяются роли участников: самого Сократа, его судей, главных обвинителей - Милета, Анита и Ликона, а также его защитников. Остальные ребята готовят свое оценочное мнение по поводу приговора суда над Сократом.

Список дополнительной литературы:

1. М.Л. Гаспаров. Занимательная Греция. М, 1995.

2. Великий греческий мудрец. М, 1991.

3. Плутарх. Великие греки. Любое издание.

4. В.С. Нерсеянц. Сократ. М, 1984.

5. Ю.А. Франкин. Осуждение Сократа. М, 1986.

6. А. И. Немировский. Суд над Сократом в кн: Книга для чтения по истории Древнего мира. М, 1981.

Познавательное задание на весь урок. Были ли справедливы и обснованы обвинения, выдвинутые против Сократа? Почему уважаемый человек в Греции престал перед судом? Считаете ли вы справедливым смертный приговор Сократу?

Ход занятия. Вступительное слово ведущего. Идет 399 год до н.э. Всего прошло пять лет, как закончилась поражением долгая война со Спартой. Государство с трудом приводило себя в порядок. Греки задавали себе один и тот же вопрос: как же случилось, что при отцах и дедах Афины были самым красивым городом Эллады, а теперь оказались на краю гибели? Может быть, в этом виноваты такие, как Сократ? Чтобы выяснить это , мы и собрались на суд. Сократ известен не только афинянам, но и за пределами нашего города. Для начала мы послушаем Платона, его ученика.

Платон: Я - ученик Сократа. Меня зовут Платон. Я немного знаю о жизни своего учителя, но больше о его суждениях и мыслях. Сократ родился в 470 году до н.э. бедной семье каменотеса Софроникса и повитухи Фенариты, в Афинах. Не знаю, кто он по профессии, он никогда не говорил об этом. Я слышал, что люди говорят, что он помогал отцу и был скульптором. Но это было не для него. Он стал ходить по городу и проповедовать свои идеи на площадях. Первые его выступления относятся ко времени великого и мудрого Перикла. Сократ любил вести беседы о смысле жизни, о сущности знания. Он и изобрел особый вид беседы, которую теперь называют сократовской. Суть ее в том, что каждый вопрос разбивается на несколько мелких так, чтобы на них можно было ответить либо да, либо нет. Сократ строил свою беседу так, что в конце концов доказывал своему собеседнику, что тот ничего не знает. Но делал он это не для того, чтобы унизить и посмеяться над ним. Ведь он сам говорил про себя: " Я знаю только то, что я ничего не знаю" И добавлял, что первым шагом к познанию мира является познание самого себя. Сократ был и есть сторонник афинской демократии, но критиковал ее. Не за это ли теперь судят его? Сам Сократ называл себя не мудрым, а любящим мудрость, отсюда произошло само понятие "философия", которое означает любовь к мудрости.

На доске демонстрируются афоризмы Сократа.

"Я ем, чтобы жить, а остальные живут, чтобы есть".

"Говорят, что боги ни в чем не нуждаются, так вот, чем меньше человеку надо, тем больше он похож на бога".

"Как приятно, что есть столько вещей, без которых можной обойтись".

"Если бы мы брали все, что дают, нам бы ничего не давали, даже если бы мы просили".

"Если люди разумные, то им все равно, а если не разумные, то нам все равно".

Учащимся предлагается обдумать и объяснить эти выражения.

Учитель обращает внимание учащихся на количество судей -500. Такое количество судей было необходимо, чтобы всех невозможно было подкупить. Но этот суд - особый, таких не бывало уже лет двадцать. Судят философа. Посмотрите на него. (Учащимся демонстрируется портрет). Сократу 70 лет. Это невысокий крепкий старик в грубом бедняцком плаще, босой. Лысый череп, крутой лоб, курносый нос, толстые губы. Когда-то в Афины приехал ученый знахарь, умевший по чертам лица определять характер человека. Его привели к Сократу, и он сразу сказал: "Жаден, гневлив, необуздан до бешенства". Афиняне расхохотались и уже собирались побить знахаря, потому что не было человека в Афинах добродушнее и неприхотливее, чем Сократ. Но Сократ сам остановил их: "Он сказал вам, граждане, чистую правду: я действительно чувствовал в себе и жадность, и гнев, но сумел взять себя в руки, воспитать себя и вот - стал таким, каким вы меня знаете".

Учитель подчеркивает, что речь идет не о воровстве, не об обиде, не об обмане, не о государственной измене. Так за что же судят этого мудреца? Послушаем трех его обвинителей - Милета, Анита и Ликона.

Анит: Я гражданин Афин, Анит, обвиняю Сократа в том, что он не признает государственных богов и поклоняется новым богам, что недопустимо для гражданина города великой Афины Паллады. Сократ - человек уважаемый в нашем городе, много говорит, беседует с людьми. А что, если и другие станут вслед за ним поклоняться чужим богам или уже делают это? И, может быть, из-за этого мы проиграли войну со Спартой, что некоторые граждане наши недостаточно уверенно защищали наших богов.

Прокл: Я считаю эти обвинения против Сократа несправедливыми. Ведь во всех обрядах и жертвоприношениях он всегда участвовал вместе со всеми и каждый видел это. Говорят, будто он поклоняется новым богам - это про то, что у него есть внутренний голос, которого он слушается. Но вы ведь знаете, что дельфийская пророчица Пифия слышит голоса с Олимпа и что гадателям боги дают знамения и полетом птиц, и жертвенным огнем. Почему же вы не верите, что и ему боги могут что-нибудь говорить?

Ликон: Меня зовут Ликон и я обвиняю Сократа в том, что он - враг народа. Наша демократия стоит на том, чтобы всякий гражданин имел доступ к власти. Всюду мы выбираем себе начальников даже не голосованием, а по жребию, чтобы все были равны. Сократ говорит, что это смешно, причем также смешно, как кормчего выбирать на корабле по жребию, а не по знаниям и опыту.

Голос из толпы: Но это же правильно. Нельзя заниматься каким-либо делом, сначала ему не научившись. Нельзя управлять хорошо государством только потому, что принадлежишь к власти по рождению.

Ликон: Но у кого из граждан есть досуг, чтобы приобрести в политике знания и опыт? Только у богатых и знатных. Вот они и трутся около Сократа, слушают его уроки, а потом губят государство. Когда была война, нас чуть не погубил честолюбец Алкивиад, уведя весь наш флот в гибельный поход на Сицили, а когда закончилась война, нас чуть не извел жестокий Критий - глава "тридцати тиранов". Но ведь оба они - ученики Сократа.

Клеоним: Я, Клеоним, утверждаю, что Сократ - не враг народа, а его друг. И Алкивиад, и Критий были хорошими гражданами, пока слушали Сократа, и стали опальными лишь, когда отбились от него. Разве тридцать тиранов любили Сократа? Они боялись его и уверяли, что он портит нравы юношества. Тайных уроков он не давал, жил у всех на виду, разговаривал со всеми запросто, даже с рабами, если тем было интересно. Он всегда говорил, что "государством должны управлять хорошие люди", но не добавлял, что хорошим быть можно только от рождения. Он как раз и учил людей быть хорошими, лишь бы сам человек хотел учиться.

Голос из толпы: Сократа несправедливо обвиняют в том, что он портит нравы юношей. Однако он не учит ничему плохому. Он не учил их изнеженности, тщеславию, жадности. Ведь он сам, как вы знаете, беднее всякого нищего. Я сам слышал, как он на рынке приговаривал: "Как приятно, что есть столько вещей, без которых я могу обойтись".

Другой голос из толпы: И я слышал. Жена Сократа укоряет мужа: Что скажут люди о нашей бедности? Он отвечает, улыбаясь: Если люди разумные то им все равно, а если неразумные, то нам все равно. Говорят, что именно в беседах со своей женой Ксантипией он научился выдержке и искусству спора. Сократ, может быть, чудак, но никак не враг народа.

Фокион: Я, Фокион, тоже считаю, что Сократ не портит нравы юношей. Разве он учит неповиновению властям? Он говорит: "Если законы вам не нравятся, введите новые, а пока не ввели, повинуйтесь этим".

Милет: я, Милет, считаю, что Сократ - чудак, и все его разговоры о справедливости и добродетели не только пусты, но и опасны. Он задает вопросы и не дает ответов на них. Сколько не отвечай на его вопросы, а все чувствуешь себя в тупике. Ему мало выполнять просто законы государства. Он доискивается, что такое истинная справедливость.

Голос из толпы: Сократ - насмешник, он считает себя умнее всех и насмехается над остальными. Другие мудрецы говорят: "Думай то-то", а он: "Думай так-то". Додумаешься до чего-нибудь, скажешь ему, а он переспросит раз, и видишь, что нужно дальше думать. Но нельзя же без конца думать, надо когда-то и дело делать.

Зевксис: Я считаю, что Сократ невиновен в том, в чем его обвиняют. Он мудрец, и мудрее его не сыщешь по всей Элладе. Недаром дельфийский оракул прямо сказал: "Сократ мудрее всех меж эллинов". Он не философствует, а говорит: "О столяре судят не по тому, как он рассуждает о столах, а потому, как он их делает. Я могу рассуждать о солнце и звездах, но разве я могу в доказательство сделать хоть маленькую звезду? Когда я рассуждаю о хороших и дурных поступках, то я сам стараюсь сделать хорошие и не делать дурных, и это лучшее доказательство моих рассуждений". Рассуждает он только о делах человеческих, зато так тонко, как никто.

Голос из толпы: Я согласен с Зевксисом. Однажды я завел разговор с Сократом.

n Хорошо ли красть? - спросил он у меня.

n

n Нехорошо, - ответил я.

n

n Всегда?

n

n Всегда, - ответил я.

n

n А украсть оружие у врагов перед сражением?

n

n Да, надо уточнить: "У друзей красть нехорошо".

n

n А украсть мечи у больного человека, чтобы тот в отчаянии не бросился на него? - продолжал допытываться Сократ.

n

n Да, надо опять уточнить, а как?

n

Этими вопросами он учит нас понимать все предметы глубже, чем раньше.

Ведущий: Мы выслушали речи обвинения и защиты, а теперь слово предоставляется обвиняемому Сократу.

Сократ: Граждане афиняне! Против меня выдвинуты два обвинения, но оба они такие надуманные, что о них трудно говорить серьезно. Наверное, дело не в них, а в чем-то другом. Нет, афиняне привлекают меня к суду по другой причине и я даже догадываюсь по какой. Сегодня мои защитники уже вспоминали слова оракула, когда он сказал странную вещь - "Сократ мудрее меж всех эллинов". Я очень удивился: я то знал, что этого не может быть - ведь я ничего не знаю. Но оракула надо слушаться, и я пошел по людям учиться уму- разуму: к поэтам, политикам, гончарам и плотникам. И что же оказалось? Каждый в своем ремесле знал больше, чем я. Однако, каждый считал себя знающим абсолютно во всем и очень обижался, когда мои вопросы ставили его в тупик. Тут-то я и понял, что хотел сказать оракул: я знаю хотя бы то, что ничего не знаю, а они и этого не знают, вот поэтому я и мудрее, чем они.

С тех самых пор я и хожу по людям с разговорами и расспросами: ведь оракулу надо повиноваться. И многие меня за это не взлюбили. Неприятно убеждаться, что ты ничего не знаешь. Эти люди и выдумали обвинение, будто бы я учу чему-то нехорошему. А я вовсе ничему не учу, потому что сам ничего не знаю. И ничего не утверждаю, а только задаю вопросы и себе, и другим. Задумываясь над этими вопросами, никак нельзя стать дурным человеком, а хорошим можно. Потому я и думаю, что совсем не виноват.

Ведущий: Уважаемые судьи, мы выслушали мнения всех сторон. Теперь очередь за вами: вам необходимо решить, виновен или нет Сократ. Суд совещаются. Они не принимают всерьез обвинений Милета, Анита и Ликона. Но они также как и многие другие не раз вставали в тупик в беседах с Сократом и становились посмешищем толпы, следившей за этим спором. Сейчас есть хорошая возможность отомстить за это. Кто-то должен быть виновным и в том, что Афины проиграли войну со Спартой и оказались на краю гибели.

Судьи: Мы признаем Сократа виновным. Теперь надо проголосовать за меру наказания. Закона на такие случаи нет, поэтому обвинитель должен предложить свою меру наказания, а обвиняемый - свою.

Обвинители: Предлагаем мерой наказания избрать смертную казнь.

Сократ: Граждане судьи! Как же я могу предлагать себе наказание, если я считаю себя невиновным. Я даже думаю, что я полезен государству тем, что разговорами своими не даю вашим умам впасть в спячку и тревожу их, как овод тревожит зажирелого коня. Поэтому я бы назначил себе не наказание, а награду. Ну, например, обед за казенный счет, потому что человек бедный. Я могу предложить штраф, но какой же штраф я могу заплаить, если всего добра и 5 мин у меня не наберется.

Учащиеся: Сколько это 1 мина?

Ведущий: 1 мина - это 437 граммов серебра.

Учащиеся: Так это же очень много?

Ведущий: Тогда это действительно было не очень много. На 1 мину можно было купить 1- 2 быков.

Речь Сократа вызвала бурную реакцию. Противники были довольны, а сторонники восприняли ее как издевательство. Судьи проголосовали и назначили Сократу смертную казнь. Приговоренному предоставлено последнее слово.

Сократ: Граждане, я старый человек, и смерти мне бояться не пристало. Что приносит людям смерть, я не знаю. Возможно, она избавит меня от тяжкой дряхлости, и это хорошо, возможно, я смогу за гробом встречаться с великими мужами древности и обратиться к ним со своими расспросами, и это будет еще лучше. Поэтому давайте разойдемся: я - чтобы умереть, вы - чтобы жить, а что из этого лучше - нам не известно.

Далее учитель предлагает ученикам вспомнить, что случилось после суда.

Ученик: Казнили Сократа не сразу, потому что был праздничный месяц, и все казни откладывались. Друзья предлагали ему бежать, но на это он отвечал: Куда? Разве есть такое место, где люди умирают? Его спросили о том, как он хочет быть похороненным. На это Сократ ответил: "Похоже, плохо вы меня слушали, если так говорите. Хоронить вы будете не меня, а мое мертвое тело".

Ученик: Казнили Сократа в Афинах ядом. Ему подали чашу - он выпил ее до дна. Друзья заплакали, а он сказал: "Тише, тише. Умирать надо по-хорошему". Он лег, тело его стало холодным. Когда холод подступил к его сердцу, он тихо произнес: "Принесите жертву богу здоровья". Это были его последние слова. Но когда последний вздох покидал тело Сократа, многим послышался его голос, который горько молвил: "Я ожидал, о мужи-афиняне, что вы будете оправдываться".

Ведущий: Итак, мы с вами воспроизвели суд, который состоялся над Сократом в IV в. до н.э. Сейчас мы в сами сумеем воспроизвести порядок голосования, и каждый из вас сможет сделать свой выбор. Напоминаем вам порядок голосования в афинском суде. Голосовали жетонами - диск с целым стержнем означал оправдание, диск без стержня - осуждение.

Ребятам раздаются жетоны, и им даются возможность вынести свое решение по поводу смерти Сократа и приговора судей.

Домашнее задание: 1) Познакомьтесь с деятельностью Сократа и его взглядами и приготовьте сократовскую беседу (с краткими ответами "да" и "нет"); 2) Дайте собственную оценку личности Сократа: кто он враг, руг народа, мудрец, чудак ? 3) Каков был бы приговор Сократу, если бы он жил в наши дни? Кого мы можем назвать Сократом ХХ века?

Наши рекомендации