Суверенность

Для наших целей суверенность—это состояние, в котором вы независимы и ответственны за свою жизнь. Вы являетесь наивысшим правителем того, что вы думаете, чувствуете и делаете. Это умонастроение, в котором вы ни в чем не отказываетесь от своей власти, а принимаете полную ответственность за собственную судьбу.

Это одна из формулировок того, к чему мы стремимся. Суверенность—это еще один способ сказать, что вы берете ответственность за создание вашей собственной реальности.

То, к чему мы стремимся, ни в коем случае не расколотое состояние. Речь здесь не о том, чтобы усиливать себя за счет других. Делать как будто лучше себе, унижая других—это очень низкое состояние и может казаться высоким только по сравнению с состоянием унижаемых. Нет, нам нужно, чтобы люди были свободны. А на дороге к свободе вы поймете, что вы можете быть действительно свободным только в той степени, в которой вы позволяете другим быть свободными.

Действительно суверенный индивид признает других настолько же суверенными. Вы можете быть полностью причиной только если вы позволяете другим полностью быть причиной в их жизнях.

Суверенные индивиды могут осуществлять свою "волю". Но это не тот случай, когда ваша воля противоречит воле другого. Мы говорим именно о вашей природной, "божественной воле". Вы можете делать все, что вам по вашей природе нужно для поисков счастья. Вам нельзя специально мешать другим делать то, что им нужно делать.

Суверен признает "целое", принимая ответственность за целое, а не рассматривая только отдельные части.

Суверен может позволить себе быть любящим, сотрудничающим и творческим. Когда вы не отказываетесь от вашей собственной власти и управления, вы можете делить их с другими. Когда вы отказываетесь от них, вам нечем делиться.

Верните себе свои способности, действуйте как целостное существо, делайте то, что вы хотите, откажитесь от деспотичных ограничений, и вы Суверенны.

Темы

Разумно давать каждому сеансу какую-то основную тему. То есть делайте что-то одно крупное в каждом сеансе. Пусть клиент привыкнет к тому, что мы в каждом сеансе разбираемся с одной темой. Во время сеанса могут проводиться много более мелких действий, но все в рамках одной темы. Эта тема может быть частью большего плана, например частью модуля с более масштабной обшей темой.

Тема сеанса—это часто та струна, которая задевается вначале. Это может произойти по-разному.

Клиент может прийти с какой-то активной проблемой. У него могут быть проблемы на работе, или что-то еще. Тогда мы, наверное, будем работать именно над проблемной темой. Но сначала может быть неясно, КАК мы будем над этим работать, или что именно происходит. Так что иногда нужно немного разведки, прежде чем мы поймем, в чем дело, и какая здесь тема.

Если клиент приходит, отлично себя чувствуя, и не имеет представления, о чем говорить, фасилитатор выбирает общую тему или технику, скорее всего из модуля, который сейчас прорабатывается. Что бы ни выбрал фасилитатор, это задает тон всему сеансу.

Лучше всего, если фасилитатор может выбрать тему, в которой есть явный положительный урок для клиента. Фасилитатору нужно войти в ритм ведения к определенному принципу в сеансе. Какой-то полезный в жизни философский принцип, требующий достаточно много работы, чтобы заполнить сеанс, и достаточно мало, чтобы управиться за час. Нужно иметь некоторый опыт, чтобы чувствовать, что именно лучше выбрать.

В этом одно из отличий между очень успешным и посредственным фасилитатором, даже хотя они вроде быприменяют одну и ту же технику или используют одинаковые вопросы. Видите ли, важен не конкретный вопрос, а лежащий в основе этого урок, ожидающий именно этого клиента именно сейчас.

Фасилитатор должен развить свое чувство того, какой подарок здесь лежит, готовый для обнаружения данным клиентом прямо сейчас. В частности это чувство приходит, когда фасилитатор наблюдает, на что обращено внимание клиента, и имеет под рукой набор философских принципов.

Не обязательно, чтобы сеанс начинался с предложенной клиентом проблемы или общей процедуры из списка фасилитатора. Иногда изящнее всего использовать что угодно, на что клиент обращает внимание, как вступление к философской теме. Это совсем не обязательно какая-то жалоба, а просто тема, с которой клиент так или иначе соприкоснулся.

Например, сегодня вечером пришла клиентка и упомянула в разговоре трехмерную картинку, которую она видела в газете за прошлое воскресенье. Это, конечно, не проблема, и на первый взгляд эта тема даже не относится к какому-то из модулей. Но я подумал: "Какой урок лежит в основе этих трехмерных картинок, где нужно переместить фокус зрения, чтобы их увидеть?". Скажем, если изменить свою точку зрения, то можно увидеть что-то по-другому,—это прекрасный принцип. Он широко применим в жизни.

Всегда очень полезно связывать идеи, которые мы рассматриваем, с чем-то более осязаемым. Это дает гораздо более устойчивые результаты, потому что используется внешнее подтверждение. Если вы можете сделать так, чтобы что-то "доказывало" изменение клиента, то это замечательно. Так что каждый раз, когда появляется подходящее явление, сразу же ловите этот шанс и прикрепляйте к нему какое-то изменение.

С этой клиенткой мы работали над переосмыслением нескольких вещей, которые она чувствовала как тяжелые и трудные в своей жизни. Я специально спросил её о материале, который, как я знал, подойдет для присутствующего урока. Мы рассмотрели эти "тяжелые" проблемы с разных точек зрения, заметили положительные стороны, поняли, что если что-то тяжело с одной точки зрения, то это легко с другой. То, что является проблемой с одной стороны, является великолепной возможностью с другой. И я постоянно связывал это с трехмерной картинкой. То, что вы видите, полностью зависит от того, КАК вы это видите. Так почему бы не посмотреть на вещи по-новому, чтобы увидеть скрытое. И почему бы не увидеть вещи так, как вы хотите их видеть. Потому что мир именно такой, каким вы его видите. Увидьте мир по-другому, и тогда он ДЕЙСТВИТЕЛЬНО другой.

Это очень глубокая идея для клиента. Но если её подать просто как теоретическую, клиент вряд ли её легко воспримет. Но если у нас под рукой есть физическое явление, "доказывающее" эту идею, то наша задача намного облегчается.

Другой клиент пришел к очень простому и окрыляющему выводу насчет одного из принципов в жизни. Но он немного сомневался, действительно ли это так просто. Я намекнул на то, что лучшие истины обычно проще, и что сложность обычно прикрывает недостаток правды. И я взял два предмета, которые кстати лежали рядом на столе. Кодекс Налогообложения Международной Службы государственных Доходов США—это 3000 страниц невразумительной белиберды, а Конституция США—это брошюра из 16 страниц на довольно простом языке. Сравнение этих двух книг, лежащих рядом друг с другом, очень убедительно демонстрирует тот принцип, что правда проста.

С клиентом, у которого это далеко не первый сеанс, и у которого мы уже решили основные проблемы в жизни, так что нет никаких кризисов, мы обычно сначала проводим небольшой "разговор по душам". Что на самом деле происходит: я стараюсь выяснить, на что обращено внимание клиента, есть ли какой-то материал, который можно сделать темой этого сеанса. Если я нахожу таким образом какую-то тему, я предпочитаю именно ее. Если нет, я использую письменную программу текущего модуля.

Теперь я уже знаю, что всегда возникает какая-то тема, так что я даже не беспокоюсь об этом, меня почти не заботит, сделаем ли мы что-то конкретное в сеансе. И я совсем не знаю заранее, чем мы будем заниматься. Но я НАВЕРНЯКА знаю, что мы будем делать что-то благотворное для клиента.

Первая задача в сеансе—это немного разведать, где же закопано золото. Вы можете почуять его запах. Вы можете знать или не знать, какое золото мы найдем. В любом случае сам клиент должен его найти. Даже если вы задумали какой-то очень определенный урок, всё равно именно клиент должен его обнаружить. А если вы даже не догадываетесь, каким будет урок, вы удивитесь оба.

Но независимо от того, что именно вы делаете в сеансе, вам нужно иметь это чувство связной темы. Вы можете знать с первой секунды, какой будет тема, или точно узнать её только потом. Но всё равно нужно, чтобы она была.

Наши рекомендации