Позитивизм и его разновидности
Позитивизм — направление, объявляющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивисты объединили логический и эмпирический методы в единый научный метод. Основная цель позитивизма — борьба с метафизикой.
Характеризуя первый этап позитивизма, следует отметить стремление его основателей Конта и Спенсера не столько противопоставить науку философии, сколько выявить позитивную составляющую социального знания.
При анализе второго этапа позитивизма (махизм) следует раскрыть основной постулат махизма "Мир сквозь призму ощущений" и особо подчеркнуть его крайне субъективистский характер.
Раскрывая сущность третьего этапа позитивизма (неопозитивизм). Необходимо отметить важность логико-лингвинистического метода в решении проблемы знания и языка
16. Философия жизни: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.
Философия жизни - это философское направление конца 19 — начала 20 вв., основным понятием и предметом философствования в котором является понятие «жизнь» как, во-первых, органическая целостность и во-вторых — творческая динамика бытия. Основные способы познания — иррационализм и интуиция. Жизнь целостна и находится в непрерывном становлении.
НИЦШЕ Фридрих — немецкий философ, представитель философии жизни, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррационализма.
Ницше чужды всякие попытки построения философской системы. Мир есть постоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «вечного возвращения одного и того же». Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник философии жизни.
ШОПЕНГАУЭР Артур — немецкий философ-иррационалист, тяготел к немецкому романтизму и к мистике. Шопенгауэр оспаривал само понятие разума как области осознанной ментальной деятельности человеческого сознания, введя в него бессознательно-иррациональные моменты. Его бессознательное — универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким рациональным методам исследования. Интеллект — это лишь орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима.
17. Экзистенциализм: Ж.-П.Сартр, А.Камю.
Экзистенциализм исходит из единичности человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций — озабоченностью, страхом, сознанием конечности бытия. Единственная подлинная действительность для экзистенциалистов — это бытие человеческой личности.
СAPTP Жан Поль (1905—1980) — французский философ и писатель, представитель экзистенциализма. Основные проблемы его философских размышлений — суверенность сознания, смысл бытия и онтологический статус личности, специфичность человеческого существования как «принципиальной неполноты» и самосознательности, случайность нашего бытия в мире. Особое внимание Сартр уделил проблеме свободы воли.
Альбер Камю. Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее, работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжелым заболеванием (постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства. Полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности.
18. Понятие «бытие» и его трактовка в различных философских учениях. Бытие и существование.
Бытие - это основная философская категория, обозначающая реальность, все существующее. Это понятие охватывает все то, что только имеет место «Быть». При этом в понятии бытия выделяют следующие его формы:
1)материальное бытие (бытие вещей, предметов),
2)идеальное бытие (бытие мыслей, «понятий»),
3)социальное бытие (бытие материального и идеального в человеке, единой взаимосвязи, получившей свое отражение в человеке).
Бытие мира есть единое и самотождественное, непрерывно становящееся (Парменид).
Бытие есть сущее противостоящее и предстоящее знанию (Бердяев).
Бытие есть отражение духовных субстанций-монад (Декарт, Лейбниц)
Бытие не есть свойство вещей, это общий способ связи наших понятий и суждений (Кант)
Бытие есть деятельность абсолютного "Я" (эгоцентризм, субъективный идеализм Фихте)
Бытие есть восхождение духа к самому себе (Гегель).
Существование – это бытие, которого коснулся акт сознания. Существование не отделимо от познающего его сознания. И если удалить сознание, то существование перейдет в бытие.