Цель возведения самадхи

Кремация, последняя самскара (ведический ритуал для очищения души), совершается для большинства людей в Индии, а иногда даже в случаях с животными. Огонь, будучи абсолютно чистым, сжигает все осквернения мертвого тела и избавляет душу от привязанности к нему. Когда кшатрии (воины) убивают определенных животных, таких как тигр, они должны кремировать тело животного для того, чтобы освободить эту душу от привязанности к телу тигра.

В Седьмой Песне «Шримад-Бхагаватам» описана история славного царя Суягьи из Ушинара. После того, как царь пал на поле брани, его царицы горько скорбели над его мертвым телом. Они отказались кремировать его, хотя это предписывала традиция. В соответствии с ведической системой, если человек умирает днем, его нужно похоронить или кремировать на закате. Если же смерть настигает его ночью, похоронную церемонию следует провести до восхода Солнца.

Из-за привязанности царя к своему телу и отказа цариц кремировать его он стал привидением. В конечном итоге, получив поучительные наставления Ямараджа, который явился перед ними в теле мальчика, царицы решили кремировать тело царя. После этого царь Суягья покинул тело привидения и отправился на райские планеты. Акт кремации помогает душе обрести духовное сознание, уничтожая его привязанность к материальным телу, семье, дому и стране.

Однако в соответствии с другим ведическим наставлением тело святого человека не подлежит кремации, поскольку на протяжении жизни, наполненной духовными переживаниями, оно очистилось. Тело и его останки становятся своего рода «прасадом», которому следует в определенном для этого месте выражать почтение. В Бенаресе, например, который известен своими гхатами, используемыми для кремации, умирающих там санньяси-маявади никогда не сжигают. Их тела просто опускают в воды Ганги.

Тела вайшнавов-санньяси хоронят в трансцендентной пыли Вриндавана. Однажды Шрила Прабхупада сказал: «Если вы будете серьезно культивировать духовное знание, то ваше тело больше не будет материальным – оно одухотворится. Поэтому тело великого святого не сжигают. Его хоронят в самадхи, ибо тело вайшнава одухотворено.

Хотя душа чистого гаудия-вайшнава входит в нитья-лилу Радха-Мадхавы,его тело остается на земле в самадхи. Ученик чувствует присутствие своего духовного учителя, пребывающего в самадхи в своём чин мойя дехе (одухотворенном теле).

Храмы Вишну и самадхи вайшнавов построены с одной и той же целью: они позволяют нам памятовать о Всевышнем Господе Кришне и служить Ему и чистым преданным. Посещая самадхи в почтительном состоянии сознания и являя пример смиренного поведения, человек сможет духовно продвигаться. Подобно Божеству, тело вайшнава остается вечно готовым к тому, чтобы принимать поклонение в самадхи-мандире. Самадхи позволяет нам получить непосредственный доступ к этому телу. Поклонение здесь никогда не прекращается. Сейчас и впредь люди могут поклоняться вайшнаву в этом самадхи.

Личные вещи вайшнава, такие, как четки, одежда и обувь, могут разрушиться или исчезнуть. Однако самадхи остается вечным напоминанием о его присутствии и наставлениях. Надпись на самадхи, возведенном в память о великом преданном, гласит: «Здесь лежит святой вайшнав столь чистый и столь преданный, что Сам Господь Кришна никогда не забывает о нём». Всевышний Господь подтверждает это в «Шримад-Бхагаватам» (9.4.68): сад-хаво хридаям махьям, садхунам хридаяш-твахам, мад аньяте на джананти, нахам тебхьо манагапи, «Мой чистый преданный постоянно пребывает в Моем сердце, а Я всегда нахожусь в его. Мой преданный не знает ничего, кроме Меня, и Я не знаю ничего, кроме него».

Храмы и самадхи служат важной цели культивирования бхакти, в которой садхана и упасана (поклонение) играют важную роль. Преданность процветает просто благодаря посещению самадхи. Напоминая преданным о величии и жертвенности определенного вайшнава, самадхи воодушевляют и их стремиться к совершенству в преданном служении.

Продвинутые вайшнавы издревле совершали бхаджан рядом с самадхи махабхагават-вайшнавов, таких, как Шри Рупа Госвами, Шри Санатана Госвами, Шри Рагхунатха дас Госвами, Шри Джива Госвами, Шри Рагхунатха Бхатта Госвами, Шри Гопала Бхатта Госвами, Шри Локанатха Госвами, Шри Вишванатха Чакраварти Тхакур и многих других. Всецело погрузившись в размышления об этих вечных спутниках Шри Шри Радха Говинды, преданные совершают бхаджан неподалеку от их самадхи и тем самым обретают великий стимул любить, служить и предаваться Радха Дамодаре.

Наши рекомендации