Глава 3. шри гуру в исккон 2 страница
Если представители ИСККОН действительно хотят обратиться к шастрам, им нужно понять, что истинный духовный учитель должен быть свободен от всех анартх, таких как камини, канчана, нисиддхачара, пуджа, кутинати, лобха и особенно пратиштха (стремление к общению с женщинами, стремление к богатству, непристойное поведение желание почестей, двуличие, жадность, гордыня). Факт, что пятьдесят процентов их дикша-гуру пали, говорит сам за себя.
Как быть с верой учеников?
Была создана сложная ситуация, и никто глубоко не принял во внимание ее последствия. Однако все члены ИСККОН, особенно преданные, получившие посвящение, имеют право знать правду об истории их Движения. Прабхупада никогда не скрывал, что случилось с Гаудия Матхом, и почему он в определенный момент вынужден был прекратить общение с большинством духовных братьев. Истинная вера ученика не должна быть разрушена. Знание правды укрепит их веру. Правда создаст истинную веру. Если кто-то теряет веру, это означает, что она была искусственной или сентиментальной. Прабхупада не давал непрактичных наставлений, которые требовали пересмотра и поправок перед применением на практике. Занижая значимость положения гуру, мы рискуем уничтожить саму идею о наиболее священной форме авторитета. Мы всегда должны быть уверенны, что руководящая сила в нашей жизни – это гуру-шастры-садху. Человек получит благо, если будет предупрежден об отклонениях в философии. Существует сиддханта, истинное совершенное понимание шастр, и рядом с ней всегда присутствует апасиддханта, ложное понимание. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур даже сказал, что первейший долг проповедника – обнажать апасиддханту. Шрила Прабхупада также говорил, что первое дело ачарьи – сампрадая ракшана, спасение сампрадаи от апасиддханты (Бхубанешвар, 1977 г.).
Прабхупада, конечно, хотел, чтобы все его ученики стали гуру, но только когда они станут достойными. К чему приводит то, что человек становится гуру, не имея необходимых качеств? Какие последствия ждут ученика, который принимает такого преданного как своего духовного учителя? Это самые насущные проблемы ИСККОН в наши дни.
Наблюдения
Есть доказательства, что Шрила Прабхупада предвидел, что после его ухода некоторые ученики начнут давать посвящения, не достигнув необходимого уровня уттама-адхикари. Однако он предупреждал их: «Любой, кто стал чистым преданным, может стать духовным учителем и освободить остальных. Но до тех пор, пока преданный не достиг такого уровня, он не должен предпринимать подобных попыток. В противном случае оба – и учитель и ученик – пойдут в ад, поскольку слепой ведет слепого» (Письмо к Тушта Кришне дасу). Как это было описано в первой части книги, чистое преданное служение начинается с уровня твердой ништхи или ручи[4].
В ИСККОН было более ста сорока преданных, дающих посвящения, и все они обладали разной квалификацией. Можно ли стать дикша-гуру, не достигнув самоосознания? Это не рекомендуется, но происходит повсюду. Ученики такого гуру не могут быстро продвигаться по духовному пути из-за того, что уровень их руководителя недостаточно высок («Упадешамрита», 5, комм.). Шрила Прабхупада видел, что мир очень нуждается в учителях-вайшнавах, но большинство его учеников были далеки от уровня уттама-адхикари, уровня гуру. Поэтому он пошел на уступку: мадхьяма-адхикари. Чтобы проповедовать, преданный уттама-адхикари так или иначеспускается на уровень мадхьяма (начинающийся с ништхи). Однако он спускается на высшую ступень мадхьяма-адхикары – мадхьяма-уттама, или асакти.
Прабхупада писал не только для нас, но для последующих десяти тысячелетий, определив в своих книгах стандарт гуру: уттама-адхикара, начинающаяся с бхавы; однако Прабхупада пошел на уступки из соображений рациональности, потому что хотел, чтобы движение жило. Тем не менее, он строго предупреждал, чтобы каништха-адхикари не становились дикша-гуру. Он предостерегал, что даже для мадхьяма-адхикари это очень рискованно. Поэтому преданному уровня мадхьяма-каништха, только что преодолевшему уровень анартха-нивритти (последнюю ступень каништха-адхикары) и вступившему на порог мадхьяма-адхикары, не следует давать посвящения. До тех пор, пока он не достигнет более высокого уровня (мадхьяма-мадхьяма), ему следует просто давать наставления (шикшу), не принимая собственных дикша-учеников. Шрила Нараяна Махарадж говорит о том же самом: «Дикша-гуру должен быть, по крайней мере, на уровне мадхьяма-мадхьяма» («Прогулки со святым»).
Шрила Прабхупада пишет: «Существует три уровня преданных, и духовным учителем следует принимать преданного самого высокого уровня. Когда вайшнав достигает высочайшего положения маха-бхагаваты, его можно принять как духовного учителя. Только такой преданный имеет право на положение гуру» («Ч.-ч.», Мадхья, 24.330, комм.).
Освобожденный гуру, испытывающий чистую любовь к Богу, и в самом деле встречается нечасто. Но искренний искатель всегда находит такого гуру. Это наиболее благоприятно, и нужно стремиться к этому и молить об этом.
Пища для размышлений
«Неизменное предназначение проповедника – проповедовать недвусмысленно и ясно, прямо и открыто возражать тому, кто причиняет вред себе и другим, искажая правду вследствие злобы или из-за непонимания. Проповедник не должен допускать лояльности по отношению ко лжи». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати.
«Пусть же мы всегда будем готовы сотнями жестких и колючих щеток вычистить из сердца отвратительное желание снискать почета среди преданных Господа или других живых существ. В тот самый день, когда мы освободимся от пагубного желания снискать личную выгоду и всеобщий почет, Господь окажет нам милость и благословит на преданное служение Его лотосным стопам. Желание господствовать над другими, быть великими, появляется тогда, когда мы поддаемся искушениям иллюзорной энергии Господа. Те, кто хотят господствовать над преданными – самонадеянные гордецы, заслуживающие порицания. Идея о господстве над преданными Господа ведет в ад. «Пусть преданные служат мне». Если мы не освободимся от этого дурного желания, мы не получим никакой пользы. Единственный путь, ведущий к настоящему благу – следование по стопам преданных Господа. Я молюсь, чтобы, став частицами пыли на лотосных стопах преданных Господа, мы жизнь за жизнью могли идти путем последователей Шрилы Рупы Госвами. Мы культивируем желание принести в жертву наши никчемные тела на алтарь санкиртана-ягьи Шри Чайтаньи Махапрабху и Его спутников». Шрила Бхактисиддханта Сарасвати.
Глава 5. Вопросы и ответы (1-50)
1. Говорят, что гуру должно быть много. Разве Шрила Прабхупада не говорил, что нужны миллионы гуру?
Да, особенно сад-гуру. У нас могут быть миллионы вартма-прадаршака-гуру. Главное – отдавать себе отчет в том, чего мы лишаемся, выбирая гуру невысокого уровня. Нигде в учении Прабхупады мы не найдем ни единого намека на то, что нужно принять посвящение и полное прибежище у того, кто не достиг освобождения и все еще борется с анартхами. Даже если опытный каништха-адхикари пользуется уважением среди начинающих преданных, ему не следует принимать учеников. Шрила Прабхупада хотел, чтобы все его ученики сначала стали достойными, а потом стали гуру. Он утверждал: «Те, кто дает посвящение, должны быть достойными, иначе выражение «истинный гуру» теряет всякий смысл». Он имел в виду проповедников. Он говорил им: «В науке о Кришне нужны тысячи учителей», и тут же предостерегал:«Станьте гуру, но, прежде всего, станьте достойными этого. Только потом вы можете быть гуру. Какая польза от очередного ложного гуру? Что толку повесить на себя ярлык «гуру»? Так вы ничего не добьетесь. Вы можете обманывать, но это не принесет пользы» (Из беседы со Шрилой Прабхупадой от 22 апреля 1977 г.).
2. Как тогда продолжилась бы парампара?
Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что наша парампара – это бхагавата-парампара, то есть преемственность маха-бхагават, личностей, олицетворяющих учение «Шримад Бхагаватам», а не парампара тел, каништх. Иногда кажется, что в этой парампаре появляется брешь. Однако сам Шрила Прабхупада начал принимать учеников лишь спустя тридцать лет после ухода его гуру, за исключением одного индийского преданного, которому он дал посвящение спустя примерно пятнадцать лет. Необходимость давать посвящение ради продолжения парампары была создана искусственно. Эта инициатива исходила не от потенциальных учеников, а от потенциальных гуру! Шрила Прабхупада велел принимать учеников лишь Радха Говинде Махараджу, что тот и начал делать без лишнего шума сразу после ухода Прабхупады. Прабхупада сказал то же самое Шриле Гоур Говинде Махараджу, но тот ждал до 1985 года, когда 50 орисских преданных выстроились в очередь к нему за посвящением, отказываясь принимать духовным учителем своего «зонального» ачарью. Лишь после этого Шрила Гоур Говинда Махарадж смиренно попросил руководителей Джи-Би-Си разрешить ему исполнить указание его гуру. Какой контраст с одиннадцатью риттвиками, которые обманули своих духовных братьев, заявив, что сам Прабхупада назначил их на пост гуру, затем с большой помпой водрузили себя на высокие вьяса-асаны, присвоили себе громкие вайшнавские титулы и, в результате, разрушили всю миссию.
3. Кто же является гуру?
Гуру – эта та личность, которая может в наивысшей степени удовлетворить наши самые глубинные запросы и желания. Кришна проливает свою милость через гуру, гуру-рупе. Но не через любого гуру, а только через кришна-крипа мурти. Гуру – это тот, чье сердце тает при виде страданий обусловленной души, и он забирает эти страдания, освобождая дживу из тюрьмы Майи. Гуру ходатайствует за дживу перед Кришной и может призвать Кришну в сердце ученика. Он обладает таким могуществом, поскольку уподобил свое сердце Вриндавану и связал Кришну своей любовью. Плохих гуру не бывает. Если гуру плох, как он может быть гуру? Только тот, кто полностью усвоил учение своего гуру, в совершенстве владеет собой и осознал истину, может быть гуру. Гуру означает – превосходный слуга. Это личность, не желающая ничего для себя и ничего, что не связано с любовным служением Господу. Таков идеальный гуру.
4. Где найти таких садху?
Вечная гуру-парампара всегда существует в совершенной чистоте и силе. Но, чтобы распознать истинного представителя Шри Гуру, нам следует освободиться от своей сомневающейся природы. Нам необходима садху-санга. Стремитесь к ней. Плачьте о Кришне! Развейте жадность к садху-санге (лаульям). Такие великие души существуют. Если вы почувствуете себя падшими и покинутыми, то сможете молить об этом. Тот же, кто не чувствует себя низким и смиренным, не может соприкоснуться с возвышенными вещами. Никто никогда не получал милость Господа, не плача о ней. Вы плакали и молили об этом? Разве Кришне нечем ответить на ваши молитвы? Чтобы развить истинную преданность, вам нужна милость чистого, осознавшего себя преданного. Все остальное – лишь компромисс, включая даже помощь со стороны мадхьяма-мадхьяма гуру.
5. Какой должна быть вера ученика в гуру?
Вера должна быть истинной, не сентиментальной и не слепой. Ученик принимает гуру не просто в порыве чувств, не по указанию своей духовной организации и не по велению традиции. Ученик принимает гуру просто потому, что он – гуру. Неразумно считать, что, благодаря одной лишь вере обусловленная душа может пробудить свою вечную связь с Кришной, или что любой, кто взял на себя роль гуру, обладает всеми возвышенными качествами, превозносимыми в шастрах. Одним словом, как уже говорилось выше, вера должна соответствовать достоинствам той личности, на которую направлена.
6. Но разве не должен ученик почитать своего гуру наравне с Господом?
Для этого гуру должен быть достоин такого почитания. Насколько гуру способен дать Кришну – настолько его следует считать Абсолютом. Чтобы достичь Кришны, ученику нужно найти самого лучшего гуру. Где в шастрах говорится, что, на каком бы уровне ни находился гуру, все равно его нужно почитать наравне с Богом?
7. Разве не естественно для ученика придерживаться мнения, что его гуру не подлежит критике?
И потому перед принятием гуру следует убедиться, что он осознал Кришну на 100%. Как сказал Нарахари Саркар («Кришна-Бхаджанамрита»), не нужно быть слепым последователем. Если гуру ведет себя неподобающе, то у него следует попросить объяснений (конечно, с правильным настроением). А если ученик слышит что-то, что тревожит его ум, он должен обратиться за советом к заслуживающим доверия старшим преданным.
8. Но я слышал, что быть гуру – значит просто повторять послание своего гуру.
Когда Прабхупада произнес эти слова, разве он имел в виду просто механическое повторение, подобное болтовне попугая? Нет. Он сказал: «Это не подействует. Не проникнет в сознание. Если вы сами не следуете тому, о чем говорите, ваши слова не будут иметь никакой ценности» (Из лекции Шрилы Прабхупады от 12 июня 1973 г.). По существу, он вдохновляет учеников стать гуру – проповедуя, а не раздавая формальные посвящения. Еще Прабхупада подчеркивает, что нужно просто повторять как есть, не сочинять. «Вы будете гуру, но не говорите бессмыслицу. Это наша просьба» (Из лекции Шрилы Прабхупады от 31 мая 1976 г.). «Не фальсифицируйте наставления Кришны! Просто передавайте то, что говорит Кришна, как есть. Ничего не искажайте!» (Из лекции Шрилы Прабхупады от 28 марта 1975 г.).
9. Обязательно ли гуру должен быть освобожденным?
Шрила Прабхупада пишет: «Поскольку связанный не может освободить связанного, спаситель должен быть освобожденным. Следовательно, только Господь Кришна или Его истинный представитель могут освободить обусловленную душу» («Б.-г.», 7.14).
«Духовный учитель должен быть освобожденным. Не имеет значения, пришел ли он с Кришналоки или получил освобождение здесь. Но он должен быть освобожденным. Тот, у кого нет доступа на Кришналоку, не может быть духовным учителем. Мирской человек не может быть духовным учителем, а если он попытается им стать, то создаст лишь беспокойства» (Из письма Шрилы Прабхупады от 10 июня, 1969 г.).
«Духовный учитель должен быть освобожденным. Он может достичь этого положения тремя путями: садхана-сиддха, крипа-сиддха или нитья-сиддха» (Из письма Шрилы Прабхупады, 21 июня 1970 г.).
«Пока человек не найдет трансцендентную личность, свободную от четырех пороков, он не должен принимать наставления» («Ш.-Б.», 5.14.86).
«Знание, полученное от того, кто не достиг освобождения, – бесполезно. Это обман. Тот, кто не достиг освобождения, никого не может вести за собой. Это бесполезно». (Из утренней прогулки со Шрилой Прабхупадой, 1 апреля1977 г.).
10. Обязательно ли гуру должен быть таким возвышенным?
Если гуру не достиг высокого духовного уровня, он не сможет всю жизнь удовлетворять ожидания своих учеников. До тех пор, пока преданный не достигнет зрелой ништхи или, еще лучше, ручи, ему следует ограничиться ролью вартма-прадаршака-гуру. Это то, что имел в виду Прабхупада. И он предупреждал: «Ему был указан путь к тому, чтобы стать парамахамсой. Если он хочет имитировать уттама-адхикари, он негодяй» (Из утренней прогулки со Шрилой Прабхупадой, 4 февраля, 1974 г.). «Давай, негодник, стань ачарьей. За ним уже идет второй, а за ним третий… Как только объявили, что Гуру Махарадж оставил мир, этот негодник говорит: «Я уже настолько возвышен, что могу убить гуру и стать гуру»?! Что за чепуха!» Прабхупада ясно сказал – если хотите точно и безошибочно знать, кто такой Бог, тогда вам нужно обратиться к такой личности, как Шукадева Госвами. Вам следует учиться у осознавшей себя души, которая видела истину (гьянинас таттва-даршинах). Такая душа должна видеть истину, осознавать ее. Это и есть гуру – тот, кто видел истину. Не думайте, что времена меняются, и теперь мы можем интерпретировать это по-своему. Все это чепуха. Вы не можете изменить ни одной буквы в шастрах. Их нельзя изменить» (Из лекции Шрилы Прабхупады, 24 июня, 1972 г.).
11. Но я читал в «Шримад Бхагаватам», что, даже если человек еще не достиг освобождения, но следует за осознавшей себя душой, он находится на одном с ней уровне.
Нужно правильно понимать этот комментарий Прабхупады («Шримад Бхагаватам», 4.18.5): «В настоящее время люди настолько падшие, что не могут определить, кто достиг самоосознания, а кто нет. Обусловленная душа испытывает влияние четырех несовершенств». Заметьте, что Прабхупада вновь делает акцент на необходимости следовать за освобожденными душами. В следующем предложении он так и говорит: «Следовательно, мы должны идти за освобожденными душами».
Те, кто не способен различать, являются даже не преданными-неофитами, а просто материалистичными людьми. Прабхупада подтверждает это: «Нынче стало очень модным не следовать безупречному пути, который нам указали ачарьи и освобожденные души прошлого... Материалистичные люди не заинтересованы в том, чтобы следовать указаниям освобожденных душ, но им очень интересны их собственные выдуманные идеи, которые, несмотря на все их попытки, приводят лишь к неудачам. Поскольку целый мир теперь следует за обусловленными душами, человечество совершенно сбито с толку» («Ш.-Б.», 4.18.5, комм.). Далее в этом же комментарии Прабхупада упоминает: «Даже если последователь еще не достиг освобождения, если он следует за высшей освобожденной Верховной Личностью Бога, его действия естественным образом освобождаются от осквернений материальной природы. Господь Чайтанья говорит: «По Моему указанию можешь стать духовным учителем». Имея полную веру в трансцендентные слова Верховной Личности Бога и, следуя Его наставлениям, можно немедленно стать духовным учителем». Некоторые легкомысленно заключили, что данное утверждение дает право брать на себя обязанности дикша-гуру даже тем, кто находится на уровне каништха. Но эти слова Прабхупады нельзя вырывать из контекста его учения о том, кто такой гуру. Особенно, если учесть, что суть всего комментария сводится к тому, что мы должны принимать наставления от освобожденных душ!
Прабхупада, на самом деле, здесь говорит: «Не беспокойтесь, вы, может быть, еще не достигли самоосознания, но, если вы следуете за мной, вы почти освобождены, и вы обретете освобождение». Вне сомнений, слова о «строгом следовании» и «полной вере» указывают на стадию ништхи. Ништха также переводится как «строгий». Если следование – единственное необходимое условие, тогда новый преданный тоже следует. Значит ли это, что он может быть гуру? Да, Нарахари Саркар сказал, что в Кали-югу все вайшнавы являются гуру. Но это говорит лишь о том, что он может учить тех, кто менее сведущ. Это не означает, что он должен стать дикша-гуру!
12. А как насчет раннего письма Прабхупады к Джанардану дасу?
Весь акцент этого письма на том, что гуру должен быть освобожденной душой. В конце Прабхупада говорит: «Тот, кто еще не достиг высокого духовного уровня и освобождения, тоже может действовать как гуру, если строго следует предписанному пути». Однако нужно понимать, что «строгое следование» по-настоящему возможно лишь на уровне ништхи, которая предшествует освобождению.
Общий дух этого вдохновляющего письма таков: «Не беспокойся о совершенстве, просто строго следуй, и в этом будет твое совершенство. Не беспокойся, что ты еще не чистый преданный: чистым преданным невозможно стать за одну ночь, но если ты строго следуешь своему гуру, то полностью очистишься».
Можно дать этому письму и цитате из «Бхагаватам» и другое толкование. Прабхупада мог сказать это просто из смирения. Он всегда смиренно говорил, что его единственная заслуга в том, что он строго следовал его Гуру Махараджу. Шрила Гоур Говинда Махарадж подтверждал правомерность такого толкования.
13. Некоторые говорят, что все гуру ИСККОН (или Гаудия Матха) – освобожденные души.
Есть гуру разных уровней. Не все гуру одинаковы. Вы спросите, к чему проводить различия? Но если бы различий не существовало, тогда зачем шастры говорили бы о шикша-гуру? Неужели он нужен только ради обретения дополнительных знаний (гьяны)? Прабхупада пишет: «Кто достиг освобождения? Тот, кто знает Кришну в реальности» (Письмо Шрилы Прабхупады 1969 г.) «Обычное теоретическое знание о том, что Кришна – это все, еще не делает человека возвышенным преданным. Для этого нужно развить истинную любовь к Кришне» (Вишванатха Чакраварти Тхакур). Прабхупада также отмечал, что некоторые преданные воображают, будто уже достигли освобождения. Но, если они освобождены, почему многие из гуру ИСККОН падают?
14. Мне сказали: «Тот, кто стремится найти уттама-адхикари, закончит на Радха-кунде, где шакалы, волки и гиены только и ждут, чтобы разорвать его духовную жизнь».
Тогда почему в своем учении Шрила Прабхупада подчеркивал, что уттама-адхикари – это стандарт гуру? Нужно проповедовать стандарт. А потом уже могут быть исключения в чрезвычайных ситуациях.
15. В одном письме Шрила Прабхупада пишет: «Тот, кто проводит различие в том, что кто-то является чистым преданным, а кто-то – нет, несет бессмыслицу».
Нужно процитировать и вторую часть этого письма, где написано: «Любой, кто является чистым преданным, может освобождать других и быть духовным учителем. Но пока он не находится на этом уровне, ему не следует пытаться это делать. Иначе оба, и учитель и ученик, отправятся в ад, подобно тому, как слепой ведет слепого». Что происходит, если мы вырываем цитату из контекста? Часто Прабхупада просто высказывает соображение, как например, «гуру означает – повторять и следовать». Но ведь это не единственное необходимое качество! Или пример, когда Прабхупада говорит, что гуру подобен почтальону: «Мне не обязательно самому быть совершенным, пока я следую своему совершенному учителю». Эти слова, произнесенные из смирения, означают, что если человек доносит до слушателей или читателей послание Кришны без искажений, его аудитория получает великое благо. Однако разве Прабхупада имел в виду простое подражание? Мы должны повторять то, что осознали. Поэтому он пишет: «Вывод таков: тот духовный учитель, который на сто процентов сознает Кришну, является истинным духовным учителем» («Б.-г.», 2.18), (Подобное заключение: Гоур Говинда Махарадж, «Парипрашна», Глава «Овечья логика»).
Кроме того, личная переписка всегда субъективна, а также зависит от времени, места и обстоятельств. Если взять все высказывания Прабхупады о гуру в хронологическом порядке, получится куда более полная картина. (То же самое рекомендуют делать с темой варнашрама-дхармы).
Прабхупада хотел наполнить мир сознанием Кришны, и для этого нужно множество учителей. Поэтому, конечно же, он хотел, чтобы все его ученики стали гуру, но лишь после того, как обретут необходимые качества. Нужно ясно понимать эту тему и не искажать истину.
16. В книге Шрилы Прабхупады «Легкое путешествие на другие планеты» есть упоминание о гуру-советчике, и Шрила Прабхупада пишет, что, пройдя первые двенадцать ступеней, можно принять ограниченное количество учеников.
Одиннадцатая ступень – это уровень, на котором уже не совершается нама-апарадха, а это значит, как минимум, уровень ништхи, нама-абхаса. К тому же, здесь подчеркивается, что количество учеников должно быть ограниченным.
17. Я слышал, что в 1968 г. Шрила Прабхупада сказал, что, возможно, к 1975 г. все его ученики смогут принимать учеников. Что это значит?
Думаю, тогда Прабхупада не надеялся, что пробудет с нами до 1975 года. У него была огромная вера в очистительную силу святого имени и милость Махапрабху. Он думал, что его ученики смогут очень быстро продвигаться. Что они и делали, отбросив свое прошлое. В похожем настроении он первое время пренебрежительно говорил о варнашрама-дхарме и превозносил своих учеников до небес, говоря, что святое имя их полностью очистило и они стали чистыми преданными. Но с 1974 года, когда ученики поднабрались опыта, он начал говорить о варнашрама-дхарме по-другому. И когда один из его учеников, сбитый с толку, спросил, не является ли оскорблением обращаться к вайшнаву, согласно его варне, Прабхупада ответил: «Если они и в самом деле вайшнавы, почему многие из них уходят? Вайшнав – не дешевка».
Итак, он произнес эти слова в 1968 г., и больше никогда их не повторял. А еще он сказал «возможно».
18. Прабхупада писал, что в отсутствие учителя можно принимать учеников без ограничений. Разве это не является законом ученической преемственности? Разве это не прямое право?
Это так. Но не стоит забывать о первой части письма (к Тушта-Кришне дасу от 2 декабря 1975 г.), в которой Прабхупада описывает качества, необходимые для истинного гуру, и то, как обрести эти качества, а затем выражает надежду, что его ученик достигнет этого уровня. Дальше Прабхупада пишет: «Продолжай серьезно учиться, и тогда ты сможешь стать гуру». Нельзя создать новую сиддханту на основе вырванных из контекста фрагментов из шастр.
19. Можно ли сказать, что некоторые высказывания Прабхупады, одобряющие либеральный подход к положению гуру, противоречат шастрам?
Шрила Прабхупада – идеальный ачарья. Он никогда не противоречил шастрам. Ведь гуру, шастры и садху – суть одно. Говорится, что гуру можно принять как истинного, только если его учение соответствует словам садху и шастрам. Садху можно принять за истинного, только когда духовный учитель и шастры подтверждают его слова. Поэтому ответ на этот вопрос – «нет». Это лишь непонимание. В то же время, как уже говорилось ранее, в чрезвычайных ситуациях ачарья может делать исключения, но это не повод менять философию и стандарт.
20. Некоторые ссылаются на слова Прабхупады, что преданный должен рискнуть ради Кришны, и по этому риску его признают гуру.
Здесь Прабхупада говорит о риске, который берет на себя истинный гуру, принимая недостойного ученика, а не о риске стать гуру, не имея необходимых для этого качеств. «Тот, кому не нравится рисковать (принимая недостойного ученика), не берет на себя риск проповедовать. Но того, кто рискует, Кришна узнает немедленно... Но он должен знать, где стоит рисковать, а где действовать осторожно» (Из беседы со Шрилой Прабхупадой, 7 августа,1975 г.).
21. Иногда я спрашиваю себя: кто же действительно достоин?
Вы говорите, что не видите никого достойного. Но задайте себе вопрос: молитесь ли вы и просите ли о том, чтобы увидеть его? Где же ваша вера? Разве Кришна обнищал? Неужели в Его кармане был только один маха-бхагавата, а теперь карман пуст? Действительно, чистое преданное служение – большая редкость: не просто дурлабха (редкое), а судурлабха (очень редкое). Шрила Бхактисиддханта Сарасвати определяет чистого преданного, как «вайшнава, который победил желание богатства, женщин и известности» («Вайшнава Ке», 11). При этом Шрила Бхактивинода Тхакур говорит, что это вечный процесс и маха-бхагаваты есть всегда (Подобное утверждение: Гоур Говинда Махарадж, «Парипрашна», глава 6). Нам повезло, что в ИСККОН был сначала один маха-бхагавата, Шрила Прабхупада, а затем второй, Шрила Гоур Говинда Махарадж. Неужели вы хотите сказать, что все новые преданные в ИСККОН обречены навечно оставаться во втором или третьем классе?
У нас был Шрила Нараяна Махарадж. На этой планете всегда существуют чистые преданные. Как нет смысла в существовании вселенной без Солнца и Луны, так же нет смысла и в существовании этой планеты без чистых преданных. Они воистину являются украшением Земли. Это то, чему учат ачарьи.
22. Говорят, что в ИСККОН и Гаудия Матхе очень много уттама-адхикари.
Такие люди, наверное, ссылаются на наиболее общие высказывания Шрилы Прабхупады, например, из «Нектара наставлений». Однако, если проанализировать эти, казалось бы, общие высказывания, становится понятно, что они очень глубокие. Давайте обратимся к шастрам и изучим качества и признаки уттама-адхикари. Ступень уттама начинается с уровня бхавы. Если вы прочтете в «Мадхурья-кадамбини» описание качеств асакти-бхакты, который даже не достиг уровня бхавы, вы будете поражены, насколько они возвышены.
В любом случае, вайшнав уттама-адхикари не заботится о том, чтобы его узнали. Его смирение не интеллектуальное. Оно исходит из души, которая смиренна по природе. Он искренне считает себя самым падшим.
И да, в Гаудия Матхе есть уттама-адхикари.
23. Чтобы узнать уттама-адхикари, разве не требуется быть на уровне уттама-адхикари?
Мы приняли Шрилу Прабхупаду как уттама-адхикари. Каким образом? Разве мы являемся уттама-адхикари? Нет, но мы признали его таковым, потому что он был украшен признаками маха-бхагаваты. Ведь существуют особые симптомы. Нигде в шастрах не говорится: «Прежде, чем говорить, что многие гуру не достойны этого звания, сначала сами станьте достойными!» Напротив, Шрила Рупа Госвами рекомендует оценить уровень (адхикару) вайшнава, чтобы правильно с ним общаться. Шрила Прабхупада пишет, что ученику, в том числе, начинающему преданному (что уж говорить о тех, кто в сознании Кришны более двадцати лет), следует быть достаточно разумным, чтобы принять в качестве гуру уттама-адхикари. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорит о том, что нужно отличать гуру от лагху (гуру означает «тяжелый», лагху - «легкий»). И, наконец, Шрила Джива Госвами говорит: «Поскольку очень важно принять духовным учителем именно уттама-адхикари, в шастрах дается много дополнительных признаков уттама-вайшнава, чтобы мы не ошиблись в выборе» («Ш.-Б.», 11.2.48).