Дружба

10. Материнство / отцовство и т. д.

б) Ценности культуры, в свою очередь, делятся на: 1) материальные ценности, 2) духовные ценности и 3) социально-политические ценности. Рассмотрим каждую из групп.

1) Материальные ценности, или материальные блага суть вещи, служащие удовлетворению материальных потребностей. Они включают: пищу, одежду, жилище, технику, бытовой комфорт, денежную обеспеченность и пр. Все материальные ценности обладают двумя важными свойствами. Во-первых, они являются побуждающими, или основными ценностями, потому что обеспечивают пользование другими ценностями и вызывают потребность в них. Если человек измучен, ему будет не до искусства, не до религии, не до справедливости и т.п. – Во-вторых, материальные ценности называют самодовлеющими – значимыми сами по себе, за то, что материальные потребности, удовлетворению которых служат материальные ценности, вытекают из физической природы человека. Без материальных ценностей человек просто перестанет существовать.

2) Духовными называют ценности, обслуживающие потребности духовной жизни людей, а конкретно – науку, искусство, нравственность, религию, игру и связанные с этими феноменами культуры ценности, такие как истина, добро, красота и др.

3) Социально-политическиминазывают ценности, обслуживающие потребности социальной и политической деятельности людей. К ним относятся явления самого разного порядка: различные формы общности людей (государство, общество, семья, народ, нация), нормы общественной жизни (право, обычаи, традиции), и идеи (свобода, равенство, братство, справедливость). Одной особенностью социально-политических ценностей является то, что они имеют отношение и к материальной, и к духовной жизни людей. Их отсутствие воспринимается людьми как насилие и над телом, и над духом. Второй особенностью социально-политических ценностей является их двойственный, морально-правовой характер. В их создании принимают участие и общество, и государство как особый социальный институт: мораль создается непосредственно обществом, а право – государством. Нормы права берут свое начало из нравственности, из представлений о добре и зле.

Особое место в тройной классификации ценностей принадлежитобразованию,илипросвещению, которое занимает промежуточное положение между духовными и социальными ценностями: по роли в обществе просвещение является социальной ценностью, а по содержанию – духовной.

Строго говоря, все культурные ценности являются социальными, потому что существуют только в обществе, порождены общественной жизнью человека и обслуживают разные сферы общественной деятельности. Но в социально-гуманитарных дисциплинах сложилось теоретическое разделение 4-х сфер жизнедеятельности общества:

1. Хозяйственно-экономической (или производственной) сферы – это область отношений, которые складываются между людьми и социальными группами в области производства материальных благ;

2. Социальной сферы – она представляет собой область отношений между различными социальными группами по поводу распределения материальных благ (например, между государством и пенсионерами, между различными классами, между государством и семьей и т.п.);

3. Духовной сферы – совокупности отношений по поводу производства и потребления духовных ценностей, таких как знания, художественные ценности, нравственные ценности, религиозные ценности;

4. Политической сферы – она представляет собой совокупность феноменов самого разного рода, непосредственно связанных с установлением и перераспределением властных отношений, таких как политические институты, организации, отношения, нормы, идеи, программы, интересы и т.п. Именно в этом узком смысле у Тугаринова и выделяются социальные ценности.

В общественной жизни ценности функционируют в тесном взаимодействии друг с другом, как системы ценностей. На выбор системы ценностей всегда оказывают влияния интересы людей и уровень их информированности (образования). Системы ценностей изменчивы. Ценности осуществляются в поступках, а не на словах. Знать человека – значит знать его систему ценностей.

Наши рекомендации