Задача 2. работа с графиками (зайчиков ю.).
Класс
Задача 1. Полет в облаках (Замятнин М.).
Облетая грозовую тучу, самолет, летящий на восток со скоростью υ0 = 134 м/с, сделал несколько маневров. Сначала он в течение некоторого времени τ летел с ускорением a, направленным на юг, в результате чего его скорость выросла до υ1= . Затем в течение времени τ он летел с таким же ускорением a, направленным на восток. И, наконец, на третьем участке пути, в течение времени τ он летел с ускорением 2a, направленным на север. Какой стала скорость самолета, и под каким углом к исходному курсу (на восток) она оказалась направлена после завершения маневрирования?
Возможное решение.При равноускоренном движении скорость самолёта . Направим ось X на восток, а ось Y – на север. Так как после первого маневра скорость самолёта возросла до υ1= , то по теореме Пифагора
(1)
Решение задачи сводится к построению векторного многоугольника (рис. 1).
Рис. 1
После завершения маневров конечная скорость станет равна
. (2)
Модуль скорости равен
. (3)
Числовое значение
. (4)
Новый курс направлен на северо-восток под углом α к восточному направлению. Угол α найдём из условия:
, или . 2 балла
Критерии оценивания.
(1) Найдена проекция скорости самолёта 1 балл
(2) Записано векторное уравнение для конечной скорости самолёта 3 балла
(3) Получено выражение для модуля конечной скорости 2 балла
(4) Получено числовое значение искомой скорости 1 балл
(5) Найдено направление вектора искомой скорости 3 балла
Задача 2. Работа с графиками (Зайчиков Ю.).
В модели железной дороги электровоз движется по прямолинейному пути. Зависимость координаты электровоза от времени приведена на рисунке. Начертите график зависимости скорости поезда от времени. Вычислите скорость поезда в точках А, Б, В, Г, Д. Найдите ускорение поезда на участках (А – Б), (Б – Г) и (Г – Д). Известно, что участки (А – Б), (Б – Г) и (Г – Д) – ветви парабол.
Рис. 2
Возможное решение.Из графика (рис. 2) видно, что скорость локомотива в течение первой и шестой секунд одинакова и равна (1)
В моменты времени t1 = 3,5 с и t2 = 4,5 с координата x не изменяется. Это значит, что в эти моменты скорость равна 0. (2)
Так как на участке (Г – Д) движение равноускоренное, и в момент t2 = 4,5 с скорость равна нулю, то на этом участке скорость изменяется прямо пропорционально времени, и её график в момент t2 =4,5 с проходит через 0 (рис. 3). (3)
На участке (Б – Г) движение также равноускоренное, и в момент t1 = 3,5 с скорость равна нулю. На этом участке скорость тоже изменяется прямо пропорционально времени, и её график в момент t1 = 3,5 с проходит через 0. (4)
На участке (А – Б) движение равноускоренное, а на графике (рис. 3) скорость представляет собой прямую, соединяющую скорости в точках А и Б. (5)
Из рис. 3 находим модуль ускорения модели электровоза: (6)
Критерии оценивания.
(6) Найдена скорость в начале и конце пути 1 балл + 1 балл
(7) Указаны моменты времени, когда скорость локомотива равна 0. 1 балл + 1 балл
(8) Построен график скорости на участке (Г – Д) 2 балла
(9) Построен график скорости на участке (Б – Г) 2 балла
(10) Построен график скорости на участке
(А – Б) 1 балла. Рис. 3
(11) Найден модуль ускорения 1 балл
Задача 3. Разбавленное топливо (Замятнин М.).
В бензобак автомобиля, в котором оставалось немного хорошего бензина, долили некачественное топливо. В результате удельная теплота сгорания q топлива, поступающего в двигатель, изменялась со временем (по мере расхода топлива) так, как показано на рис. 4. При данном выборе масштаба участки кривой АВ и ВС представляют собой дуги окружностей одного и того же радиуса. Считая КПД двигателя постоянным и равным 40%, определите, какую полезную работу совершил двигатель?
Возможное решение. Количество теплоты, выделившееся в двигателе при сгорании топлива, пропорционально площади под графиком. (1)
Поскольку дуга АВ выпуклая, а дуга ВС – вогнутая, то площадь под графиком зависимости q от m равна площади под графиком ломаной А1АСС1 (рис. 5). (2)
. (3)
С учетом КПД двигателя, его полезная работа
(4)
Критерии оценивания.
(12) Указано, что энергия сгоревшего топлива пропорциональна площади под графиком
3 балла
(13) Указано, как вычислять площадь криволинейной трапеции 2 балла
(14) Получено числовое значение теплоты, выделившейся при сгорании топлива 2 балла
(15) Записано выражение для полезной работы двигателя 2 балла
(16) Получено числовое значение работы 1 балл
Задача 4. Сила тока в разветвлённой цепи (Слободянин В.).
Электрическая цепь состоит из десяти одинаковых резисторов и двух амперметров, которые можно считать идеальными (рис. 6). Через амперметр А1 протекает ток силой I1 = 20 мА. Вычислите силу тока I2, протекающего через амперметр А2.
Рис. 6 Рис. 7
Возможное решение. Пусть сопротивление одного резистора равно R. Заменим резисторы, соединённые последовательно, эквивалентными резисторами (рис. 7). Наименьшую силу тока, протекающего через резистор сопротивлением 4R, обозначим через I4. Выразим падение напряжения между узлами C и D через сопротивления соответствующих резисторов и силы токов I4 и I2.
. (1)
Заметим, что силы токов, протекающих через параллельно соединённые резисторы, обратно пропорциональны сопротивлениям этих резисторов. (*)
Отсюда
. (2)
Сила тока, протекающего через узел D
. (3)
Выразим падение напряжения между узлами А и В через сопротивления соответствующих резисторов и силы токов и I4.
. (4)
Откуда . (5)
Сила тока, протекающего через узел В
. (6)
Отсюда
, (7)
а сила тока мА. (8)
Критерии оценивания.
(2) Найдена связь между и 2 балла
(5) Найдена связь между и 3 балла
(7) Найдена связь между и 3 балла
(8) Найдена сила тока I2 2 балла