Основы философского понимания мира. Философское учение о бытии (онтология).
Общие рекомендации:
Основная задача преподавателя показать студентам, что в истории философии постоянно происходило обновление взглядов философов на развитие природы и познания, и объяснить причину изменений представлений о мироустройстве. Преподаватель должен познакомить студентов с современной философской картиной мира, показать как ориентироваться в современных научных теориях о строении мира. Преподаватель должен дать студентам все основные понятия онтологии и гносеологии, а также представить смысл проблем, занимавших мыслителей.
Учебные цели –ознакомить учащихся с разделом философии, изучающим проблемы бытия человека, дать основные понятия философской онтологии, ориентироваться в современных научных теориях о строении мира.
Цели модуля –получить представление о формировании современной философской картины мира.
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях о строении мира.
Вопросы учебного занятия
1. Бытие. Проблема бытия в истории философии.
2. Категория «материи» в философии и формы ее существования: «пространство», «время», «движение».
3. Многомерность измерений человеческого бытия в мире.
4. Категория «сознание» в философии как способность человека к мышлению: способы отображения сознания
- индивидуальное/общественное сознание
- солипсизм
- структура сознания
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2016.
3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011.
Дополнительная
1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2016
2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студентa. - M., 2015
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016.
4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2011.
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2013.
6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М.,2016
7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2016.
8. Современный философский словарь. — М., 2012
9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 2012
10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека c природой. — M., 1986.
11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 2014
12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2016.
Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»
Основы философского понимания мира. Философское учение о познании (гносеология).
Общие рекомендации:
Преподаватель должен дать студентам основное представление о теории познания (гносеологии): представить концепции гностицизма и агностицизма; уяснить учащимся, что выступает субъектом и объектом познания. Преподаватель должен ознакомить студентов с различными источниками познания (рационализм и эмпиризм), пояснить роль знания в процессе познания; дать анализ концепции истины.
Учебные цели –ознакомить учащихся с разделом философии, изучающим проблемы человеческого познания, дать основные понятия философской гносеологии, ориентироваться в современных научных теориях о познании мира.
Цели модуля –получить представление о формировании современной философской картины мира.
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях о познании мира.
Вопросы учебного занятия
1. Гносеология. Принципы познаваемости мира.
2. Эмпиризм и рационализм как принципы истолкования основных позиций мира в истории философии.
3. Истина. Концепции истины.
4. Диалектика. Категории диалектики.
5. Детерминизм и индетерминизм.
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2016.
3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011.
Дополнительная
1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2016
2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студентa. - M., 2015
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016
4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2011.
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2013.
6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2016
7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2016
8. Современный философский словарь. — М., 2012
9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 2012
10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека c природой. — M., 1986.
11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М.,2014
12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2016
Тема 5 «Философская теория развития мира»
Общие рекомендации:
В ходе учебных занятий преподаватель должен акцентировать внимание на понятии «диалектика» и ее категориях; провести дифференциацию понятий «диалектика» и «метафизика», уяснить принцип всеобщей связи и принцип развития. Дать характеристику детерминизму и индетерминизму, динамическим и статическим закономерностям. Преподаватель должен дать студентам основное представление о научной, философской и религиозной картинах мира.
Учебные цели –показать многообразие картин мира, уяснить идею развития в ее историческом измерении, обозначить современные теории саморазвития и самоорганизации мира.
Цели модуля –получить представление о формировании современной философской картины мира, диалектическом и синергетическом видение развития.
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях о познании мира.
Вопросы учебного занятия
1. Многообразие картин мира.
2. Современные теории самоорганизации мира: диалектика и синергетика
2.1 диалектическое видение развития: законы и принципы
2.2 синергетическое видение развития: законы и принципы, точка бифуркации
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016.
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2016.
3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011.
Дополнительная
1. Горбачев В. В. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студентов вузов. — М., 2016
2. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В. Философия: Справочник студентa. - M., 2015
3. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016
4. Никифоров А. Л. Природа философии. — М., 2011.
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2015.
6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2016
7. Радугин А. А. Хрестоматия по философии. — М., 2016
8. Современный философский словарь. — М.,2012
9. Современная философия. Словарь и хрестоматия. — Ростов н/Д, 2012
10. Пригожим И., Стенерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека c природой. — M., 1986.
11. Степин В.С, Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. — М., 2014
12. Философия и методология познания: Учеб. для магистров и аспирантов - CII6., 2016.
Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»
Философская антропология: проблема человека
Общие рекомендации:
Задача преподавателя – ознакомить учащихся с понятием философская антропология, показать, что эта сфера знания является одним из ключевых направлений современной философии. Основные вопросы, на которых следует остановится подробнее: человек и его бытие в мире (общие понятия о человеке, многомерность человека, человек и человечество, идея личной уникальности и т.д.); душа, сознание и разум (общее представление о душе, душа и тело, душа и проблема единства духовно-идеального и материального, проблема сознания, сознание и самосознание, рефлексия, сознание и сфера бессознательного, рефлексия, психика человека, рассудок, разум, ум, мудрость, сознание, язык, общение и т.д.). Преподавателю необходимо соотнести и дать основные понятия: личность и массы; свобода и необходимость; смысл человеческого бытия; насилие и ненасилие; свобода и ответственность; мораль, справедливость, право. Необходимо затронуть проблемы функционирования общества как едино-целой системы определенного множества народа; человечества как едино-цельной социально-планитарной системы; дать определение – нации – народности – этноса и т.д., рассмотреть проблемы демографии.
Учебные цели –уяснить и закрепить основные понятия философской антропологии; обозначить смысл проблем, занимавших мыслителей; проследить постоянное изменение взглядов философов в понимании человека; познакомить с современными философскими теориями, посвященными проблеме личности; развить способность к пониманию другого человека.
Цели модуля– ознакомить учащихся с особенностями развития философско - антропологической проблематики, научить различать типы философских позиций в понимании отношений личности и общества, понимать причины изменений представлений о человеке, знать сферы аксиологической направленности человеческой жизнедеятельности
Воспитательные цели – способствовать формированию культуры понимания соотношения в человеке биологического и социального начал, а следовательно и ценностных позиций в социокультурной жизнедеятельности человека (умению осознавать себя, понимать смысл собственной жизни, выстраивать отношения в другими людьми).
Вопросы учебного занятия
1. Проблема человека в истории философии.
2. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственностъ.
3. Человек, индивид, индивидуальность, личность.
4. Смысл жизни.
5. Ценности человеческого существования и их значение.
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. –М., 2016.
3. Степин В. С. Философская антропология и философия науки. М., 2014
4. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 2012
Дополнительная
1. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. — М., 2016
2. Гуревич П. С. Философская антропология: опыт систематики // Вопросы философии. М., 1995., № 8. - С. 92 - 102.
3. Бережной Н. М. К проблеме комплексного изучения человека // Философские науки. М., 1991., № 1. - С. 17 - 30
4. Зинченко В. П. Размышления о душе и ее воспитании (час души) // Вопросы философии. М., 2002., № 2. - С. 119 - 136.
5. Кириленко Г. Г., Шевцов Е. В.Краткий философский словарь. — М.,2013.
6. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. — М., 2016
7. Вальверде К. Философская антропология. М., 2012
8. Современный философский словарь. — М., 2012
9. Некрасова Е. Н. Живая истина: метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века. М., 2012
10. Григорьян Б. Т. Философская антропология: критический очерк. М., 2011
11. Гусейнов А. А. Введение в этику. М., 2013
12. Евлампиев И. И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека //
13. Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. В кн.: Трубецкой Е. Н. Избранные произведения., Ростов на Дону, 2015
14. Франк С. Л. Смысл жизни. В кн.: Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992.
Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия):
общество, культура, цивилизация»
Социальная философия: общество, культура, цивилизация
Общие рекомендации:
Преподавателю необходимо дать основные понятия социальной философии; представить смысл проблем, занимавших мыслителей; познакомить с современной философской концепцией общественного развития; проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества; научить ориентироваться в истории социально-политических учений; развить способности самостоятельного анализа социальных проблем. Необходимо также уделить внимание таким вопросам как зарождение социально-исторического сознания, идея общественно-исторической закономерности, объективное и субъективное в социально-историческом процессе, стихийное и сознательное в истории и т.д. Преподаватель должен ознакомить учащихся с такими понятиями как культура и цивилизация; пояснить их смысловую поливариантность; выяснить роль культуры как формы самореализации человека. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур. Интерес представляет обращение к проблеме множественности культур; и обоснования различий Востока и Запада как цивилизационных типов. Отдельная проблема – бинарность русской культуры.
Учебные цели –изучить теорию и методологию познания общества, философские теории общества, диалектику общественно – исторического развития.
Цели модуля –дать основные понятия социальной философии, представить смысл проблем, занимавших мыслителей, познакомиться с современными философскими концепциями общественного развития, проследить постоянное изменение взглядов философов на развитие общества, развить способность самостоятельного анализа социальных проблем.
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях общественного развития.
Вопросы учебного занятия
1. Социальная философия: ее предмет, специфика и задачи
2. Основные подходы к исследованию общества в философии
3. Общество как система. Структура общества.
4. Общество как процесс.
5. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития
Литература
Основная
1. Введение в философию: Учебное пособие для вузов. — М., 2016
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016
3. История философии. Под ред. Ч. С. Кирвеля. — Минск, 2011.
Дополнительная
1. Барулин В. С. Социальная философия. — М., 2012.
2. Немировская Л. 3. Философия: Курс лекций. — М.,2016.
3. Кондаков И. В. Введение в историю русской культуры. — М.,2012.
4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. — М., 1998.
5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2009.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2013.
7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2016
8. Краткая история философии / Под ред. В. Г. Голобокова. — М., 2011.
Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности»
Общие рекомендации:
Будущее человечества; геополитика: человечество перед лицом глобальных проблем. Глобальные проблемы современности: взаимодействие цивилизаций (К.Ясперс, А.Тоинби) и сценарии будущего. Преподавателю необходимо представить смысл проблем, занимающих футурологов и глобалистов; проследить постоянное изменение взглядов философов на будущее развитие общества; научить ориентироваться в современных сценариях мирового развития; развивать способности к самостоятельному анализу современных социальных проблем; знать факты и понимать причины глобальных проблем.
Учебные цели –изучить философскую проблематику глобализации общества в системах «человек – социум», «человек – природа», уяснить векторы процесса глобализации, а также возможные пути решения глобальных проблем современности (и стратегий будущего развития)
Цели модуля – уяснить основные понятия глобальных проблем современности с позиции философского компонента; ознакомиться со смыслом проблем, занимающих футурологов и глобалистов, научить ориентироваться в современных сценариях мирового развития.
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных научных теориях общественного развития и возможных вариантах решения глобальных проблем современности.
Вопросы учебного занятия
1. Проблемы глобализации общества в системе «человек – социум».
2.Проблемы глобализации общества в системе «человек – природа». Географический детерминизм. Экологический кризис.
3. Римский клуб и исследование глобальных проблем.
4. Пути решения глобальных проблем.
5. Философия и современный мир.
Литература
Основная
1. Барулин В.С. Социальная философия. - М., 2014
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016.
3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2012
Дополнительная
1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012
2. Глазычев С.Н., Козлова О.Н. Экологическая культура. – М., 2013
3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М., 2011
4. Рассел Б. Мудрость Запада: Историческое исследование западной философии в связи с общественными и политическими обстоятельствами. — М., 1998.
5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2009.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.
7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2002.
8. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 2012
Тема 9 «Философия науки и техники»
Общие рекомендации:
Основные проблемы, которые необходимо рассмотреть сводятся к установлению степени научности (и всенаучности) знания – вопросу «Что есть наука?»; определении критерия научности; структуры научного познания, его методы и формы: роста научного знания (научные революции и смены типов рациональности); наука и техника, основные проблемы философии техники, техника и этика; человек в информационном обществе.
Учебные цели –изучить проблематику философии науки и техники, вопросы демаркации в философии науки и концепции научных революций, а также «демонизма» техники и профессиональной ответственности ученого
Цели модуля – уяснить основные понятия философии науки и техники, проанализировать интерпретацию природы техники в истории философии, исторические типы рациональности, научить ориентироваться в проблемах современной научной цивилизации
Воспитательные цели – способствовать формированию у учащихся способности ориентироваться в современных теориях научного развития, ознакомить с профессиональной ответственностью ученого.
Вопросы учебного занятия
1. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Научное знание как система.
2. Проблема демаркации в философии науки.
3. Концепция научных революций Т. Куна.
4. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда.
5. Профессиональная ответственность ученого.
6. Современная техническая цивилизация.
Литература
Основная
1. Философия и методология науки. - М., 2012
2. Философия: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – М., 2016
3. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. – М., 2012
Дополнительная
1. Бестужев – Лада И.В. Альтернативная цивилизация. – М., 2012
2. Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как часть теории познания и научной методологии. - М., 2011
3. Чудинов Э.М. Природа научной истины. – М., 2016
4. Традиции и революции в истории науки. – М., 1991
5. Смит Л., Рейпер В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. — 2009.
6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М., 2003.
7. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. — М., 2016.
8. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Природа научной истины. – М., 2007
Глоссарий
Классификация философских учений по количеству первоначал:
1. Монизм. — философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия.
Монистами являются все последовательные материалисты (Демокрит, Дидро, Гольбах, Маркс) и все последовательные идеалисты (Августин, Фома Аквинский, Гегель).
2. Дуализм — философское учение, в котором признается существование двух первоначал бытия (чаще всего — материального и идеального). Первый последовательный дуалист — Аристотель. К числу дуалистов относят также Декарта и Канта.
3. Плюрализм — философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия.
Классификация философских учений по качеству первоначал:
Материализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).
Различают следующие формы материализма: стихийный материализм античных философов, натурфилософский материализм эпохи Возрождения, механистический материализм XVII—XVIII вв. и диалектический материализм, предлагаемый марксистской философией. Механистический и диалектический материализм различаются в ответах на вопросы о характере движения и изменения в материальном мире и о природе материальной субстанции. В механистическом материализме материя понимается как вещество и признается относительный характер движения, сводимого к механическому перемещению. В диалектическом материализме материя понимается как объективная реальность, не зависящая от сознания и противопоставленная ему, признается относительный характер покоя, а движение рассматривается как любое возможное изменение.
Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность.
Объективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т.е. вне и не зависимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т.п.). Термин «идеализм» был предложен еще позже — в XVIII в. Идеализм первичным началом признает идею, мысль, сознание, а реконструкцию действительности осуществляет исходя из «человека».
Субъективный идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».
Однако все многообразие форм идеализма невозможно свести к двум названным. Так, например, объективный идеализм может существовать в форме панлогизма, когда исходным началом выступает разум (философия Г. Гегеля), или в форме волюнтаризма, где исходным началом выступает надмировая воля (философия А. Шопенгауэра).
Гилозоизм — философское учение, утверждающее одушевленность как живой, так и неживой природы. Гилозоизм зародился уже в древности, например, он имел место в учении Фалеса, Гераклита, стоиков и т.д. Античный гилозоизм послужил теоретическим фундаментом для пантеизма.
Пантеизм — это течение в философии, в котором Бог (идеальное начало) и природа (материальное начало) отождествляются: нет Бога вне природы, но и нет природы вне Бога.
Пантеизм возник в эпоху Возрождения, его идеи развивали Николай Кузанский, Джордано Бруно, а в Новое время пантеистические идеи можно обнаружить у Шеллинга, Гегеля, Соловьева и т.д.
Деизм — это течение в философии, в котором Бог признается творцом мира, но, создав мир и вложив в него определенные законы, Бог более не вмешивается в дела мира: мир существует по своим законам.
Строго говоря, деизм есть особая разновидность объективного идеализма, но в то же время он был и переходным этапом на пути от объективного идеализма к материализму. Деизм возник в XVII в. и особое распространение получил в эпоху Просвещения. У истоков деизма стояли Декарт, Ньютон, Локк, к числу виднейших деистов можно отнести Вольтера, Руссо, Канта, Ломоносова.
Космос — в переводе с древнегреческого означает «порядок». Космос, или порядок, в античной философии противопоставлялся Хаосу как беспорядку, смешению.
Космология — учение об устройстве мира, т.е. мира такого, каким он существует в настоящее время.
Космогония — учение о происхождении мира, о процессе его становления, который привел к его современному состоянию.
Космогенез — сам процесс образования и становления мира.
Классификация философских учений с точки зрения гносеологии. Предложенная выше типология философских систем исходила из особенностей онтологии той или иной философской системы. Очевидно, что классификацию философских учений можно формировать и на иных основаниях, например гносеологических. В этом случае структура взаимосвязей между различными системами окажется иной.
Классификацию можно построить в зависимости от характера ответа на вопрос об адекватности познания. Тогда все множество учений распадается на три типа: крайний агностицизм, умеренный агностицизм (скептицизм) и гносеологический оптимизм.
Агностицизм — течение в философии, в котором мир признается принципе не познаваемым.
Позиция крайнего агностицизма, утверждающего, что познание реальности невозможно, выделяется с точки зрения логической полноты. В реальной истории философии позиция крайнего агностицизма не была реализована. Наиболее распространенной в истории философии является позиция умеренного агностицизма или скептицизма. В философских системах этого типа утверждается, что познание реальности возможно, но не по существу, а на уровне явлений. Иначе говоря, познание скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. Позиция гносеологического оптимизма предполагает следующий ответ на вопрос о возможностях познания и степени его адекватности: мир познаваем полностью и по существу. Такая точка зрения характерна для философов эпохи просвещения, Г. Гегеля, диалектических материалистов.
Релятивизм (от лат. «reiativus» — относительный) — направление в философии, возводящее в принцип относительность всякого знания, т.е. его неполноту и условность, и на этой основе отрицающее какую-либо возможность достижения объективной истины. Основы релятивизма были заложены еще софистами и скептиками, в Новое время релятивизм развивался в позитивизме.
Рационализм (от латинского «ratio» — разум) — направление в философии, признающее разум основой познания, главным орудием познания, а также критерием истины.
Основы рационализма были заложены еще в античной философии (Парменид, Платон и др.), но как философское направление рационализм сформировался в Новое время; его крупнейшие представители — Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).
Иррационализм (от латинского «irrationalis» — неразумный, бессознательный) — направление в философии, в котором ограничивается или вообще отрицается познавательная сила разума, сущность бытия при этом понимается как недоступная разуму, принципиально отличная от него. Чаще всего к иррационализму принадлежат субъективно-идеалистические учения, например философия жизни (Шопенгауэр, Ницше, Бергсон), экзистенциализм (Сартр, Камю, Хайдеггер и т.д.) и ряд других.
Сенсуализм (от латинского «sensus» — чувство) — направление в философии, в котором основным источником познзнпя признаются чувства (ощущения), они же считаются критерием истины.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Абсолют – понятие метафизики, обозначающее безусловного, вечного, неизменного, самодостаточного субъекта, который содержит все существующее и творит его.
Абстракция – одна из сторон, форм познания, мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделение какого-либо свойства или отношения.
Агностицизм – философское учение, отрицающее частично или полностью возможность познания мира.
Аксиология – философское исследование природы ценностей.
Аксиома – предположение какой-либо научной теории, которое берется в качестве недоказуемого и из которого выводятся все остальные предложения теории по принятым в ней правилам вывода.
Акциденция – временное, несущественное свойство вещи, в отличие от субстанционального, существенного.
Анализ и синтез – процессы мысленного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей (в самом общем значении).
Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
Антиномия – появление в ходе рассуждений двух противоречащих, но представляющихся одинаково обусловленными суждений.
Антропоморфизм - перенесение присущих человеку свойств и характеристик на природу и приписывание их вымышленным мифическим существам (богам, духам и т.п.).
Апатия – состояние безразличия. В учении стоиков бесстрастие, душевная невозмутимость.
Апейрон – беспредельное, неопределенное, бескачественное начало мира, находящееся в вечном движении (Анаксимандр).
Апория – трудноразрешимая проблема.
Апостериори – понятие, в отличие от априори, означающее знание, полученное из опыта.
Априори – понятие, в отличие от апостериори, означающее знание, полученное до и независимо от опыта, изначально присущее сознанию.
Аскетизм – принцип поведения и образ жизни, определенный крайней воздержанностью в удовлетворении потребностей, отказом от земных благ ради достижения морального или религиозного идеала.
Атараксия – состояние душевного покоя и невозмутимости духа.
Атеизм – система взглядов, отрицающая веру в сверхъестественное, отказ от всякой религии.
Атомистика – учение о дискретном, прерывном строении материи (из атомов и др. микрочастиц).
Атрибут – неотъемлемое свойство предмета, без которого он не может существовать и мыслиться.
Бессознательное – понятие, обозначающее особую область психики, сосредоточившей в себе влечения, мотивы, стремления, смысл которых недоступен сознанию.
Благо – наиболее общее понятие, обозначающее положительную ценность в противоположность злу, отрицательной ценности.
Бог – фантастический образ сверхъестественного, всемогущего существа сотворившего мир и управляющего им (абсолют для религии).
Бытие – 1.Философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир; 2. Наиболее общее и абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.
Вера – состояние субъекта, связанное с духовным миром личности, возникающее на основе информации об объекте, выраженной в идеях или образах, связанное с эмоцией уверенности.
Верифицируемости принцип – принцип логического позитивизма, согласно ему истинность всякого утверждения об объекте должна быть установлена путем его сопоставления с чувственными данными.
Вечность – бесконечная длительность времени существования мира.
Видимость (кажимость) – понятие, выражающее момент обманчивости в восприятии объекта или явления.
Волюнтаризм – философское направление, признающее волю первоосновой всего сущего.
Воля – специфическая способность или сила; целеустремленность человека на выполнение каких-либо действий.
Воображение – способность человека создавать новые образы в человеческом сознании на основе преобразования впечатлений.
Восприятие – чувственное познание предметов и объективных ситуаций (взаимоотношений предметов, движений, событий); целостная форма чувственности, неразрывно связанная с опытом.
Время – форма протекания всех процессов в мире, их длительность, условие возможности движения, изменения, развития.
Врожденные идеи – понятия и положения, присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта.
Всеобщая связь явлений – наиболее общая закономерность существования мира, результат и проявление универсального взаимодействия всех предметов и явлений.
Гедонизм – принцип этики, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавление от страдания.
Географическая среда – совокупность предметов и явлений неживой и живой природы, вовлеченных в процесс общественной жизни и представляющих необходимое условие существования и развития общества.
Герменевтика – искусство и теория истолкования, целью которой является выявление смысла текста.
Гилозоизм – философское учение об универсальной одушевленности материи.
Гипотеза – предположение.
Гипотетико-дедуктивный метод – система методологических приемов, заключающаяся в выдвижении гипотез и проверке их путем вывода из них следствий и сопоставлении этих следствий с фактами.
Глобальные проблемы – комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих существование и выживание как мира в целом, так и его регионов или стран.
Гносеология – теория познания.
Движение – в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие объектов и их состояний.
Дедукция – способ рассуждения и метод исследования, умозаключение от общего к частному.
Деизм – учение, признающее бога как безличную первопричину мира, развивающегося далее по своим собственным законам.
Детерминизм – учение о всеобщей, закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений (противоположен индетерминизму).
Деятельность – специфически человеческий способ отношения к миру, в котором человек преобразует мир и самого себя.
Диалектика – теоретическое мышление, его форма и способ, предметом которого являются противоречия.
Доказательство – рассуждение, цель которого обосновать истинность(ложность) утверждения.
Дуализм – учение, обосновывающее равноправие материальной и духовной субстанций.
Ереси – различные отклонения от официального религиозного вероучения, оппозиционные или враждебные ему.
Естественное право – учение об идеальном, независимом от государства праве, вытекающем из велений разума и «природы» человека.
Жэнь – понятие конфуцианской философии, означающее гуманность.
Закон – внутренняя, существенная, устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.
Знание – 1. умение, навык, необходимый для того, чтобы сделать что-то;2. познавательно значимая информация, удостоверенная и проверенная с объективной и субъективной стороны.
Идеализм – мировоззрение, отождествляющее мир с содержанием сознания познающего субъекта (субъективный идеализм), либо утверждающее существование идеального, духовного начала вне и независимо от сознания человека, а внешний мир считающее проявлением этого универсального сознания (объективный идеализм).
Идентификация – установление на основании определенных признаков тождества различных объектов.
Идея – философский термин, обозначающий смысл, значение, сущность.
Имманентное – внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу свойство (закономерность).
Индукция – тип умозаключения от частного к общему, а также метод исследования.
Интеллигибельный – термин, означающий предмет или явление, постигаемое только разумом или интеллектуальной интуицией.
Интенциональность – направленность сознания на предмет.
Интуиция – способность непосредственного постижения истины.
Иррационализм – учение, ограничивающее возможности разума.
Иррациональный – не постижимый разумом, невыразимый в логических понятиях.
Истина – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения.
Каузальность – причинность.
Качество и количество – категории, обозначающие важные стороны объективной действительности. Качество – тождественная бытию предмета определенность, количество – нетождественная, несущественная бытию предмета определенность.
Конвенционализм – концепция, согласно которой понятия и теоретические построения науки являются результатом соглашения ученых (неопозитивизм).
Критерий истины – средство проверки того или иного утверждения, гипотезы и т.п.
Культура – развивающаяся система надбиологических программ жизнедеятельности человека, выраженных в знаково-символической форме, воспроизводящая и изменяющая социальность.
Ли – понятие китайской философии, означающее закон, порядок вещей.
Логос – понятие античной философии, означающее разум, слово, меру, всеобщий закон и т.д.
Ложь – высказывание, сознательно искажающее действительное положение дел.
Материализм – мировоззрение, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, а человеческое сознание как закономерный результат эволюции мира.
Материальное – все, что существует вне и независимо от сознания субъекта.
Мера – категория, выражающая органическое единство качественной и количественной определенности предмета или явления.
Метатеория – теория, предметом исследования которой является какая-то другая теория.
Метафизика – 1. «первая философия» Аристотеля, исследующая умозрительно постигаемые и неизменные начала всего существующего; с 16 века в равном значении применялся термин «онтология». 2. «Антидиалектика» со времен Г.В.Ф.Ф. Гегеля.
Метод – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность (общее значение); как средство познания –способ воспроизведения в мышлении исследуемого объекта.
Методология – 1. совокупность познавательных средств, методов, используемых какой-либо наукой; 2. учение о методах теоретической и практической деятельности.
Мировоззрение – система взглядов, ценностей, принципов, идеалов и убеждений, центром которой является проблема мира и места человека в нем.
Модальность – характеристика суждения по «силе» высказываемого в нем утверждения ( суждение может быть необходимым, случайным, возможным, невозможным и т.д.).
Модус – термин, обозначающий свойство предмета, присущее ему лишь в некоторых состояниях, в отличие от атрибута.
Монада - понятие, означающее субстанциональную, структурную единицу бытия.
Монизм – учение, принимающее за основу всего существующего одно начало.
Мышление – процесс решения проблем, переход от условий, задающих проблему, к результату.
Натурфилософия – умозрительная философия природы.
Необратимость – характеристика изменения, при котором не происходит возврата к началу, а есть переход в качественно новое состояние.
Необходимость и случайность – категории, выражающие отношение к основанию (сущности) процесса его отдельных форм (проявлений).
Нигилизм – абсолютное отрицание, не связанное с положительными идеалами.
Ноумен – термин, означающий сущность, постигаемую только умом, в противоположность феномену.
Общество – совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, всесторонне зависящих друг от друга (в широком смысле слова).
Онтология – учение о бытии вообще.
Ощущение – элементарное содержание, находящееся в основе чувственного познания мира, необходимое для построения восприятия и др. форм чувственности.
Память – способность организма сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и о своем внутреннем состоянии для ее дальнейшего использования.
Пантеизм – философское учение, сближающее понятия бога и природы, стремясь их отождествить.
Понятие – форма рационального мышления, связанная с применением языка, обобщающая предметы и явления.
Представление – форма чувственного познания, наглядный, целостный образ предмета и явления, сохраняемый и воспроизводимый без непосредственного воздействия предметов и явлений на органы чувств.
Природа – окружающий нас мир во всем многообразии своих проявлений.
Причина и следствие – категории, обозначающие объективные причинно-следственные связи действительности; причина предшествует во времени явлению и является необходимым условием, предпосылкой возникновения и изменения явления.
Противоречие – категория, обозначающая внутренний источник всякого развития, изменения, движения.
Развитие – закономерное качественное изменение объектов, характеризуемое как необратимое и направленное.
Рационализм – 1.установка философского мировоззрения, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума;2.направление в гносеологии, считающее источником достоверного знания деятельность разума.
Релятивизм – учение об относительности, условности и субъективности человеческого познания.
Рефлексия – форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий, своего психического состояния, самопознания и оснований культуры.
Самосознание – выделение человеком самого себя из мира, переживание, оценка и осознание себя и своего отношения к миру.
Свобода и необходимость - категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными условиями природы и общества.
Сенсуализм – направление в гносеологии, считающее ощущения, чувства единственным источником достоверного знания.
Система – совокупность элементов, находящихся в связях и отношения между собой, образующих единство, целостность.
Скептицизм – концепция, подвергающая сомнению возможность познания мира.
Содержание и форма – категории, выражающие взаимосвязь двух сторон реальности, определенным образом упорядоченной совокупности элементов и процессов, образующих предмет или явление, т.е. содержания, и способа существования и выражения этого содержания, т.е. формы.
Сознание – уровень психической активности человека, который выражается в субъективной переживаемости мира и самого себя, а также в интерпретации информации, поступающей извне и изнутри человеческого организма.
Субстанция – объективная реальность в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.
Суждение - форма рационального мышления, мысль в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объекте.
Сущность и явление – категории, обозначающие совокупность глубинных связей, отношений и внутренних законов действительности, и конкретные свойства, процессы, события, выражающие внешние стороны действительности и представляющие форму проявления и обнаружения некоторой сущности.
Телеология – религиозно-философское учение об объективных внечеловеческих целях и целесообразности в действительности.
Трансцендентный – термин, обозначающий то, что находится за пределами сознания и познания, в противоположность имманентному.
Умозрение – способ теоретического постижения истины, основанный на отвлеченных логических построениях.
Умозаключение – форма рационального мышления, рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Фатализм – концепция, согласно которой все в мире подчинено необходимости, свободы не существует.
Феномен – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.
Философия – теоретическое мировоззрение, предметом которого являются мир и человек; метакультурная сфера творчества.
Ценность – понятие, выражающее социокультурную значимость предметов и явлений.
Эмпиризм – направление гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Этика – философия морали.
Язык – система знаков, средство человеческого общения, мышления и выражения.