Зарождение итальянского гуманизма и его распространение в европе
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Эпоха Возрождения (Ренессанс), пришедшая на смену Средневековью, во временном отношении охватывает интервал, равный примерно 3-м векам - с середины XIV по середину XVII вв.
Несмотря на значительные различия вышеназванных эпох, было бы неверным недооценивать преемственность их культур. Это касается не только естественно-научного знания (в позднем средневековье связующими звеньями были Р.Бэкон и У. Оккам). Ренессанс утверждал не только светскую культуру и мировоззрение, но и широко использовал идеи неоплатонизма, и даже религии.
Ренессанс означал возрождение античности. Однако тяга к языческой культуре не предполагала слепого подражания ей. Это был скорее эталон, на который следовало равняться в создании собственной культуры.
Родина Ренессанса - Италия, точнее Флоренция, где в середине XIV в. появилось новое культурное движение - гуманизм (humanus - лат. - человечный, человеческий). Носителями этой культуры были представители нарождающейся буржуазной интеллигенции - художники, поэты, ученые. Стиль жизни деятелей Возрождения характеризовался стремлением к практической деятельности, распространению своих идей путем публичных выступлений, бесед с друзьями, дискуссиями с противниками. Ими было написано огромное количество статей, памфлетов, трактатов, посланий.
Гуманисты Возрождения определили основные проблемы: утверждение нравственного идеала человека, критика средневековой схоластики, всей архаичной системы мышления.
Проблему человека можно считать центральной в итальянском Возрождении. Для первых его представителей (а ими были Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо и др.) важным было осмыслить суть человека, его духовный мир. Гуманистам Возрождения был близок идеал действия, активности человека, предполагавший не уход от мира. а полнокровную жизнь в нем.
Переход от теоцентрического к антропоценрическому пониманию мира - важная характеристика мировоззрения данной эпохи. В этом смысле две соседствующие эпохи довольно сильно отличаются друг от друга. Самое главное отличие состоит в появлении новых идей о человеке. На. смену алторитарному стилю церкви, утверждавшей греховность человека, в противовес господству аскетических установок средневекового мировоззрения, пришло признание уникальности, неповторимости человеческой личности. её права на земное счастье, гармоническое развитие.
Одним из первых гуманистов Возрождения был Франческо Петрарка (1304-1374). воспевший мир человеческих чувств и осознавший их огромную ценность. Его поэзия резко противостояла миру средневековой схоластики. В творчестве Петрарки, его замечательных сонетах о любви, обращении к Лауре, соседствует и переплетается духовное и светское, аскетическое и возвышенное. Здесь на первый план выступает свободная человеческая индивидуальность.
По мнению Петрарки, философия должна исследовать жизнь, быть школой жизни, размышлять над её проблемами. Самая же главная цель философии - исследование человеческой души, внутреннего мира человека, его природы.
Важной особенностью Ренессанса является взаимовлияние и взаимопроникновение всех сфер культуры. Наиболее ярко эта. особенность выражена в творчестве Леонардо да Винчи (1452 - 1519) - великого художника Возрождения, автора всемирно известных полотен, таких как "Джоконда", "Тайная вечеря", "Мадонна Литта", "Дама с горностаем" и др. Но интересы Леонардо распространялись на многие области человеческой деятельности. Он - ученый, художник, философ, изобретатель. Как настоящий мыслитель и универсал Леонардо искал ключ к пониманию смысла всего сущего, некоего общего разумного принципа, лежащего в основе всего и запечатленного в человеческом разуме.
И к живописи, и к её техническим средствам Леонардо подходил как исследователь. поскольку живопись, по его представлениям. - наука, являющаяся средством познания жизни. Для Леонардо поэтому наблюдения, эксперименты, исследования в области изготовления красок, новых способов производства фресок, мелиорация, военная инженерия были неотрывны от живописи, скульптуры, архитектуры.
Центральную тему гуманизма - тему человеческого достоинства наиболее ярко раскрыл в своем творчестве видный представитель итальянского Возрождения Пико делла Мирандола (1463-1494).
Согласно Пико. всякая сущность обладает своей природой, обусловливающей и ограничивающей её действия. Каждый вид животного живет своей собственной жизнью, иная жизнь для этого вида невозможна. Человек же не обладает природой, которая бы сдерживала его, а значит, может творить себя в действии. Человек есть результат своих собственных усилий. Только ему дано право творить свою собственную личность. В своем трактате " О достоинстве человека" Мирандола дал интересную разработку проблемы свободы воли, отмечая, что специфика человека заключается именно в свободной воле, позволяющей ему превзойти ангелов и др. небесные создания. Это превосходство состоит в том, что человек может достичь высшего совершенства собственными усилиями, напрягая волю, данную Богом.
Рассуждая о счастье, Мирандола видит его в очищении от страстей, в совершенствовании разума посредством философии, а также в познании божественного при помощи теологии. Для Мирандолы человек - существо мыслящее и свободное. И именно высшее духовное начало в человеке поднимает его до божественных высот.
К XV веку гуманистические идеи из Италии перемещаются в центральную Европу и находят своего сторонника в лице Мишеля Монтеня (1533-1592). Гуманистический идеал Монтеня таков: человек - часть природы, поэтому в своей жизни он должен руководствоваться тем, чему она учит. В знаменитых "Опытах" Монтень отстаивает идею независимости, самостоятельности человеческой личности. Добродетельная жизнь, согласно его взглядам, несовместима со страхом, злобой, унижением человека. Бессмыслен. однако, и аскетический образ жизни. Монтень резко осуждает низкие человеческие качества, мешающие проявлению самостоятельного мышления: подлость, подобострастие, лицемерный конформизм.
Наиболее известным представителем центрально-европейского гуманизма был Эразм Роттердамский (1469-1536) - голландский мыслитель, философ, богослов, автор знаменитого произведения "Похвала глупости".
Общество, современное Эразму, было полно противоречий. Одно из наиболее кричащих - противоречие между официально провозглашенными духовными ценностями, формально рекомендуемыми правилами и нормами жизни, и поступками людей, прежде всего тех, кто эти нормы провозглашал. Эразм Роттердамский не хотел мириться с фальшивой моралью церкви. Многочисленные случаи лицемерия и ханжества стали объектом его острой критики. Философ был убежден, что католическая церковь в сущности полностью отошла от моральных идеалов первоначального христианства. Особенно возмущала Эразма продажа индульгенций, получившая широкое распространение. Стрелы острой сатиры Роттердамского были направлены также против схоластики как системы высшего оправдания практики католицизма. Он требовал отказа от схоластической псевдоучености, называемой им "схоластической Дребеденью".
Однако взаимоотношения Эразма с христианством не столь однозначны. Конечно. философ не сомневался в существовании Бога. Однако это убеждение сочеталось у него с отрицательным отношением к жестокости иерархической организации церкви, к догматизму, порождающему ханжество. Эразму был чужд церковный аскетизм, отказ от земных благ, поэтому он настаивал на возврате к подлинной христианской морали. Не случайно основатель реформаторского движения в Европе М.Лютер упрекал Эразма в том, что того больше интересует человеческое, чем божественное.
Критическая оценка Эразмом католического духовенства в теоретическом плане подготовила те религиозные реформы, которые произошли на рубеже ХУ-ХУ1 столетий в Германии.