I. Философско-нравственные проблемы

Проблема Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой).
Проблема поиска смысла жизни Вариант вступления. Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины.   Литературные аргументы: Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». — Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской литературы. Одно из них — «Война и мир» Л. Н. Толстого. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог — утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек. А. П. Чехов. Рассказ «Студент». — Одним из произведений, в котором поднимается проблема обретения истинного смысла жизни, является рассказ А. П. Чехова «Студент». Молодой человек, будущий священник, Иван Великопольский в душе не верит ни во что хорошее, доброе, светлое. Ему кажется, что жизнь — это бесконечная череда несчастий, тоска, невежество. Все изменила случайная встреча с двумя простыми женщинами. Они, несмотря на тяжелую судьбу, не утратили веры, способности глубоко сочувствовать чужому горю. Иван Великопольский понял, что в жизни, как и в природе, все гармонично: если есть зло (невежество, тоска, голод), то есть и добро: любовь, правда, красота. Именно они направляли и будут всегда направлять течение человеческой жизни.
Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути Вариант вступления. Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных.   Литературные аргументы: — Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым… — М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». — В. Быков. Повесть «Сотников».
Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней) Вариант вступления. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».   Литературные аргументы: — А. Твардовский. Поэма «По праву памяти». — Ч. Айтматов. Роман «Буранный полустанок». — Ф. Абрамов. Повесть «Поездка в прошлое». — И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне». — В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой».
Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни Вариант вступления…   Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (Евгений Онегин). — М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин). — И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Илья Ильич). — И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Пьер Безухов). — А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев). — М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко». — М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов).
Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.) Вариант вступления…   Литературные аргументы: 1) Проблема нравственной стойкости: — М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов). — А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». — Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая). — В. Быков. «Сотников». 2) Проблема нравственного падения: — А. Куприн. Рассказ «Негласная ревизия». — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды). — А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн). — Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников до духовного воскрешения). — А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин). — М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин). — А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон».
Проблема милосердия, сострадания Вариант вступления…   Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин) — И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий». — Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин). — Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова). — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида). — В. Тендряков. «Хлеб для собаки».
Проблема чести, благородства, справедливости Вариант вступления…   Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Петр Гринёв). — М. Ю. Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников).
Проблема судьбы Вариант вступления…   Литературные аргументы: — Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (Жилин, Костылин). — М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин).
Проблема истинной дружбы Вариант вступления…   Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Стихотворения «Пущину», «19 октября». — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Соня — Наташа). — И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Штольц — Обломов).
Проблема воспитания Вариант вступления…   Литературные аргументы: — В. Распутин. Рассказ «Уроки французского» (учительница французского языка Анна Михайловна — главный герой). — М. Горький. Повесть «Детство» (Алеша Пешков — бабушка Акулина Ивановна, дед Каширин). — А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву). — Д. И. Фонвизин. «Недоросль». — Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова). — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (воспитание в семье Ростовых, Болконских).
Проблема внутренней свободы (несвободы) Вариант вступления…   Литературные аргументы: — А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником). — А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов). — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат).
Проблема отцов и детей Вариант вступления…   Литературные аргументы: — К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». — И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители; Аркадий Кирсанов — отец, дядя; Базаров — Павел Петрович Кирсанов).
Проблема равнодушия, душевной черствости Вариант вступления…   Литературные аргументы: — А. Платонов. Рассказ «Юшка». — А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч». — А. П. Чехов. Рассказ «Баран и барышня».
Проблема преданности, верности в любви Вариант вступления…   Литературные аргументы: — А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» (Желтков – княгиня Вера). — И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» (Надежда). — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита).
Проблема веры (безверия) Вариант вступления…   Литературные аргументы: — М. Горький. «На дне» (Лука — Сатин).
Проблема счастья Вариант вступления…   Литературные аргументы: — И. А. Бунин. Стихотворение «Вечер». — А. П. Чехов. Рассказ «Студент».
Проблема совести Вариант вступления…   Литературные аргументы: — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат). — Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов).
Проблема античеловечной сущности войны Вариант вступления…   Литературные аргументы: — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы». — М. Шолохов. Рассказ «Родинка». — Ю. Бондарев. Рассказ «Война». — М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева»)

II. Человек и государство

Проблема отношений художника и власти (свободы творчества). Проблема внутренней, духовной свободы писателя Вариант вступления. Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции.   Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Стихотворение «Из Пиндемонти». — А. С. Пушкин. Стихотворение «Пророк». — М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Мастер).   Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали гордостью русской литературы XX века.
Проблема трагедии эмиграции Вариант вступления. Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одни уезжают из-за сложившихся обстоятельств, другие ищут лучшей жизни, третьих - вынуждали уехать или высылали из страны власти. Но ни один человек никогда не забудет свое отечество, дом, где он родился, родную землю.   Литературные аргументы: — И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». — В. Набоков. «Роман «Машенька», эссе «Русская река». — С. Довлатов. Рассказ «Чемодан».
Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве Вариант вступления…   Литературные аргументы: — А. Ахматова. Поэма «Реквием». — А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Один день Ивана Денисовича». — Б. Васильев. Повесть «Завтра была война».

Наши рекомендации