Проблема | Вариант вступления. Автор, произведение, герой. Краткий анализ (в соответствии с данной проблемой). |
Проблема поиска смысла жизни | Вариант вступления. Человек в определенный момент жизни непременно задумывается, кто он и зачем пришел в этот мир. И каждый отвечает на эти вопросы по-разному. Для кого-то жизнь — это беспечное движение по течению, но есть и те, кто, ошибаясь, сомневаясь, страдая, поднимается в поисках смысла жизни к вершинам истины. Литературные аргументы: Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». — Проблема поиска смысла жизни является центральной во многих произведениях русской литературы. Одно из них — «Война и мир» Л. Н. Толстого. Герой романа-эпопеи Пьер Безухов в начале своего пути далек от истины: он восхищается Наполеоном, участвует в пустых развлечениях, легко поддается грубой лести, причиной которой становится его огромное состояние. И как итог — утрата смысла жизни. Лишь пройдя испытание войной и пленом, узнав простых людей (таких, как Платон Каратаев), Пьер смог по-настоящему понять жизнь и свое место в ней. Он приходит к мысли, что только любовью движется мир и живет человек. А. П. Чехов. Рассказ «Студент». — Одним из произведений, в котором поднимается проблема обретения истинного смысла жизни, является рассказ А. П. Чехова «Студент». Молодой человек, будущий священник, Иван Великопольский в душе не верит ни во что хорошее, доброе, светлое. Ему кажется, что жизнь — это бесконечная череда несчастий, тоска, невежество. Все изменила случайная встреча с двумя простыми женщинами. Они, несмотря на тяжелую судьбу, не утратили веры, способности глубоко сочувствовать чужому горю. Иван Великопольский понял, что в жизни, как и в природе, все гармонично: если есть зло (невежество, тоска, голод), то есть и добро: любовь, правда, красота. Именно они направляли и будут всегда направлять течение человеческой жизни. |
Проблема свободы нравственного выбора. Проблема выбора жизненного пути | Вариант вступления. Всем известна картина В. Васнецова «Витязь на распутье». Стоит он перед Вещим камнем, где написано: «Направо пойдёшь — коня потеряешь…», «Налево пойдёшь — себя потеряешь…», «Прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь…» Повесил голову витязь: тяжело ему путь выбирать. Так и в настоящей, реальной жизни. Каждый из нас выбирает свой путь, принимает одно-единственное решение из многих возможных. Литературные аргументы: — Проблема выбора жизненного пути стоит перед главным героем романа-эпопеи М. Шолохова «Тихий Дон» — Григорием Мелеховым… — М. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». — В. Быков. Повесть «Сотников». |
Проблема отношения к прошлому (утраты памяти, корней / обретения памяти, корней) | Вариант вступления. «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», — писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства». Литературные аргументы: — А. Твардовский. Поэма «По праву памяти». — Ч. Айтматов. Роман «Буранный полустанок». — Ф. Абрамов. Повесть «Поездка в прошлое». — И. С. Шмелев. Роман «Лето Господне». — В. Распутин. Повесть «Прощание с Матёрой». |
Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни | Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин» (Евгений Онегин). — М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин). — И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Илья Ильич). — И. А. Бунин. Рассказ «Господин из Сан-Франциско». — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Пьер Безухов). — А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч» (Дмитрий Ионыч Старцев). — М. Горький. Рассказы «Старуха Изергиль», «Данко». — М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (Григорий Мелехов). |
Проблема нравственной стойкости (нравственного падения: трусости, предательства, лицемерия, зависти, гордыни, накопительства, эгоизма и т.д.) | Вариант вступления… Литературные аргументы: 1) Проблема нравственной стойкости: — М. А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (Андрей Соколов). — А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича». — Б. Васильев. Повесть «Завтра была война» (Искра Полякова, Вика Люберецкая). — В. Быков. «Сотников». 2) Проблема нравственного падения: — А. Куприн. Рассказ «Негласная ревизия». — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (трусость Понтия Пилата, предательство Иуды). — А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии», повесть «Пиковая Дама» (Германн). — Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Лужин, Свидригайлов, Раскольников до духовного воскрешения). — А. С. Пушкин. Повесть «Капитанская дочка» (Швабрин). — М. Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» (Печорин). — А. П. Чехов. Рассказ «Хамелеон». |
Проблема милосердия, сострадания | Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель» (Самсон Вырин) — И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Нищий». — Н. В. Гоголь. Повесть «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин). — Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова). — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Иешуа — Понтий Пилат; Маргарита — Фрида). — В. Тендряков. «Хлеб для собаки». |
Проблема чести, благородства, справедливости | Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (Петр Гринёв). — М. Ю. Лермонтов. «Песня… про купца Калашникова» (Степан Парамонович Калашников). |
Проблема судьбы | Вариант вступления… Литературные аргументы: — Л. Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (Жилин, Костылин). — М. Ю. Лермонтов. Повесть «Фаталист» / роман «Герой нашего времени» (Печорин). |
Проблема истинной дружбы | Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Стихотворения «Пущину», «19 октября». — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (Соня — Наташа). — И. А. Гончаров. Роман «Обломов» (Штольц — Обломов). |
Проблема воспитания | Вариант вступления… Литературные аргументы: — В. Распутин. Рассказ «Уроки французского» (учительница французского языка Анна Михайловна — главный герой). — М. Горький. Повесть «Детство» (Алеша Пешков — бабушка Акулина Ивановна, дед Каширин). — А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (наказ отца Петру Гринёву). — Д. И. Фонвизин. «Недоросль». — Н. В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (воспитание Павлуши Чичикова). — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» (воспитание в семье Ростовых, Болконских). |
Проблема внутренней свободы (несвободы) | Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. П. Чехов. Рассказ «Крыжовник» (Николай Иванович Чимша-Гималайский и его мечта об усадьбе с крыжовником). — А. П. Чехов. Рассказ «Человек в футляре» (учитель греческого языка Беликов). — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат). |
Проблема отцов и детей | Вариант вступления… Литературные аргументы: — К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма». — И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» (Базаров — родители; Аркадий Кирсанов — отец, дядя; Базаров — Павел Петрович Кирсанов). |
Проблема равнодушия, душевной черствости | Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. Платонов. Рассказ «Юшка». — А. П. Чехов. Рассказ «Ионыч». — А. П. Чехов. Рассказ «Баран и барышня». |
Проблема преданности, верности в любви | Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. И. Куприн. Повесть «Гранатовый браслет» (Желтков – княгиня Вера). — И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» (Надежда). — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Мастер и Маргарита). |
Проблема веры (безверия) | Вариант вступления… Литературные аргументы: — М. Горький. «На дне» (Лука — Сатин). |
Проблема счастья | Вариант вступления… Литературные аргументы: — И. А. Бунин. Стихотворение «Вечер». — А. П. Чехов. Рассказ «Студент». |
Проблема совести | Вариант вступления… Литературные аргументы: — М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат). — Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов). |
Проблема античеловечной сущности войны | Вариант вступления… Литературные аргументы: — Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир», «Севастопольские рассказы». — М. Шолохов. Рассказ «Родинка». — Ю. Бондарев. Рассказ «Война». — М. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон» (ч. 3, гл. 5. «Григорий Мелехов убивает австрийского солдата»; ч. 6, гл. 31. «Казнь командира отряда Лихачева») |
II. Человек и государство
Проблема отношений художника и власти (свободы творчества). Проблема внутренней, духовной свободы писателя | Вариант вступления. Настоящий творец (поэт, музыкант, художник) создает свои произведения по зову сердца, а не по заказу. Только тогда искусство будет правдивым, только тогда оно станет залогом бессмертия автора. «Рукописи не горят», — пророчески произнес Воланд — герой романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Но на самом деле в истории русской литературы XX века множество трагических моментов, когда рукописи уничтожались, а их авторы по воле властей оказывались в тюрьме, в ссылке, в эмиграции. Литературные аргументы: — А. С. Пушкин. Стихотворение «Из Пиндемонти». — А. С. Пушкин. Стихотворение «Пророк». — М. Булгаков. «Мастер и Маргарита» (Мастер). Проблема отношений художника и власти с предельной четкостью раскрыта в стихотворении А. С. Пушкина «Из Пиндемонти». «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи» — эти слова являются определяющими для настоящего художника. Они дают ответ на вопрос, почему, например, многие произведения соцреализма оказались в забвении, а творения А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и многих других талантливых художников слова стали гордостью русской литературы XX века. |
Проблема трагедии эмиграции | Вариант вступления. Не покидает ощущение горечи, когда люди оставляют Родину. Одни уезжают из-за сложившихся обстоятельств, другие ищут лучшей жизни, третьих - вынуждали уехать или высылали из страны власти. Но ни один человек никогда не забудет свое отечество, дом, где он родился, родную землю. Литературные аргументы: — И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». — В. Набоков. «Роман «Машенька», эссе «Русская река». — С. Довлатов. Рассказ «Чемодан». |
Проблема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве | Вариант вступления… Литературные аргументы: — А. Ахматова. Поэма «Реквием». — А. И. Солженицын. «Архипелаг ГУЛАГ», повесть «Один день Ивана Денисовича». — Б. Васильев. Повесть «Завтра была война». |