Темы и материалы для практических занятий и срс

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

Мариупольский государственный гуманитарный университет

Кафедра русской филологии и перевода

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

XVII-XVIII веков:

Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей «Язык и литература (русский)»,

«Перевод (украинский, русский, польский языки)»,

«Язык и литература (новогреческий)»

«Перевод (новогреческий, английский языки)»

Мариуполь 2008

УДК 371(075.8)

ББК 83.3(0)4я78

Ч49

История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Практикум для студентов дневной и заочной форм обучения специальностей «Язык и литература (русский)», «Перевод (украинский, русский, польский языки)», «Язык и литература (новогреческий)», «Перевод (новогреческий, английский языки)» / Сост. Е.В. Педченко – Мариуполь: МГГУ, 2008. – 96с.

Практикум представляет разработанную систему тем семинаров и СРС по курсу Истории зарубежной литературы XVII-XVIII веков. Каждая тема включает пояснения и рекомендации, в которых выявляется суть поставленной проблемы, проблемные вопросы для обсуждения, материалы, содержащие эпизоды текстов, фрагменты критических работ, способствующие углубленному усвоению проблемы и самостоятельной работе студента по ее изучению.

Практикум предназначен для студентов гуманитарного направления, а также могут быть использованы при изучении творчества Мольера, Д. Дефо, Ф. Шиллера и И.В. Гете в гуманитарных классах лицеев и гимназий.

Рецензенты:

Лызлова С.М., кандидат филологических наук, доцент кафедры русской филологии и перевода МГГУ

Коновалова М.М., кандидат филологических наук, доцент кафедры украинской филологии МГГУ

Утверждено научно-методическим советом

Мариупольского государственного гуманитарного университета

Протокол № 2 от 6 ноября 2008г.

©МДГУ, 2008ё

ВВЕДЕНИЕ

Практические занятия по курсу «История зарубежной литературы XVII – XVIII веков» - важный этап в освоении учебных дисциплин вузовского цикла, охватывающих мировой литературный процесс в его историко-теоретическом освещении.

Целью изучения зарубежной литературы XVII–XVIII вв. является введение в проблематику литературного процесса XVII–XVIII вв., формирование представлений о типах взаимодействия, диалога различных эпох: античности и классицизма, античности и просвещения, Возрождения и барокко, об эволюции жанровой системы западноевропейской литературы, о взаимовлиянии западной и восточной литератур, знакомство с деятельностью выдающихся писателей периода.

Задачами курса являются: формирование умений сравнительного анализа художественных явлений различных эпох; овладение системой новых терминов и определений – барокко, классицизм, Просвещение, сентиментализм, рококо и т.д.; истолкование художественной значимости зарубежных литератур разных стран XVII–XVIII вв.; самостоятельный анализ художественных произведений.

В пособии представлена программа курса, построенная с учетом требований кредитно-модульной системы организации учебного процесса и согласованная со структурой содержания учебного курса, рекомендованной Европейской кредитно-рейтинговой системой и Министерством образования и науки Украины. В соответствии с ней представлены темы и материалы для практических занятий и самостоятельной работы студентов. Для каждой темы предлагается примерный план практического занятия, развернутая консультация, вопросы для самоконтроля, материалы к занятию – тексты (художественные и критические), которыми можно воспользоваться как при подготовке к практическому занятию, так и непосредственно во время его проведения. Приведена рекомендуемая критическая литература, темы рефератов и докладов.

Методы обучения: лекции (обзорные, тематические), ответы на практических занатиях, дискуссии, работа в Интернет, составление таблиц, реферирование литературы, конспектирование, исследование проблемы, выполнение творческих заданий.

Методы оценивания: тестирование, терминологический диктант. Контрольная работа по содержанию художественных текстов.

Методическое обеспечение: опорные конспекты лекций, интерактивный комплекс научно-методического обеспечения дисциплины.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 1

Западноевропейская литература XVII века

1. Литературные направления. Литература XVII века.

Хронологические рамки этой эпохи в отдельных странах Европы. Новая концепция мира и человека в философских теориях XVII века и ее преломление в классицизме и барокко. Классицизм как теория искусства. Основополагающие положения эстетической системы классицизма. Наследие античности и эстетическая система классицизма. Барокко как литературное направление. Сложность социальной природы барокко, обусловившей многоплановость его идейных и художественных тенденций.

2. Испанская литература XVII века.

Специфические черты испанской литературы XVII в., связанные с барокко. Культеранизм, консептизм, гонгоризм. Поэзия Луиса де Гонгоры. «Ясный» и «темный» стиль в его творчестве. Испанский плутовской роман XVII в. (Франциско де Кеведо, Велес де Гевара). Педро Кальдерон де ла Барка. Ренессансные традиции и проблемы барокко в его творчестве. Проблема художественного метода в «драмах чести». Закат культуры Испании в конце XVII в.

3. Литература Англии XVII века.

Литературная борьба в предреволюционные годы. Черты барокко в творчестве Джона Донна. Развитие английской поэзии после Джона Донна. Метафизическая школа и «поэзия кавалеров». Революция в Англии и творчество Джона Мильтона. Поэма «Потерянный рай». Особенности художественного метода Мильтона. Образ Сатаны и его роль в раскрытии идеи поэмы. Английская литература конца XVII века (Дж. Бэньян, С. Бетлер, Дж. Драйден, У. Конгрив и др.) переход к литературе эпохи Просвещения.

4. Немецкая литература XVII века.

Общая характеристика немецкой литературы XVII в. Поэзия (Мартин Опиц, Андреас Грифиус, Ф. фон Логау) и драматургия (Д. Лоэнштейн, К. Вейзе, К. Рейтер) Германии. Немецкая проза и творчество Ганс Гриммельсгаузена.

5. Французская литература XVII века.

Основные вехи французской истории XVII века. Черты барокко в прециозной литературе (Оноре Д’Юрфе, Мадлен де Скюдери, Венсан Вуатюр). Проблемы «бытового реализма» и деятельность либертенов (Сирано де Бержерак, Шарль Сорель, Поль Скаррон, Антуан Фюретьер). Предпосылки развития классицизма во Франции. Франсуа Малерб – первый французский классицист. Рационалистический метод Рене Декарта и литература. Развитие принципов классицизма от Ф. Малерба до Никола Буало. Жанр басни в творчестве Жана де Лафонтена. Отношение классицистов к прозе. Жанры классицистической прозы. Проза Блеза Паскаля, Мари де Севинье, Франсуа де Ларошфуко, Жана де Лабрюйера. Психологическое мастерство в романе Мари-Мадлен де Лафайет «Принцесса Клевская». Сказки Шарля Перро и их место в литературе XVII в. Роль Перро в «споре древних и новых».

6. Жизнь и творчество Пьера Корнеля и Жана Расина.

Трагедия Корнеля «Сид» – первое великое произведение французского классицизма. Разработка Корнелем конфликта между чувством и долгом. Художественное своеобразие этого произведения, его судьба в последующие века. Принципы создания характеров в трагедиях Корнеля. Отличие ранних произведений драматурга от поздних трагедий. Жизнь и творчество Расина. Трагедия «Андромаха» – начало нового этапа в развитии французской классицистической трагедии. Расиновский психологизм. Трактовка античного мифа в трагедии «Федра». Последний период творчества Расина. Различия между трагедиями Корнеля и Расина.

7. Художественный метод Жана-Батиста Мольера.

Мольер – великий реформатор комедии. Раннее творчество писателя, усвоение опыта народного французского театра и итальянского театра масок (комедия дель арте). Первые попытки преобразования комедии и споры вокруг мольеровской комедии «Школа жен». Расцвет творчества Мольера. Судьба комедии «Тартюф». Способы создания образа Тартюфа. Комедия «Дон Жуан». Черты, сближающие это произведение с литературой ренессанса. «Мизантроп» – образец классической «высокой комедии». Комедия-балет «Мещанин во дворянстве». Отражение в конфликте комедии социальных противоречий эпохи абсолютизма. Проблема художественного метода в комедии. Мастерство Мольера-комедиографа. Особенности жанра комедии-балета. Средства сатирического изображения действительности. Смех сатирический и смех карнавально-комедийный. Последние годы жизни и деятельности Мольера.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ 2

Западноевропейская литература XVIII века

8. Литература XVIII века.

Исторические судьбы Европы, движение от английской до французской буржуазной революции. Судьба аристократической культуры. Рококо, его стилевые признаки. Просвещение – ведущая линия развития европейской культуры XVIII века. Литературные направления Просвещения: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм. Споры о правомерности использования термина «реализм» применительно к Просвещению. Историческое своеобразие просветительского движения в различных странах Западной Европы, его этапы. Основные жанры просветительской литературы.

9. Общий обзор английской литературы XVIII века.

Литература английского Просвещения. Воплощение идей Джона Локка. Литературная деятельность Александра Поупа. Английская драма XVIII столетия (Джордж Лилло, Джон Гей, Генри Филдинг). Комедийное мастерство Ричарда Бронстона Шеридана в «Школе злословия». Сентиментализм в английской поэзии. Литература предромантизма. Готический роман. Поэзия Роберта Бернса

10. Творчество Даниэля Дефо и Джонатана Свифта.

Роман «Робинзон Крузо». Место романа в мировой приключенческой литературе («робинзонада»). Идейно-художественное своеобразие романа. «Сказка о бочке» как сатира на религию и духовенство. «Путешествие Гулливера» как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности. Роман Свифта и жанр памфлета. Гротеск в романе.

11. Английский роман XVIII века.

Сэмюэль Ричардсон как зачинатель английского реалистического направления в английской литературе XVIII века. Филдинг как создатель английского реалистического романа XVIII столетия. Генри Филдинг – сатирик, драматург, публицист. «История Тома Джонсона, найденыша» – реалистическая картина английской действительности XVIII века. «Джозеф Эндрюс» и полемика Филдинга с Ричардсоном. Особенности сатирического метода Тобайаса Смоллетта. Роль Лоренса Стерна в подготовке психологического романа XIХ века.

12. Общая характеристика эпохи Просвещения во Франции.

Ален Рене Лесаж. Роман «Жиль Блас» – история жизни талантливого простолюдина во Франции XVIII века. «Жиль Блас» и жанр плутовского романа. Шарль де Монтескье. «Персидские письма» и жанр просветительского философского романа. Психологический роман аббата Прево «История шевалье де Грие и Манон Леско». Издание Энциклопедии. Творчество Пьер Огюстен де Бомарше. Образ Фигаро. Французская литература накануне революции. «Революционный классицизм». Театр революции (трагедии М.-Ж. Шенье). Публицистика, памфлеты. Расцвет народного песенного творчества.

13. Творчество Вольтера.

Социальные, политические, философские и эстетические взгляды Вольтера. Особенности просветительского классицизма в его творчестве. Вольтер о Шекспире. Театр Вольтера. Поэма «Генриада». Ирои-комическая поэма «Орлеанская девственница». Философские повести «Кандид, или Оптимизм», «Простодушный». Художественные приемы в философской повести Вольтера.

14. Жизнь и творчество Дени Дидро.

Дидро – организатор и вдохновитель энциклопедистов. Философские взгляды. Дидро как теоретик искусства. «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист» – развернутая критика феодального общества, нравственного упадка дворянства XVIII века. Идейно-художественное своеобразие этих произведений. Театр Дидро. Утверждение жанра драмы.

15. Творчество Жан-Жак Руссо.

Социальные, философские и политические взгляды Руссо. Критика дворянской цивилизации и теория «естественного состояния». «Общественный договор» – политическая программа Руссо. Педагогические идеи Руссо в романе «Эмиль, или О воспитании». «Юлия, или Новая Элоиза» и жанр сентименталистского романа в письмах. Теория «естественного человека» и ее раскрытие художественными средствами романа. Поэтизация чувств. Культ природы. Место «Исповеди» Руссо в мировой литературе. Руссо и романтическая литература XIХ века.

16. Немецкая литература XVIII века.

Германия в XVIII веке. Состояние немецкой культуры до Готхольда Эфраима Лессинга. Лессинг – основоположник Просвещения в Германии. Эстетические взгляды и художественное творчество Лессинга. Литература «Бури и натиска». Оценка античности, Шекспира, Руссо. Черты историзма и народности в эстетике Иоганна Готфрида Гердера.

17. Творчество Иоганна Вольфганга Гёте.

Лирика периода «Бури и натиска». «Страдания юного Вертера» и немецкий сентиментализм. «Фауст» Гёте. История создания и художественное своеобразие. Композиция. Прологи. Путь исканий Фауста. Фауст и трагедия Маргариты. Вторая часть «Фауста». «Фауст» как синтез художественных исканий в XVIII веке. Творчество периода «Веймарского классицизма». Своеобразие сборника «Западно-восточный диван»

18. Творчество Фридриха Шиллера.

Ранние драмы и движение «Бури и натиска». Дружба с Гёте. Теория эстетического воспитания. Трагический пафос и герой в трагедиях «Дон Карлос», «Мария Стюарт», «Вильгельм Телль». Жанр баллады в творчестве Шиллера. Художественный метод Шиллера.

19. Литература предромантизма.

Предпосылки возникновения предромантизма. Формирование художественных принципов предромантизма. Предромантическая поэзия (Джеймс Макферсон, Томас Чаттертон). «Готический роман» (Гораций Уолпол, Анна Радклиф, Жак Казот). Роль Руссо в развитии предромантических тенденций. Штюрмеры и предромантизм. Предромантическая драматургия (зарождение жанра мелодрамы).

20. Общая характеристика итальянской литературы XVIII века.

Литературнокретическая деятельность итальянских просветителей. Драматургия просвещения: Карло Гольдони, Карло Гоцци, Витторио Альфьери.

21. Общая характеристика американской литературы.

Распределение баллов

Формы работы Баллы
Чтение художественных текстов Полностью 2-5
Хрестоматия
Работа на практическом занятии конспект источников 0-2
ответ на вопрос плана 0-3
дополнения 0-2
Модульная контрольная работа
CРC по изучению отдельной темы
Всего

Шкала оценивания

90-100 баллов – отлично(А);

75-89 баллов – хорошо(ВС);

60-74 баллов – удовлетворительно (DE);

35-59 баллов – неудовлетворительно, необходимо выполнить дополнительную работу (FX);

1-34 баллов – неудовлетворительно, необходима объемная дальнейшая работа (F).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТЕКСТЫ

(рекомендованные для обязательного чтения)

Модуль 1. Литература XVII век

Мильтон Д. Потерянный рай.

Корнель П. Сид.

Расин Ж. Андромаха. Федра.

Мольер Ж.-Б. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп. Мещанин во дворянстве. Скупой.

Лафонтен Ж. Басни.

Буало Н. Поэтическое искусство.

Кальдерон П. Жизнь есть сон.

Гонгора. Лирика.

Модуль 2. Литература XVIII век

Дефо Д. Робинзон Крузо. Моль Флендерс.

Свифт Д. Путешествие Гулливера. Сказка о бочке.

Филдинг Г. История Тома Джонса, найденыша.

Смоллет Т. Приключения Родерика Рондома.

Стерн Л. Сентиментальное путешествие. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена.

Бёрнс Р. Лирика. Весёлые нищие.

Шеридан Р. Школа злословья.

Прево А. Манон Леско.

Монтескье Ш. Персидские письма.

Вольтер. Орлеанская девственница. Кандид, или Оптимизм.

Дидро Д. Жак-фаталист и его Хозяин. Монахиня

Руссо Ж.-Ж. Исповедь. Новая Элоиза (хр.).

Бомарше П. Севильский цирюльник. Женитьба Фигаро.

Гольдони К. Трактирщица. Слуга двух господ

Лессинг Г. Э. Лаокоон. Гамбургская драматургия. Натан Мудрый.

Гердер И. Г. Шекспир.

Гёте И.В. Страдания юного Вертера. Фауст. Лирика. Баллады.

Шиллер Ф. Коварство и любовь. Баллады. О наивной и сентиментальной поэзии. Лирика.

ТЕМЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И СРС

МОДУЛЬ 1

Наши рекомендации