Измаильский государственный гуманитарный университет

Измаильский государственный гуманитарный университет

кафедра зарубежной литературы

Зарубежный постмодернизм

5 курс фил.фак

к. филол. н., доц. Чепелик О. А.

План практического занятия № 1

Тема. Загадки тайных знаков в романе Умберто Эко «Имя розы»

1. Умберто Эко – писатель, теоретик, ученый.

2. Художественно-структурные особенности романа:

а) жанровая специфика (элементы детективного, исторического и философского романа);

б) интертекстуальность (ирония, пародийность, мистицизм, философичность, множественность прочтения образов);

в) хронотоп.

3. Основные концепты романа: Истина, Слово, Книга, Библиотека, Лабиринт, Наука, Любовь.

4. Критика религиозного фанатизма и лицемерия инквизиторов:

а) образ Хорхе как воплощения средневекового мракобесия;

б) границы божественного и дьявольского в произведении;

в) обжорство монахов;

г) характер «признаний» под страхом пытки (стр. 166 № 5).

5. Мотив смеха как выхода из тупика средневековой ментальности.

Задание: выписать значение символики розы и прокомментировать название произведения.

Литература:

1. Умберто Эко. Имя розы // Иностранная литература, № 8, 9,10. – 1988.

2. Всемирная литература (Х1Х-ХХ век). – М., 2001.

3. Назарець В. М., Василєв Є. М. Постмодернізм: Умберто Еко. До вивчення роману «Ім’я троянди» // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002. – № 8. – С. 37.

4. Стеценко Т. В. Роман Умберто Еко «Ім’я троянди» у школі // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002. - № 4. – С. 26.

5. Масімова Л. Загадки таємних знаків. Матеріали до вивченyя роману У.Еко “Ім’я троянди” // Всесвітня література та культура. – 2002. – № 3. – С. 25.

6. Интернет: w.w.w. Eco’s Home Page. ru

Измаильский государственный гуманитарный университет

кафедра зарубежной литературы

Зарубежный постмодернизм

5 курс фил.фак

к.филол.н., доц. Чепелик О. А.

План практического занятия № 2

Тема. Проблема «спора столетий» в романе Дж. Фаулза «Подруга французского лейтенанта»

1. Мотив «становления героя» в раннем творчестве Дж. Фаулза («Маг», «Подруга французского лейтенанта», «Дэниел Мартин»).

2. Художественно-структурные особенности романа «Подруга французского лейтенанта»: ироничный историзм, литературные аллюзии.

3. Художественная концепция викторианского общества, характеристика его типичных представителей.

4. Смыл протеста Сары против общественных условностей.

Задание: 1. Объяснить значение авторского отступления в 13 главе.

2. Выписать цитаты, характеризующие викторианскую эпоху:

стиль, жизненные принципы, мотив Долга.

3. Прокомментировать варианты концовки произведения.

Литература:

1. Дж. Фаулз «Маг».

2. Дж. Фаулз «Подруга французского лейтенанта».

3. Дж. Фаулз «Дэниел Мартин».

4. Долинина А. Паломничество Чарльза Смитсона: О романе Джона Фаулза

«Подруга французского лейтенанта» // Дж. Фаулз «Подруга французского лейтенанта».

5. Бушманова Н. Дерево и чайка в открытом окне. Беседа с Джоном Фаулзом // Вопросы литературы. - 1994. – Выпуск № 1. – С. 165.

6. Ивашева В.В. Литература Великобритании ХХ века. – М., 1984. – С.444.

Измаильский государственный гуманитарный университет

кафедра зарубежной литературы

Зарубежный постмодернизм

5 курс фил.фак

к.филол.н., доц. Чепелик О.А.

План практического занятия № 3

Тема. Коллизия красоты и зла в романе П. Зюскинда «Парфюмер»

1. Роман «Парфюмер» в контексте постмодернистской эстетики: пародийность, философичность, гротескность.

2. Проблематика произведения, смысл центральной метафоры.

3. Образ Гренуя как развенчание модернистского мифа о возможностях художника и искусства.

4. Интертекстуальный аспект романа: литературные параллели.

5. Соотношение красоты и зла в романе.

Литература:

1. Зюскинд П. «Парфюмер». – М., 2002.

2. Венгерова Е. Послесловие к переводу романа П. Зюскинда «Парфюмер» // Иностранная литература. – 1991. - № 8. – С. 123.

3. Затонский Д. В. Модернизм и постмодернизм. – М., 2000.

4. Денисова Т. М. Феномен постмодернізму: контури; орієнтири \\ Слово; час. – 1995. – № 2.

5. Слово. Знак. Дискурс: Антологія світової літературно-критичної думки ХХ ст. – Львів. – 1996.

6. Бегун Б. Превратности парфюмерного искусства, или Апология и крах маргинализма // Вікно в світ. – 1999. – № 2. – С. 173.

7. Назарець В. М., Васильєв Є. М. “Монстр від самого початку” Роман П. Зюскинда “Запахи”. 11 клас. // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002. – № 6. – С. 30.

8. Дитькова С. Ю. Запах краси, або Життя і смерть геніальної бактерії. Особливості вивчення роману Патріка Зюскінда “Запахи”. 11 клас // Зарубіжна література в навчальних закладах. – 2002. –№ 3. – С. 33.

9. Штейнбук Ф. Запашне мистецтво бути людиною (Патрік Зюскінд “Запахи”) // Зарубіжна література (газ.) – 2002. –№ 14. – С. 7.

7. Уліщенко В. Особливості аналізу епічних творів постмодернізму. Роман П.Зюскінда “Запахи” // Всесвітня література та культура. – 2002. - № 3. – С. 13.

Измаильский государственный гуманитарный университет

кафедра зарубежной литературы

Зарубежный постмодернизм

5 курс фил.фак

к.филол.н., доц. Чепелик О.А.

План практического занятия № 4

Тема. Идеалы поколения 90-х годов в романе Д. Коупленда

1. Сведения об авторе. Идея, проблемы и художественный конфликт романа «Поколение Х».

2. Цель протеста американской молодежи поколения 90-х годов ХХ века.

3. Образная система романа: характеристика героев по их имиджу и их историям.

4. «Подгруппы» поколения Х.

5. «Отцы и дети»: проблемы взаимоотношений поколения 60-х и 90-х годов.

6. Проблема ядерной опасности в романе.

Литература:

  1. Коупленд Д. «Поколение Икс» – Перевод с англ. В. Ярцева // Иностранная литература. – № 3. – 1998.
  2. Ванштейн О. Постмодернизм: история или язык? // Вопр. Философии. – 1996. – № 3.
  3. Ивбулис В. Модернизм и постмодернизм: идейно-эстетические поиски на Западе. – М., 1988.
  4. Козловски П. Культура постмодерна. – М., 1997.
  5. Лотман Ю. Исторические закономерности и структура текста // Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. Текст. Семиосфера. История. – М., 1999.

Наши рекомендации