Просвещения. немецкая классическая философия

(4 часа)

Вопросы

1. Проблемы метода в философии Нового времени (Ф.Бэкон). Эмпиризм и рационализм в европейской философии 17-18 вв.

2. Онтологическая проблема: сущность взглядов Б. Спинозы (монизм); Р. Декарта (дуализм); Г. Лейбница (плюрализм).

3. Основные философские идеи эпохи Просвещения (Франция, Англия).

Литература

1. Бессмертие философских идей Декарта. – М., 1997.

2. Мир философии. – М., 1991. Т. 1,2.

3. Длугач Т.Б. Дени Дидро. - М., 1986.

4. Заиченко Г.А. Джон Локк. – М., 1988.

5. Кузнецов В.Н. и др. Западноевропейская философия 18 в. – М., 1986.

6. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. – М., 1987.

7. Хесле В. Гении философии Нового времени. – М., 1992.

8. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.

Источники

1. Беркли Дж. Соч. – М., 1978.

2. Бэкон Ф. Соч. в 2-х т. – М., 1998.

3. Вольтер. Собр. соч. в 3-х т. – М., 1998.

4. Гоббс Т. Соч. в 2-х т. – М., 1991.

5. Декарт Р. Соч. в 2-х т. – М., 1994.

6. Лейбниц Г. Соч. в 4-х т. – М., 1982-1989.

7. Локк Дж. Соч. в 3-х т. – М., 1985-1988.

8. Руссо Ж.-Ж. Избранное. – М., 1996.

9. Спиноза Б. Соч. в 2-х т. – СПб., 1999.

Темы докладов и рефератов

1. Проблема познания – центральная проблема в Новоевропейской философии.

2. Учение Ф.Бэкона о методе и путях познания.

3. Эволюция английского эмпиризма (Дж. Локк).

4. Проблема бытия и субстанции в философии 17 в. (Декарт, Спиноза, Лейбниц).

5. Французский материализм эпохи Просвещения (18 в.) о природе, обществе, человеке.

6. Ж.– Ж. Руссо о своеобразии исторического процесса.

7. Механистический материализм 17 в. (Ламетри Ж. «Человек – машина»).

8. Французские энциклопедисты (Д.Дидро, Вольтер, Руссо Ж.– Ж.).

Методические рекомендации и комментарии

В вопросе 1 необходимо обратить внимание на тот факт, что дискуссия о соотношении единичного и общего, ведущаяся между номиналистами и реалистами в средние века, в 17 в. продолжилась между представителями двух течений: рационализма и эмпиризма, а в науке Нового времени приняла математическую форму (дифференциальное и интегральное исчисление, математическая логика, механика Ньютона).

Рационализм (лат. – ratio – разум) – направление в философии, согласно которому основой бытия и познания является разум.

Эмпиризм – (лат. –empirio – опыт) – направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познания лежит опыт. Основатель эмпиризма Ф. Бэкон – английский философ и политический деятель (лорд-канцлер). Ф. Бэкон выдвинул новаторскую идею об индукции как главном методе познании.

Под индукцией понималось обобщение множества частных явлений и получение на их основе общих выводов (от частного к общему). Достоинство нового метода – в интенсификации процесса познания. Формируется новый образ науки, основанный на экспериментальной практике. Лозунг «Знание – сила».

В вопросе 2 раскрывается проблема связи онтологии и гносеологии в философии 17в. Новоевропейская философия базируется на объективно-субъективном отношении к миру, что нашло отражение во взглядах: Р. Декарта (дуализм – тождество мышления и бытия – 2 субстанции); Б. Спинозы – учение об одной субстанции и множестве модусов этой субстанции (пантеизм); Г. Лейбница – множественность субстанций (монадология).

Вопрос 3. В данном вопросе акцент делается на анализе основных идей французской философской мысли 18 в.

В философии Просвещения выделяются 3 главных направления: деизм, атеистически-материалистическое; утопически-социалистическое. Представители деизма: Вольтер, Монтескье, Кондильяк.

Деизм – направление в философии, сторонники которого:

- отвергали идею личного Бога;

- не соглашались с отождествлением Бога и Природы (пантеизм);

- считали, что Бог – первопричина сущего и не более;

- отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и дела людей.

Сторонники материалистического направления: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах – отрицали саму идею существования Бога, объясняли происхождение мира и человека с материалистических позиций.

Утопически-социалистическое направление сосредоточило усилия на проблеме построения идеального общества, основанного на равенстве, справедливости (Мабли, Бабёф, Оуэн, Сен-Симон, Фурье).

Основные понятия

- эмпиризм - гилозоизм
- рационализм - монизм
- деизм - плюрализм
- пантеизм - индукция
- дуализм - модус
- монада  
- субстанция  

Вопросы для повторения и дискуссии

1. Почему в 17 в. изменилась проблематика и способ философствования?

2. В чем суть дилеммы «рационализм – эмпиризм»?

3. Как понимается «субстанция» в натурфилософии Нового времени?

4. В чем состоят сильные и слабые стороны механицизма в философии Нового времени и 18 в.?

5. Что означал лозунг «Знание – сила», предложенный Ф.Бэконом?

6. Как понимала общественная мысль эпохи Просвещения проблемы мира, общества, человека?

7. Приведите пример картезианского сомнения.

Вопросы

1. Философия И. Канта. Предмет и задачи критической философии. Нравственный выбор.

2. Немецкий идеализм. Диалектика «Я» не Я» И.Фихте; натурфилософия Ф.Шеллинга.

3. Система и метод философии Г.Гегеля.

4. Теория антропологического материализм Л. Фейербаха.

Литература

1. Асмус В. Иммануил Кант. – М., 1987.

2. Бурханов Р.А., Любутин К.Н. Классическая немецкая антропология. И. Кант и Л. Фейербах. – Екатеринбург, 1995.

3. Виндельбанд В. От Канта до Ницше. – М., 1988.

4. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. – М., 1986.

5. Лазарев В.В. Философия раннего и позднего Шеллинга. – М., 1990.

6. Ойзерман Т.И., Нарский И.С. Теория познания Канта. – М., 1991.

7. Философия Гегеля и современность. – М., 1973.

8. История философии. Запад – Россия – Восток. Кн. 2. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М., 1996.

9. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.

Источники

1. Гегель Г. Феноменология духа. – СПб., 1992.

2. Кант И. Критика практического разума. – СПб., 1995.

3. Кант И.. Критика чистого разума. – М., 1994.

4. Фейербах Л. Соч. В 2-х т. – М., 1995.

5. Фихте И. Соч. В 2-х т. – СПб., 1993.

6. Шеллинг Ф. Философия искусства. – М., 1999.

Темы докладов и рефератов

1. Основные направления немецкой философии XIX в.

2. Гносеология И.Канта. Априорное и апостериорное знание, “вещь в себе”.

3. Моральный закон (категорический императив). “Критика практического разума” И. Канта.

4. Диалектика Г. Гегеля.

5. Философия абсолютного идеализма Г.Гегеля.

6. Философия И.Фихте: субъективный идеализм.

7. Философия Ф. Шеллинга.

8. Проблема Бога в философии Л. Фейербаха.

Методические рекомендации и комментарии

Немецкая классическая философия 19 в. – уникальное явление мировой философии. В ней представлены три ведущих философских направления: объективный идеализм (Гегель, Кант); субъективный идеализм (Фихте); материализм (Шеллинг, Фейербах).

Немецкая философия разработала учение о развитии (диалектика); обогатила логико-теоретический аппарат философии; исследовала проблему сущности человека, осмыслила историю как целостный процесс.

В вопросе 1 следует обратить внимание на то, что основоположник НКФ И.Кант в философских трудах («Критика чистого разума») критического периода (70-е 18 в. – 1804г.) осуществил попытку разрешения противоречий между рационализмом и эмпиризмом, развивая учение о познавательных способностях человека. Кант отстаивает идею ограниченности познавательных возможностей человека, идею агностицизма (вещь в себе); указывает наличие антиномий (неразрешенных противоречий) разума. Человеческое сознание («чистый разум») включает в себя 3 уровня – чувственность, рассудок, разум.

Чистый разум, способность суждения, подчинены практическому разуму («Критика практического разума»). Практический разум – нравственность, моральный закон (категорический императив), который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

Во 2-ом вопросе раскрываются взгляды представителей идеализма – Иоганна Фихте и Фридриха Шеллинга.

И. Фихте внес большой вклад в разработку концепции субъективного идеализма, согласно которой единственной реальностью для человека является он сам, его сознание («Я – концепция»); вне мышления, вне «Я» самостоятельной окружающей действительности не существует; «Я» – это не просто сознание человека, а движущая, творческая, творящая сила (абсолютное «Я»). Возникающая триада («Я» – «не Я» - «Я – измененное») дает развитие последующей (гегелевской) диалектике по схеме «тезис – антитезис – синтез».

Фридрих Шеллинг обосновал понимание природы (натурфилософия) с позиций объективного идеализма; выдвинул идею, согласно которой свобода, справедливость изначально заложены в природе.

В вопросе 3 следует обратить внимание на разработку Г. Гегелем всеобщего философского метода – диалектики.

Диалектика по Гегелю – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им мира (объективный идеализм). Диалектический метод исходит из того, что каждое понятие внутри себя содержит противоположное (тезис – антитезис), взаимодействуя с которым, оно развивается, обогащается (синтез). Единство и борьба противоположностей – основа всеобщего существования и развития.

Ключевыми онтологическими понятиями системы Гегеля являются понятия Абсолютной идеи и отчуждения. «Абсолютный дух» отчуждает себя через мышление (Логика), природу (Философия Природы), человека (Философия Духа). Реализация Абсолютным Духом себя через мышление и деятельность человека – есть возвращение Абсолютного Духа к самому себе. Человек – носитель Абсолютной идеи (конечный дух). Сознание каждого человека – частица Абсолютного Духа (Абсолютного Разума). Выражением Абсолютного Духа в человеке являются искусство, религия, философия. Философия – полное раскрытие всех истин («мир, схваченный мыслью»), соединение начала Абсолютной идеи с ее концом.

В вопросе 4 следует иметь в виду, что Л. Фейербах развивает идею антропологического материализма, преложенную французскими материалистами 18 в. в новых условиях, на уровне мировоззрения XIX в. Философия Л. Фейербаха считается завершающим этапом немецкой классической философии, разновидностью атеистической философии.

Основные понятия

- «вещь в себе» - Абсолютная идея
- антиномия - триада Гегеля
- априорное знание - «Я – концепция»
- категорический императив - антропологический материализм
- апостериорное знание - атеизм

Вопросы для повторения и дискуссии

1. Каковы особенности немецкой классической философии?

2. Как выглядит процесс познания с точки зрения И.Канта?

3. Актуально ли Кантовское понимание морали?

4. Концепцию И.Канта сравнивают с революцией в астрономии, совершенной Н.Коперником – почему?

5. Субъект в философии И. Фихте и Ф. Шеллинга. В чем расхождение позиций философов?

6. Почему Гегелевскую концепцию мироздания называют абсолютным идеализмом, панлогизмом?

7. В чем противоречие системы и метода в философии Гегеля?

8. В чем проявился материализм философии Л. Фейербаха?

Наши рекомендации