Представители доникейской патристики о познании

Во времена Ранней Римской империи возникает новая религия — христианство.

В основе отношения христианства и философии лежат суждения апо­стола Павла, в частности о том, что "умствования мудрецов... сует­ны", что мудрые лукавы, что "мудрость мира сего есть безумие перед Богом", и что "мир своею мудростью не познал Бога". Христианство выше философии, "мудрости мира сего" ставит фактически юродство: "Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых". Если у челове­ка и есть знание, то оно от бога, и оно доступно только любящим бога и верующим в него. Знание подменяется верой. Павел говорит: "Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею".

Постепенно все же отношение христианства к философии приняло более мягкую форму, форму определенного признания, но лишь в качест­ве относительного подхода к истине, истина полная выражается только в богооткровении.

Говоря об отношении христианства к философии, познанию, следует иметь в виду, что это отношение христианской теологии к философии и познанию, вначале — апологетов (защитников) новой религии. Первые апологии Кодрата и Аристида были представлены императору Адриану еще в 127 г. К числу видных апологетов принадлежалиКлимент Александ­рийский, Тертуллиан, Ориген, др. Это была т.н. доникейская теология, т.е. до Никейского собора 325 г. Эта теология образует первую часть патристики, которая была идеологией и теологией христианства еще как гонимой церкви.

Флавий Иустин

Первым из "отцов церкви", апологетов был Флавий Иустин (Юстин), родившийся в начале II в. На его взгляды повлияла встреча с неким старцем. На высказывание Иустина, что «философия — наука о сущем и познание истины», и что счастье — "награда за такое знание и мудрость", старец якобы возразил: "Те, кто говорил Духом Святым, не пускались в доказательства".

В своей деятельности уже как христианского теолога, апологе­та, Иустин пытался соединить древнегреческую философию и христиан­ское мифологическое мировоззрение. Он опирался на слова из "Евангелия от Иоанна": "В начале было Слово (логос), и Слово было у Бога, и Слово было Бог ... и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины...". Иустин считал, что все философы говорили неточно, неясно, приблизительно и противоречиво. Истинный логос — Христос. Правда, были философы, которые и до Христа жили в согласии с логосом, на­пример, Гераклит или Сократ.

Иустин признавал иносказательность христианских мифов: в них не все надо принимать буквально, что в них много аллегорического.

Татиан

Татиан (прибл. 125 — 175 гг.) был учеником Иустина. В отличие от своего учителя, он был яростным противником античной философии.

Татиан — автор сочинения (апологии) "Речи против эллинов".

О себе Татиан говорил, что он много путешествовал, "сам зани­мался в качестве софиста вашими (эллинскими — СХ) науками, изу­чал искусства и различные изобретения".

Татиан резко критиковал конкретных философов: Гераклита назы­вал самонадеянным, Эмпедокла — хвастуном и лжецом, Платона — обжо­рой, Аристотеля — льстецом. В общем, эллинские философы у Татиана "противоречат сами себе и болтают, что каждому придет на ум".

Татиан отрицает медицину, считает, что лечит вера в бога. Он негодовал на того, кто "как собака лечится травою...".

Себя Татиан откровенно называет "последователем варвар­ской философии", а именно христианства. Он соглашался с теми, кто считал, что греки все заимствовали у Моисея, включая их астрономию, геометрию, а также магию и мантику (искусство гадания).

Начало всего у Татиана — христианский бог, который "невидим и неосязаем, ибо Он сам виновник вещей чувственных и вещей невиди­мых. Его мы познаем через дела Его... Дух, проникающий материю, ниже божественного духа...".

По Татиану — "Бог был вначале: а начало есть ... разумная сила". Слово Бога "сотворило ангелов и людей".

Татиан утверждал, что душа человека не умирает, что даже душа "людей, не знающих истины, и разрушается и умирает вместе с телом, но не навсегда". Такая душа воскресает вместе с телом при конце мира и получает окончательную смерть через бесконечное наказание.

Климент Александрийский

Климент Александрийский (род. в сер. II в. — умер в 215 г.). В 190 г. стал наставником школы, в которой до этого сам обучался. Он автор сочинений "Увещание к эллинам", "Педагог", "Строматы" ("Ковры из лоскутков").

Климент считал себя истинным гностиком (от греч. "гносис" —"знание"). Он не отбрасывал философию, но подчинял ее откровению. Cчитал, что в откровении истина дана целиком и непосредственно, тогда как в философии — опосредованно и частично. Философия не да­ет истинного гносиса, она лишь пропедевтика (введение, подготовка) к христианству. Гносис у Климента — не столько знание, сколько состояние души — высшая ступень веры. Христос "подготовил весь хри­стианский мир к ... спасению, дав иудеям закон, а эллинам — фило­софию". Он высоко ценит философию, считает, что она не только не отвлекает от веры, но является союзником, "совместно с которым и обосновываем потом нашу веру". Философия у него несет просвещен­ность, которой обусловливается "тонкость чувства, ведущая к истинным Богопочтению и благочестию". Однако "положения философов содержат истину, но лишь так, как ореховой скорлупой содержится съедобное зерно".

Тертуллиан

Полное имя — Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан (ок. 160 — после 220 гг.). До принятия христианства был судебным оратором. Автор многочисленных небольших по объему статей: "Апо­логия", "Об идолопоклонстве", "Против еретиков" и др.

Тертуллиан безоговорочно ставит веру выше разума, который вся­чески принижает. Философия у него и сама еретична, и ведет ко вся­ким ересям. Философы, по Тертуллиану, — "умы спорливые и презритель­ные", занятые "праздными вопросами и разговорами". Они не знают истины, "они еще ищут, стало быть не нашли". Философия и другие ере­си возникли после истины: "Истина существовала первоначально, а заблуждение явилось впоследствии". Критерием истины у Тертуллиана выступают одинаковость, единодушие, древность. Истина от бога, фило­софия же от дьявола. Он заявляет: "Мы не нуждаемся ни в любопытстве после Иисуса Христа, ни в изысканиях после Евангелия". Т.е., в Свя­щенном Писании истина дана полностью и навечно.

Иногда Тертуллиан прямо принимает религиозное безумие как высшую мудрость. Он говорил: "не можешь быть истинно мудрым, если не покажешься безумным в глазах мира, веря тому, что мир именует безу­мием в Боге". Наконец, Тетуллиану принадлежит легендарно известное высказывание: "Верую, потому что абсурдно".

Тертуллиан отрицает саму возможность обсуждения содержания Свя­того Писания. Тем более не должны допускаться к такому обсуждению еретики.

Ориген

Христианский теолог(185 — ок. 250 г.), глава христианской школы в Александрии, затем в Палестине. Во время гонений на христианство был заключен в тюрьму и умер там от пыток.

Ориген высоко ценил знание. В своей школе составил учебный план, по которому изучались "диалектика" как метод развития мышления и логических способностей, физика, астрономия, геометрия. В последней Ориген видел образец для других наук.

Перечень сочинений Оригена содержит две тысячи "книг" (папирус­ных свитков). Он составил комментарии ко всем книгам Нового Завета. Был сторонником не буквального понимания текста Свя­щенного Писания. Разработал учение о трех смыслах Библии: 1) бук­вальном ("телесном"), 2) моральном ("душевном") и 3) философском ("духов­ном"). Ориген отдавал предпочтение "духовному" смыслу Библии.

Ориген считал, что, в конце концов, все души изменятся к лучшему, станут просветленными и соединятся с богом. Учение Оригена назы­валось апокастасис (восстановление, возвращение). Это учение весьма логично. В нем допускалось предсуществование душ, что было главным мотив­ом объявления его еретиком.

Ориген писал против Цельса ("Против Цельса"), который критиковал христианство в сочинении "Правдивое слово", отмечал его легко­верие и суеверие. Ориген не соглашался с тем, что, как писал Цельс, христианство может привлечь только малолетних, низкородных, необра­зованных, рабов и детвору.

Антоний

Годы жизни: ок. 251 — 356 гг. Будучи христианином, думал, что знание и религиозная мудрость, вера несовместимы. Поэтому он не ходил в школу, а только в церковь. Ел один раз в день, спал ма­ло и всегда на голой земле, не мылся, работал столяром и молился. Прожил более ста лет. В молодости продал свое состояние, раздав деньги нищим.

Известен многочисленными наставлениями: "Возненавидьте мир и все, что в нем"; "Знайте, что Дух ничем так не погашается, как сует­ными беседами"; "Все раны залечиваются, а рана от языка не имеет врачевания"; "Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками"; "Всякий желающий быть истинно-духовным подвижни­ком должен стараться держать себя вдали от шумного многолюдства и не приближаться к нему, чтобы быть телом и сердцем, и умом вне смя­тения и круговращения людского, ибо где люди, там и смятение". Надо жить так, "чтобы мы, каждый день пробуждаясь, думали, что не дожи­вем до вечера".

Наши рекомендации