Важнейшие представители романтизма в искусстве.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо – в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика). Большинство национальных школ романтизма в изобразительном искусстве сложилось в борьбе с официальным академическим классицизмом. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности).

Главные представители романтизма в литературе – Новалис, Жан Поль, Э. Т. А. Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П. Б. Шелли, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мицкевич, Э. По, Г. Мелвилл, М. Ю. Лермонтов, В. Ф. Одоевский; в музыке – Ф. Шуберт, К. М. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в изобразительном искусстве – живописцы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. О. Рунге, К. Д. Фридрих, Дж. Констебл, У. Тернер, в России – О. А. Кипренский, А. О. Орловский.

Личность Виктора Гюго поражает своей разносторонностью. Один из самых читаемых в мире французских прозаиков, для своих соотечественников он, прежде всего великий национальный поэт, реформатор французского стиха, драматургии, а также публицист-патриот, политик-демократ. Но есть один роман, который завоевал для него не только всефранцузкую, но и всемирную славу романиста. Это роман «Собор парижской богоматери» Луначарский А.В. Виктор Гюго. Творческий путь писателя. М., 1931 стр. 19.

Работу над этим романом Гюго начал за два дня до начала июльской революции то есть 25 июля 1830 г. Книга вышла в свет 16 марта 1831 г. - в тревожные дни волнений и разгрома архиепископского дворца народом. Бурные политические события обусловили характер романа, который был историческим по форме, но глубоко современным по идеям. Захватываясь революционным запалом французского народа, писатель стремился найти в далекой истории зачатки его будущих больших действий, стремился исследовать те глубокие сдвиги, которые происходят в сознании, в душах людей в смутное время, на изломе двух эпох.

Гюго задумал свой роман как эпическую картину средневекового Парижа, имея в виду состояние нравов, верований, искусств, наконец, цивилизации 15 века Евнина Е.М. Виктор Гюго. М., 1976 стр. 33.

«Собор Парижской Богоматери »Виктора Гюго часто изучается и обсуждается, как у нас в стране, так и во всем мире. В романе можно найти и социальный слой, и романтический, и исторический. Этой своей многогранностью он и привлекает как читателей, так и исследователей уже более полтора века.

Во французской романтической литературе “Собор Парижской Богоматери” явился выдающимся произведением исторического жанра. Силой творческого воображения, Гюго стремился воссоздать ту правду истории, которая явилась бы поучительным наставлением для современности.

Виктор Гюго сумел не только обнажить социальные противоречия того времени, но передать колорит эпохи. С этой целью он тщательно изучил все исторические труды, хроники, хартии и другие документы, из которых можно было почерпнуть сведения о нравах и политических убеждениях французского средневековья времен Людовика 11 Евнина Е.М. Виктор Гюго. М., 1976 стр. 33. Но в романе историческая «канва» служит лишь общей основой сюжета, в котором действуют вымышленные персонажи и развиваются события, созданные фантазией автора . По сути в романе указано только одно историческое событие (приезд послов для заключения брака дофина и Маргариты в январе 1842г), а реальные персонажи (Людовик 13, кардинал Бурбонский, послы) оттеснены на второй план многочисленными вымышленными персонажами. Все главные действующие лица романа -- Клод Фролло, Квазимодо, Эсмеральда, Феб -- вымышлены им. Только Пьер Гренгуар представляет собой исключение: он имеет реального исторического прототипа -- это живший в Париже в XV -- начале XVI в. поэт и драматург. Сюжет романа не основывается ни на каком крупном историческом событии, а к реальным фактам можно отнести лишь детальные описания собора Парижской Богоматери и средневекового Парижа. Правда исторического романа не в точности фактов, а в верности духу времени. С особым вниманием Гюго относится к лексике своих персонажей. Наиболее хорошо это видно по тому как разработана лексика романа, отражающая язык, на котором говорили все слои общества в XV в. Например песни народа того времени:

Жан Балю, наш кардинал,

Счет епархиям потерял,

Он ведь прыткий.

А его Верденский друг

Растерял, как видно, вдруг

Все до нитки. Гюго В. Собор Парижской Богоматери. М., 2003 стр. 456

гюго роман собор парижский богоматерь

встречается терминология из области архитектуры, цитаты из латыни, архаизмы, арго толпы Двора Чудес, смесь испанского, итальянского и латинского. В понимании автора романа народ - не просто темная невежественная масса, пассивная жертва угнетателей: он полон творческих сил и воли к борьбе, ему принадлежит будущее. Хотя Гюго и не создал широкой картины народного движения во Франции XV века, он увидел в простом народе ту неодолимую силу, которая в непрерывных восстаниях проявляла неукротимую энергию, добиваясь желанной победы. Образ пробуждающегося народа воплощён в Квазимодо. Сцена, в которой Эсмеральда даёт напиться страдающему у позорного столба Квазимодо, исполнена тайного значения: это томящийся в рабстве народ получает живительный глоток свободы. Если до встречи с Эсмеральдой горбун был как будто бы одним из каменных чудищ собора, не вполне человеком (в соответствии с латинским именем, ему данным, - Quasimodo, “почти”, “как будто бы”) Гюго В. Собор Парижской Богоматери. М., 2003 стр. 163 то, полюбив её, он становится едва ли не сверхчеловеком. Судьба Квазимодо - залог того, что и народу предстоит ожить. Народ, в понимании автора романа - грозная сила, в слепой активности которой пробиваются идеи справедливости (только «бродяги» оказались способными выступить в защиту безвинно осужденной Эсмеральды). В сценах штурма собора народными массами заключен намек Гюго на будущий штурм Бастилии в 1789 г., на революцию, которую предсказывает королю Людовику XI гентский чулочник Жак Копенолы «...когда с вышины понесутся звуки набата, когда загрохочут пушки, когда с адским гулом рухнет башня, когда солдаты и граждане с рычанием бросятся друг на друга в смертельной схватке - вот тогда-то и пробьет этот час» Гюго В. Собор Парижской Богоматери. М., 2003 стр. 472. В этих сценах содержится намек на преемственность событий далекого прошлого и настоящего, что отразилось в размышлениях писателя о своем времени, запечатленном в третьей и четвертой книгах романа. Этому способствовали те бурные политические события (Июльская революция, холерные бунты, разгром архиепископского дворца народом), во время которых создается «Собор».

Черты романтизма в романе проявились в резком противопоставлении положительных и отрицательных характеров героев, неожиданном несоответствии внешнего и внутреннего содержания человеческих натур. Гюго использует развернутые сравнения, метафоры, антитезы, проявляет удивительную изобретательность в употреблении глаголов. Контрастны стиль и композиция романа: например, ироническая торжественность заседаний суда сменяется простым юмором толпы на празднике к празднике шутов; мелодраматизм главы «Башмачок» (сцена узнавания) - ужасающей сценой пытки Квазимодо на Гревской площади; романтическая любовь Эсмеральды к Фебу дается в противопоставлении любви Клода Фролло к Эсмеральде.

Признаком романтизма являются и исключительные характеры, показанные в чрезвычайных обстоятельствах. Главные персонажи романа - Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло - воплощение того или иного человеческого качества.

Эсмеральда символизирует нравственную красоту простого человека. Гюго наделяет эту свою героиню всеми лучшими чертами, присущими представителям народа: красотой, нежностью, добротой, милосердием, простодушием и наивностью, неподкупностью и верностью. Красавец Феб и его невеста Флер-де-Лис олицетворяют высшее общество, внешне блестящее, внутренне опустошенное, эгоистичное и бессердечное. Сосредоточием темных мрачных сил является архидьякон Клод Фролло, представитель католической церкви. В Квазимодо же воплотилась демократическая гуманистическая идея Гюго: уродливый внешне, отверженный по своему социальному статусу, звонарь собора оказывается человеком высоконравственным. Этого нельзя сказать о людях, занимающих, высокое положение в общественной иерархии (сам Людовик XI, рыцари, жандармы, стрелки, придворные). Именно в Эсмеральде, в Квазимодо, отверженных Двора Чудес видит Гюго народных героев романа, полных нравственной силы и подлинного гуманизма.

«Собор Парижской богоматери» был крупнейшим достижением Гюго, молодого вождя романтиков. По словам историка Мишле, «Виктор Гюго построил рядом со старым собором другой - поэтический собор столь же прочный по своему фундаменту, как первый, и столь же высоко поднявший свои башни» Луначарский А.В. Виктор Гюго. Творческий путь писателя. М., 1931 стр. 19.

Изображение собора недаром занимает центральное место в романе. Христианская церковь играла не последнюю роль в системе крепостного гнета. Один из главных персонажей - архидьякон собора Клод Фролло - воплощает в себе мрачную идеологию церковников. Суровый фанатик, он посвятил себя изучению науки, но средневековые науки были тесно связаны с мистикой и суеверием. Человек незаурядного ума, Фролло скоро ощутил бессилие этой премудрости. Но религиозные предрассудки не позволяли ему выйти за ее пределы. Он испытывал "ужас и изумление служителя алтаря" перед книгопечатанием, как и перед всяким другим новшеством. Он искусственно подавлял в себе человеческие желания, но не мог устоять перед искушением, которое вызвала у него девушка цыганка. Фанатический монах стал неистовым, циничным и грубым в своей страсти, обнаруживая до конца свою низость и жестокосердие.

Сумрачный образ Собора выступает в романе как символ католицизма, веками подавлявшего человека. Собор - символ порабощения народа, символ феодального гнета, темных суеверий и предрассудков, которые держат в плену души людей. Недаром во мраке собора, под его сводами, сливаясь с причудливыми мраморными химерами, оглушенный гулов колоколов, в одиночестве живет Квазимодо, “душа собора”, чей гротескный образ олицетворяет средневековье. В противоположность ему прелестный образ Эсмеральды воплощает радость и красоту земной жизни, гармонию тела и души, то есть идеалы эпохи Возрождения, которая шла на смену средневековью. Слом эпох проходит через судьбы, через сердца героев в «Соборе». Неслучайно Эсмеральда в течение всего романа сравнивается с Богоматерью. От неё исходит свет. Так автор метафорически подсказывает: божество нового времени -- свобода, в образе Эсмеральды -- обещание будущей свободы.

Рок, погибель героев это Средневековье. Стареющая, отживающая эпоха, чувствуя приближение своего конца, тем яростнее преследует новую жизнь. Средневековье мстит Эсмеральде за то, что она свободна, и Квазимодо за то, что он освободился из-под власти камня. Законы, предрассудки, привычки Средневековья убивают их.

Гюго не идеализировал средневековье, как делали многие писатели романтизма, он правдиво показал темные стороны феодального прошлого. Вместе с тем его книга глубоко поэтична, полна горячей патриотической любви к Франции, к ее истории, ее искусству, в котором, по убеждению писателя, живет свободолюбивый дух французского народа.

№ 15

Наши рекомендации