Принципы и законы диалектики

Раскрытие философского содержания понятия
"момент" позволяет овладеть весьма эффективным инстру-
ментом логического анализа. Как всеобщие моменты по-
знания категории оказываются "текучими", исторически
взаимоопределяемыми формами мышления. На необходи-
мость мыслить гибкими понятиями ориентируют принци-
пы диалектики. Принципы - ее основополагающие идеи,
придающие философскому знанию системность и целост-
ность. В познавательных и практических действиях прин-
ципы выполняют нормативную функцию.

Издавна в истории философии под принципами
понималось нечто первичное, не нуждающееся в доказа-
тельстве, само собой очевидное. Принцип трактовался как
основополагающее суждение о бытии. В качестве принци-
пов объяснения мира как единого Космоса у древних мыс-
лителей выступали идеи о стихиях, первоначалах природы
(вода, воздух, огонь, атом и др.). Идеалисты навязывали
принципы природе, выводя их из мышления, а не из
внешнего мира. Таков гегелевский принцип разумности
действительности. Между тем, как и любые явления соз-
нания, принципы вторичны. Они - продукт философ-
ского познания действительности. В отличие от понятий
диалектики (категорий) ее принципы суть наиболее об-
щие идеи. Идея - это особая форма мысли. В ней не
только в концентрированном виде выражено мировоз-
зренческое знание, но и дается нормативная ориентация
познавательной и практической деятельности человека.
Среди основных идей материалистической диалектики
особо выделяются принципы всеобщей взаимосвязи явле-
ний и принцип развития.

Между предметами объективной реальности сущест-
вуют сложные и многообразные отношения. Они включают
в себя как относительную обособленность (различие),
так и единство (связь) вещей. Связанные между собой
объекты испытывают взаимное влияние изменений,
происходящих в каждом из них. Такое отношение су-
ществует, например, между геометрическими величи-

нами - площадью и радиусом. Здесь связь выражается в
виде постоянной и непрерывной их взаимозависимости
и обусловленности. Иного характера связи дискретного
действия.

Как особый тип связей действие состоит в переносе
вещества, энергии и информации от одного объекта к
другому. Так взаимодействуют ядерные частицы, элек-
тромагнитные и гравитационные силы, информационные
процессы в ЭВМ, обмен веществ в живых организмах,
социальные взаимодействия людей в обществе.

Связи и взаимодействия объектов многообразны:
существенные и несущественные, прямые и обратные,
генетические, пространственные и временные, функцио-
нальные, необходимые и случайные, непосредственные и
опосредованные, общие и единичные и т.д. К числу наи-
более важных связей принадлежат отношения, обозначае-
мые категорией закон. Закон Ома (в физике), закон по-
стоянства состава (в химии), закон Менделя (в биологии),
законы устойчивости и фильтрации (в технике), закон
стоимости (в экономике) - что общего между ними? То,
что они выражают - каждый в своей сфере действия, - осо-
бого рода объективные отношения явлений. Категорией
"закон" фиксируется более или менее жесткая упорядочен-
ность связи природных или социальных объектов. Закон -
это объективное, необходимое и существенное отношение,
имеющее устойчивый и повторяющийся характер. Как об-
щее отношение для всей совокупности явлений конкрет-
ной сферы бытия, закон не терпит исключений. При од-
них и тех же условиях действие закона непременно и од-
нозначно. Именно данные особенности объективных за-
конов природы и общества позволяют человеку созна-
тельно использовать их в своей практической деятельно-
сти.

В зависимости от пространства действия различают-
ся законы специфические (функционирующие в ка-
кой-либо конкретной сфере бытия), общие (присущие в
целом природе или обществу) и всеобщие, или законы
диалектики. Как элементы материалистической диалекти-
ки ее законы выражают универсальные существенные
связи бытия. Выступая по своей логической форме в виде
суждений, законы диалектики являются отношением
единства противоположных категорий: сущности и явле-

ния, качества и количества, возможности и действитель-
ности, отдельного и общего и др.

Если всеобщие законы выполняют в философском
сознании функции объяснения и в известном смысле
прогноза, то предназначение концепции в диалектике -
обоснование ее главных идей. Концепция - это целостный
способ понимания действительности посредством объеди-
нения в логическую систему на основе какого-либо теоре-
тического принципа соответствующих категорий и зако-
нов. В философии, как и в любой теоретической системе
знания, возможны различные концепции (концепции ма-
терии, сознания, причинности, прогресса, деятельности,
истины и др.). Фундаментальными концепциями мате-
риалистической диалектики являются концепции детер-
минизма и развития.

Концепция детерминизма

Признание универсальной закономерной связи и
взаимодействия явлений материального и духовного мира
свойственно философским учениям, придерживающимся
позиции детерминизма. Сам детерминизм различными
мыслителями интерпретировался по-разному. Многие из
них (Демокрит, Б. Спиноза, П. Лаплас, П. Гольбах и др.),
верно устанавливая взаимоопределенность и связь явле-
ний, ограничивались лишь указанием одной непосредст-
венно действующей причины. Сама идея каузальности
(причинности) трактовалась чисто механистически. Иг-
норировались особенности биологической и социальной
причинности. Отрицалась объективная природа случайно-
сти. Статистические связи и вероятность исключались из
представлений о детерминизме.

Подобные метафизические воззрения в истории фи-
лософии сочетаются с телеологическими (телеология --
учение о цели) концепциями.

Приверженцы телеологии (Аристотель, Г. Лейбниц,
Ф. Шеллинг, Гегель, А. Шопенгауэр и др.) исходили из
идеалистической установки о наличии в природе внутрен-
них целей, выступающих в качестве "конечных причин" раз-
вития. Но приписывание целей природе неправомерно.
Способность к целеполаганию присуща лишь разумным

существам. Поэтому только человеческую деятельность уме-
стно объяснять посредством целевой детерминации.

В материалистической диалектике концепция де-
терминизма представлена учением о многообразных фор-
мах объективной взаимоопределенности явлений. Среди
них можно выделить такие виды связей, как детерми-
нацию каузальную (причинно-следственную зави-
симость), помологическую - (закономерная связь),
функциональную, кондициональную (воздействие
условиями), генетическую (детерминация порожде-
ния), системную (отношение организации) и др. В ис-
тории философского познания различные моменты уни-
версальной взаимообусловленности предметов и явлений
действительности "схватываются", как уже отмечалось, в
категориях. Ими выражаются и обозначенные ранее три
аспекта диалектики: структуры, процесса и развития. Ус-
воение категорий и законов, раскрывающих содержание
каждого из них, углубляет понимание диалектической
концепции детерминизма. В "гнездо" понятий, фикси-
рующих ее структурный аспект, входят прежде всего тра-
диционные для философии категории "единичное - общее",
"явление - сущность", "форма - содержание", "часть - це-
лое". Соотношением этих парных противоположностей ус-
танавливаются такие законы структурной детерминации,
как законы взаимоопределения единичного и общего,
проявления сущности, эмерджентности целого, домини-
рующей роли содержания. Диалектика же процесса во
многом воспроизводится в законах взаимодополнения
случайности и необходимости, взаимного генезиса воз-
можности и действительности и др. К числу главнейших
фрагментов в целостной концепции детерминизма при-
надлежит философское учение о причине и следствии.

Закон причинности

В трактовке проблемы причинности ряд философов
(Дж. Беркли, Д. Юм, Р. Авенариус) отрицали ее объек-
тивность. Так, Юм полагал, что существование причинно-
следственных связей недоказуемо. Для него причинность
суть не более как психологическая привычка соединять в
чувственных восприятиях регулярное появление и следо-
вание событий. В отличие от такого индетерминистского

взгляда механистическое истолкование причинности со-
стоит в безусловном признании ее объективности и одно-
значности. Классически была выражена подобная пози-
ция французским ученым П. Лапласом. Согласно ему
можно сколь угодно точно описать поведение материаль-
ного объекта в сколь угодно отдаленном будущем, если
известны его начальные условия и закон движения.

Между тем в реальности дело обстоит несравненно
сложнее, чем это представлялось концепцией лапласов-
ского детерминизма. Что же такое причинность! Это такое
воздействие одного объекта на другой, при котором изме-
нение первого объекта (причина) производит соответст-
вующее изменение другого объекта (следствие). Так,
прохождение тока в проводнике является причиной от-
клонения стрелки прибора. Воздушные потоки, созда-
ваемые крыльями самолета при его горизонтальном дви-
жении, обусловливают подъемную силу. Искажение про-
граммы внедрением "компьютерного вируса" существенно
нарушает функционирование ЭВМ.

От всех иных форм объективной детерминации явле-
ний причинность отличается такими особенностями, как
генетичность (причина порождает следствие), последова-
тельность во времени (причина предшествует следствию),
необходимость отношения причины и следствия (данная
причина при одинаковых условиях вызывает одно и то же
следствие), асимметричность воздействия (в процессе при-
чинения происходит перенос вещества, энергии и инфор-
мации от причины к следствию), необратимость (причина
не может быть результатом своего же следствия), несводи-
мость следствия к причине (в следствии всегда есть нечто
такое, чего не было в причине).

Как и все философские категории, человеческое
понятие причины и следствия всегда несколько упрощает
объективную связь явлений природы, лишь приблизи-
тельно отражая ее, искусственно изолируя те или иные
стороны единого мирового процесса. В сложнейшей сети
разнообразных взаимоотношений явлений причинные
связи приобретают объективную многомерность. Характер
действия причины зависит от условий, которые опреде-
ляют изменение объекта как переход некоторого из его
возможных состояний в действительность. В ходе разви-
тия современной науки понимание причинности сущест-

венно углубляется представлениями об информационных,
энергетических, субъектно-объектных, системных, стати-
стических, обратных и других типов связей и взаимодей-
ствий. В структуре причинно-следственных отношений
выявились моменты неоднозначности и неопределенно-
сти. Синергетические явления диссипативности и неста-
бильности, вариативности, неопределенности изменений
в точках бифуркаций не позволяют со всей строгостью
фиксировать названные ранее отличительные признаки
причинной детерминации. Так, в сфере микрособытий
различные состояния квантовой системы включают в себя
неоднозначность ряда характеристик. Поэтому определение
будущих состояний системы также содержит неоднознач-
ность. В обществе тоже отсутствует жесткая однозначная
детерминация. Здесь причинно-следственные отношения
опосредуются потребностями, интересами, целями,
практическими действиями людей. Следствие само воз-
действует на породивший его фактор и становится при-
чиной новых изменений. Образуется целая причинно-
следственная цепь. Эти цепи могут пересекаться. Точки
пересечения порождают ("пусковая причина") новые
причинные зависимости. Тем самым причинность ока-
зывается не чистой необходимостью лапласовского де-
терминизма, а нелинейным процессом, диалектическим
соотношением необходимости и вероятности, случайно-
сти и закономерности. Таковы причины Чернобыльской
катастрофы, где в трагический "клубок" переплелись раз-
ного рода причинные цепи - физические, социальные,
личностные, психологические.

Идея причинности образует одно из определяю-
щих начал (принцип) материалистического понимания
и научного познания мира. Все в природе и обществе,
в бытии и сознании, в объективной реальности и субъ-
ективной человеческой деятельности включено в при-
чинно-следственную обусловленность. В этом суть закона
причинности. Только опираясь на него, люди могут эф-
фективно действовать в сферах науки, производства, тех-
ники, в быту, во всех областях жизни общества. Кратким
анализом закона причинности мы завершим рассмотрение
материалистической диалектики в ее отмеченных ранее
аспектах структуры и процесса. Ими охватываются многие
существенные грани концепции детерминизма. Но только

в органическом соединении ее с научно-философским
понятием развития материалистическая диалектика при-
обретает характер целостной, открытой к содержательным
новациям теоретической системы.

Глава 7. ЯДРО ДИАЛЕКТИКИ

Концепция развития

Понимание действительности в развитии - важней-
ший аспект диалектического воззрения на мир. Диалектика
есть "учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и
свободном от односторонности виде..." (25. Т.23. С.43-44).
Знание законов развития позволяет людям целенаправ-
ленно изменять мир в соответствии с объективными тен-
денциями и потребностями человеческой цивилизации.
Но прежде чем обратиться к раскрытию универсальных
законов развития, вдумаемся в эту основополагающую
идею диалектики.

Мысль о том, что окружающий человека мир, да и он
сам, претерпевают со временем не просто некоторые из-
менения, но находятся в развитии - величайшее фило-
софское открытие. Вместе с тем оно породило массу
сложных проблем. Что такое развитие? В каком направле-
нии оно происходит? Развивается ли мир в целом или же
оно свойственно только отдельным объектам? В чем ис-
точник развития? Существуют ли его всеобщие законы и
если да, то каковы они? Нет единодушия в ответах на по-
добные вопросы. Философы-метафизики, если они со-
глашались с идеей развития, трактуют его крайне одно-
сторонне, многие из них истолковывают развитие как
уменьшение и увеличение, как повторение того, что было,
отвергая возникновение принципиально нового. Другие
философы (А. Бергсон, С. Александер, К. Поппер) счита-
ли, что развитие - это цепь случайностей, непредсказуемых
спонтанных скачков, прерывающих всякую связь со ста-
рым. Часто развитие воспринимается только как прогресс,
прямое восхождение от низшего к высшему. Для иных
мыслителей (поэт древности Гесиод, а в наши дни - теоре-
тик негативной диалектики Т. Адорно) развитие видится в

неуклонной деградации действительности, в регрессе от
высшего к низшему.

Возводя в ранг философской концепции развития
теоретическое воспроизведение какого-то одного момента
действительности (круговорота, повторения, скачка, про-
гресса, регресса и т.д.), метафизики тем более оказывают-
ся не в состоянии ответить на вопрос, в чем причина ка-
чественного обновления мира. Ими источник развития
переносится вовне: по отношению к миру вообще - это
Бог (или субъект, или безличный разум, воля и т.п.);
применительно же к отдельным объектам вопрос о при-
чине их развития либо игнорируется, либо решается ука-
занием лишь на внешние воздействия.

Следует заметить, что в современной философской
литературе в понимании категории развития выявились в
ряде аспектов существенно различные мнения: некоторые
авторы полагают, что идея вечного развития материи
(мира в целом) несостоятельна с философской точки зре-
ния и не подтверждается данными естествознания. С их
позиции атрибутом материи является движение, но не
развитие, поскольку идея бесконечно восходящего разви-
тия приводит к признанию начала мира и, в конечном
итоге, к креационизму (к принятию религиозного тезиса
о сотворении мира Богом из ничего). Утверждается также,
что развитие - черта конкретных систем, существующих в
определенных интервалах времени. Поскольку Вселенная,
мир вообще, не являются единой системой, то к ним не-
правомерно применять понятия развития и прогресса.

Но с приведенными суждениями трудно согласить-
ся. Во-первых, вовсе не обязательно понимать развитие
только как прогрессивное бесконечное восхождение. Во-
вторых, мир как закономерное движение материи пред-
ставляет собой единое связное целое, т.е. своего рода
суперсистему. В-третьих, неправомерно резко разграни-
чивать понятия "движение" и "развитие". Те, кто отказы-
вает развитию в атрибутивности, не может объяснить,
каким образом из "просто изменяющейся" материи воз-
никает материя развивающаяся. А ведь верно говорится,
что природа "доказала" свое развитие тем, что из нее
"вышло", как ее противоположность, общество. Видимо,
будет правильно разграничить понимание развития как
атрибутивного способа существования материи и приме-

нительно к конкретным системам. Современное естество-
знание (космология, астрономия, синергетика, физика,
биология и др.) подтверждает факт эволюции материаль-
ного мира, в ходе которой рождаются новые, до того не-
известные организационные формы существования мате-
рии. Природа как бы постепенно открывает все новые и
новые свои возможности - формы бытия, согласные с ее
законами. В этом видится известная направленность эво-
люции.

Согласно нынешним воззрениям, развитие Вселен-
ной с момента "большого взрыва", положившего начало
метагалактике, в которой мы живем, может быть пред-
ставлено следующим образом. Первичными по происхож-
дению являются физические структуры и формы движе-
ния: вакуум, элементарные частицы, атомы, молекулы,
межзвездный газ, звездные образования. Их эволюция
приводит к появлению химических, а затем планетарных
структур. Здесь в дальнейшем могут возникнуть и разви-
ваться разнообразные формы жизни, а со временем и со-
циальные структуры. История человеческого общества
выявляет процессы развития уже во всей их сложности и
противоположности: в соотношении высшего и низшего,
простого и сложного; поступательности и необратимости
социальных изменений; прогресса и регресса; эволюции и
революции; инвариантности и нелинейности и др.

Изложенное ранее понимание движения как спосо-
ба существования материи теперь значительно обогащает-
ся категорией развития. Ею выражаются происходящие в
действительности изменения в их совокупной интеграции
и постепенно формирующейся направленности. Эта вос-
ходящая или нисходящая тенденция отчетливо обнаружи-
вается не сразу, а в достаточно крупных и целостных
процессах и в известный интервал времени.

Время - необходимое условие качественного изме-
нения любой материальной системы. Тем самым извест-
ная необратимость процессов оказывается признаком ее
развития. Таким образом, развитие как атрибутивное
свойство материи - суть бесконечный процесс ее законо-
мерного самообновления и самоорганизации, порождение
качественно новых форм своего бытия и движения. При-
менительно же к конкретным объектам - развитие есть
поступательный процесс системно накапливающихся за

сравнительно длинный промежуток времени направлен-
ных и необратимых их изменений. В различных областях
действительности свои критерии развития. Так, для объек-
тов неорганической природы достаточным критерием вос-
ходящей линии эволюции можно считать степень самоор-
ганизации и усложнения структуры системы (например,
молекулярный уровень в сопоставлении с атомарным).
Переход от одних основных уровней системной организа-
ции объектов к другим означает расширение спектра воз-
можностей взаимодействия, изменения этих систем. Для
живых организмов критериями развития выступают сте-
пень адаптации их к условиям существования, степень
эволюционной пластичности организма; увеличение ав-
тономизации или относительной независимости от среды
и т.п. Объективным критерием развития общества являет-
ся возвышение свободы и сущностных сил человека, из-
менение уровня и характера производительных сил, про-
изводительности труда.

Дальнейшее раскрытие содержания диалектической
концепции развития требует рассмотрения его универ-
сальных законов. Аспект развития наиболее существен в
материалистической диалектике. Поэтому всеобщие зако-
ны развития обычно называют основными (главными)
законами диалектики, а среди них определяющее значе-
ние имеет закон единства и борьбы противоположностей.

Наши рекомендации