Бытие в русской философии и постмодерне

Русские философы вынесли полное несогласие тому пониманию бытия, которое сложилось в запад­ной новоевропейской традиции. Субъективность бы­тия они восприняли как смену_ власти Бога властью призрачных феноменальностеи, где на первом месте - меркантильные интересы и желания человека.

Русский религиозный философ и психолог С.Л.Франк (1877-1950), критикуя сущность новоевро­пейского понимания бытия, подчеркивал, что запад­ноевропейский человек понимает себя как индивиду­альное мыслящее сознание, а все прочее как дан­ность этого сознания. Свою собственную жизнь он ощущает не как выражение бытия, а как другую ин­станцию, которая противостоит бытию. Учение Де­карта, в котором на место безусловного бытия было поставлено "Я", С.Л.Франк охарактеризовал как глу­бокое и гибельное заблуждение, принесшее безмер­но много вреда не только в теоретическом самосоз­нании философии, но и в духовной жизни европей­ского человечества.

Н.А.Бердяев - рус. религиозный фил.(1847-1948) также подверг критике примат познания над бытием, утвержденный И.Кантом. Он утверждал, что это при­вело к роковом/1 разрыву с Абсолютом.

"Безумие думать, что бытие может зависеть от сознания, что оно дано лишь в науках, что вне Сужде­ния не может быть и речи о бытии", - писал Бердяев. Философское безумие было чуждо русской религиоз­ной философии, которая подпитывалась отличным от запада мировоззрением. Специфику русского миро­воззрения Франк описал так: "Непосредственное чув­ство, что мое бытие есть именно бытие, что оно при­надлежит бытию всеобщему и укореняется в нем, чувство бытия присутствует не внешне, а внутри нас, оно объективно, индивидуально, самоочевидно и со­ставляет суть русского антагонизма". Для русского мироощущения бытие Абсолюта является более оче­видным и ценностным, чем "Я" с его сознанием.

Русская религиозная философия утверждала пер­вичность абсолютного бытия. К такому бытию нельзя прийти путем логических познаний, можно только исходя из абсолютного бы­тия, признать его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия - это самораскры­тие бытия, его самооформпение. Бытие дано нам изначально, до всяких форм человеческой деятель­ности как практической, так и теоретической.

Творчество русских религиозных фил. было на­правлено на уяснение глубочайших бытийных исто­ков человеческого существования.

Философы-постмодернисты пытаются использо­вать идею бытия как идею становления, вечного из­менения, отказываясь от понимания бытия как неиз­менного, абсолютного, субстанциального. В этой свя­зи перед ними встают две задачи: обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доми­нирование в культуре, во- вторых, отыскать соответ­ствующую терминологическую и понятийно- мысли­тельную форму ее выражения.

Все философы-постмодернисты заняты поисками правил и способов интеллектуальной деятельности, отличных от классических. В отличие от фил. класси­ческого рационализма, постмодернисты утверждают, что истина не открывается, а создается. По их мне­нию, ни одно описание мира - научное, философ­ское, религиозное - не является точной репрезента­цией мира, каков он есть сам по себе. Главной онто­логической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимо­действия противоречивых тенденций: хаоса и поряд­ка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости.

Постмодернисты отвергают идею абсолютного бы­тия потому, что она оправдывает необходимость че­ловеку подчиняться высшим ценностям. Признав су­ществование бытия как чего-то высшего, люди доб­ровольно поработили себя. Избавиться от этого по­рабощения и идолов, которых люди придумали сами, разбожествить мир, сломать вертикаль "высшее-низшее", оправдать тягу человека к запретному, до­казать, что смысл жизни заключается в общении с другими людьми - задача философии постмодерна.

МАТЕРИЯ

Конкретизация понятия "бытие" осуществля­ется, в первую очередь, в понятии "материя". Про­блемы материи, разрабатывались и в древности, и современными философами-материалистами.

В материалистической философии материя высту­пает как наиболее общая, фундаментальная катего­рия, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

"Материя - философская категория для обозначе­ния объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографиру­ется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин).

В этом определении утверждается существование объективной реальности, кот. не зависит от человека и его сознания. В определении материи решается основной вопрос фил. - вопрос о соотношении мате­рии и сознания. При этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию, первична во времени, т.к. сознание возникло относи­тельно недавно, а материя существует вечно.

Основной вопрос философии затрагивает пробле­му познаваемости мира. Ленин подчеркивает в своем определении, что первым источником познания мира являются ощущения, что позволяет характеризовать материю как познаваемую объективную реальность.

Элементами структуры материи являются: нежи­вая природа (кварки, атомы, молекулы, вещи, микро­тела, планеты, галактики. Вселенная и мир}, живая природа (ДНК, РНК, белки, клетка, организмы, виды, популяции, биоценоз, биосфера), общество (вид, се­мья, группа, коллектив, этнос/раса, общество, госу­дарство, союз, человечество).

Материалистическая фил. утверждает, что движе­ние - атрибут материи. Атрибут - это неотъемлемое св-во, без которого не может существовать объект.

Характерной чертой материи является движение -пространственное перемещение тел.

Формы материи: физическая, химическая, биоло­гическая, социальная. Движение материи является ее всеобъемлющим свойством, т.к. движется все. Все формы движения материи взаимосвязаны. Движение постоянно, пре­кращение одних форм движения заменяется другими, но никогда движение не сменяется абсолютным по­коем. Покой - это тоже движение, но такое, при кото­ром не нарушается качественная специфика предме­та, его пространственное расположение и форма. Движение может быть количественным, качествен­ным, динамическим,популяционным.

Самоорганизация - способность к саносозданию, воспроизводству, совершенствованию самой себя без участия сил извне. В результате колебаний и от­клонений материя приобретает новое состояние, но­вый вид, или распадается и гибнет. Учение о самоор­ганизации материи называется синергетикой.

Размещенность в пространстве и времени - фил. выдвинуты субстанционныи подход и реляционный.

Субстанционный (Демокрит, Эпикур) - считали время и пространство отдельной реальностью, само­стоятельной субстанцией, наряду с материей, а от­ношение между ними как субстанционные.

Реляционный (Аристотель, Гегель, Лейбниц) -воспринимали пространство и время как отношение между материальными объектами.

Время - форма бытия материи, которая характе­ризует длительность существования материальных объектов и их изменение в процессе развития.

Пространство - форма бытия материи, которая ха­рактеризует ее протяженность, структуру, взаимодей­ствие элементов внутри объекта и взаимодействие объектов между собой.

Правильность реляционной теории подтвердило открытие А.Эйнштейном теории относительности, доказавшей, что пространство и время относительны, в зависимости от условий взаимодействия матери­альных тел.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодейст­вующих с ними других мат. систем. Отражение быва­ет физическим, механическим, химическим.

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ.

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

В древности философы разделили бытие на два основных типа: материальное и идеальное. Пробле­ма идеального духовного мира и субъективного мира человека - основные исторические философские проблемы, которые решает современная наука. При этом она опирается на выводы классики о специфике идеального бытия, его соотношении с бытием мате­риальным.

Впервые Платон обосновал концепцию удвоен/я мира, представив его как состоящий из мира идей и мира материальных предметов. Эту идею приняла и стала развивать средневековая религиозная фило­софия, которая признала существование двух миров - божественного и земного, а в человеке двух начал -духовного и телесного. По мере развития философии мыслители вновь и вновь возвращались к проблеме специфики идеального, выявлению его отличий от материального. Особый интерес вызывали вопросы: какова специфика идеального и в чем его отличие от материального. Каково соотношение этих двух ре­альностей, какая из них является первичной?

Позиция материалистов - идеальные, духовные явления - порождение материальных, и поэтому тож­дественны им по своим свойствам. Например, Демок­рит утверждал, что душа состоит из атомов.

Точка зрения идеалистов - идеальное представ­ляет собой качественно иной вид реальности. Суще­ствует "мир идей", который независим от нашего соз­нания и первичен по отношению к "миру вещей". Фи­лософы-идеалисты считают безосновательным мне­ние о тождестве материального и идеального. Они утверждают, что духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет сумма наибо­лее общих понятий, универсалий: сущее, единое, истинное и т.д. Идеальное намного совершеннее ма­териального и способно его порождать.

В современной фил. широко распространено ма­териалистическое объяснение природы сознания из­вестное как теория отражения. Она дает обоснован­ный ответ на вопрос о происхождении идеального из материального. Суть данной теории в том, что сознание есть свой­ство высокоорганизованной материи отражать мате­рию. Отражение - одно из универсальных свойств материи, оно присуще как неживой, так и живой при­роде. Человеческое сознание возникло в результате длительной эволюции этого свойства материи и представляет собой высшую форму отражения.

Отражение - это способность материальных объ­ектов оставлять в себе следы других матер, объектов или менять структуру при взаимодействии с ними.

В большей или меньшей степени свойство отраже­ния присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими. Характер этого взаимо­действия на разных уровнях организации материи качественно различен.

На уровне неживой природы наблюдаются физико-химические формы отражения, взаимодействия в виде механических, звуковых, тепловых, реакций.

На биологическом уровне организации материи проявляются более высокие формы взаимодействия живых организмов. Биологическое отражение свойст­венно только живым организмам. С помощью биоло­гического отражения живые организмы способны от­ражать как живую, так и неживую природу. Формами биологического отражения являются: раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

На социальном уровне отражения появляется соз­нание человека, включающее, наряду с чувственным, рациональные формы отражения, представляющие собой высшую ступень в длительном процессе эво­люции форм взаимодействия матер, систем.

теория материалистического объяснения проис­хождения сознания подвергается сомнению филосо­фов. Наибольшую поддержку находит представление о том, что бытие изначально возникло сразу в двух формах, материальной и идеальной. Проблема соот­ношения материального и идеального восходит к ан­тичным временам, она решалась еще Аристотелем. Ни идеалистическое, ни материалистическое объяс­нение происхождения сознания не является полно­стью доказанным.

ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ

Пространство - форма бытия материи, выра­жающая протяженность составляющих ее объектов, их строение из элементов и частей. Пространство мира имеет три измерения и называется трехмер­ным. Оно является необходимым условием сущест­вования устойчивых систем, состоящих из двух тел.

Время - форма бытия материи, выражающая дли-тельНТэсть протекающих процессов, последователь­ность смены состояний в ходе изменения и развития материальных систем. Человек научился измерять время и изобрел его эталон. Человеку свойственно интуитивное чувство времени, наш организм подвер­жен влиянию временных ритмов.

В начале 20 в. физика выявила глубокую связь между пространством и временем. Время - четвертое измерение мира, а пространственно - временной срез нашей Метагалактики, характеризующийся формулой 3+1 (три пространственных измерения и одно временное). Четырехмерное пространство-время связано с материей и движением микромира.

Каждому структурному уровню материи соответст­вует специфическая форма пространства и времени. Так, особенности биологического пространства-времени проявляются уже на уровне белковых моле­кул в форме асимметрий. Живые системы образуют­ся только из тех молекул, в которых имеются "лево­сторонние" группировки. Растения четко различают свойства пространства, вьющиеся растения завивают "усики" только справа налево. Они меняют длитель­ность протекания в них биологических и химических процессов в зависимости от времени суток, погоды.

Свою специфику имеет пространство и время в жизни общества. Человечество сразу стало форми­ровать особую пространственную сферу жизнедея­тельности, изготовляя орудия труда, строя жилища, одомашнивая животных и т.д. Рядом с дикой приро­дой появилась "очеловеченная". Если в неживой и биологической формах материи пространство вклю­чает в себя только связи предметов, то в социальное пространство входит отношение человека к предмету, к месту своего обитания. Например, понятие Родина характеризует не толь­ко определенную территорию, место рождения и жиз­ни человека, но и его отношение к этому месту: он любит пейзаж, испытывает тоску по нему и т. д.

Социальное время - форма бытия общества, вы­ражающая длительность исторических процессов, их смены, возникающих в ходе человеческой деятель­ности. Социальные процессы имеют разную длитель­ность. Родоплеменные общества и первые цивилиза­ции древнего мира уходят своими корнями вглубь веков, этот отрезок времени в несколько десятков тысяч лет. Средневековое общество просуществова­ло около 1400 лет, а современный способ жизни длятся всего около 300 лет.

Смена этапов развития общества характеризуется ускорением темпов социальных изменений, что на­шло отражение в понимании времени. Древние циви­лизации воспринимали время как повторяющийся цикл, в котором особую ценность имело прошлое, хранящее для настоящей жизни необходимые навыки и знания. С появлением христианства временной цикл развернулся в линию, вектор которой был на­правлен в будущее.

Специфическое восприятие времени сформирова­лось капиталистическим способом производства. По­гоня за прибылью требовала постоянной интенсифи­кации труда, уплотнения событий и процессов, проте­кающих в единицу времени. Именно в этот период времени была изобретена секундная стрелка, символ ускорения ритма жизни. Начался "бег времени", пре­вышающий уровень биологического ритма человече­ского организма и происходящих в нем физиологиче­ских процессов. Ускорение ритма социальной жизни продолжается и по сей день, и это негативно сказы­вается на здоровье людей.

Социальное время характеризуется многоуровне­вой структурой. В ней можно выделить время', опре­деляющее происхождение рода человеческого, время образования наций, эпох и формаций. В каждом из этих времен свои ритм и свои ценности.

ДВИЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

В философской карт/не мира значительная роль принадлежит категории «материя» и ее свойст­вам. В античности Гераклит, а в Новое время Гегель ввели в картину мироздания идеи становления, дви­жения и развития, согласно которым действитель­ность есть процесс.

Еще Гераклит в своей фразе "все течет" опреде­лил постоянное движение и изменение окружающего мира. В античности высказывались предположения о бесконечном многообразии материальных форм, и это многообразие - результат активности самой ма­терии. Термин "движение" наше сознание определяет как пространственное перемещение тел. В филосо­фии такое движение называется механическим и от­носится к самой простой форме. К более сложным формам движения можно отнести: физическое дви­жение, химическое, биологическое, социальное и др. В непрерывном движении находится все живое, т.к. в системе живого идет вечный процесс изменения, пи­тания, роста, размножения и гибели. Движение-это сущностный атрибут материи, оно обладает всеми его свойствами, движение несотворимо, неуничтожи­мо, абсолютно, непреложно и всеобще.

Все формы движения материи взаимосвязаны. Самое постое движение - механическое - обуслов­лено процессами взаимопревращения элементарных частиц, взаимовлияния электромагнитных и гравита­ционных полей, взаимодействий в микромире. Одни формы движения превращаются в другие, и этот процесс бесконечен. Доказательством этого является закон сохранения и превращения энергии. Формы движения переходят друг в друга, но никогда движе­ние не сменяется абсолютным покоем. Любой покой -это тоже движение, при котором не нарушается каче­ственная специфика предмета. Покои, как и движе- ние, является необходимым условием развития мира. В движении предмет возникает, покой фиксирует ре- зультат, вследствие чего предмет определенное время сохраняется, остается данным, а не другим. Покой относителен, а движение абсолютно. Благода­ря движению материальные тела обнаруживают се- оя, воздействуют на наши органы чувств. Движение как философская категория служит для обозначения фундаментального свойства материи существовать и проявлять себя в перемещении, взаимодействии, изменении, через которые она фор­мирует свои объекты и процессы, а также воздейст-вувт на наши органы чувств.

Материалистическая философия утверждает, что движение - атрибут материи. Атрибут - свойство, без которого объект не может существовать. Нельзя мыс­лить материю без движения, но нельзя мыслить и движение без материи, ибо признание нематериаль­ного движения есть уступка мистике и религии - так считал В.И.Ленин.

Особым видом движения считается развитие. Раз­витие - это такое количественно-качественное изме­нение объекта или его состояния, которое характери­зуется направленностью, определенными закономер­ностями и необратимостью. Само развитие не сво­дится к процессу количественного увеличения ил/ уменьшения. В процессе развития элементы могут исчезать, а видимые качественные изменения могут иметь место и без изменения числа элементов, за счет трансформации характера взаимоотношения между ними. Под развитием в общем случае понима­ются необратимые, направленные качественные из­менения. Обычно качественные изменения не приво­дят к потере системой ее основного качества - оста­ваться системой. Развитие бывает прогрессивным (переход от низшего к высшему) и регрессивным. Как бы ни сочетались прогрессивные, регрессивные и одноплоскостные изменения, любой объект или сам проходит стадию прогрессивного развития, или вхо­дит в другой объект, проходящий такую же стадию. Развитие материи и сознания, взятое в целом, отли­чается безусловно прогрессивной направленностью, восхождением от низшего качества к высшему. К ос­новным законам развития относят закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количе­ственных изменений в качественные, закон отрица­ния отрицания.

Наши рекомендации