Афинская философия познания
Анаксагор (ок. 500 — 428 гг. до н.э.)
Входил в кружок Перикла. О себе говорил, что родился для того, "чтобы созерцать Солнце, Луну и небо", как свою истинную родину.
Он учил, что первичны не стихии, а все без исключения состояния вещества; начала называл "семенами всех вещей", которые у Аристотеля были названы "гомеомериями" ("подобночастными"). Анаксагор ультраплюралист и сторонник качественного подхода к объяснению природы. Его основной тезис — "Все во всем".
Пассивные и хаотичные гомеомерии приводятся в движение особым активным началом — Нусом, т.е. умом, который является также творцом космоса из первобытного хаоса. Нус — мировой ум — имеет две функции: он движет миром, и он же познает мир. Нус един, действует посредством мышления. Из "всего сущего только ум прост, не смешан и чист" (Аристотель об Анаксагоре). Познавая мир, Нус обладает совершенным знанием обо в сем и имеет величайшую силу. Он определяет прошлое, настоящее и будущее.
Однако, часто Анаксагор использует свой ум (нус) лишь тогда, когда не знает причины чего-либо, т.е. роль ума у него часто подобна "богу из машины" (персонаж античного театра, разрешавший трудные ситуации в пьесах).
Душа, согласно Анаксагору, воздухообразна. Аристотель ценил догадку Анаксагора о разумности человека, которая связана с его руками, в отличие от всех других животных. Некоторые считают, что Анаксагор отождествлял ум и душу.
В отличие от Эмпедокла (подобное познается подобным), Анаксагор считал, что все познается противоположным себе: холодное познается теплым, сладкое — горьким и т.д.
Ощущения Анаксагор связывал со страданием, которое становится заметным при чрезмерном воздействии, но которое якобы в неосознанном виде тревожит организм и в обычном состоянии органов чувств. Ощущения не дают истины, гомеомерии познаются лишь умом, а не чувствами.
Цель познания Анаксагор видел в свободе, которую дает знание.
Левкипп и Демокрит
Вершина античного материализма — учение Левкиппа и Демокрита.
Имеется трудность в разделении учений Левкиппа и Демокрита. Неизвестно даже, кому из них принадлежит главное сочинение атомистов "Об уме", или "Большой мирострой". Так же неясна роль каждого из них в создании атомистического учения. Можно предположить, что Левкипп делал упор на мироздании, а Демокрит — на человеке (А.Н.Чанышев). Согласно Аристотелю — "Демокрит рассуждал обо всем". Он был гносеологом, логиком, этиком, политиком, математиком и т.д. и т.д.
Демокрит был страстно предан науке. Он заявлял, что одно причинное объяснение предпочтет персидскому престолу. Говорят, что он любил размышлять, запираясь в полом надгробии на кладбище.
Принято считать, что Демокрит жил с 460 по 370 г. до н.э. и был на тридцать лет старше Платона.
Считается, что он путешествовал в Египет, Вавилон, и даже к гимнософистам в Индии, побывал в Эфиопии.
В отличие от Гераклита, как "плачущего философа", Демокрит был известен как "смеющийся философ".
Демокрит был истинным энциклопедистом, ему принадлежит около 70-ти сочинений. В частности: "О природе человека", "О разуме", "О чувствах", "О геометрии", "О ритмах и гармонии" и мн. др., но ни одно из них до нас не дошло. Говорят даже, что уже Платон хотел сжечь все те сочинения Демокрита, которые он смог собрать, но ему помешали.
Демокрит и Левкипп ставили задачу создать учение, которое бы соответствовало миру, как он видится при посредстве органов чувств, сохраняя при этом то рациональное, что было в учении элеатов о бытии.
Допустить существование атомов атомистов побудило наблюдение над обыденными явлениями природы: истирание золотой монеты, а также мраморных ступеней, распространение запахов, высыхание влажного и др. Атомы парят и "пляшут" в пустоте подобно пылинкам, которые мы видим в солнечном луче.
Атомы Левкиппа и Демокрита совершенно бескачественны, лишены каких бы то ни было чувственных свойств. Цвета, запахи, звуки и т.п. возникают в субъекте вследствие взаимодействия атомов и органов чувств. Атомисты были первыми в истории философии, кто стал учить о объективности чувств, или, как стали говорить позднее, о вторичных качествах.
Мир вещей и явлений для атомистов реален и состоит из атомов и пустоты.
Атомисты отвергали мировой ум — Нус Анаксагора. Сознание они объясняли существованием особых огневидных атомов. Живое у них возникает из неживого по законам природы без всякого творца и разумной цели.
Согласно Демокриту, все живые существа, в том числе и растения, одушевлены, но в разной степени. Источник души — та самая теплота, которая производит все живое из земли. Как говорил Демокрит: в мире «без всякого разумного руководства могут совершаться замечательные вещи».
О случайности Демокрит говорил: «Люди сотворили себе кумир из случая как прикрытие для присущего им недомыслия, они прославляют не удачный ум, а умнейшую удачу». По Демокриту, ссылка на случай — проявление лености мысли, отказ от поисков причин.
В основе учения атомистов о животном и человеке — уподобление микрокосма (животное, человек) макрокосму и наоборот. В самой природе, в мироздании есть и душа и разум. Но это всего лишь теплота и огонь — носители живого и разумного. В таком смысле макрокосм одушевлен и разумен. Но степень одушевленности и разности мироздания невелика. Одушевленность и разумная одушевленность отличаются друг от друга лишь количественно, как неразумная и разумная части души. Человек вобрал в себя некоторое количество более божественной природы. Поэтому "в нем есть разум, ум и мысль, и он может исследовать сущее". Демокрит определяет человека как "животное, от природы способное ко всякому учению и имеющее помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость".
Согласно атомистам, душа — только совокупность атомов. Менее огненная, неразумная часть души, равномерно распределена по всему телу. Она — источник подвижности и жизни тела. Разумная часть души находится в грудной клетке человека.
Смерть есть выдох без вдоха. Покинув тело, атомы души рассеиваются в воздухе. Никакого загробного существования души нет и не может быть.
Согласно Демокриту, мифы о загробной жизни — всего лишь басни.
Учение Демокрита о познании основано на представлении о телесности души и на различии двух родов познания в соответствии с двумя видами существования. Демокрит различает то, что существует "в действительности", и то, что существует "в общем мнении". То, что существует во мнении всех — это чувственные качества. Атомы Демокрита и Левкиппа не имеют таких качеств. Демокрит говорил: "Только считают, что существует цвет, что существует — сладкое, что существует — горькое, в действительности — атомы и пустота". Он подчеркивал, что чувственная качественность возникает именно в общем мнении. Это общечеловеческая качественность, а не индивидуально-субъективная. Межчеловеческая же объективность чувственных качеств имеет свою основу в формах, величинах, порядке и положениях атомов. Чувственная картина мира не произвольна: одинаковые атомы при воздействии на нормальные человеческие органы чувств всегда порождают одни и те же ощущения.
Демокрит различал два рода познания: темное (незаконнорожденное) и истинное (законнорожденное). Есть познание посредством чувств и посредством мыслей. Познание посредством мысли Демокрит, согласно Сексту Эмпирику, называл законнорожденным и приписывал ему достоверность в суждениях об истине. Познание же посредством чувств, незаконнорожденное, не пригодно для распознавания истины. "К незаконнорожденному относится все следующее: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Другая же законнорожденная. К ней относится скрытое".
Атомы и пустота как первоначала мира лежат за пределами чувственного познания. Открыть их можно лишь в результате напряженного размышления. Но такое размышление опирается на эмпирическое наблюдение. Демокрит не противопоставлял чувства и разум в полном смысле слова. Он брал их в единстве: разум просто идет далее чувства, но он опирается на показания последних. Главный же довод истинности теоретической картины мира состоит в ее соответствии чувственной картине мира.
Демокрит понимал сложности и трудности познания, процесса достижения истины: "Истина скрыта в глубине (лежит на дне морском)". У него субъектом познания является не любой человек, а лишь мудрец. "Мудрец, — говорил Демокрит, — мера всех существующих вещей. При помощи чувств он — мера чувственно воспринимаемых вещей, а при помощи разума — мера умопостигаемых вещей".
По атомистам, существует лишь количественная разница между разумной и неразумной частями души. Отсюда понимание мышления как изменения тела. По Сексту Эмпирику, Демокрит "сводит мышление к (характеру) смеси (атомов) в теле, что, по-видимому, соответствует его (учению), по которому душа — тело".
Особенно тщательно Демокрит исследовал такие ощущения, как слух, вкус и зрение. Вкусовые ощущения связаны с формами атомов, например, сладкое — с круглыми и умеренно большими атомами, кислое — с круглыми атомами шероховатой, многоугольной и неокругленной формы и т.д. При осязании источником, например, теплоты являются особенно активные шарообразные атомы. О запахах Демокрит говорит, что они — истечение тонкого и тяжелого. Звук у него возникает тогда, когда воздух сгущается и с силою входит внутрь. Звук при этом трактуется как особое тело. Получается, что все ощущения у Демокрита являются разновидностями осязания, ибо предполагают непосредственное соприкосновение.
Особенно интересно учение Демокрита о зрении. Оно происходит в результате телесного воздействия на орган зрения. Демокрит не отрицает значения света, но главное видит в образах ("идолах", "айдолах"), которые являются особыми телесными образованиями, проникающими в тело человека через глаза. Такие образы исходят от всех вещей. Образы — тончайшие оболочки тел, их своеобразные материальные копии. Отрываясь от тел, образы существуют самостоятельно, сами по себе. Они несут в себе как внешний облик вещей, так и их внутреннее состояние. Цвета существуют только в представлении. Черное порождается шероховатыми атомами, изогнутыми и неодинаковыми, красное — теми же атомами, что и теплота, но несколько большими и т.п. Но здесь важно отметить саму попытку Демокрита объяснить субъективные цвета объективными свойствами атомов.
Сновидения Демокрит объяснял тем, что образы легче воспринимаются спящей душой, они проникают через поры в глубь тела и всплывают затем вверх, производя сонные видения.
Теория образов позволила Демокриту выдвинуть вполне оригинальное объяснение происхождения веры в богов: богов нет, но есть образы, которые представляют собой огромные по величине человекоподобные образы, которые можно видеть.
Немало элементов философии познания можно обнаружить в социальных, социально-нравственных и т. д. рассуждениях Демокрита. Так, он утверждал, что "женщина много искуснее мужчины в злословии" и "пусть женщина не рассуждает: это ужасно". Он говорил, что "воспитание детей — ненадежное дело", лучше взять ребенка на воспитание у друга. В дружбе он ценит только разумную дружбу — "дружба одного разумного лучше дружбы всех неразумных". Самое трудное в дружбе — отличать истинных друзей от мнимых, для чего нужна мудрость. Чтобы не ошибиться в людях, надо судить о них по делам, а не по словам. Хотя "слово — тень дела".
В процессе воспитания лучше действовать убеждением и доводами рассудка, а не принуждением. С воспитанием связано обучение. Именно в процессе обучения проявляется способность стыдиться (из-за неумения и незнания). Испытывая же стыд, воспитуемый утрачивает свою гордыню, если она у него была. Для образования нужны три вещи: природные способности, упражнения и время. Образование — украшение для счастливых и убежище для несчастных. Богатством же нужно пользоваться разумно, принося пользу народу.
Счастье, по Демокриту, в душе, оно есть "хороший дух" — эвтюмия. При эвтюмии человек, его душа в частности, не волнуются никакими суевериями. Счастливый человек не нарушает меры. Умеренность распространяется Демокритом и на само познание: "Не стремись знать все, чтобы не быть во всем невеждой".
По представлениям Демокрита, истинный мудрец чуждается людей, ибо целиком погружен в философию. Он живет незаметно, уклоняется от политической деятельности. Мудрец у него — гражданин мира: "Для мудреца открыта вся земля, ибо весь мир — родина для высокого духа". По Демокриту, "мудрец не должен повиноваться законам, а жить свободно".
Согласно Демокриту, люди сами дошли до всего собственным умом, подгоняемые нуждой и пользуясь наблюдениями над природой. Он говорит: "путем подражания мы научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки — постройке домов". В первобытном состоянии люди не знали ни земледелия, ни какого-либо искусства. Не знали огня, не умели приготовлять пищу, не умели откладывать плоды про запас. Но сообща люди научились укрываться в дуплах деревьев, стали откладывать плоды про запас. Став изобретательнее и предусмотрительнее, люди открыли употребление огня. Понемногу стали развиваться искусства.
У Демокрита люди не всегда владели речью. В первобытном состоянии речи не было. Речь стала возникать в связи с общением людей.
Из невнятной речи стала формироваться речь из слов. Люди установили знаки для каждого предмета. Не все люди имеют общий язык, а в каждом месте речь сложилась, как пришлось. Существуют разные языки, для которых первые знаковые системы, возникшие у всех народов, стали исходными.
Разбирая вопрос о том, как существуют слова — по природе или по установлению, Демокрит считал, что имена существуют по установлению, и доказывал это на основе четырех доводов: 1) одноименность разных вещей, 2) многоименность одной и той же вещи в разных языках, 3) переименования, 4) отсутствие соответствия в словообразовании ("мысль" — "мыслить", но "справедливость" — ?) Имена возникли случайно, а не присущи вещам по природе.
В отношении искусства Демокрит говорил: "Никто не может стать хорошим поэтом без воспламенения души и какого-то порыва безумия".
Источник религии Демокрит видел в страхе перед грозными явлениями природы. Не умея объяснять явления естественными причинами, люди стали объяснять их промыслом богов. Люди также не знали о смертной природе человека. Людям являются не боги, а только их неизвестно как сложившиеся образы. Но если что и считать богом, то это разум.
Демокрит признавал свободу человека, поскольку человек с помощью техники может победить естественную необходимость по законам социальной необходимости.