В результате ваш ум обретет ясность, и вы придете в добродушное расположение духа
По-моему, эти правила говорят о многом. И тому, на мой взгляд, есть несколько причин. Повторюсь: если вспомнить Судзуки-сэнсея, принцип расширения ки не подразумевает никаких действий. Когда мы радуемся или когда мы полностью поглощены происходящим вокруг либо своим внутренним миром, мы не прилагаем никаких усилий. Когда мы радуемся, мы светимся изнутри, как солнце. Вот, что имел в виду Оцука-сэнсей, когда он говорил, что стоит Судзуки-сэнсею войти, как в помещении становится светлее, потому что он сияет как солнце. Он всегда пребывает в состоянии радости.
Понять, выполняете ли вы принцип расширения ки, можно по тому, что вы не просто находитесь в состоянии уравновешенности, но еще и умиротворенности. При этом по всему телу разливается ощущение радости, наполненности и глубокого спокойствия. Это очень глубокое ощущение чистой, незамутненной и необъяснимой радости. Это просто удовольствие, но удовольствие на очень глубоком уровне, у него нет никакой явной причины. Подобное удовольствие испытываешь не от чьих-либо слов, не чьего-либо присутствия, не от красивой обстановки, не от вкусной еды и не от изысканных напитков, не от приобретения вещи, которой у вас раньше не было, не из-за денег, не от чьей-либо заботы – источник такого удовольствия коренится в состоянии нашей души и разума.
Это очень важно. Такое состояние не просто является естественным, оно совершенно не требует никаких усилий в силу своей естественности. Не нужно ничего делать, чтобы расширять ки. Поначалу, например, когда новички осваивают упражнение «несгибаемая рука», мы им, конечно, говорим, что надо осознанно направить ки или мысль или внимание по руке, чтобы в ней возникло ощущение наполненности. На начальных этапах обучения это помогает задействовать воображение и отказаться от чрезмерного нагромождения мыслей, поскольку мы слишком много внимания уделяем своему внутреннему диалогу. Но по мере того, как мы приучаем себя отказываться от полной погруженности в свои мысли (при этом нелишним будет напомнить, что все четыре основных принципа ки-айкидо суть одно и то же, поэтому мои слова справедливы и по отношению к остальным трем принципам), мы продолжаем заниматься, привыкаем лучше ощущать свое тело и радость каждого мига жизни, не отвлекаясь на сомнения и колебания. Когда эти ощущения выходят на первый план, мы полностью растворяемся в настоящем моменте, с головой погружаемся в настоящее без всяких оговорок, ограничений, сомнений и условностей. Всё это – проявления нашего мыслящего разума, без которого мы считаем себя не в состоянии оценить количество и качество удовольствий, которые выпадают на нашу долю.
Вот так я понимаю принцип расширения ки. Это некое ощущение, как и при выполнении остальных трех принципов, и это ощущение очень сходно с тем, что я описывал раньше. Я могу опираться только на свой личный опыт, а для меня соблюдение принципа расширения ки вызывает ощущение полной свободы и открытости. В теле появляется ни с чем не сравнимое ощущение спокойствия и удовольствия, глубокого удовлетворения. Оно появляется вовсе не извне, его источником не является ни человек, ни предмет. Не поймите меня неправильно: люди и вещи – это прекрасно, и они занимают свое место в нашей жизни. Но когда мы ощущаем расширение ки, обстановка вокруг может быть накаленной до предела, обстоятельства могут складываться весьма печально, (мы можем даже присутствовать на похоронах), но при этом мы испытываем ощущение глубинного комфорта, разлитое по всему телу.
Безусловно, по мере того, как мы развиваем в себе способность сосредотачивать внимание на настоящем моменте, перестаем думать и размышлять о нем, мы все больше и больше начинаем радоваться этому моменту. Поначалу мы лишь изредка ощущаем некие проблески этого состояния. А после двадцати-тридцати-сорока лет занятий мы научимся постоянно находиться в этом состоянии. Оно постоянно будет с нами.