D. Возникновение мира
I. общие замечания
381. Аристотель. Метафизика XI, 1: И, как говорит Д., все было вместе, но не актуально, а потенци-
ально... [Это и другие подобные места см. № 221 с комм.] Фемистий, комм, к «О небе» Ш, 2, стр. 162,24: Утверждают, что до образования мира в бесконечной пустоте и в течение бесконечного времени находились бесчисленные тела, как бы неделимые, как полагал Д.
382. ДиогенЛаэртский IX, 31: Вследствие многочисленности атомы не могли уже носиться, не нарушая равновесия. Мелкие из них улетучились во внешнюю пустоту, как бы рассыпавшись. Остальные же сплотились, переплелись, наскочили один на другой и образовали некоторое первоначальное шарообразное соединение. (32) Оно отделило от себя нечто вроде оболочки, заключающей в себе всевозможные тела. Так как все тела вращались вследствие толчков со стороны центра, то наружная оболочка стала тонкой, ибо к центру непрерывно и все время притекали тела, захваченные вихрем. Таким же образом образовалась земля, когда сплотились тела, унесенные в центр. Что же касается окружающего землю оболочкообразного покрова, то он получил приращение вследствие присоединения тел извне: так как он вращался в вихре, то все, что соприкасалось с ним, присоединялось к нему. Некоторые из этих тел сплетались между собой, образовали прочное соединение, сперва влажное и грязеобразнос, но после того как [такие соединения] высохли и [некоторое время] вращались вместе со всем вихрем, они воспламенились и окончательно получили природу светил [следует № 389]. (33) И все светила воспламенились вследствие быстроты движения, а солнце — еще и от звезд, луна же получила лишь немного огня. Эклиптика же, по которой происходят солнечные и лунные затмения, |во:)никла| из-за наклона земли к югу: северные же части земли всегда покрываются снегом, холодные и замерзшие. Солнечные затмения происходят редко, лунные же непрерывно, так как их орбиты неравные. Подобно возникновениям миров имеют место увеличения, уменьшения и уничтожения. [Это происходит] в силу необходимости, причем Л. пояс-
няет, в чем она состоит... (44) Д. же держался таких взглядов: первоначала всего — атомы и пустота; только считают, что все прочее существует. Миры бесконечны по числу, могут возникать и подвержены уничтожению. Из ничего ничто не может возникнуть, ни одна вещь не может превратиться в ничто. Атомы бесконечны по величине и числу, они движутся по вселенной, вращаясь, и таким образом образуют все сложные тела — огонь, воду, воздух, землю. Эти [элементы] также представляют собой соединения каких-то атомов, не подверженных внешнему воздействию и не изменяемых вследствие твердости. Солнце и луна образованы из такого рода атомов, гладких и круглых... (45} Все происходит в силу необходимости, причем вихрь — причина возникновения тел. Вихрь он и называет необходимостью. (.:\-).Диодор 1, 7,1: В изначальном соединении всех вещей (как говорят те, которые считают, что мир возник и подвержен уничтожению) земля и небо имели один и тот же вид, так как их естества были перемешаны между собой. Но затем, после того как тела отделились друг от друга, мир стал заключать в себе весь наблюдаемый в нем распорядок, а воздух оказался в непрерывном движении, причем огневидные его части стеклись в самые высокие места, так как природе таких вещей свойственно стремиться вверх вследствие легкости. По этой причине солнце и все прочие многочисленные светила были захвачены всеобщим вихрем, вязкое же и грязеобразное, смешавшись с жидким, соединилось в одно место под влиянием своей тяжести. (2) Вращаясь непрерывно внутри себя и сбиваясь вместе, оно произвело из жидкой части море, из более твердых — землю, еще грязеобразную и совсем мягкую.
383. Псевдоплутарх. Мнения философов I, 4, 2: После того как атомы собрались воедино, те из них, которые были побольше и потяжелее, окончательно осели вниз, те же, которые были малыми, круглыми и гладкими, были вытолкнуты вследствие стечения [других] атомов и унесены вверх. Когда же иссякла