Англия в XVIII веке. Культурно-исторический комментарий
2) Хронологические рамки, стилевые черты и основные представители «Эпохи Августа».
3) Хронологические рамки, стилевые черты и основные представители «Эпохи чувствительности».
4) Спор «древних» и «новых».
5) Философские, религиозные и эстетические теории и их влияние на литературу XVIII века.
6) Причины интереса к жанру романа.
7) Основные источники романа XVIII века.
8) Общая характеристика романа того времени
9) Типология романа XVIII века.
10) Основные публицистические жанры: их связь с культурно-историческими реалиями того времени и влияние на роман.
11) Д.Дефо и его романы в свете идеологии индивидуализма. Культурно-исторический и философский комментарий. Тематическое новаторство прозы Дефо.
12) Добро и зло в контексте мировоззренческой позиции Крузо.
13) Жанровое своеобразие романов Дефо. Основные мотивы и сюжетные схемы. Особенности конфликта. Стилистические особенности произведений Дефо и тенденция к наукообразности.
14) Дефо и плутовская традиция в европейской литературе. «Молль Флендерс». Неоднозначность конфликта.
15) Творческое наследие Свифта. Мировая культура и историко-политический контекст XVIII века в произведениях Свифта.
16) Черты художественной манеры Свифта.
17) Жанровое своеобразие «Путешествий Гулливера». Основные подходы к трактовке идейного наполнения произведения Свифта.
18) Приемы иронического повествования в произведениях Свифта
19) Общее и разное у Свифта и Рабле. Общее и разное у Свифта и Дефо. Значение внутренней полемики.
20) Социально-философский и философско-лингвистический подтекст у Свифта. Перспектива века Просвещения в IV книге о Гулливере. Антиутопия.
21) Сентиментальный роман и его представители в Англии. Объем понятия sentimental. Ценностные критерии и стилистика сентиментализма.
22) Романы С. Ричардсона. Тематическое и формальное новаторство. Рецепция Ричардсона в XVIII, XIX и XX веках. Религиозный дидактический пафос.
23) «Кларисса» Сюжетная основа. Пуританская проблематика и специфика конфликта. Концепция смерти в романе.
24) Аналитичность и психологизм в романе «Кларисса».
25) Композиционные и стилистические особенности писем Клариссы и Ловласа.
26) Нравобытописательный роман в типологическом ракурсе. Основные представители. Г.Филдинг и его романы в свете теории комического эпоса.
27) Нравобытоприсательные и плутовские традиции в романе Т. Смоллетта «Хамфри Клинкер».
28) Реалии и нравы Англии в сатирическом преломлении.
29) Прием «точки зрения» в полиперспективном романе и его функции в романе «Хамфри Клинкер».
30) Образ джентельмена в английской литературе XVIII века. Формирование понятия Englishness в английской культуре той эпохи.
31) Объем понятий «антироман» и «метапроза».
32) Творческое наследие Л.Стерна. Пародийное переосмысление ведущих жанров романа XVIII века в «Тристраме Шенди». Юмор и ирония.
33) Влияние философских идей Локка и Юма на Л.Стерна. Роль аллюзий и цитаций, особенности времени и пространства в романе «Тристрам Шенди».
34) Концепция личности и «философия» шендизма. Своеобразие «целостного» героя Стерна в контексте идейного климата XVIII века.
35) «Сентиментальное путешествие»: специфика тематики и формальные новации. Сказовость повествования. Саморефлексия. «Сентиментальное» мироощущение и «сентиментальное выражение».
36) Готический роман и его представители. «Готика» в узком и широком смыслах. Культурно-исторический и эстетический комментарий Программный характер предромантической прозы.
37) Основные подходы к готическому роману.
38) Гораций Уолпол. Эстетические взгляды и литературные предпочтения. Готическая семиотика в романе «Замок Отранто».
39) Основные приемы драматизации повествования.
40) Влияние драматургии У.Шекспира в романе Уолпола «Замок Отранто».