20 век. На рубеже 19–20 столетий интеллектуальная и литературная жизнь Испании претерпевает серьезные перемены, что связано с определенным спадом в экономике и культуре. Реализм в литературе еще остается в силе. В русле этого направления работает Висенте Бласко Ибаньес (1867–1928), выступавший против монархии, издававший радикальную республиканскую газету "El pueblo" (Народ). Пытаясь разрешить противоречия общественной жизни, он создал ряд романов, которые сам назвал "социальными" или "критическими". Новый этап в его творчестве представляют так называемые психологические романы, в которых отражается конфликт личности и общества (Кровь и песок, 1908, Мертвые повелевают, 1909). Значительным явлением, особенно в испанской поэзии, становится модернизм, формирующийся под влиянием французского символизма, поэзии Берсео, романсов и других старинных испанских произведений. С модернизмом связано творчество группы писателей, которая получила название "Поколение 1898 года". Эти авторы пришли в литературу в конце 90-х, в эпоху испано-американской войны 1898–1900, в которой Испания потерпела поражение. Их идеалом было нравственное и культурное возрождение страны. На некоторых писателей "поколения" оказали влияние Ницше, Поль Верлен и никарагуанский поэт Рубен Дарио. Писателей "поколения 98 года" условно можно разделить на две группы. Одни считали, что возрождение истинного духа Испании, проявившегося в творчестве Эль Греко, Сервантеса и других художников эпохи Ренессанса, поможет возродить Испанию и вернуть ей былое величие. Другие полагали, что страну может спасти следование образцу развитых европейских стран. Кроме того, в творчестве многих писателей "поколения 98 года" явственно ощущаются тенденции экзистенциализма. Предшественником "поколения 98 года" считается философ и писатель Анхель Ганивет Гарсия (1862–1898), который в романах Завоевание королевства Майя (1897) и Труды неутомимого созидания добродетельного Сида (1898) критикует испанское государство, его законы и защищает аристократическую элиту, свободную личность. Творчество Мигеля де Унамуно (1864–1937), во многом родственное экзистенциализму, воплотило черты "поколения" наиболее ярко, выразительно и талантливо. Его трактат Трагическое ощущение жизни у людей и народов (1912), работа Агония христианства (1925), романы Мир на войне (1897), написанный под влиянием Л.Толстого, и Туман (1914) пропитаны трагическим восприятием жизни. Другие представители "поколения" – Асорин, настоящее имя которого Хосе Мартин Руис (1874–1968), Рамон дель Валье Инклан (1870–1935), в сочинениях которого неприятие пошлой мещанской действительности и стремление к красоте уводит читателя в мир грез (цикл Сонаты, 1902–05), а также прозаик Пио Бароха и Несси (1872–1956), главная тема сочинений которого – взаимоотношение современной цивилизации и естественной жизни на лоне природы. Общепризнанная вершина его творчества – трилогия Борьба за существование (1904). Рамиро де Маэсту (1879–1936), также примыкает к "поколению". В молодости он, подобно другим, высказывал недовольство современной действительностью, ее убожеством. Позднее обратился к католицизму и консервативным устоям былой испанской жизни. Его программная книга Защита испанского духа (1934), состоит из ряда статей, написанных в пророческом тоне. В них он призывал вернуться к традициям старой Испании. Позже его идеи легли в основу официальной франкистской идеологии. На рубеже 19 и 20 вв. лирическая поэзия в Испании, как и в других европейских странах, переживает расцвет. Антонио Мачадо (1875–1939), крупнейший испанский поэт 20 в., в начале своего творческого пути был близок к "поколению 98 года", находился под влиянием Верлена, Рубена Дарио и Шопенгауэра. Однако в сборниках Одиночества (1903) и Одиночества, галереи и другие стихотворения (1907) ясно ощущается своеобразие его таланта. После смерти жены его привлекает экзистенциальная философия и богоискательство Унамуно: сборник Апокрифический песенник (1924–1926). Как и другие передовые писатели Испании, отрицательно отнесся к диктатуре Примо де Ривьера, его стихи и проза 1930-х представлены в сборнике Война (1937). Поэтом, близким к "поколению", был и старший брат Антонио Мачадо – Мануэль Мачадо и Руис (1874–1949). МАЧАДО-И-РУИС, АНТОНИО (Machado y Ruiz, Antonio) (1875-1939), испанский поэт. Родился 26 июля 1875 в Севилье, в семье фольклориста А.Мачадо Альвареса; его дед был ректором университета. Когда мальчику исполнилось восемь лет, семья переехала в Мадрид. Образование он получил в Свободном институте просвещения, где ему привили вкус к философии и нравственный ригоризм. В Мадриде Мачадо сблизился с писателями "поколения 1898 года". В 1899 отправился в Париж, где некоторое время служил вице-консулом Гватемалы, тогда же познакомился с Рубеном Дарио и другими поэтами-модернистами. В 1903 выпустил первую книгу стихов Одиночества (Soledades), отмеченную влиянием Дарио и П.Верлена. В 1907-1910 Мачадо преподавал французский язык в городе Сория. Трагические интонации пронизывают лирику этих лет, собранную в книге Поля Кастилии (Campos de Castilla, 1912). После сорийского периода Мачадо еще долго жил и преподавал в провинции. Тогда же он написал несколько пьес в соавторстве с братом, Мануэлем Мачадо-и-Руисом. В 1932 получил в Мадриде звание профессора и был вскоре избран в Испанскую Академию. Во время гражданской войны в Испании 1936-1939 Мачадо оставался верен республике, сотрудничал в республиканской прессе. Когда республика пала, он перешел французскую границу. Умер Мачадо в приграничном городке Кольюр 22 февраля 1939. ХИМЕНЕС, ХУАН РАМОН (Jiménez, Juan Ramón) (1881-1958), испанский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1956. Родился 24 декабря 1881 в Могере (Андалусия). Окончив иезуитский колледж в Пуэрто-де-Санта-Мария, в 1896 поступил в Севильский университет, но вскоре забросил учебу и занялся журналистской деятельностью. В 1901 в Мадриде, посещая лекции в Свободном педагогическом институте, познакомился с поэтами-модернистами и другими молодыми интеллектуалами. В 1916 совершил поездку в США, потом вернулся в Мадрид и вел уединенный образ жизни. В 1936 перебрался из Испании в Новый Свет и обосновался в Пуэрто-Рико. В последние годы жизни был внештатным преподавателем Пуэрториканского и Мэрилендского университетов. Творческий путь Хименеса, оставившего весьма обширное поэтическое наследие, разделяется на три периода: ранний (1898-1904), "модернистский" (1905-1915) и период зрелого творчества (после 1915). Первой публикацией Хименеса был поэтический сборник Строфы (Rimas, 1902); за ним последовали Грустные напевы (Arias tristes, 1903) и Дальние сады (Jardines lejanos, 1904). Определяющая тема этих книг — предельно одухотворенная любовь: поэт словно намеренно избегает какой бы то ни было прямолинейной однозначности. В ранних стихах различается влияние французских символистов. Позже Хименес испытывал воздействие более радикальных поэтических течений и в основном писал элегии: Чистые элегии (Elegias puras, 1908), Промежуточные элегии (Elegias intermedias, 1909), Жалобные элегии (Elegias lamentables, 1910), Звонкое одиночество (La Soledad sonora, 1911). С формальной стороны, в этих стихах на первый план выступает музыкальное начало (хотя очевидно, что важное значение в них имеет и цвет), доминируют же настроения меланхолии, поглощенность мыслями об одиночестве и смерти. Однако другой поэтический цикл тех лет, Весенние баллады (Baladas de primavera, 1910), напоен ощущением счастья. В книге стихов и прозы Дневник только что женившегося поэта (Diario de un poeta recién casado, 1917; переиздавался под названием Дневник поэта и моря), открывающей третий период творчества Хименеса, чистота формы его ранней поэзии доведена до совершенства. Поздние стихи Хименеса, написанные в США, публиковались в сборниках Духовные сонеты (Sonetos Espirituales, 1942), Голоса моих стихов (Voces de mi copla, 1945), Красота (Belleza, 1945), Романсы из Кораля Гейблз (Romances de Coral Gables, 1948) и Глубинное существо (Animal de fondo, 1949). Написал также прозаическую элегию Платеро и я (Platero y yo, 1914), которая получила всенародное признание в Испании. Умер Хименес в Сан-Хуане 29 мая 1958. Упадок в испанской драматургии конца 19 в. сменился очередным подъемом, связанным с именами Хасинто Грау (1877–1958), Грегорио Мартинеса Сьерра (1881–1947) и особенно Хасинто Бенавенте (1866–1954), получившего в 1922 Нобелевскую премию. Последнего обычно причисляют к "поколению 98 года", хотя их сближает лишь отрицательное отношение к современности, а сам Бенавенте сохранял приверженность традициям прежнего испанского театра и не признавал новшеств. |