Познание мира. Виды знаний

  1. Что такое познание?
  2. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.
  3. Уровни познания и их формы:

а) эмпирический

б) рациональный (теоретический)

  1. Истина и её критерии.
  2. Виды знаний:

а) обыденное

б) мифологическое

в) религиозное

г) эстетичеcкое

д) научное

  1. Основные особенности научного познания мира.
  2. Самопознание.

1. Познание– процесс получения знаний о мире, в том числе о самом себе.

Стремление человека к познанию – одна из важнейших потребностей человека во все времена.Относится к ДУХОВНЫМ потребностям.

Познание вместе с сознанием и мышлением – уникальная способность человека. У животных нет!!

Познание – особый вид деятельности человека, результатом которой являются наши знания об окружающем мире и самом человеке.

Преобразованию в данном виде деятельности подвергается не сам мир, а наши представления о нем. Объект – предмет познания (природа, общество, человек).

2. Познаваем ли мир – одна из самых сложных и популярных, «вечных» проблем философии.

Познание мира. Виды знаний - student2.ru

3. 2 уровня (вида, типа) познания (они же – мышления, они же уровни НАУЧНОГО познания).

1 уровень (начальный) – эмпирический – с помощью органов чувств; воспроизводимый опыт.

Формы (ЗНАТЬ!!!)

· Ощущение - отдельные качества предмета, познаваемые с помощью органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус – ОЩУЩАЕМ вкус, цвет, запах, форму на уровне образов)

· Восприятие – формирование целостного образа предмета

· Представление – образ предмета, запечатленный в памяти и вызываемый воображением

2 уровень (последующий, но более высокий) – рациональный (теоретический, абстрактный).

Формы:

· Понятие – предмет, явление, предполагающее признаки

· Суждение – утверждение или отрицание, основанное на связи между понятиями

· Умозаключение – вывод на основе двух или более суждений

В целом, познание мира человеком начинается с эмпирического уровня, рациональный формируется с основой на эмпирические данные.

4. «Истина – соответствие знаний действительности» (Аристотель). Концепция соответствия: истинными являются знания соответствующие предмету познания (наиболее полно соответствующие).

Истина – соответствие наших знаний о мире реальности (знаний о предмете самому предмету).

Не наиболее авторитетное или распространенное представление («Солнце вертится вокруг земли» – популярное, распространенное и весьма авторитетное в древности и средние века, но ошибочное мнение).

Истина – цель и результат познания. Истина = истинные знания о мире. Понятие истины имеет отношение только к нашим знаниям, представлениям о мире!

ИСТИНА
По содержанию:

       
 
Объективная(не зависящая от человека и других субъективных факторов)
 
Субъективная(связанная с ограниченностью возможностей человека в постижении истины

ИСТИНА
По форме:

       
 
Относительная – неполное, ограниченное знание, которым обладает человек на данном этапе
 
Абсолютная – окончательное, неизменное, раз и навсегда определенное знание

Процесс познания бесконечен, т.к. каждый человек в течении жизни, и человечество в целом двигаются от относительной истины к абсолютной (как к цели).

Критерии истины: в эмпирическом знании – опыт, эксперимент

В рациональном – логическая непротиворечивость

Обобщенный критерий в марксизме и некоторых философских системах – практика

Противоположность истине – заблуждение

5. Виды знания (познания). Познание мира может осуществляться разными путями:

а) обыденное знание (познание) – опирается на повседневный опыт, здравый смысл, знания – не цель, а «побочный продукт»

б) мифологическое – древнейший способ познания мира, социальная память человечества

в) религиозное – опирается на веру в истинность догматов и духовный опыт

г) эстетическое – хкдожественное, образное познание, средствами искусства

д) научное – см. далее

6.Научное познание мира – самый популярный в современном обществе путь познания окружающего мира. Наиболее объективное, с опорой на опыт, рациональное знание.

Признаки:

А) систематизированность

Б) глубокое проникновение в суть явлений

В) опора на опыт, эксперимент

Г) теоретический характер

Д) особые методы

Е) верифицируемость (от лат. verificare – доказать истину) - проверяемость с опорой на опыт или логику

З) опровергаемость (возможность опровергнуть, двигаться дальше в новых условиях, на новом этапе)

И) стремление к объективности

К) творческий характер, нацеленность на получение нового знания

Л) ориентация на общее, закономерное

М) специальный язык (термины)

Основные методы научного познания (приемы и операции, с помощью которых достигается объективное научное знание) ЗНАТЬ!!:

· ЭМПИРИЧЕСКИЕ: наблюдение, описание, измерение, опыт, эксперимент, моделирование

· ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ: выдвижение гипотез (используются как один из основных в науке), построение теорий (гипотетико-теоретическая модель), сравнение, классификация, аналогия, математическое моделирование, + мыслит. Операции: анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.

Научное знание делится на: естественно-научное и социально-гуманитарное.

Особенности социально-гуманитарного: совпадение субъекта и объекта познания, большая субъективность, ограниченность эмпирических методов, нtn строгие законы, только закономерности.

7. Самопознание– познание человеком самого себя (объект и субъект при этом совпадают).

Самопознание – важная составляющая мировоззрения человека. Связано с познанием мира.

Интерес к познанию себя формируется у человека довольно рано, в раннем детстве.

Самопознание – исследование своих возможностей, способностей, поиск подходящего вида деятельности.

Самопознание способствует развитию САМОСОЗНАНИЯ, т.е. сознания направленного на самого себя.

В процессе самопознания формируется самооценка личности (может быть правильной, ложной, высокой или низкой). Ложная или низкая самооценка сдерживает развитие способностей.

Познание мира. Виды знаний - student2.ru Познание мира. Виды знаний - student2.ru Самопознание: самоузнавание (отличение себя от других людей, от внешнего мира) самооценка (эмоциональное отношение человека к собственному образу, оценка себя, своих возможностей, качеств, места в мире), бывает завышенная, заниженная, адекватная
Результат самопознания – «Я-концепция» - осознанная, устойчивая, выраженная в словесной форме представление человека о самом себе)

Самопознание – необходимая основа для самореализации (реализации своих возможностей, способностей, предназначения).

Наши рекомендации