Чувственное познание, его специфика, образное и знаковое в познании.

Становление научного метода познания и философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

Ф. Бэкон(1561-1626)(главное произведение "Новый органон"). В этой работе он заложил основы материалистического понимания природы и дал философское обоснование индуктивного метода познания, направленного на экспериментальное изучение природы. Этот метод в основе своей был метафизическим и исходил из того, что изучаемые предметы и явления природы неизменны и существуют изолировано без связи друг с другом.

По Бэкону природа познаваема, но на пути её познания лежит множество препятствий. Главное препятствие - это засорённость сознания людей идолами - искажёнными образами действительности, ложными представлениями и понятиями. Бэкон выделял 4 вида идолов:

1. Идолы рода - это ложные представления о мире присущие всему человеческому роду, являющиеся результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств.

2. Идолы пещеры - это индивидуальные ошибочные представления. У каждого человека своя пещера, свой субъективный внутренний мир. Идолы пещеры, считал Бэкон, от прирождённых свойств, от воспитания и образования, а так же и от авторитетов, которым данная личность поклоняется(слепо).

3. Идолы рынка - ложные представления людей порождённые неправильным употреблением слов, особенно распространённых на рынках и площадях. Люди в одни и те же слова часто вкладывают различный смысл и это ведёт к пустым бесплодным спорам.

4. Идолы театра - ложные представления о мире, не критически заимствованные людьми из различных философских систем.

Опытным знанием соответствует введённый Бэконом индуктивный метод, в основе которого - наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент.

Р. Декарт(1596-1650)(главное произведение "Рассуждение о методе")

Он задался целью разработать универсальный метод познания, которым могли бы руководствоваться учёные всех отраслей знания. Таким методом Декарт считал геометрический метод, который абсолютизирует.

В теории познания он был типичным представителем рационализма: источник знаний и критерий их истинности он видел не во внешнем мире, а в разуме человека.

Отправным пунктом познания и его источником служит интеллектуальная интуиция(это оторванное от материальной действительности чистое умозрение). Основным методом познания Декарт считал дедукцию, выражающую движение мысли от общего к частному.

Декарт создал рационально-дедуктивный метод познания.

В правилах, которые Декарт сформулировал выразилась убеждённость философа о наличии в разуме абсолютно достоверных аксиом знания, которые доступны лишь интуиции.

Сформулированные правила включают в себя требования:

1. Допускать в качестве истины только такие положения, которые представляются ясными и отчётливыми, и не могут вызвать сомнения в их истинности.

2. Расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи.

3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.

4. Не допускать никаких пропусков логических звеньев в исследовании.

Дедуктивный метод, по Декарту, должен превратить познание в организованную деятельность, освобождённую от субъективных факторов и случайностей.

Чувственное познание, его специфика, образное и знаковое в познании.

Чувственное познание - самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации. Мы не осознаем отдельные ощущения, это своего рода мельчайшие атомы чувственного опыта. В нашем сознании происходит синтез ощущений в восприятия. В восприятии нам даны не отдельные ощущения, а устойчивые, сохраняющие свои свойства предметы. Это основное свойство восприятия определяется как его предметный характер: мы воспринимаем не отдельные ощущения, а предмет как нечто целое. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы видим не просто органами чувств, но и разумом.

Чувственное познание является начальным этапом познания. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, – его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.

Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере – чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения.

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие.

Кое-что в нем опускается. Но это и хорошо: опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания. Чувственное познание являет собой непосредственное единство субъекта и объекта; они даны здесь как бы слитно, нераздельно. Непосредственное не значит ясное, очевидное и всегда правильное. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко воспроизводят ее. К примеру, карандаш, опущенный в воду, воспринимается как изломанный.

Наши рекомендации