Закон единства и борьбы противоположностей. Вопрос о.противоречиях - центральный в диалекти- ке
Вопрос о.противоречиях - центральный в диалекти-
ке. Учение о единстве противоположностей составляет ее
"ядро", "суть". Особая значимость проблемы противоречия
определяется тем, что все происходящее в мире содержит
в себе противоположность. Известен, например, в Древ-
нем Египте миф о борьбе Осириса и его сына Гора, оли-
цетворявших добрые начала (свет), со злым богом Сетом -
носителем зла и тьмы. В Древней Индии в ведийском
пантеоне богов главный Индра - бог молнии, грома и раз-
рушительных стихий. Его основные функции - борьба с
демонами, символизирующими темные силы и хаос. В ми-
фологии Китая утверждалось, что мир и все в нем сущест-
вующее - результат действия и столкновения противопо-
ложных сил Инь и Ян. Инь и Ян - противоположности
добра и зла, красоты и безобразия, правды и лжи, мужчи-
ны и женщины, солнца и луны, небес и земли, наслажде-
ния и страдания, четного и нечетного, левого и правого,
холода и тепла и т.д.
Сформировавшаяся еще в рамках мифологического
мировоззрения идея неразрывной связи противоположно-
стей была принята многими древними философами. В
дальнейшем признание или отрицание объективных про-
тиворечий становится одним из важнейших оснований,
разделяющих диалектику и метафизику. Уже греческий
мыслитель Гераклит истолковывал противоречия как дви-
жущий принцип возникновения и гибели в природе: враж-
дующее соединяется, из расходящихся - прекраснейшая
гармония, и все происходит через борьбу.
Много веков спустя идеалист-диалектик Гегель вос-
произвел ту же мысль в иных словах: "Противоречие же
есть корень всякого движения и жизненности; лишь по-
скольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно дви-
жется, имеет побуждение и деятельно", "нечто жизненно,
только если оно содержит в себе противоречие" (10. Т.2.
С.65). Впрочем, сформулированное Гегелем положение ка-
сается у него прежде всего саморазвития понятий. Творя-
щим же природу фактором в философии Гегеля выступает
внешняя для материи сила - абсолютный дух.
В данной связи следует обратить внимание на то,
что многие философы-метафизики стремятся вообще
"изъять" противоречия из бытия. Они допускают их лишь
в качестве феномена мышления, возникающего из-за на-
рушений требований формальной логики.
Между тем противоречие - не только признак смутной
мысли, а прежде всего определяющий элемент объективной
диалектики природы и общества. Уже сама материя проти-
воречива: она бесконечно многообразна в своих проявлениях
и в то же время едина как объективная реальность, как суб-
станция. Движение - тоже есть единство противоположно-
стей: изменения и покоя, непрерывного и прерывного. Даже
простое механическое перемещение может осуществляться
лишь в силу того, что тело в один и тот же момент времени
находится в данном месте и одновременно - в другом; что
оно находится в одном и том же месте и не находится в нем.
Движение и есть постоянное возникновение и одновремен-
ное разрешение этого противоречия. Игнорирование объек-
тивной противоречивости движения может вести к отрица-
нию самого движения, о чем и свидетельствуют известные
апории древнегреческого философа Зенона. Зенон в рассуж-
дении "Ахиллес и черепаха" обосновывает невозможность
будто бы теоретического объяснения (а тем самым и факта)
движения следующим образом. Представьте: быстроногий
Ахиллес находится позади черепахи. Пока он пробежит раз-
деляющее их расстояние, черепаха продвинется несколько
вперед. Как только Ахиллес пробежит новое расстояние, че-
репаха опять-таки немного переместится вперед, и так до
бесконечности. Получается, что Ахиллес никогда не догонит
черепаху! В чем здесь ошибка? Все в том же - в игнорирова-
нии объективного единства прерывности и непрерывности.
Пространство Зенон рассматривает здесь лишь как
сумму конечных, прерывных отрезков и противопоставля-
ет ему бесконечную непрерывность времени. Он акценти-
рует лишь прерывность пространственного перемещения.
Без внимания остается момент непрерывности процесса.
Но движение суть противоречие, единство названных
противоположностей. Пространство также и непрерывно
(протяженно), и прерывно (структурно). Время, в свою
очередь, есть единство непрерывности (течения) и пре-
рывности (длительности).
Всеобщий и объективный характер противоречий
можно проиллюстрировать и более конкретно. В неор-
ганической природе противоречия существуют в форме
отношений частиц и античастиц, вещества и поля, при-
тяжения и отталкивания, действия и противодействия, по-
ложительного и отрицательного электрических зарядов,
волн и корпускул, соединения и диссоциации атомов,
окислительных и восстановительных процессов, адсорбции,
десорбции, эндогенных и экзогенных процессов, хаоса и
самоорганизации и др. Сфера жизни характеризуется
своими противоречиями: ассимиляции и диссимиляции,
наследственности и изменчивости, жизни и смерти, орга-
низма и среды, особи и вида, внутривидовыми и межви-
довыми и т.д. В обществе противоречия выражаются в
отношениях между производительными силами и произ-
водственными отношениями, государством и обществом,
частными и групповыми интересами, целеполаганием и
стихийностью и т.д.
У человека как личности существуют противоречия
между разумом и чувствами; между общественным опытом,
усвоенным в процессе обучения, и личным жизненным
опытом; противоречия, образующиеся в связи с желаниями
и намерениями человека и условиями их реализации; меж-
ду индивидуальным и общественным сознанием; между
знанием и мнением и пр.
В творческой работе инженера противоречия обна-
руживаются между различными требованиями, предъяв-
ляемыми к элементам, блокам, устройствам и системам
техники на каждом уровне их развития.
Какой же смысл вкладывается в выражение
"противоречие"?
Обычно противоречие соотносят с тождеством, рас-
сматривая их нередко как несовместимые категории.
Философы-метафизики не видят связи между ними, по-
лагая, что вещи сами по себе суть тождество, т.е. нечто
единое, сохраняющееся и непротиворечивое. Разумеется,
если рассматривать предмет изолированно, вне связи с
другими объектами, противоречие в явной форме может
не обнаружиться. Ведь понятие противоречия касается в
первую очередь характеристики отношений и лишь че-
рез них - вещей и их свойств. "Противоречие - писал
Гегель, - выступает только там, где есть отношение"
(13. С.371). Это может быть отношением вещи к самой
себе, составляющих ее элементов друг к другу, каждого
из них к целостной структуре, данной системы к иным
объектам.
Возьмем, например, такое природное явление, как
свет. Видимый свет суть белый свет. Он представляет собой
воспринимаемый глазом человека поток электромагнит-
ного излучения. Если белый свет пропустить сквозь призму
(другими словами, рассматривать в конкретном объектив-
ном отношении), то он разлагается в спектр различных
цветов. Оказывается, что в тождестве (белый свет) имеются
различия, определяемые разной длиной составляющих ви-
димый свет электромагнитных волн.
Как не может быть абсолютно неизменных обособ-
ленных и бесструктурных материальных образований, так
нет и абстрактного тождества, исключающего различия, а
тем самым и противоречия. Различие - это отношение
несовпадения, неоднородности, изменчивости элементов
самой вещи, а также свойств данной вещи и других объ-
ектов. Диалектически понимаемое тождество всегда со-
держит в себе различия. Различия в вещах и между ними
могут быть несущественными (по степени и интенсивно-
сти проявления каких-либо общих свойств) и существен-
ными (по разнопорядковости свойств и разнонаправлен-
ности тенденций изменения).
Существенные различия принимают форму проти-
воположностей, когда имеет место отношение несовмес-
тимости, взаимоисключения некоторых свойств внутри
вещи или между разными объектами. Грань между разли-
чиями и противоположностями подвижна, они могут пе-
реходить друг в друга. В одних взаимосвязях данный
предмет находится в отношении различия, в других - в
отношении противоположности. Вода и бензин различны
как жидкости и противоположны по свойствам в отноше-
нии к огню.
Отношение противоположности элементов, объек-
тов реальности, их сторон и свойств выражает присущую
всем явлениям действительности противоречивость. Про-
тиворечие - самая глубокая по содержанию и важнейшая
категория материалистической диалектики, ее опреде-
ляющего закона. Понятием противоречия фиксируются
не просто существующие объективно отношения различия
и взаимоисключения противоположностей, но и момент
необходимой взаимообусловленности отрицающих друг
друга сторон. Противоречие - это единство взаимоисклю-
чающих друг друга противоположностей. Здесь уместно
напомнить отмеченное ранее разделение отношений на
три вида: относительной изолированности, постоянной
взаимозависимости, дискретного действия. При изолиро-
ванности (относительной обособленности) предмета он
рассматривается как себе тождественный объект, как от-
ношение абстрактной противоположности другим пред-
метам. Натрий и хлор - противоположные по химическим
свойствам элементы. Они и в природе существуют раз-
дельно, входя в состав различных соединений. Лишь в
хлориде натрия (поваренной соли) эти химические про-
тивоположности образуют единство, вступая в отношение
противоречия.
Противоречие, значит, существует лишь как отноше-
ние взаимозависимости, взаимообусловленности и взаимо-
проникновения противоположностей. Таковы, например,
отношения противоположностей в микромире: сочетание в
единстве взаимоисключающих свойств элементарного и
сложного, действительного и виртуального (возможного),
положительного и отрицательного, корпускулярного и вол-
нового и др. Отношение противоположностей приобретает
новое качество в случае их непосредственного действия
друг на друга. В противоречии проявляется динамизм, на-
пряженность, "борьба" противоположностей. Примеры та-
кого рода противоречий: взаимодействие электронов и
нуклонов в атоме, соединение и диссоциация веществ в
химических реакциях, взаимоотношение хищников и
жертв в животном мире, классовая борьба в эксплуататор-
ском обществе и т.п. Именно во взаимодействии проти-
воположностей таится движущая сила противоречий.
В противоречиях - импульс самоизменения, источ-
ник развития; сила, преобразующая вещь в нечто иное.
Если бы вещи представляли собой постоянное тождество
самим себе, без различий и противоположностей, они
были бы абсолютно неизменными. Как способ сущест-
вования материи движение есть функционирующее про-
тиворечие. Оно выступает как развертывающееся взаи-
модействие исключающих друг друга противоположностей.
В динамическом взаимодействии противоположностей они
объективно играют разную роль: одна из них выполняет
положительную функцию сохранения существующего про-
тиворечия, другая - отрицательную, поскольку от нее исхо-
дит направленное на упразднение данного противоречия
действие. Сохранение специфики вещи обусловливается
конкретным единством противоположностей. Борьба же
противоположностей и их взаимоотрицание - побуждаю-
щий к качественным изменениям фактор. В борьбе про-
тивоположностей происходит их взаимодействие, т.е.
осуществляется перенос между ними вещества, энергии и
информации. В силу борьбы противоположностей имеет
место изменение отношений между ними, а тем самым -
поэтапное развертывание и углубление противоречий. В
конечном счете взаимодействие противоположностей
приводит к разрешению противоречия. Оно может осуще-
ствляться в различных формах: переходом противополож-
ностей друг в друга, соответственно в более высокие
формы; победой одной противоположности над другой;
упразднением (исчезновением) обеих противоположно-
стей при коренном преобразовании предмета. В движе-
нии противоречий, таким образом, заключается коренная
причина качественных изменений явлений действительно-
сти, отрицания старого и возникновения нового. Тем са-
мым противоречие выполняет в развитии функцию источ-
ника и движущей силы.
С общефилософской позиции определяющим мо-
ментом в разрешении противоречий выступает борьба
противоположностей.
Абсолютность борьбы противоположностей состоит в
том, что в их взаимодействии создается в объекте внутреннее
"напряжение", возникает импульс к изменению и формиру-
ются тенденции его развития. Единство же противополож-
ностей относительно в том смысле, что с развертыванием и
разрешением противоречия меняются конкретные формы их
борьбы, но сама она остается непреходящей. В единстве
противоположностей - основа устойчивости системы, в их
борьбе - стимул ее изменения.
Иного взгляда придерживаются приверженцы вы-
двинутой в XIX в. философами-позитивистами так назы-
ваемой теории равновесия. С их точки зрения, в функ-
ционировании объекта равновесное состояние сменяется
неравновесным, а затем на смену ему снова устанавливает-
ся равновесие. Равновесное состояние системы позитиви-
сты считали "нормальным", а противоречия в ней - чем-то
случайным и несущественным.
Примером современного варианта теории равно-
весия является теория так называемого структурно-
функционального анализа. Один из ее известных пред-
ставителей - американский социолог Т. Парсонс. Он
рассматривает общество как стабильную социальную сис-
тему, стремящуюся восстановить равновесие при его нару-
шении под воздействием внешних или внутренних сил.
Соответственно капиталистическое общество трактуется
Парсонсом как единая устойчиво функционирующая соци-
альная система, элементы которой взаимодействуют с раз-
личной степенью гармоничности. Законом социального
процесса объявляется самоподдержание состояния со-
циального порядка и равновесия. С позиции такого
"функционального единства" политические выступления,
массовые действия трудящихся, классовая борьба расиени-
ваются исключительно как "дисфункции", т.е. нарушение
"нормальных" условий функционирования общества. Здесь,
как и в общем случае теории равновесия, устойчивое со-
стояние системы неправомерно изображается как отсутст-
вие в ней внутренних противоречий.
Поскольку противоречие есть взаимопроникновение
противоположностей, то было бы ошибкой резко "разводить"
моменты их "единства" и "борьбы". .Если акцентирование
состояния равновесия системы означает по существу иг-
норирование ее противоречий, то в еще большей мере
несостоятельна и опасна безоговорочная социальная фе-
тишизация борьбы противоположностей. "Война - отец
всех вещей", - повторял Гитлер слова Гераклита, подводя
ими философскую базу для милитаристских устремлений
фашизма. Помнится и то, что ссылками на абсолютность
борьбы противоположностей во времена сталинизма оп-
равдывались массовые репрессии, вызванные будто бы
обострением классовой борьбы по мере движения к со-
циализму. Но в подобных случаях имеет место не воспро-
изведение объективной диалектики противоречий, а их
субъективистско-идеологическая вульгаризация, намерен-
но пренебрегающая к тому же фактом качественного
многообразия реальных противоположностей.
Типы противоречий
Существующие в действительности противоречия
принято (в зависимости от их характера и роли в разви-
тии) подразделять на основные и неосновные, главные и
неглавные, необходимые и случайные, общие и специфи-
ческие, существенные и несущественные, действительные
и возможные и др. Особо важно различать внутренние и
внешние противоречия. Применительно к материальному
миру в целом всякое противоречие, естественно, является
внутренним. Ведь "вне" материи ничего не существует.
Мир есть самодвижущаяся (вследствие внутренних своих
противоречий) материя. Вынесение источника движения
за ее пределы, что свойственно метафизической трактовке
развития, неизбежно приводит к идеалистическому пред-
ставлению о первотолчке, Боге, мировом духе как корен-
ной причине происходящих изменений.
Дифференциация противоречий на внутренние и
внешние касается, следовательно, отдельных систем, тел,
явлений и процессов. Внутренние противоречия - это
единство противоположностей в самой сущности предме-
та. Внешние - те, которые возникают между сосуществую-
щими и взаимосвязанными явлениями. Они выражают
отношение противоположности разных вещей, каждая из
которых имеет собственные внутренние противоречия.
Внутренние противоречия - причина, движущая сила, ис-
точник развития. Внешние же противоречия оказывают
воздействие на ход внутренних процессов данного явле-
ния в качестве его условий. Они влияют на характер,
темп и направленность изменений, происходящих в силу
борьбы внутренних противоположностей. Так, качество
химической реакции определяется составом и строением
взаимодействующих молекул вещества (т.е. их внутрен-
ними противоречиями). Но скорость протекания реакции
во многом зависит от температуры, концентрации веще-
ства, давления и других внешних факторов. Специфика
живых организмов - в структуре генетического кода. В то
же время организм не может существовать без обмена ве-
ществ с внешней средой. Внешние противоречия могут
способствовать росту и развитию организма или замед-
лять их.
Названные разновидности противоречий обнаружи-
ваются во всех формах движения материи. На уровне же
общества появляются новые типы противоречий, что свя-
зано с особенностями его объективной диалектики.
Но тем самым можно противоречия классифициро-
вать и в более общем виде, объединить в следующие ти-
пы: 1) онтологические; 2) гносеологические; 3) аксиоло-
гические; 4) праксеологические.
К числу онтологических следует отнести про-
тиворечия физические, химические, биологические,
социальные. Гносеологические включают в себя:
а) противоречия когнитивные (возникающие в познава-
тельных действиях между чувственным и рациональным,
логикой и интуицией, опытом и теорией, между различ-
ными теориями и т.п.); б) логические (возникающие
вследствие нарушений законов правильного мышления);
в) категориальные (выражающие отношение противо-
положностей типа: явления - сущности, возможности -
действительности, причины - следствия, качества - ко-
личества, отрицания - полагания и др.).
Группу аксиологических противоречий образу-
ют противоположности ценностных отношений людей
(добра и зла, справедливости и несправедливости, веры и
безверия и др.).
К праксеологическим относятся противоречия,
лежащие в основе многообразных общественных отноше-
ний и массовых действий людей - экономические, поли-
тические, идеологические и т.п.
Их более глубокое осмысление требует рассмотре-
ния особенностей социальной диалектики, диалектики
общественного развития.