Культурно-исторический (цивилизационный подход) как парадигма юридических исследований
1. Основные идеи и принципы культурно-исторического (цивилизационного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания.
2. Культурно-исторический (цивилизационный) подход в истории методологической мысли.
3. Культурно-исторический подход в юриспруденции.
Цель изучения темы:
Формирование у студентов основных идей и принципов культурно-исторического (цивилизационного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания.
Задачи изучения темы:
- познать основные идеи и принципы культурно-исторического (цивилизационного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания;
- познать основные идеи и принципы культурно-исторический (цивилизационный) подхода в истории методологической мысли;
- познать культурно-исторический подход в юриспруденции.
Изучив тему, вы получите представление о:
- основных идеях и принципах культурно-исторического (цивилизационного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания;
- основные идеи и принципы культурно-исторический (цивилизационный) подхода в истории методологической мысли;
- культурно-историческом подходе в юриспруденции.
Будете знать:
- основные идеи и принципы культурно-исторического (цивилизационного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания;
- основные идеи и принципы культурно-исторический (цивилизационный) подхода в истории методологической мысли;
- культурно-исторический подход в юриспруденции.
Контрольные вопросы к теме
1. Основные идеи и принципы культурно-исторического (цивилизационного) подхода как методологии социально-гуманитарного познания.
2. Культурно-исторический (цивилизационный) подход в истории методологической мысли.
3. Культурно-исторический подход в юриспруденции.
ТЕСТЫ
1. Методология юридических исследований, базирующаяся на идее культурного плюрализма, позиционирующая право как автономный, циклически развивающийся, имеющий свой уникальный дух, организм:
а) культурно-исторический подход;
б) формационный подход;
в) цивилизационный подход;
г) юридическая феноменология.
2. Представители Исторической школы права:
а) Е. Эрлих;
б) Л. Дюги;
в) Ф.К. Савиньи;
г) Г.Ф. Пухта.
3. Основатель Исторической школы права:
а) Е. Эрлих;
б) Л. Дюги;
в) Г. Гуго;
г) К. Маркс.
Литература, рекомендуемая к изучению
1. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. - М., 1998.
2. Берна Дж. Наука в истории общества. - М., 1956.
3. Благо и истина: классические и неклассические регулятивы. - М., 1998.
4. Вернадский В. И. Проблема биохимии. - М., 1988.
5. Волошинов В. Философия и социология гуманитарных наук. - СПб., 1995.
6. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум. - М., 2003. - 523 с.
7. Горохов В. Г. Философия науки и техники / В. Г. Горохов, М. А. Розов. - М., 1999.
8. Касавин И. Т. Рациональность в познании и практике / И. Т. Касавин, З. А. Сокулер. - М., 1989.
9. Лапаева В. В. Различные типы правопонимания: анализ научно-практического потенциала / В. В. Лапаева // Законодательство и экономика. - 2006. - №4.
10. Лешкевич Т. Г. Философия науки: традиции и новации. Наука как социокультурный феномен / Т. Г. Лешкевич. - М., 2004.
11. Петров А. В. Теория государства и права: введение в курс / А. В. Петров. - Н.Новгород: ННГУ, 2000.
12. Попов В. В. Теория рациональности (неклассический и постнеклассический подходы): учеб. пособие / В. В. Попов, Б. С. Щеглов. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 2006. - С. 268.
13. Степин В. С. Теоретическое знание / В. С. Степин. - М., 2000. - 744 с.
14. Торосян В. Г. Концепции современного естествознания / В. Г. Торосян. - Краснодар, 1999.
15. Тулмин Ст. Человеческое понимание / Ст. Тулмин. - М., 1984.
16. Философия о предмете и субъекте научного познания. - СПб., 2002.
17. Холтон Дж. Что такое антинаука? / Дж. Холтон // Вопросы философии. - 1992. - № 2.
18. Хоркхаймер М. Диалектика просвещения / М. Хоркхмайер, Т. Адорно. - СПб., 1997.
19. Швырев В. С. Научное познание как деятельность / В. С. Швырев. - М., 1984.
ТЕМА 13.
ЭВОЛЮЦИОНИЗМ, ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД