Итальянская комедия XVIII в.

Спор о судьбах комедии дель арте. Просветительская комедия характера К. Гольдони (“Хозяйка гостиницы”). Предромантизм в пьесах-сказках К.Гоцци (“Принцесса Турандот”).

Дидактические материалы

Практическое занятие № 1

Барокко в европейской литературе

1. Теория барокко в трудах Б. Грасиана и Э. Тезауро.

2. Поэзия барокко (Л. де Гонгора, Д. Мариино, А. Грифиус, Д. Донн, Т. де Вио). Анализ одного стихотворения.

3. Барочная драма П. Кальдерона «Жизнь есть сон».

4. Типология барочного романа. Роман Х. Гриммельсгаузена «Симплициссимус».

5. Черты эстетики барокко в поэме Д. Мильтона «Потерянный рай».

Сообщение:Ренессансный реализм в исторической драме Лопе де Веги «Овечий источник».

Примечание: Преподавателю рекомендуется, в зависимости от особенностей учебной группы, выбрать для анализа из предложенного списка 2-3 вопроса. Сокращение количества вопросов возможно и на других практических занятиях.

Литература

Испанский театр. М., 1969.

Испанская эстетика. Ренессанс, Барокко. Просвещение. М., 1977.

Европейская поэзия XVII ., 1977.

Голенищев-Кутузов И.Н. Литература Испании и Италии эпохи барокко // Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1972.

Морозов А.А. «Симплициссимус» и его автор. Л., 1984.

Горбунов А.А. Д. Донн и английская поэзия XVI-XVII вв. М., 1994.

Чамеев А.А. Д. Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.

Практическое занятие № 2

Жанр французской классицистической трагедии

1. Теория трагедии в «Поэтике» Аристотеля и трактате Н. Буало «Поэтическое искусство».

2. Эволюция понятия героического в трагедии П. Корнеля («Сид», «Гораций», «Родогуна»).

3. Герой и конфликт в ранней трагедии Ж. Расина «Андромаха».

4. Трагедия «Федра» и античная традиция.

Сообщение:Традиция классицистической трагедии и роман М. де Лафайет «Принцесса Клевская».

Литература

Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. М., 1984.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Буало Н. Поэтическое искусство. М., 1957.

Театр французского классицизма. М., 1970.

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в. М., 1967.

Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. М., 1968.

Большаков В.П. П. Корнель: Жизненный и творческий путь. М., 2001.

Кадышев В. Расин. М., 1990.

Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Бахмутский В. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.

Практическое занятие № 3

Театр Мольера

1. Комедия в системе жанров классицизма.

2. Своеобразие высокой комедии. «Тартюф» (или «Мизантроп»).

3. Эволюция комедии характера. «Дон Жуан».

4. Комедия нравов. «Мещанин во дворянстве».

Сообщение:Тема «художник и власть» в книге М. Булгакова «Жизнь господина де Мольера».

Литература

Бордонов Ж. Мольер. Л., 1979.

Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. М., 1980.

Мультатули В.И. Мольер. Л., 1970.

Гинзбург Ю.А., Великовский С.И. Комедиограф «великого века» // Мольер. Полн. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. М ., 1985-1987.

Практическое занятие №№ 4-5

Проза XVIII в.

1. Пародирование старой повествовательной традиции в философской повести Вольтера. Просветительские идеи и художественное своеобразие повести «Кандид».

2. Роман-путешествие в литературе XVIII в. (Д. Дефо, Д. Свифт, Л. Стерн).

3. От романа-путешествия к роману воспитания. Г. Филдинг.

4. Роман-исповедь как предромантический жанр. Ж.-Ж. Руссо.

Сообщение:Тема любви в рокайльном и сентиментальном романе. А.Ф. Прево. Ж.-Ж. Руссо. И.-В. Гете.

Литература

Артамонов С. Вольтер. М., 1954.

Гордон Л.С. Поэтика «Кандида» // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973.

Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Урнов Д.М. Дефо. М., 1990.

Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Д. Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1980.

Роджерс П.Г. Филдинг. М., 1984.

Гриб. В.Р. Аббат Прево и его «Манон Леско» // Гриб В.Р. Избранные работы. М., 1950.

Дворцов А.Т. Ж.-Ж. Руссо. М., 1980.

Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-1760 гг. Днепропетровск, 1992.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман. Эпоха Просвещения и романтизм. Ростов-на Дону, 1992.

Бент М. «Вертер, мученик мятежный». Бография одной книги. Челябинск, 1997.

Практическое занятие № 6

Драматургия XVIII в.

1. Реформа драмы Г.Э. Лессинга. «Эмилия Галотти».

2. Драматургия «Бури и натиска». Ф. Шиллер («Разбойники» или «Коварство и любовь»).

3. Историческая драма Ф. Шиллера «Вильгельм Телль».

Сообщение:Эволюция жанра комедиив XVIII в. Р.Б. Шеридан. Бомарше. К. Гольдони. К. Гоцци.

Литература

Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

Лессинг и современность. М., 1981.

Маршова Н.М. Шеридан. М., 1978.

Шервин О. Шеридан. М., 1978.

Грандель Ф. Бомарше. Очерк жизни и творчества. М., 1960.

Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

Либинзон З.Е. Ф. Шиллер. М., 1984.

Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М., 1958.

Жирмунский В. М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Практическое занятие № 7-8

Поэзия XVIII в.

1. Поэзия английского сентиментализма. Дж. Томсон. Э. Юнг. Т. Грей. О. Голдсмит.

2. Темы и жанры поэзии Р. Бернса.

3. Предромантизм «Песен Оссиана» Дж. Макферсона.

4. Жанр баллады в немецкой поэзии. Г.А. Бюргер. Ф. Шиллер. И.-В. Гете.

Сообщение:Жанр элегии в предромантической поэзии Франции. А. Шенье. Э. Парни.

Литература

Левин Ю.Д. Оссиан в русской литературе. Л., 1980.

Елистратова А.А. Р. Бернс. М., 1957.

Колесников Б.И. Р. Бернс. М., 1967.

Шиллер Ф.П. Ф. Шиллер. М., 1955.

Кузьмин Б.А. Голдсмит и сентиментализм // Кузьмин Б.А. О Голдсмите, о Байроне, о Блоке. М., 1977.

Соловьева Н.А. Т. Грей и проблемы «Кельтского Возрождения» // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. 1984. № 5.

Французская элегия XVIII-XIX веков в переводах поэтов пушкинской поры. М., 1989.

Практическое занятие № 9

Трагедия И.-В. Гете «Фауст»

1. История создания трагедии.

2. Композиция и жанровое своеобразие «Фауста».

3. Философская проблематика и образная система трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля.

4. Женские образы и тема любви в трагедии.

5. Гете о природе и смысле жизни человека.

6. Гете об истории, современности и будущем человечества.

Сообщение:Сюжета о Фаусте в литературе XVI-XVIII вв.

Литература

Аникст А.А. Гете и Фауст: от замысла к свершению. М., 1989.

Аникст А.А. «Фауст» Гете: Литературный комментарий. М., 1979.

Жирмунский В.М. Творческая история «Фауста» Гете. Легенда о Фаусте // Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.

Федоров Ф.П, «Фауст» Гете. Рига, 1976.

Рекомендуемая литература

Учебники

Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. М., 1983.

Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. М., 1978.

Виппер Ю.Б., Самарин Р.М. Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII в. М., 1954.

История английской литературы. В 4 т. М.:Л., 1946 Т. 1.

История всемирной литературы. В 9 т. М., 1987. Т. 4,5.

История западноевропейского театра. В 2 т. М., 1956-57. Т. 1-2.

История немецкой литературы. В 5 т. М., 1962. Т. 1-2.

История немецкой литературы. В 2 т. М., 1985. Т. 1.

История зарубежной литературы XVII в. /Под ред. З.И. Плавскина. М., 1987.

История зарубежной литературы XVIII в. /Под ред. З.И. Плавскина. М., 1987.

История зарубежной литературы XVII в. /Под ред. Н.Т. Пахсарьян. М., 2005.

История французской литературы В 5 т. М.:Л., 1946. Т. 1.

История французской литературы /Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. М., 1987.

Неустроев В.П. Немецкая литература эпохи Просвещения. М, 1958.

Плавскин З.И. Испанская литература XVII – середины XIX в. М., 1978.

Хрестоматии и антологии

Английская поэзия в русских переводах (XIV-XIX). М., 1981.

Английская комедия XVII-XVIII вв. М., 1989.

Зарубежная литература XVII-XVIII вв. Хрестоматия /Сост. С.Д. Артамонов.

М., 1982.

Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М., 1980.

Мокульский С.С. Хрестоматия по истории западноевропейского театра. В 2 т. М. 1955. Т. 1-2.

Спор о древних и новых. М., 1985.

Хрестоматия по западноевропейской литературе XVII в. / Сост. Б.И. Пуришев. М., 2000.

Хрестоматия по зарубежной литературе XVIII в. / Сост. Б.И. Пуришев, Ю.И. Божор. В 2 т. М., 1970-1972.

Статьи и монографии

Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М., 1996.

Азаркин Н.М. Монтескье. М., 1988.

Аникст А.А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга. М., 1967.

Аникст А.А. Гете и Фауст: от замысла к свершению. М., 1989.

Аникст А.А. «Фауст» Гете: Литературный комментарий. М., 1979.

Аникст А.А. Творческий путь Гете. М., 1986.

Артамонов С.Д. Вольтер. М., 1954.

Артамонов С.Д. Бомарше. Очерк жизни и творчества. М., 1960.

Атарова К.Н. Лоренс Стерн и его «Сентиментальное путешествие». М., 1988.

Балашов Н.И. Испанская классическая драма в сравнительно-литературном и текстологическом аспектах. М., 1975.

Барт Р. Расиновский человек // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1994.

Баскин М.Н. Монтескье. М., 1975.

Бахмутский В. Время и пространство во французской классической трагедии XVII века // Бахмутский В. В поисках утраченного. М., 1994.

Бент М. «Вертер, мученик мятежный…» Биография одной книги. Челябинск, 1997.

Библер В.С. Век Просвещения и критика способности суждения: Дидро и Кант // Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980.

Большаков В.П. П. Корнель: Жизненный и творческий путь. М., 2001.

Бордонов Ж. Мольер. М., 1983.

Булгаков М. Жизнь господина де Мольера. М., 1980.

Верцман И. Эстетика Гете // Верцман И. Проблемы художественного познания. М., 1967.

Верцман И. Ж.-Ж. Руссо. М., 1970.

Виппер Ю.Б. Формирование классицизма во французской поэзии начала XVII в. М., 1967.

Виппер Ю.Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII в. // Виппер Ю.Б. Творческие судьбы и история. М., 1990.

Волков И.Ф. «Фауст» Гете и проблема художественного метода. М., 1970.

Вольтер в России. М., 1995.

Гольдман Л. Сокровенный бог. М., 2002.

Грандель Ф. Бомарше. М., 1985.

Горбунов А.Н. Д. Донн и английская поэзия XVI-XVII вв. М., 1993.

Гордон Л.С. Поэтика «Кандида» // Проблемы поэтики и истории литературы. Саранск, 1973.

Гриб В.Р. Мадам де Лафайет. Расин. Мольер. Аббат Прево и его «Манон Леско» // Гриб В.Р. Избранные работы. М., 1956.

Гулыга А.В. Гердер. М., 1975.

Дворцов А.Т. Жан-Жак Руссо. М., 1980.

Дени Дидро и культура его эпохи. М., 1986.

Диас-Плаха Г. От Сервантеса до наших дней. М., 1981.

Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. М., 1966.

Елистратова А.А. Роберт Бернс. Критико-биографический очерк. М., 1957.

Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму. СПб., 2001.

Жирмунский В.М. Очерки по истории классической немецкой литературы. Л., 1972.

Жирмунский В.М. Гете в русской литературе. Л., 1982.

Жучков В.А. Немецкая философия раннего Просвещения. М., 1989.

Забабурова Н.В. Творчество М. де Лафайет. Ростов-на-Дону, 1985.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман: Эпохи Просвещения и романтизм. Ростов-на-Дону, 1992.

Заборов П.Р. Русская литература и Вольтер. М., 1980.

Западноевропейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX-XX вв. М., 2001.

Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977.

Кадышев В. Расин. М., 1990.

Кагарлицкий Ю.И. Театр на века. Театр эпохи Просвещения. М., 1987.

Колесников Б.И. Роберт Бернс. М., 1867.

Конради К.О. Гете: Жизнь и творчество. В 2 т. М., 1987.

Культура эпохи Просвещения. М., 1993.

Кузнецов В.И. Вольтер. М., 1978.

Ланштейн П. Жизнь Шиллера. М., 1984.

Левидов М. Путешествие в некоторые отдаленные страны мысли и чувства Д. Свифта, сначала исследователя, а потом воина в нескольких сражениях. М., 1980.

Левин Ю.Д. Восприятие английской литературы в России. Л., 1990.

Левин Ю.Д. Оссиан в русской литературе. Л., 1980.

Либинзон З.Е. Фридрих Шиллер. М., 1990.

Лозинская Л.Ф. Шиллер. М., 1990.

Лотман Ю.М. Слово и язык в культуре Просвещения // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т. 2. Таллинн, 1992.

Лотман Ю.М. Руссо и русская культура XVIII-начала XX века // Эпоха Просвещения Л., 1967.

Лессинг и современность. М., 1981.

Макуренкова С.А. Джон Донн. Поэтика и риторика. М., 1994.

Маршова Н.М. Шеридан. М., 1978.

Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. М., 1994.

Михайлов А.В. Языки культуры. М., 1997.

Морозов А.А. «Симплициссимус» и его автор. Л., 1974.

Муравьев В. Путешествие с Гулливером. М., 1980.

Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. Киев, 1981.

Нарский И.В. Пути английской эстетики XVIII века // Из истории английской эстетической мысли XVIII века. М., 1982.

Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. М., 1968.

Ортега-и-Гассет Х. Воля к барокко // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

Павлова Т. Джон Милтон. М., 1996.

Пахсарьян Н.Т. Генезис, поэтика и жанровая система французского романа 1690-1760 гг. Днепропетровск, 1996.

Потемкина Л.Я. Пути развития французского романа в XVII в. Днепропетровск, 1971.

Пумпянский Л.В. История немецкой литературы. В 3 т. М., 1962. Т. 1.

Разумовская М.В. От «Персидских писем» до «Энциклопедии». Роман и наука во Франции в XVIII веке. СПб., 1994.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966.

Русский и западноевропейский классицизм. М., 1982.

XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969.

Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. М., 1964.

Сидорченко Л.В. Александр Поуп. В поисках идеала. Л., 1987.

Силюнас В. Испанский театр XVI-XVII веков. М., 1995.

Соколянский М.Г. Творчество Г. Филдинга. Киев, 1975.

Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма. М., 1988.

Софронова Л.А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизме // Человек в контексте культуры. М., 1968.

Стадников Г.В. Лессинг. Литературная критика и художественное творчество. Л., 1987.

Стрельцова Г.Я. Блез Паскаль и европейская культура. М., 1985.

Тертерян И.А. Барокко и романтизм: К изучению мотивной структуры // Iberika. Кальдерон и мировая культура. Л., 1968.

Тронская М.Л. Немецкая сатира эпохи Просвещения. Л., 1962.

Тронская М.Л. Немецкий сентиментально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965.

Тураев С.В. Гете и формирование концепции мировой литературы. М., 1989.

Урнов Д.М. Дефо. М., 1990.

Федоров Ф.П. «Фауст» Гете. Рига, 1976.

Хейзинга Й. Игровое содержание барокко. Рококо. Романтизм и сентиментализм // Хейзинга Й. Homo ludens. М., 1992.

Чамеев А.А. Д. Мильтон и его поэма «Потерянный рай». Л., 1986.

Шервин О. Шеридан. М., 1978.

Шиллер Ф.П. Фридрих Шиллер. М., 1955.

Эстетика Дидро и современность. М., 1989.

Экзаменационные вопросы

1. Основные тенденции в развитии европейских литератур XVII в. Литературные направления, жанры.

2. Ренессансные традиции в литературе XVII в. Народная драма Лопе де Веги «Овечий источник».

3. Основные особенности эстетики барокко. Теория барокко в трудах Б. Грасиана и Э. Тезауро.

4. Поэзия барокко в западноевропейской литературе XVII в.

5. Особенности барочной драматургии. Философская драма Кальдерона «Жизнь есть сон».

6. Типология барочного романа. Художественные особенности романа Х. Гриммельсгаузена «Симплициссимус».

7. Творчество Д. Мильтона. Эстетическая природа поэмы «Потерянный рай».

8. Литературная теория классицизма. Трактат Н. Буало «Поэтическое искусство».

9. Поэзия классицизма. Басни Ж. де Лафонтена.

10. Два этапа развития французской классицистической трагедии. П. Корнель. Ж. Расин.

11. «Сид» Корнеля как классицистическая трагедия.

12. Понятие героического в трагедии Корнеля «Гораций».

13. Художественные особенности трагедии Расина «Андромаха2.

14. Трансформация античной традиции в трагедии Расина «Федра».

15. Эстетические взгляды Мольера. Эволюция жанра комедии в творчестве драматурга.

16. «Высокая комедия» Мольера. «Тартюф» (или «Мизантроа»).

17. Комедия характера у Мольера. «Скупой» (или «Дон Жуан»).

18. Мольеровская комедия нравов. «Мещанин во дворянстве».

19. Проза классицизма. Роман М. де Лафайет «Принцесса Клевская».

20. Основные тенденции в развитии литературы XVIII в. Нарпалвения. Жанры. Литература и философия.

21. Творчество Д. Дефо. Просветительские идеи и жанровые особенности романа «Робинзон Крузо».

22. Творчество Д. Свифта. Особенности сатиры в романе «Путешествия Гулливера».

23. Основные тенденции в развитии английского романа середины XVIII в. С. Ричардсон. Г. Филдинг, Т. Смоллетт.

24. Творчество Г. Филдинга. Художественные особенности и полемическая направленность романа «История Тома Джонса, найденыша».

25. Жанровое своеобразие комедии Р.Б. Шеридана «Школа злословия».

26. Творчество Л. Стерна. «Сентиментальное путешествие» как художественный манифест английского сентиментализма.

27. Поэзия английского сентиментализма.

28. Лирика Р. Бернса.

29. Предромантизм в английской литературе. «Песни Оссиана» Дж. Макферсона.

30. Французский роман первой трети XVIII в.

31. Творческий путь Вольтера. Лирика, поэмы, драматургия.

32. Жанровые особенности «философской повести» Вольтера. «Кандид».

33. Д. Дидро как философ и теоретик литературы. История издания, особенности, значение «Энциклопедии».

34. Проза Д. Дидро.

35. Философские и педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо.

36. Художественное творчество Руссо. Роман «Новая Элоиза».

37. Мир и человек в «Исповеди» Руссо.

38. Жанровая специфика комедий Бомарше.

39. Предромантизм во французской поэзии. Э. Парни. А. Шенье.

40. Теория драмы Г.Э. Лессинга.

41. Традиции и новаторство в драме Лессинга «Эмилия Галотти» (или «Натан Мудрый»).

42. Эволюция творчества Ф. Шиллера.

43. Лирика Шиллера.

44. Драма Шиллера периода «Бури и натиска». «Разбойники» или «Коварство и любовь»).

45. Историческая драма Шиллера. «Вильгельм Телль».

46. Творческий путь И.-В. Гете. Жанровая эволюция.

47. Лирика Гете.

48. «Страдания юного Вертера» Гете как вершина немецкого сентиментализма.

49. «Фауст» Гете – философская драма эпохи Просвещения.

50. Итальянская комедия XVIII в. К. Гольдони. К. Гоцци.

Примечание.В процессе изучения курса рекомендуется тексты произведений читать в полном объеме. По хрестоматии и антологиям разрешается читать лирику, фрагменты крупных прозаических и стихотворных произведений (поэмы Д. Мильтона, романов Х. Гриммельсгаузена, С. Ричардсона, Г. Филдинга, Л. Стерна, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, теоретических манифестов барокко и классицизма). Трагедию И.-В. Гете «Фауст» следует читать в полном объеме. На экзамене обязательно чтение наизусть по одному стихотворению Р. Бернса, Ф. Шиллера, И.-В. Гете. Рекомендуется также при подготовке к экзамену заучивать наизусть фрагменты стихотворений других поэтов для ответа на вопросы, касающиеся истории поэзии.

Задания для итогового контроля и контроля остаточных знаний

по курсу истории зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

Вариант 1

Внимательно прочтите вопрос и все варианты ответов на него. Затем обведите кружком номер ответа, который является, по Вашему мнению, правильным (правильными могут быть несколько ответов).

I. Назовите признаки стиля барокко

1. простота

2. обилие тропов

3. логичность.

II. Кто из указанных авторов представляет драматургию классицизма?

1. Корнель

2. Мольер

3. Кальдерон

III. В каких трактатах излагаются принципы эстетики барокко?

1.Искусство поэзии

2. Об остроумии

3. Подзорная труба Аристотеля

IV. О ком из французских поэтов Н. Буало сказал:

Очистив наш язык от грубости и скверны,

Он вкус образовал взыскательный и верный,

За легкостью стиха внимательно следил

И перенос строки сурово запретил.

1. Теофиль де Вио

2. Ж. де Лафонтен

3. Ф. Малерб

V. Какой из жанров классицисты считали высоким?

1. элегия

2. басня

3. ода

VI. Какой стихотворный размер во французской поэзии называли героическим?

1. вольный басенный стих

2. восьмисложник

3. александрийский стих

VII. Какому поэту принадлежат следующие строки:

Наши рекомендации