Принцип общинности (коллективизм)

Для традиционной морали община, а не личность является безусловной ценностью. Индивид здесь отождествляет свои интересы с благополучием социальной группы. Нравственный статус группы переносится на индивида, т.е. принадлежность к славному роду, семье, стране, профессии делает человека более значимым в нравственном отношении. В то же время заслуги индивида приписываются группе – достижения одного вызывают гордость и чувство причастности к его деяниям. Человек всегда должен помнить, что по нему будут судить о добродетелях и пороках всей группы, а потому позорить ее своим поведением недопустимо.

Единство и взаимность в сообществе поддерживались по «золотому правилу нравственности»:

· чего себе не хочешь, того другим не делай (негативная формулировка);

· относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе (позитивная формулировка).

Принцип трудолюбия

Оценка труда в традиционной нравственности противоречива. С одной стороны, земной труд противопоставлялся священным ритуальным занятиям, он выступал как наказание, низкое занятие. Благородные сословия традиционного общества (воины, дворяне, священнослужители нехристианских конфессий) презирали физический труд как заботу о личном благополучии, противопоставляя ему бескорыстное служение «высшему». С другой стороны, поскольку земля в традиционной культуре обладает священной ценностью, то и работа на ней считается высоконравственным занятием. Труд в общине является способом укрепления коллективизма, а тот, кто не работает, сидит на шее у других. Кроме того, без полезного занятия человек теряет ориентацию в жизни, «сбивается с пути истинного», ведет беспорядочный образ жизни. И наоборот, приобщение к профессии означает и смысложизненный выбор. Для женщины трудолюбие оказывается залогом ее целомудрия: домашняя работа препятствует легкомысленным развлечениям.

Таким образом, в традиционной культуре складывается нравственная иерархия видов труда: на первом месте стоит труд крестьянина, на втором – ремесленника, если он не производит предметы на продажу. Далее идет торговля, которая оценивается как занятие низкое, но постыднее всего в нравственном отношении – ростовщичество. Таким образом, все, связанное со сферой обмена и товарно-денежными отношениями, получает по преимуществу негативную нравственную оценку.

Принцип патриотизма

Принцип патриотизма имеет сложное содержание, одни его аспекты могут не согласовываться с другими:

1. Изначальный смысл слова «патриотизм» (по латыни pater – отец) предполагает верность традиции отцов, приверженность ценностям предков. Патриотизм – это форма связи времен, способ самоопределения индивида в череде поколений. Понимание, к какому роду ты принадлежишь, – в этом и состоит патриотизм.

2. Принадлежность к «своим» существует в рамках противопоставления «чужим». Потому патриотизм очень часто понимается как борьба с врагами, а патриотическое воспитание осуществляется как военно-патриотическое. В данном аспекте патриотизм имеет черты агрессивности.

3. Поскольку традиционные общины были привязаны к своей земле как в экономическом, так и в духовном плане, патриотизм предполагает любовь к своей земле, что выражается в труде на ней (перекличка с принципом трудолюбия) и в защите ее.

4. Любые ценности традиционного общества (в том числе, как уже отмечалось, земля) имели сакральное обоснование. В этом плане патриотизм – это священное чувство Родины, похожее на религиозное. Родина – это не историко-географическая общность, а символическая реальность, по отношению к которой человек находится в позиции служения. Патриотизм здесь – не земная эгоистическая привязанность ко всему «своему», но привязанность к высшим моральным ценностям (свобода, смысл жизни), которые и олицетворяются понятием Родина.

5. Существенные новации в содержании патриотизма происходят под влиянием государства. В рамках господствующей идеологии патриотизм понимается как служение государству. Здесь предполагается любовь не просто к стране, но к ее социально-политическому устройству. Под влиянием борьбы с существующим политическим строем может сформироваться и альтернативный вариант патриотизма, где патриот – это борец за освобождение Родины от неправедных государственных деятелей.

6. Патриотизм может трактоваться и как приверженность ко всему национальному («любовь к своему народу»), хотя выпячивание этнического фактора в содержании патриотизма может вести как к нравственному возрождению, так и к нравственному одичанию.

Воинский этос

Вопреки расхожему представлению о морали как сфере мирной гуманности, многие понятия традиционной нравственности сформировались в воинских сообществах. Кодексы поведения, сложившиеся в этой среде, и называются воинским этосом.

Этос воинов основан на представлении об избранности этой социальной группы среди других, о войне как занятии благородных, о нравственности как о правой силе (военная победа понимается как свидетельство нравственной правоты). Воинская община строится по модели семьи, где вождь выступает в функции отца, по отношению к которому воин хранит верность, аналогичную патриархальной. Между соратниками устанавливаются взаимосвязанные отношения побратимства и соперничества. Побратимство как установление псевдородственных связей – это способ достойно выйти из боя, побратавшись с соперником, или способ укрепить отношения внутри воинской дружины. Побратимство стало прообразом такого высоко ценимого в этике отношения, как дружба. Соперничество в воинской среде происходит среди «своих», равно благородных, за приобретение личных заслуг. Личная слава и честь достигаются благодаря ратным подвигам, поэтому мужество, храбрость, смелость – необходимые добродетели воинского этоса, а трусость – самый презренный порок. Чтобы нравственно упорядочить соперничество среди «своих», разрабатываются правила вежливости, изысканный этикет для избежания ситуаций, которые могли быть расценены как покушение на честь. Нравственность воинов существенно отличается от общих установок традиционной нравственности. Как уже упоминалось, воины с презрением относились к труду. Поскольку военный человек не привязан к собственности, его добродетелью стала щедрость. Воинам присущи прямота, честность, простота и ясность в определении критериев добра и зла.

В целом нужно отметить, что устойчивость традиционной нравственности связана с цикличностью сельскохозяйственных занятий, продолжительное существование этой нормативной системы сделало ее основой всех последующих нравственных форм, которые, модифицируя содержание традиции, наслаивались на нее.

3. Взаимодействие религиозной морали с традиционной нравственностью

Мировые религии привнесли в нравственную жизнь человечества новые моменты:

· монотеизм предполагает единственность Бога, перед которым все люди предстают как равные (архаические же сообщества построены иерархически: старшие – младшие, мужчины – женщины);

· Бог мировых религий – духовный Бог (в отличие от архаических антропоморфных божеств или божеств, сливавшихся с природными стихиями), что способствует выдвижению моральных духовных ценностей на передний план системы регуляции;

· Бог в монотеизме предстает как личность, соответственно и верующий должен быть личностью, обладателем души с развитым внутренним миром;

· Человек в мировых религиях трактуется как «венец творения», нравственные нормы диктуют гуманное отношение к другому человеку, который понимается как «ближний». В традиционной культуре, как уже отмечалось, главные ценности были сакральными, а в социальной практике ценностью обладала община, а не индивид. Гуманизм не входит в число принципов традиционной нравственности;

· появляется Священное Писание с четкой фиксацией норм, что позволяет предъявлять их индивиду, требовать их осознания и самостоятельного выполнения в разнообразных ситуациях.

Мировые религии преобразовали традиционную нравственность. Изменилась категориальная и мотивационная структуры морального сознания. Традиционные поступки осмысливаются в новых категориях (например, традиционная взаимопомощь между людьми осмысляется в терминах «милосердия» к «ближнему»). Традиционные поступки получают новые мотивы (любовь, милосердие, очищение души от греха). Религиозная идеология углубляет содержание традиционных норм, делает акцент на их мотивации (требует не только «не убивай», «не кради», но и «не гневайся», «не желай…»). Традиционные нормы сортируются, исходя из положений религиозной доктрины, наиболее жестокие отвергаются, нравы смягчаются. В целом регуляция деятельности поднимается на новый, более сложный уровень, рассчитанный на личность, а не на общину, предполагающий мотивацию поведения духовными ценностями, выдвигающий единые нравственные требования по крайней мере к единоверцам.

Однако потенциальные возможности религиозной морали исторически остались мало реализованными. Традиционная нравственность ассимилировала религиозные ценности и интерпретировала их в свете собственных установок. Под влиянием традиционных представлений содержание религиозной морали существенно изменилось, что и демонстрируют средневековые нравы.

Лекция 5

РАЗВИТИЕ НРАВОВ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Нравы средневековья

Нравы средневековья формируются на основе:

· традиционной нравственности;

· религиозной морали;

· влияния социальной структуры феодального общества.

Социальная структура феодального общества представляла собой пирамиду сословий со своими наборами прав и обязанностей, грехов и добродетелей. Согласно моральной иерархии этого общества, существуют люди благородные и люди подлого рождения. Задача личности – знать свое место в иерархии и выполнять обязанности, подобающие своему социальному статусу.

Отношения между сословиями строились по патриархальному принципу «отцы» и «дети»: низшие должны почитать высших, а высшие – заботиться о низших. Такие взаимные обязанности способствовали моральной сплоченности средневекового общества.

Типичным примером средневекового нравственного образца является нравственный образец рыцаря, в котором сочетались традиционные, христианские и сословные черты. Рыцарь должен быть:

· верным своему господину,

· верным данному слову (обету),

· храбрым,

· благородным в бою (этому способствовали правила проведения поединков),

· щедрым.

Степень соответствия рыцарского образца христианским ценностям относительна. Рыцарь не мыслил простолюдина в качестве «ближнего», упомянутые добродетели он проявлял лишь по отношению к людям своего сословия. Убийства и грабежи не были чужды военному делу. Но в той степени, в какой рыцарь был набожен, выступал как «воин Христов» в крестовых походах, он был христианином своего времени. Тем более, что средневековье трактовало христианские истины не столько как нормы милосердия, сколько как ценности, приверженность которым позволит побеждать своих врагов на войне.

2. Буржуазная мораль

Капиталистический способ производства разрушил социальную базу традиционной нравственности (общину), изменилась как система ценностей, так и сам способ нравственной регуляции поведения.

Наши рекомендации